АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-8588/2023
г. Казань Дело № А65-27400/2022
04 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 05.06.2023 № 170-23),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 13.01.2023 № 04-15/00124),
третьего лица – Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 - ФИО2 (доверенность от 23.12.2022 № 15-17/23354),
в отсутствие:
третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023
по делу № А65-27400/2022
по заявлению акционерного общества «Шешмаойл» о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 недействительным, с участием третьих лиц: Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (г. Москва), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (г. Казань),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Шешмаойл» (далее - заявитель, общество, АО «Шешмаойл») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (далее – Межрайонная ИФНС России по КН № 4, инспекция, налоговый орган) от 11.02.2022 № 17 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 2, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.03.2023 по делу № А65-27400/2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023, требования общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации заявителя по налогу на добычу полезных ископаемых за май 2021 года, по итогам которой составлен акт от 22.12.2021 № 33.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, письменных возражений налогоплательщика и материалов камеральной налоговой проверки принято решение от 11.02.2022 № 17 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику доначислен налог на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ) за май 2021 года в размере 4 210 661 руб. Основанием для доначисления послужил вывод инспекции о нарушении налогоплательщиком пункта 11 статьи 342.5 НК РФ в результате неверного применения заявителем коэффициента Кабдт при расчете налога.
Заявитель обжаловал данное решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованием о признании решения инспекции от 11.02.2022 № 17 недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 9 статьи 342 НК РФ налоговая ставка по нефти составляет 919 руб. за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной (за исключением нефти, добытой на участках недр, в отношении которой в течение всего налогового периода исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья).
При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном статьей 342.5 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342.5 НК РФ показатель, характеризующий особенности добычи нефти (Дм), рассчитывается по следующей формуле: Дм = Кндпи х Кц х (1 - Кз х Кд X Кдв х Ккан) - Кк - Кабдт - Кман; где Кабдт - коэффициент, который определяется в порядке, установленном пунктом 11 статьи 342.5 НК РФ.
Федеральный закон N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносящий изменения в абзац 19 пункта 27 статьи 200 (акцизы) и пункт 11 статьи 342.5 НК РФ (НДПИ), опубликован 02.07.2021. В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 305-ФЗ в пункт 11 статьи 342.5 НК РФ внесены изменения в части определения коэффициента Кабдт. В пункте 11 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ вышеуказанные изменения распространяются на отношения, возникшие с мая 2021 года.
Для налоговых периодов с мая 2021 года коэффициент Кабдт определяется по следующей формуле: Кабдт = 105 х Иаб + 92 х Идт + Нбуг + Ндфо.
Судами установлено, что в уточненной налоговой деклараций по НДПИ (корректировка N 3) за май 2021 года обществом исчислен налог к уплате в бюджет 735 295 920 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДПИ за май 2021 года (корректировка N 3) налоговый орган пришел к выводу о том, что в результате неверного применения коэффициента Кабдт (357,3887, а не 462,7606) сумма НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной за май 2021 года занижена на 4 210 661 руб.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, письменных возражений налогоплательщика и материалов камеральной налоговой проверки, принято решение от 11.02.2022 N 17 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен налог на добычу полезных ископаемых за май 2021 года в размере 4 210 661 руб.
Суды признали выводы налогового органа неправомерными.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, в то время как акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Вместе с тем, один и тот же акт, имеющий обратную силу, может одновременно содержать нормы, улучшающие (освобождающие от некоторых налоговых обязанностей) и ухудшающие положение налогоплательщика (ограничивающие ранее предоставленное ему право), что предполагает для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушения конституционных прав налогоплательщика осуществление системного анализа всей совокупности соответствующего регулирования, в том числе его целевой направленности, с учетом специфики его применения отдельным налогоплательщиком (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 747-О-О).
В данном случае для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушений прав Общества в спорный период налогообложения при применении нового правового регулирования определения коэффициента Кабдт при исчислении НДПИ судами проанализированы внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ изменения в Кодекс.
Также суды учитывали письмо Минфина РФ от 14.12.2021 N 03-06-06-01/10171410, согласно которому в целях устранения возможного роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке предусмотрена корректировка параметров демпфирующего механизма обратного акциза на нефтяное сырье, вступившая в силу с 01.05.2021, которая приведет к увеличению размера компенсации нефтепереработчикам затрат на поставку моторного топлива на внутренний рынок за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, как признали суды, спорные положения не могут быть признаны ухудшающими положение налогоплательщика с 01.05.2021, коэффициент Кабдт подлежит расчету в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
При этом изменения, внесенные данным нормативным правовым актом непосредственно в статье 342.5 НК РФ, имеют обратную силу исключительно в части, которая направлена на уменьшение ставки НДПИ (а именно - введение нового понижающего коэффициента КК2021), что приводит к улучшению положения налогоплательщиков, исчисляющих НДПИ, а также носит технический характер в связи с исключением ряда ссылок.
Согласно пункт 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Данная норма содержит общее правило вступления в силу актов налогового законодательства, которое применяется во всех случаях, кроме одного - если акт налогового законодательства улучшает положение налогоплательщика.
Порядок вступления в силу таких актов регулируется специальными правилами, установленными в пунктах 3, 4 статьи 5 НК РФ.
Поскольку Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ ухудшил положение налогоплательщика, увеличив ставку НДПИ для нефти, то специальные правила к нему неприменимы. Таким образом положения Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ, которые увеличили ставку НДПИ для нефти, должны были вступить в силу в порядке, установленном в пункте 1 статьи 5 НК РФ.
Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ был опубликован 02.07.2021. Следовательно, месяц после его публикации истек 03.08.2021, первым налоговым периодом после 03.08.2021 для НДПИ являлся сентябрь 2021 года, в связи с этим нормы данного закона, которые увеличили размер обязательств налогоплательщика по НДПИ, должны применятся лишь с 01.09.2021.
Суды первой и апелляционной инстанций учитывали вышеизложенное и пришли к правомерному выводу об отсутствии у инспекции оснований для доначисления обществу НДПИ за май 2021 года.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы, а указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу № А65-27400/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи С.В. Мосунов
Р.Р. Мухаметшин