ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № АКПИ19-493 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Москва 15 августа 2019 г. Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М. при секретаре Комиссаровой Н.Н. с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кобисского Александра Михайловича о признании недействующими пункта 4 Указания Центрального банка Российской Федерации от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовыхставокстраховыхтарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и пункта 4 приложения 6 к данному Указанию, установил: пунктом 4 Указания Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных
с нарушением норм материального и процессуального права. При изучении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения жалобы не установлено. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Указаниями Банка России от 04.12.2018 № 5000-У «О предельных размерах базовыхставокстраховыхтарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», суды отказали в удовлетворении требований, признав правомерным отклонение заявки общества на участие в конкурсе, поскольку заявка участника закупки не соответствует требованиям конкурсной документации, содержит недостоверные сведения. Доводы жалобы были предметом исследования судов и получили исчерпывающую правовую оценку исходя из установленных обстоятельств, не согласиться
законные интересы заявителя. Судебные инстанции исходили из того, что своими неправомерными действиями по занижению страховых тарифов и, как следствие, предложенной цены контракта (страховой премии) общество получило преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, увеличив количество своих страхователей, поскольку заказчик заключил контракт именно с обществом. В этой связи суды согласились с выводом антимонопольного органа о том, что названные действия общества противоречат требованиям Закона № 40-ФЗ и Указаний Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовыхставокстраховыхтарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Как отметили суды, действия общества явились актом недобросовестной конкуренции, нарушили права иных участников, осуществляющих свою деятельность на одном товарном рынке оказания услуг страхования, в том числе в области ОСАГО, в соответствующих географических границах. Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов. Доводы
осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что обществом «Ингосстрах» при расчете цены контракта применены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности, мощности двигателя легкового автомобиля (КМ) по позициям 1, 4-18, 20, 21, 23, 25, 26, 28-33, 35, 36, 44-54, коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ) по позициям 1, 5, 19, 20, 21, 31, базовая ставка страховых тарифов (ТБ) по позиции 1 отличные от установленных заказчиком и Указанием № 3384-У. Учитывая обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении обществом порядка определения стоимости услуг, которые привели к получению преимущественного положения по сравнению с остальными участниками аукциона, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 4, 14.8, 23, 39.1 Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Указанием № 3384-У и правовой позицией, изложенной в Обзоре по вопросам судебной
тарифов в соответствии с Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание Банка России № 5000-У). Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заказчиком применены недействующие базовые ставки страховых тарифов при установлении требований документации и критериев оценки к участникам закупки. Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России от 19.09.2014 № 431-П, (далее – Правила № 431-П), суды пришли к выводу о незаконности принятого решения антимонопольного органа. Формулируя указанный вывод, суды учли,
отношении транспортного средства Volkswagen Polo государственный регистрационной номер О619СС/18, срок страхования с 22.12.2020 по 21.12.2021. В рассматриваемом случае, при направлении заявлений о заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователем в графе «Цель использования ТС» в отношении спорного автомобиля были проставлены отметки напротив значения «личная», при том, что в числе прочих имелись значения «прокат/краткосрочная аренда» и «такси». В соответствии с приложением № 1 к приказу СПАО «ИНГОССТРАХ» от 10.01.2019 № 3 базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств категорий «В», «ВЕ» для использования транспортных средств юридическими лицами равна 2 058 рублей, при этом для использования транспортных средств указанных категорий в качестве такси базовая ставка страхового тарифа составляет 7 399 рублей. По информации, полученной из реестра на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Удмуртской Республики http://mindortrans.su/gosuslugi/71-vydacha-pereoformlenie-razresheniya-na-osushchestvlenie-leyatelnosti-po-perevozke-passazhirov-i-bagazha-legkovym-taksi), застрахованные транспортные средства на момент страхования использовались с целью коммерческой деятельности по перевозке третьих лиц в качестве пассажиров.
случае от 28.01.2021, платежным поручением № 85901 от 09.02.2021 (л.д.21-22). Согласно заявлению ответчика о заключении договора ОСАГО транспортное средство Volkswagen Polo государственный регистрационный номер О881СС/18, относится к категории «B» и должно использоваться в личных целях. В соответствии с выпиской с сайта https://paistaxi.ru в отношении указанного транспортного средства выдано разрешение на использование его в качестве такси на период с 15.01.2020 по 15.01.2025. Согласно приложению № 1 к Приказу СПАО «ИНГОССТРАХ» от 10.01.2019 № 3 базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств категорий «B», «BE» для использования транспортных средств юридическими лицами равна 2 058 руб., а для использования транспортных средств данных категорий в качестве такси – 7 399 руб. Таким образом, ответчиком при заключении договора ОСАГО (страховой полис серии РРР № 5052693568) были предоставлены недостоверные сведения. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании с ответчика ущерба в сумме 88 000 руб. Судом первой инстанции принято
в пределах лимита ОСАГО в размере 71 400 руб. Согласно заявлению обществао с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Тенкара" о заключении договора ОСАГО транспортное средство Volkswagen Polo, государственный регистрационный номер К045РТ196 относится к категории «В» и должно использоваться в иных целях. Согласно выписке с сайта https://mtrans.midural.ru/article/show/id/189 с 04.12.2018 по 03.12.2023 в отношении указанного ТС действует разрешение на использование его в качестве такси. Согласно приложению № 1 к Приказу СПАО «Ингосстрах» № 3 от 10.01.2019 базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств категорий «В», «ВЕ» для использования ТС юридическими лицами равна 2058 руб., а для использования транспортных средств данных категорий в качестве такси - 7399 руб. Таким образом, страхователем, обществом с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Тенкара", при заключении договора ОСАГО серии МММ номера 5029575187 были предоставлены недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика ущерба
