НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Брянского областного суда (Брянская область) от 15.12.2014 № 3-92/14

Дело № 3-92/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 15 декабря 2014 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего

судьи областного суда Богородской Н.А.

с участием прокурора Бойкачевой О.А.

при секретаре Береговской Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Наумцева Сергея Васильевича о признании недействующим в части постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и обобщенные показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков Брянской области.

Наумцев С.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 4 указанного постановления, ссылаясь на то, что оспариваемая норма, устанавливающая дату вступления постановления в силу с 01 января 2013 года, противоречит нормам налогового законодательства, так как придает обратную силу постановлению, увеличивающему кадастровую стоимость, являющейся налоговой базой по земельному налогу, тем самым увеличивая налоговое бремя в нарушение порядка, предусмотренного налоговым законодательством, имеющим большую юридическую силу.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» увеличена кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории Брянской области, которая является налоговой базой для исчисления земельного налога, то есть его положение, как налогоплательщика, ухудшается. Считает, что данный правовой акт должен вступать в силу в порядке, оговоренном Налоговым кодексом Российской Федерации, и не может иметь обратной силы, т.е. не может вступать в силу ранее истечения 1 месяца со дня официального опубликования и ранее 1 числа следующего налогового периода по земельному налогу, поскольку официальное опубликование постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 осуществлено 10 января 2013 года, то в целях налогообложения (применение повышенной кадастровой стоимости в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога), оно подлежит применению с 01 января 2014 года.

Просил признать пункт 4 постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» недействующим со дня принятия.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования и просил признать со дня принятия пункт 4 постановления администрации Брянской области № 1112 от 30 ноября 2012 года противоречащим статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации и недействующим в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, применяется для расчета земельного налога за 2013 год.

Представитель Наумцева С.В. – Козлов С.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что Межрайонной ИФНС России № 7 по Брянской области в адрес Наумцева С.В. направлено налоговое уведомление, в котором налоговым органом произведен расчет земельного налога за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков, утвержденной постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112. Данным постановлением кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории Брянской области, которая является налоговой базой для исчисления земельного налога, в том числе и в отношении заявителя Наумцева С.В., была увеличена, т.е. положение налогоплательщика ухудшилось. Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, применяется для расчета земельного налога за 2013 год, должен вступать в силу в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, и не может иметь обратной силы, т.е. не может вступать в силу ранее истечения 1 месяца со дня официального опубликования и ранее 1 числа следующего налогового периода по земельному налогу.

Представитель Правительства Брянской области (правопреемника администрации Брянской области) Зубарева К.В. требования заявителя не признала, указав, что оспариваемое постановление принято в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и от 08 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», на основании которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Оспариваемый акт не относится к актам законодательства о налогах и сборах, поскольку в данном постановлении нет положений, содержащих нормы, устанавливающие налогообложение на землю. Предмет регулирования оспариваемого правового акта имеет целевую направленность - им утверждены результаты государственной кадастровой стоимости земель Брянской области. Несмотря на то, что на основании кадастровой оценки земель исчисляется земельный налог, оспариваемое постановление является актом земельного законодательства, принятым исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях реализации полномочий, предоставленных субъекту статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Анализ положений Земельного кодекса Российской Федерации приводит к выводу о том, что федеральный законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по установлению кадастровой стоимости земель, специального порядка вступления в силу таких правовых актов не устанавливает. Полагает, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке оспаривания действий налоговых органов по начислению заявителю земельного налога.

Выслушав объяснения лиц, участвующих деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Бойкачевой О.А., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата ( часть 1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (часть 5).

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 (ред. от 30 июня 2010 года), согласно которому органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

Постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков, поставленных на кадастровый учет (приложение 1) и обобщенные показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков Брянской области (приложение 2). Органам местного самоуправления рекомендовано использовать результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов для налогообложения и иных целей, предусмотренных законодательством.

Согласно пункту 4 указанного постановления, оно вступает в силу с 01 января 2013 года.

В соответствии со статьей 57 Устава Брянской области от 26 января 1996 года N 7-З ( в редакции от 02 ноября 2012 года) и статьей 2 Закона Брянской области от 12 апреля 2006 года N 23-З «О системе исполнительных органов государственной власти Брянской области», действовавших на момент принятия оспариваемого постановления, администрация Брянской области являлась высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области.

Согласно статье 27 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года № 92-З «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области», вступившего в силу с 01 января 2013 года, Правительство Брянской области является правопреемником администрации Брянской области.

В соответствии со статьей 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается их первое опубликование в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета», на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Постановление администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» официально опубликовано в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», N 1, 10 января 2013 года.

Таким образом, оспариваемое постановление администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 принято правомочным органом в пределах его полномочий и опубликовано в установленном порядке.

Как следует из представленных в суд свидетельств о государственной регистрации права, заявитель Наумцев С.В. является собственником земельных участков, расположенных в <адрес> Брянской области.

Согласно налоговому уведомлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Брянской области налогоплательщику Наумцеву С.В. начислен земельный налог за 2013 год в размере <данные изъяты>

Из ответа Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 05 сентября 2014 года на жалобу Наумцева С.В. следует, что налоговым органом произведен расчет земельного налога за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, при этом указано, что довод заявителя жалобы о том, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов», может применяться только с 01 января 2014 года, не может быть принят во внимание, т.к. согласно пункту 4 данное постановление вступило в силу с 01 января 2013 года.

Проверяя доводы заявителя о противоречии пункта 4 постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» нормам Налогового кодекса Российской Федерации, суд находит их обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 387). Устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Исходя из того, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьей 390 и пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени закреплен в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно данной норме акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (пункт 1).

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункты 3 и 4).

При этом акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2).

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскмашина», конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности; нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Как следует из оспариваемого заявителем постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112, данным нормативным актом утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и органам местного самоуправления рекомендовано использовать их, в том числе, и для налогообложения ( пункт 3).

Таким образом, указанное постановление администрации области, которым утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов, влечет правовые последствия для граждан, как налогоплательщиков, и должно приниматься с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, то есть в той части, в какой они порождают для них, как налогоплательщиков, правовые последствия действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Вместе с тем, оспариваемой нормой постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов» установлено, что настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2013 года ( пункт 4), в то время как опубликовано данное постановление 10 января 2013 года.

Таким образом, с учетом правил вступления в силу актов о налогах, т.е. не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, пункт 4 оспариваемого постановления противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, что нарушает права заявителя, как плательщика земельного налога.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Исходя из разъяснений, изложенных в абз. 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике применения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя момент, с которого оспариваемые положения постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112, должны быть признаны недействующими, суд, с учетом указанных требований закона, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 года N 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации», согласно которой решение суда общей юрисдикции, которым закон субъекта Российской Федерации признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению, приходит к выводу о признании пункта 4 постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Наумцева Сергея Васильевича о признании недействующим в части постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 постановления администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» в той мере, в какой он применяется для целей налогообложения на 2013 год.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская