НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Учет плательщиков страховых взносов - законодательство и судебные прецеденты

Определение Верховного Суда РФ от 21.04.2017 № 310-КГ16-21331
Арбитражный суд Белгородской области с настоящими требованиями, ссылаясь в том числе на то, что размер страховых взносов неправомерно исчислен пенсионным фондом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, на основании статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) без учета произведенных в связи с осуществлением этой деятельности расходов. Рассматривая настоящий спор, суды установили, что в спорный период на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) предприниматель являлся плательщиком страховых взносов , уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный
Определение Верховного Суда РФ от 01.03.2024 № А06-461/2022
взносов субъектами, указанными в статье 6 Закона № 102-ФЗ, с применением соответствующих тарифов, является императивно установленной обязанностью и, вопреки позиции налогового органа, не является льготой (преференцией), которая предоставляется плательщику в заявительном порядке. Более того, в случае возникновения спора об учете льготы при доначислении недоимки, с учетом положений пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса руководитель налогового органа (его заместитель), установив при рассмотрении материалов налоговой проверки, что плательщиком не использовалась установленная законодательством льгота, не должен уклоняться от уведомления плательщика относительно наличия установленной законодательством льготы, тем самым, избирая более обременительный для плательщика вариант определения размера недоимки. Как следует из материалов дела, общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 % в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, устанавливающих иной, более низкий размер совокупного тарифа (15 %) для плательщиков, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства, подтверждая факт нахождения в соответствующем реестре упомянутых субъектов необходимыми доказательствами. Указанное обстоятельство не оспаривалось инспекцией,
Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2017 № 306-КГ17-423
53 копеек. Не согласившись с указанным требованием пенсионного фонда, предприниматель обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что размер страховых взносов неправомерно исчислен пенсионным фондом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета величины расходов, предусмотренных статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Рассматривая настоящий спор, суды установили, что в спорный период на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) предприниматель являлся плательщиком страховых взносов , применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в
Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2017 № А29-12873/16
пунктом 24 статьи 5 Закона № 188-ФЗ признана утратившей силу статья 44 «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения» Закона № 212-ФЗ. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона № 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов . Однако, данный вывод, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не означает восстановление действия положений Закона № 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы. Согласно указанному постановлению Конституционного Суда Российской Федерации впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.08.2018 № А78-1713/18
учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае создано Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации на основании Постановления от 10.03.2017 № 161п в целях оптимизации структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае и руководствуется в своей деятельности Положением о Государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае. Функциями центра, в частности, являются регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, прием отчетности от плательщиков страховых взносов, в том числе сведений о застрахованных лицах для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, поступивших в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, проверка полноты представленных в них данных, расчетов, их обработка в информационных системах (пункты 10.11, 10.12 раздела II Положения), что соответствует вышеизложенным нормам Закона № 27-ФЗ. Как следует из материалов дела, школа предоставила сведения именно в Государственное учреждение -
Постановление АС Республики Коми от 28.03.2016 № А29-11220/15
представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Из материалов дела видно, что филиал ОАО ««Энергопроект-Високоградня» (Республика Сербия) аккредитован и внесен в реестр филиалов иностранных юридических ли, аккредитованных на территории Российской Федерации, место нахождение: <...> что подтверждается свидетельством от 27.01.2014 № 22002.2 (лист дела 23). На основании части 1 статьи 6 Закона № 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. В соответствии с Порядком регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.10.2008 № 296п, регистрации в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию подлежат юридические лица (в том числе по месту нахождения обособленных подразделений) - организации. В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 № 04АП-2970/2014
полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей. Из системного анализа приведенных норм следует, что полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 № 04АП-5184/14
и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей. Из системного анализа приведенных норм следует, что полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым
Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 14.12.2016 № 33А-5521/2016
с чем судебная коллегия не может согласиться, в связи со следующим. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ), в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика работодателей – в том числе физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея) от 01.11.2016 № 33-1931/2016
учета уплаченных страховых взносов. Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны: 1) соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 2) вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов ; 3) в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения; 4) сообщать плательщикам страховых взносов сведения о реквизитах соответствующих счетов
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 17.01.2017 № 33А-1183/2017
власти, осуществляющим функции в сфере юстиции, сведений, подтверждающих присвоение лицу статуса адвоката, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, и места его жительства. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Пунктом 5 Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 02 августа 2006 года №197п установлено, что адвокаты регистрируются в территориальных органах ПФР в качестве страхователей, уплачивающих страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов, в срок