УИД 61OS0000-01-2023-000560-38
дело № 3а-88/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Родоновой Л.А.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Шматовой Н.А.,
представителя административного истца Сигида Р.В.,
представителя Собрания депутатов и администрации Щепкинского сельского поселения Аксайского района Мацакяна А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сигида Валентины Алексеевны о признании не действующим в части решения Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области от 26 октября 2022 г. № 65 «Об установлении земельного налога»,
у с т а н о в и л :
26 октября 2022 г. Собранием депутатов Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области принято решение № 65 «Об установлении земельного налога», которым установлены ставки земельного налога, категории лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, условия предоставления льгот, признаны утратившими силу ранее действовавшие по данным вопросам решение Собрания депутатов от 15 сентября 2014 г. № 66 и решения, которыми в него вносились изменения.
Пунктом 12 решения от 26 октября 2022 г. № 65 определено, что оно вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 г., и распространяется на правоотношения в 2022 году.
Сигида В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 12 этого решения, ссылаясь на то, что на основании решения Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 15 сентября 2014 г. № 66 она как инвалид ... группы имела право на освобождение от уплаты земельного налогу за 2022 год по одному из находящихся в её собственности земельных участков по выбору вне зависимости от вида использования объекта. Решением Собрания депутатов от 26 октября 2022 г. № 65 введена норма о предоставлении указанной льготы при условии, что соответствующий земельный участок занят жилищным фондом, приобретен (предоставлен) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и не используется для ведения предпринимательской деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером ..., в отношении которого она ранее пользовалась льготой по уплате земельного налога, относится к категории земель промышленности и иного специального назначения, не подпадает под указанное выше условие, в связи с чем налоговый орган, руководствуясь пунктом 12 решения Собрания депутатов от 26 октября 2022 г. № 65, начислил ей земельный налог за 2022 год в размере 632 553 рубля.
По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения противоречат статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), не допускающим придание обратной силы нормативным актам, ухудшающим положение налогоплательщика.
Уточнив требования, Сигида В.А. просит суд признать пункт 12 решения Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 26 октября 2022 г. № 65 не действующим в части, предусматривающей распространение решения на правоотношения в 2022 году (том 1 л.д. 189-190).
Сигида В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена должным образом. Суд признал возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
Представитель административного истца Сигида Р.В. в судебном заседании поддержал требования своего доверителя.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения и заинтересованного лица администрации Щепкинского сельского поселения Мацакян А.А. административный иск не признал, поясняя, что решение Собрания депутатов от 26 октября 2022 г. № 65 не является однозначно ухудшающим положение налогоплательщиков. Полагал, что выбор отдельных норм решения, которым может быть придана обратная сила, должен осуществляться налоговыми органами. Просил прекратить производство по делу, мотивируя тем, что решением Собрания депутатов от 16 января 2024 г. № 126 пункт 12 решения от 26 октября 2022 г. № 65 изложен в новой редакции, не содержащей слов о распространении решения на правоотношения в 2022 году.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные отзывы, возражения, письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Шматовой Н.А. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Земельный налог, относящийся к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 4 статьи 12, пункт 1 статьи 15, пункт 1 статьи 387 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (пункт 3 статьи 56 НК РФ).
На основании пункта 2 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), пункта 2 части 1 статьи 2 Устава муниципального образования «Щепкинское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов поселения от 7 декабря 2015 г. № 127 (далее - Устав), установление, изменение и отмена местных налогов относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Собрание депутатов Щепкинского сельского поселения является представительным органом муниципального образования «Щепкинское сельское поселение», к исключительной компетенции которого относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов Щепкинского сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, пункт 3 части 1 статьи 24 Устава).
Таким образом, решение от 26 октября 2022 г. № 65 принято Собранием депутатов Щепкинского сельского поселения в пределах имеющихся полномочий.
Проект названного акта был вынесен на рассмотрение Собрания депутатов, как это предусмотрено частью 12 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 2 статьи 50 Устава, по инициативе главы местной администрации, что подтверждено копией письма от 19 октября 2022 г. № 63.30/5948 о направлении главой администрации поселения проекта председателю Собрания депутатов.
Решение принято в надлежащей форме, на заседании Собрания депутатов, правомочным составом депутатов, подписано уполномоченным должностным лицом – председателем Собрания депутатов – главой Щепкинского сельского поселения.
Существенные нарушения порядка принятия решения, которые ставили бы под сомнение его легитимность, в ходе судебного разбирательства не выявлены.
Решение от 26 октября 2022 г. № 65 официально опубликовано в периодическом печатном издании - информационном бюллетене правовых актов органов местного самоуправления Аксайского района «Аксайские ведомости» 11 ноября 2022 г. (№ 77 (1462)), определенном в качестве надлежащего источника официального опубликования муниципальных правовых актов Щепкинского сельского поселения Аксайского района постановлением администрации этого поселения от 27 декабря 2013 г. № 665.
Довод представителя административного истца о том, что названное постановление администрации принято в период действия Устава сельского поселения, прекратившего свое действие с принятием в 2015 г. нового Устава, правового значения не имеет, учитывая, что принятие Устава поселения в новой редакции не влечет за собой утрату силы принятых на его основе правовых актов. Более того, пункт 2 статьи 51 действующего Устава также предусматривает, что официальным опубликованием считается первая публикация текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом администрации Щепкинского сельского поселения.
Полный текст решения от 26 октября 2022 г. № 65 в числе иных решений Собрания депутатов размещен на официальном сайте муниципального образования (щепкинскоесп.рф), что дополнительно обеспечивает возможность ознакомления с ним неограниченного круга заинтересованных лиц.
В решение от 26 октября 2022 г. № 65 «Об установлении земельного налога» вносились изменения решениями Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 30 ноября 2022 г. № 67, от 18 октября 2023 г. № 109, от 29 ноября 2023 г. № 117. Перечисленные решения официально опубликованы, вступили в законную силу, однако вносимые ими изменения не затрагивают базовое решение в оспариваемой части.
Решением Собрания депутатов от 16 января 2024 г. № 126 пункт 12 решения от 26 октября 2022 г. № 65 изложен в новой редакции, предусматривающей, что решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 г. Слова о распространении решения на правоотношения 2022 г. в новой редакции пункта 12 решения № 65 отсутствуют.
Вместе с тем, изменяющее решение № 126 на день принятия судом решения по настоящему делу официально не опубликовано, в силу не вступило, то есть оспариваемая норма решения № 65 силу не утратила.
Суд также отмечает, что обновленная редакция пункта 12 решения устранит возможность применения решения № 65 к правоотношениям 2022 года (за исключением случаев, прямо оговоренных в решении), со дня вступления в силу решения № 126, что не повлечет восстановления прав лиц, к которым решение № 65 применено к правоотношениям 2022 года до этого дня.
При указанных обстоятельствах ходатайство представителя административного ответчика о прекращении производства по делу удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что Сигида В.А. в 2022 году являлась собственником нескольких земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером ... площадью 303 047 кв.м, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – линейные объекты: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, велосипедные дорожки, железнодорожные линии, линии уличного освещения), расположенного по адресу: .... В 2023 году произошло отчуждение права на этот объект.
Сигида В.А. является инвалидом ... группы бессрочно, что подтверждено справкой бюро медико-социальной экспертизы от 27 марта 2019 г.
Ранее действовавшим на территории Щепкинского сельского поселения решением Собрания депутатов от 15 сентября 2014 г. № 66 «Об установлении земельного налога» (пункт 5) предусматривалось освобождение от уплаты земельного налога определенных категорий граждан, в том числе инвалидов первой и второй групп, без установления условий, касающихся количества земельных участков и их назначения.
Решением Собрания депутатов от 12 марта 2021 г. № 197 пункт 5 решения от 15 сентября 2014 г. № 66 изложен в новой редакции, согласно которой перечисленные в этом пункте категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты земельного налога только за один земельный участок (долю в праве общей собственности на земельный участок) по выбору налогоплательщика.
В соответствии с приведенными нормами, действовавшими на начало налогового периода 2022 года, Сигида В.А. имела возможность пользоваться льготой по уплате земельного налога за 2022 год в отношении одного земельного участка вне зависимости от его целевого назначения.
После вступления в силу решения Собрания депутатов от 26 октября 2022 г. № 65 некоторые категории налогоплательщиков, имеющих право на освобождение от уплаты земельного налога, в том числе инвалиды первой и второй групп (подпункт 3 пункта 4), согласно пункту 7 этого решения, вправе воспользоваться правом на льготу за один земельный участок (по выбору налогоплательщика) при условии, что такой участок занят жилищным фондом, приобретен (предоставлен) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом участок не должен использоваться в предпринимательской деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером ..., исходя из его целевого назначения, под указанное условие не подпадает.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области направила Сигида В.А. налоговое уведомление от 29 июля 2023 г., согласно которому в связи с владением в 2022 году упомянутым земельным участком административному истцу начислен земельный налог в размере 632 553 рубля.
