Суда Российской Федерации Капкаев Д.В., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2016 по делу № А07-9075/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан, установил: государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) о взыскании 1 063 361 рубля ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесногогруза , а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 90 164 рублей 15 копеек. Решением суда первой инстанции от 05.10.2015 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.01.2016, оставленным без изменения постановлением суда округа от 26.04.2016, указанное решение отменено, заявленные требования удовлетворены частично, с предпринимателя в пользу учреждения взыскан ущерб в размере 1 063 361 рубля, в удовлетворении остальной части требований отказано. В кассационной
Российской Федерации Капкаев Д.В., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.08.2015, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.02.2016 по делу № А08-2524/2015, установил: Дорожное агентство Республики Коми (далее – агентство) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель) о взыскании 8 858 рублей 30 копеек ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования или межмуниципального значения Республики Коми при перевозке тяжеловесногогруза . К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2. Решением суда первой инстанции от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции и округа от 29.02.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить названные судебные акты в связи с существенными нарушениями норм права. Ознакомившись с доводами заявителя,
спорам Верховного Суда Российской Федерации. Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив факт превышения транспортными средствами установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось транспортного средства и отсутствие доказательств возмещения ущерба, суды, руководствуясь статьями 12, 15, 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 № 125, учитывая, что собственником транспортных средств является агрофирма, признав расчет ущерба правильным, пришли к выводу о доказанности истцом факта причинения ответчиком материального ущерба автомобильной дороге
934. Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований исходя из доказанности факта причинения вреда и наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями предпринимателя и наступившим ущербом, обязанности последнего по возмещению ущерба и отсутствия доказательств, подтверждающих его возмещение. Разрешая спор, суды руководствовались статьями 15, 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельное законодательные акты Российской Федерации», Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесныхгрузов , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в Министерстве юстиции России 08.08.1996 № 1146. Возражения заявителя, изложенные в настоящей кассационной жалобе о том, что акт от 01.04.2016 № 1
ответчика 20278 руб. 00 коп. в счет возмещения вреда обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом РФ 27.05.1996 (Зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146) (далее – Инструкция) регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов. В силу пункта 1.2 Инструкции, действовавшего на момент причинения ущерба, тяжеловеснымгрузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров. В силу пункта 1.4 Инструкции, действовавшего на момент причинения ущерба, перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений. Норма ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определяет два условия получения специального разрешения на перевозку
ответчика 4542 руб. 25 коп. в счет возмещения вреда обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом РФ 27.05.1996 (Зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 № 1146) (далее – Инструкция) регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов. В силу пункта 1.2 Инструкции, действовавшего на момент причинения ущерба, тяжеловеснымгрузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров. В силу пункта 1.4 Инструкции, действовавшего на момент причинения ущерба, перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений. Норма ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определяет два условия получения специального разрешения на перевозку
дорогам Российской Федерации» в соответствии с которым утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. На основании п.п. а), п. 5 указанных правил предельно допустимые осевые нагрузки транспортного средства (далее ТС) учитываются отдельно при отсутствия перегруза по общей массе ТС. На основании пункта 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 года, действующей на момент причинения ущерба, тяжеловеснымгрузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1. При данных обстоятельствах суд считает доказанным факт причинения ответчиком, как владельцем транспортных средств, ущерба автомобильным дорогам Костромской области. Расчет величины ущерба проверен судом, признан законным и обоснованным, ответчиком не оспорен. На основании изложенного исковые требования истца подлежат удовлетворению в заявленном размере. По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального
дорогам Российской Федерации» в соответствии с которым утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. На основании п.п. а), п. 5 указанных правил предельно допустимые осевые нагрузки транспортного средства (далее ТС) учитываются отдельно при отсутствия перегруза по общей массе ТС. На основании пункта 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 года, действующей на момент причинения ущерба, тяжеловеснымгрузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1. При данных обстоятельствах суд считает доказанным факт причинения ответчиком, как владельцем транспортных средств, ущерба автомобильным дорогам Костромской области. Ответчик, заявил о необъективности и недостоверности, установленных в результате проверки весовых параметров транспортного средства. В соответствии с законодательством Российской Федерации определение фактических осевых масс и фактической общей массы транспортных
дорогам Российской Федерации» в соответствии с которым утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. На основании п.п. а), п. 5 указанных правил предельно допустимые осевые нагрузки транспортного средства (далее ТС) учитываются отдельно при отсутствии перегруза по общей массе ТС. На основании п. 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г., действующей на момент причинения ущерба, тяжеловеснымгрузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1. При данных обстоятельствах суд считает доказанным факт причинения ответчиком, как владельцем транспортных средств, ущерба автомобильным дорогам Республики Коми. Расчет величины ущерба проверен судом, признан законным и обоснованным, ответчиком не оспорен. Установленные в результате проверки уполномоченным органом весовые параметры транспортного средства на оборудовании, прошедшем проверку в установленном порядке,
наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства, является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог. Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесныхгрузов , поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок. Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую. Ответчики неверно трактуют сведения, указанные в исковом заявлении, утверждая, что программное обеспечение допустило ошибку при проведении расчетов, и это свидетельствует о недопустимости акта № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве доказательства. Необходимость внесения уточнений
судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или муниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами, У С Т А Н О В И Л: Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в суд с иском и просит взыскать с ФИО1 сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесногогруза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в размере <данные изъяты>, согласно уточненному расчетному листу от 29.05.2015 г. к акту №1109 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 01 апреля 2014 года, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> за несвоевременное исполнение обязательств по возмещению ущерба согласно акту №1109 за период 655 дней по состоянию на 21 марта 2016 года,
том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27 апреля 2011 года № 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения. Просит суд взыскать солидарно с ответчиков ФИО1 и ФИО3 в пользу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан денежные средства в размере 50031 рубля 44 копеек, в том числе: сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесногогруза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере 34608,20 рублей; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6036,15 рублей за несвоевременное исполнение обязательства по возмещению ущерба согласно акту № 206 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06 мая 2014 года, за период 733 дня по состоянию на 28 сентября 2016 года; сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан
соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров. Проверка соблюдения владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесныхгрузов осуществляется в ходе весового контроля. Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств по состоянию на 12.04.2015, утвержден Приказом Минтранса России от 27.04.2011 № 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных