АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-8045/2013
02 октября 2013 года Г29
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи А.М. Ходырева рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению
Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор", г. Йошкар-Ола (ИНН <***>, ОГРН <***>) к
Закрытому акционерному обществу "Айсберг", г. Ижевск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 20129 руб. 00 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования,
у с т а н о в и л:
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор", г. Йошкар-Ола (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу "Айсберг", г. Ижевск (далее – ответчик) о взыскании 20129 руб. 00 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования.
Ответчик отзыв на исковое заявление не представил. Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по представленным документальным доказательствам.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления весового контроля на передвижном посту весового контроля №3 на 59 километре автодороги Йошкар-Ола – Уржум 07.05.2011 г. выявлено нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих перевозку тяжеловесных грузов, при использовании автомобиля Scania 114GA4*2NA, государственный номер е003хн/18 с полуприцепом МАЗ 975830-3012, государственный номер ае7394/18, под управлением ФИО1, о чем составлен акт.
Названные транспортные средства принадлежат ответчику, что подтверждается свидетельствами о регистрации ТС 18 ТН № 957872, ТС 18 ТН № 957873.
Согласно акту № 3\41 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 07.05.2011 г. при допустимой осевой нагрузки на одиночную ось – 6 тонн; на каждую ось трехосной тележки – 4 тонны фактическая учитываемая нагрузка на 1 ось автомобиля составила 6,58 тонны, на 2 ось автомобиля – 7,27 тонны, на 1 ось полуприцепа – 4,62 тонны, на 2 ось полуприцепа – 4,58 тонны, на 3 ось полуприцепа – 4,58 тонны. Соответствующая компенсация за нанесенный ущерб составила 20278 руб. 00 коп.
Из материалов дела следует, что измерение весовых параметров транспортного средства произведено на весах автомобильных ВА-15С-2 № 1583, № 1584, прошедших проверку 15.04.2011 г.
Постановлением Правительства Республик Марий Эл от 31.12.2009 г. № 279 «О возмещении вреда, причиненного транспортным средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского и международного значения на территории Республики Марий Эл» и Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 12.04.2011 г. № 208-р «О создании государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» установлено, что расчет, начисление и взимание платы в счёт возмещения вреда, причиняемого участкам автомобильных дорог республиканского и международного значения на территории Республики Марий Эл, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, осуществляет истец.
Неоплата ответчиком указанной суммы в добровольном порядке явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд находит требования истца о взыскании с ответчика 20278 руб. 00 коп. в счет возмещения вреда обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом РФ 27.05.1996 (Зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146) (далее – Инструкция) регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов.
В силу пункта 1.2 Инструкции, действовавшего на момент причинения ущерба, тяжеловесным грузом признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров.
В силу пункта 1.4 Инструкции, действовавшего на момент причинения ущерба, перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений.
Норма ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» определяет два условия получения специального разрешения на перевозку по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов: согласование маршрута транспортного средства; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Согласно части 1 пункта 6, части 1 пункта 9 статьи 31 данного Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, выдача специального разрешения и определения размера причиняемого вреда при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. № 934 (далее – Правила).
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пункт 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений:
предельно допустимой массы транспортного средства;
предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
В соответствии с пунктами 1, 3 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 мая 2009 года №117 «О весовом контроле транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского значения Республики Марий Эл», Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 12.04.2011 г. № 208-р «О создании государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» весовой контроль транспортных средств на автомобильных дорогах осуществляется истцом совместно с Управлением Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2009 года № 279 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского и межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл» определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам республиканского и межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл в период временного ограничения в связи с неблагоприятными природно - климатическими условиями в соответствии с показателями согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
В пункте 2 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2009 г. №279 установлено, что расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого участкам автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, осуществляет истец.
Следовательно, истец правомерно осуществил взвешивание в целях контроля за весовыми параметрами автотранспортных средств, принадлежащие ответчику.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 апреля 2008 года №85 «Об утверждении перечня групп по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл» автомобильная дорога Иошкар-Ола – Уржум является автомобильной дорогой республиканского значения Республики Марий Эл.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 марта 2011 г № 73 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения республики Марий Эл в 2011 году» в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог, вызванных переувлажнением в целях обеспечения безопасности дорожного движения ограничено движение транспортных средств с грузом или без груза с осевыми нагрузками, превышающими на одиночную ось 6 тонн, на каждую ось двухосной тележки 5 тонн, на каждую ось трехосной тележки 4 тонны с 11 апреля по 9 мая 2011 г.
Полномочия по взысканию денежных сумм с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки по автомобильным дорогам общего пользования, являющимися собственностью Республики Марий Эл, Приказом Департамента дорожного хозяйства Республики Марий Эл «О возложении полномочий администратора доходов» от 22 декабря 2008 года №143 возложены на истца.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что фактическая осевая нагрузка ответчиком была превышена (акт № 3\41 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 07.05.2011 г.).
Ответчик своим правом на обжалование действий должностных лиц, осуществляющих контроль за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов, не воспользовался.
Указанный акт оценен судом в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признан надлежащим доказательством.
Доказательств наличия у ответчика на момент осуществления перевозки специальных разрешений, выданных в соответствующем порядке, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Бремя по доказыванию соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в силу статей 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на ответчика (перевозчика).
Таким образом, принимая во внимание обязательность получения разрешений на осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, отсутствие в материалах дела доказательств получения ответчиком указанных разрешений, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания платы с ответчика как владельца транспортного средства, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы.
Согласно Постановлению № 962, Инструкции по перевозке грузов, плата носит компенсационный характер, установлена в целях возмещения ущерба, наносимого дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации о возмещении ущерба (статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации) для возложения на сторону имущественной ответственности в виде возмещения ущерба необходимо наличие ряда фактов, а именно: фактов неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между допущенным нарушением и возникшим ущербом, вины причинившего вреда, наличия и размера ущерба.
Материалами дела подтверждается факт осуществления перевозки ответчиком груза на 59 километре автодороги Йошкар-Ола – Уржум с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, отсутствия разрешения на перевозку крупногабаритного груза, полученного в порядке, установленном нормативным актом. Следовательно, истцом доказана противоправность действий ответчика, а также его вина, выразившаяся в неполучении разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза.
Расчет платы за провоз тяжеловесных грузов произведен на основании правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 934 от 16.11.2009г., правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, и Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Министром транспорта РФ 27.05.1996 г., исходя из вида транспортного средства, предельно допустимых значений полной массы транспортного средства, каждой осевой массы, базового компенсационного индекса и протяженности маршрута.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 г. № 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Учет этих параметров призван максимально индивидуализировать размер платы, с тем чтобы он соответствовал расчетному размеру ущерба и затрат, вплоть до освобождения от нее.
Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.
Размер ущерба определяется расчетным путем, представленный истцом расчет суммы иска по акту № 3/41 от 07.05.2011 года судом проверен и признан верным.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку истец на основании ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики,
Р Е Ш И Л:
1.Взыскать с Закрытого акционерного общества "Айсберг", г. Ижевск (ИНН <***>, ОГРН <***>):
1.1. в пользу Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор", г. Йошкар-Ола (ИНН <***>, ОГРН <***>) 20129 руб. 00 коп. в счет возмещения вреда;
1.2. в доход федерального бюджета 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья А.М. Ходырев