договору страхования ТТТ 7011811526, возместило страховой компании потерпевшего выплаченное страховое возмещение в сумме 100 000 руб. Согласно заявлению страхователя ООО «Сэвэн» о заключении договора ОСАГО от 25.01.2022 транспортное средство KIA Rio (г.р.з. В996КК147) должно использоваться в личных целях. Однако согласно информации с сайта bttps://avtocod.ru, в отношении указанного транспортного средства с 02.10.2021 до 02.10.2026 действует лицензия на осуществление деятельности такси. Согласно пункту 1 приложения № 2 к распоряжению СПАО «Ингосстрах» № 186-р от 20.08.2020 базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств категорий «В», «ВЕ» равна 2233,77 руб., а для использования транспортных средств данных категорий в качестве «такси» - 5722 руб. Истец, полагая, что ответчиком при заключении договора страхования ОСАГО (полис ТТТ 7011811526) в отношении транспортного средства марки KIA Rio (г.р.з. В996КК147) предоставлены недостоверные сведения относительно цели использования транспортного средства, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Ссылаясь на положения пункта «К» статьи 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об
ответственности владельцев транспортных средств (далее также – ОСАГО) серии № от ДД.ММ.ГГГГ страхователем Фоминой Т.И. согласно ее заявлению было указано, что транспортное средство ВВВ, относится к категории «В» и должно использоваться в личных целях. Вместе с тем, по сведениям, содержащимся на Интернет-сайте <адрес>/, в отношении указанного транспортного средства оформлено разрешение на использование его в качестве такси сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из приложения № к Приказу СПАО «Ингосстрах» от ДД.ММ.ГГГГ № базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств категории «В», «ВЕ» для использования транспортных средств физическими лицами и индивидуальными предпринимателями равна 4 118 руб., а для использования транспортных средств данных категорий в качестве такси – 6 166 руб. В связи с изложенными обстоятельствами, истец пришел к выводу о том, что страхователем Фоминой Т.И, при заключении договора ОСАГО серии XXX № от ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены недостоверные сведения, что привело к неосновательному уменьшению размера страховой премии. На основании вышеизложенного, ссылаясь
компания» обратился в суд с иском к Миракян Д.Н. о признании договора недействительным, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Миракян Д.Н. обратился в АО «ОСК» с заявлением о заключении договора ОСАГО. В заявлении о заключении договора страхователь (он же собственник ТС) указал, что просит заключить договор ОСАГО, в связи с использованием транспортного средства мотовездеход марки «Can-Am Outlander XT650-HО», №. При заключении указанного договора был предоставлен паспорт самоходной машины и других видов техники. При расчете страховой премии, базовая ставка страхового тарифа была применена исходя из того, что транспортное средство - мотовездеход марки «Can-Am Outlander ХТ650- НО» относится к категории мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы (транспортные средства категории «А», «М») и составила 1579 руб. К базовой ставке были применены коэффициенты в соответствии с условиями, указанными в заявлении Миракяна Д.Н., и техническим характеристикам мотовездехода. Миракян Д.Н. уплатил страховую премию в размере 1 200 руб. 04 коп., и АО «РСК «Стерх» от имени АО «ОСК» оформило и
04.12.2018 N 5000-У), действовавшему в период заключения договора ОСАГО серии ХХХ **** от 19.06.2018, размер базовой ставки страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории ТС и по каждой территории преимущественного использования ТС в пределах значений, установленных приложением 1 к настоящему Указанию. Размер страховой премии (Т) для ТС категории С определяется по формуле: Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КС x КН x Кпр, где ТБ - базовая ставка страхового тарифа (зависит от типа (категории) и назначения ТС, определяется по сведения в ПТС или СТС); КТ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования ТС (определяется по месту жительства собственника ТС); КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО; КВС - коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению ТС; КО
В. И. о заключении договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер № относится к категории «D» и должно использоваться в личных целях, однако фактически используется для пассажирских перевозок. Однако, согласно выписке с сайта https://nsso.ru/ в отношении указанного ТС с ДД.ММ.ГГГГ по 012020 действует лицензия на использование его для автобусных регулярных перевозок в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров. Согласно приложению № к Приказу СПАО «Ингосстрах» № от ДД.ММ.ГГГГ базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств категорий «D», «DE» для использования ТС с числом пассажирских мест до 16 включительно физическими лицами и ИП равна 2246,00 руб., а для использования транспортных средств данных категорий в качестве такси - 7399,00 руб. Соответственно: Фактический расчет: Базовая ставка страхового тарифа - 2 246 рублей; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ) - 1.2; Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных
руб. 35 коп. Таким образом фактический размер ущерба составил 67390 руб. 35 коп. Согласно заявлению страхователя Байрамова ФИО1 о заключении договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство КИА ОПТИМА, государственный регистрационный знак М033ТУ777 относится к категории «В» и должно использоваться в личных целях. Однако, согласно выписке с сайта https://transport.mos.ru/mostrans/services/taxiAccreditationSearch в отношении указанного ТС ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действует лицензия на использование его в качестве такси. Согласно приложению № к Приказу СПАО «Ингосстрах» № от ДД.ММ.ГГГГ базовая ставка страхового тарифа для транспортных средств категорий «В», «BE» для использования ТС физическими лицами и ИП равна 4118 руб., а для использования транспортных средств данных категорий в качестве такси – 7399 руб. Соответственно: фактический расчет: базовая ставка страхового тарифа - 4700 рублей; коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ) - 1.2; коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством (КВС) - 0.99; коэффициент