Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 НК РФ). В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ актызаконодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратнойсилы не имеют. Данная норма Налогового кодекса Российской Федерации означает, что действие такого акта законодательства о налогах и сборах не может быть распространено на прошлые налоговые периоды по соответствующим налогам (сборам). Суд, разрешая дело, проанализировав приведенные нормы земельного и налогового законодательства, пришел к правомерному
субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 НКРФ). В силу пункта 2 статьи 5 НК РФ актызаконодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратнойсилы не имеют. Данная норма НК РФ означает, что действие такого акта законодательства о налогах и сборах не может быть распространено на прошлые налоговые периоды по соответствующим налогам (сборам). Суд, разрешая дело, проанализировав приведенные нормы земельного и налогового законодательства, пришел к правомерному выводу о
случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. В силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса актызаконодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратнуюсилу , если прямо предусматривают это. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2016 № 1837-О, при решении вопроса о порядке введения в действие для целей налогообложения нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков надлежит учитывать положения статьи 5 Налогового кодекса,
органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Таким образом, избранный судами подход, позволяющий по заявлению налогоплательщика придавать обратную силу актамзаконодательства о налогах и сборах в отношении прошедших налоговых периодов при отсутствии в данных актах прямых указаний об обратнойсиле и изменять налоговую базу, равную кадастровой стоимости, при отсутствии фактов оспаривания самой кадастровой стоимости либо при отсутствии установленных ошибок при ее определении, нарушает принцип правовой определенности, поскольку при данном подходе у налогоплательщиков, исполнивших свои налоговые обязательства, возникают суммы излишне уплаченного налога, в силу чего они вправе возвратить его в соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, что влечет незапланированные потери местных бюджетов.
(или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, в то время как актызаконодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратнуюсилу ; кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Вместе с тем, один и тот же
защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. В силу п.4 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, законодатель предусмотрел две группы актовзаконодательства о налогах и сборах, действие которых может распространяться на отношения, возникшие до их принятия. При этом первая группа актов имеет обратнуюсилу автоматически, специального указания на это в самом таком правовом акте не требуется (п. 3 ст. 5 НК РФ). Нормативные акты второй группы имеют обратную силу только в том случае, когда прямо предусматривают это (п.4. ст 5 НК РФ). Автоматически распространяются на ранее возникшие правоотношения следующие акты законодательства: устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и устанавливающие дополнительные гарантии защиты
но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрен иной порядок вступления в силу. Таким образом, в силу прямого указания закона данная редакция статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется только на правоотношения 2006 года. Придание данной норме обратной силы и распространение на более ранние периоды не основано на положениях статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой актызаконодательство о налогах и сборах могут иметь обратнуюсилу в двух случаях: -устранение или смягчение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах либо установление дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов); -отмена налога (сбора), снижение размера ставок налогов (сборов), устранение обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) или иное улучшение их положения. В рассматриваемой ситуации имеет место внесение изменений в процентное соотношение между налоговой базы определенного периода и размером убытка, ее уменьшающим. Учитывая, что перенос убытков на
проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению. Таким образом, действующее правовое регулирование не запрещает совершать действия по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в пределах трехлетнего срока с момента возникновения обязанности по уплате таких платежей, а только устанавливает запрет на совершение подобных действий в случае, если уведомление направлено по истечении трехлетнего срока. Оспариваемые действия по обращению взыскания на денежный залог в счет исполнения обязанностей по уплате пеней в сумме 778 290,12 руб. за период с 12.07.2017 по 03.06.2020 по спорной ДТ, законность и обоснованность которых нашла подтверждение материалами дела, были совершены таможней 05.06.2020 при наличии к тому правовых и фактических оснований и не привели к нарушению законных прав и интересов таможенного представителя, допустившего неуплату таможенных платежей в установленных размерах и сроки. В свою очередь применение таможней обратнойсилы Закона №289-ФЗ к периоду начислению пеней, имевшему место до
подлежит применению с даты, указанной в самом Постановлении, то такое Постановление, по мнению заявителя, подлежит применению для расчета земельного налога с 01 января 2014 года. В связи с этим ОАО «СибНИПИгазстрой» считает, что положение абзаца 3 п. 1.2 Постановления №203-п, определяющее порядок вступления в силу Постановления № 530-п для целей налогообложения с 01 января 2015 года, противоречит п. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающему, что актызаконодательства о налогах и сборах,.. .иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратнойсилы не имеют. В связи с этим заявитель считает, что абзац 3 п. 1.2 оспариваемого Постановления, устанавливающий применение новой кадастровой стоимости с 01 января 2015 года, ухудшает положение налогоплательщика (заявителя по делу). В связи с изложенным, ОАО «СибНИПИгазстрой» просит признать в отношении заявителя, как плательщика земельного налога, обладающего на праве собственности земельным участком по адресу <.......> с кадастровым номером <.......> абзац 3 п. 1.2. Постановления Правительства Тюменской области
государственной власти субъектов Российской Федерации». Порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени закреплен в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (пункт 1). Актызаконодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратнуюсилу . Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункты 3 и 4). При этом акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы,
и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют; - актызаконодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратнуюсилу ; -акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Суд не может согласиться с доводом административного
налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 НК РФ). Актызаконодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратнуюсилу . Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункты 3 и 4 статьи 5 НК