Отвечая на обращения Сигида В.А. межрайонная инспекция и Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области указали, что по запросу налогового органа администрация Щепкинского сельского поселения письменно подтвердила распространение решения № 65 в полном объеме на правоотношения, начиная с 1 января 2022 г.; разъяснили, что налоговые органы не наделены полномочиями по осуществлению правовой оценки содержания нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и проверке их законности.
Распространение пунктом 12 решения № 65 всех положений этого решения, в том числе пункта 7, на правоотношения 2022 года, нарушило права Сигида В.А., поскольку введение нового условия предоставления льготы лишило её возможности получить освобождение от уплаты налога за 2022 год, то есть ухудшило её положение как налогоплательщика.
Правомерность установления решением Собрания депутатов названного условия предоставления льготы административным истцом не оспаривается, в связи с чем предметом проверки суда в данном деле не является.
Доводы представителя Собрания депутатов и администрации сельского поселения о необходимости оценки возможности придания обратной силы решению в конкретных случаях правоприменителями отклоняются судом как необоснованные.
По общему правилу, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 НК РФ признание нормативного правового акта не соответствующим кодексу осуществляется в судебном порядке.
Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с требованием определенности правового регулирования, вытекающим из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства, механизм его действия, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений.
В силу закрепленных в статье 3 НК РФ основных начал налогового законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7).
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, включаемых НК РФ в общее понятие «законодательство о налогах и сборах», должны приниматься в соответствии с кодексом (пункты 5, 6 статьи 1 НК РФ).
Правила действия актов законодательства о налогах и сборах во времени определены статьей 5 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 этой статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 НК РФ).
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункты 3 и 4 статьи 5 НК РФ).
Приведенные положения распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 НК РФ).
Суд отмечает, что для некоторых категорий налогоплательщиков, чье положение решением № 65 улучшается, этим решением отдельно оговорена возможность придания решению обратной силы. Например, пунктом 3 решения для муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Аксайского района, в отношении земельных участков, используемых для нужд образования, определен размер земельного налога за 2022 год в размере 0,3 процента; пунктом 6 решения предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации, их супругов, несовершеннолетних детей, родителей (усыновителей), за 2021 и 2022 годы.
Отдельные положения решения от 26 октября 2022 г. № 65 с очевидностью ухудшают существовавшее по состоянию на 1 января 2022 г. положение налогоплательщиков, в частности, лиц, имеющих право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с подпунктами 1-7 пункта 4 решения, владеющих земельными участками, не соответствующими условию, введенному пунктом 7 того же решения.
Применение пункта 12 решения от 26 октября 2022 г. № 65 в оспариваемой редакции также означает, что ранее действовавшее решение от 15 сентября 2014 г. № 66 и изменяющие его решения признаются утратившими силу с 1 января 2022 г. (пункт 9 решения № 65), что исключает возможность применения с этой даты установленных ими льгот.
Таким образом, пункт 12 решения от 26 октября 2022 г. № 65 в той мере, в которой придает обратную силу решению в полном объеме без конкретизации его отдельных положений, вследствие чего допускает применение его к отношениям 2022 года в отношении всех без исключения налогоплательщиков, не соответствует установленным кодексом правилам действия актов налогового законодательства во времени, ограничивая права некоторых категорий налогоплательщиков.
Изложенное является основанием для признания пункта 12 решения № 65 в оспариваемой части не действующим (подпункт 2 пункта 1, пункт 2 статьи 6 НК РФ, пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).
В целях обеспечения восстановления прав налогоплательщиков, интересы которых на основании указанной нормы были ущемлены, суд признает эту норму недействующей со дня её принятия.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность обеспечить опубликование решения суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором было опубликовано оспоренное решение.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Сигида Валентины Алексеевны удовлетворить.
Признать пункт 12 решения Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области от 26 октября 2022 г. № 65 «Об установлении земельного налога» не действующим со дня принятия в части, предусматривающей распространение указанного решения на правоотношения в 2022 году.
Обязать Собрание депутатов Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в периодическом печатном издании – информационном бюллетене правовых актов органов местного самоуправления Аксайского района «Аксайские ведомости» и представить в суд сведения об исполнении решения в данной части.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
Решение в окончательной форме принято 1 февраля 2024 г.