ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-686/2014
«30» июля 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Шилкинском районе Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 мая 2013 года по делу №А78-686/2014 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонного) к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение» о взыскании задолженности в размере 124997,8 руб., а также взыскании судебных расходов в размере 31,25 руб., с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю (суд первой инстанции: Ломако Н.В.),
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица – ФИО1, представителя по доверенности от 29.05.2014 № 157,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 673370, <...>, далее – управление, заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с требованиями к Краевому государственному учреждению «Балейский лес» (далее – КГУ «Балейский лес») о взыскании задолженности в размере 124997,8 руб., в том числе: 87307,53 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; 5185,98 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на накопительную часть трудовой пенсии; 21441,68 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 8167,79 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 865,64 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии; 2029,18 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также взыскании судебных расходов в размере 31,25 руб., с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 672007, г. Чита, Забайкальский край, ул. Чкалова, 160б, далее – третье лицо).
Определением суда от 3 марта 2014 года по ходатайству заявителя произведена замена заинтересованного лица – Краевого государственного учреждения «Балейский лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 672039, <...>, далее – учреждение, заинтересованное лицо, страхователь, КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение»).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 7 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судом первой инстанции, исходя из имеющихся в материалах дела документов установлено, что по месту нахождения реорганизованного КГУ "Балейский лес" создано обособленное подразделение КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". Факт наличия у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета и осуществление им самостоятельного начисления выплат в пользу физических лиц из материалов дела не следует. Более того, согласно пояснениям представителя заявителя выплата заработной платы работникам обособленного подразделения производится непосредственно КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". Следовательно, созданное на месте КГУ "Балейский лес" обособленное подразделение не отвечает требованиям, позволяющим обособленным подразделениям самостоятельно производить уплату страховых взносов. То есть, исполнение обязанности по уплате страховых взносов в отношении указанного обособленного подразделения осуществляется КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". В связи с чем, взыскание страховых взносов, связанных с деятельностью обособленного подразделения, созданного по месту нахождения реорганизованного КГУ "Балейский лес", должно производиться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
Кроме того, по данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц №8 от 29.01.2014 КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонном) не состоит. В связи с чем, учитывая отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих о наличии у заявителя полномочий по взысканию страховых взносов с учреждения, суд приходит к выводу о том, что управление полномочиями по взысканию с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" спорной задолженности не обладает.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не доказан факт наличия у учреждения взыскиваемой задолженности, поскольку несмотря на требования суда, заявителем документы, свидетельствующие о неуплате задолженности после возбуждения производства по настоящему делу не представлены.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, в силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.Однако из требования №0850094006928 от 02.09.2013 сведения о порядке расчета взыскиваемой пени не следуют. В требовании №0850094006928 от 02.09.2013 не указаны периоды начисления пени и размеры недоимок для пени. В свою очередь, подтверждения направления учреждению расчетов пени к требованию №0850094006928 от 02.09.2013 управлением в материалы дела не представило, представленный реестр почтовых отправлений сведений об отправке заинтересованному лицу расчетов пени не содержит. Следовательно, учреждение было лишено возможности установить основания начисления взыскиваемых сумм пени и проверить их расчет, что исключает возможность взыскания задолженности по пени с учреждения.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Пенсионный фонд указывает, что вывод суда о том, что требование выставлено и направлено в адрес КГУ «Балейский лес», которое прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения и дальнейшее взыскание задолженности должно осуществляться иным территориальным округом ПФР является недопустимым и необоснованным.
КГУ «Балейский лес» являлось плательщиком страховых взносов и 04.03.2009 было зарегистрировано в качестве страхователя в УПФР в г. Шилке.
Страхователем КГУ «Балейский лес» 17.07.2013 в адрес УПФР в г. Шилке представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2013 года.
02.09.2013 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) в адрес Краевого государственного учреждения «Балейский лес» выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 0850094006928. Требованием № 0850094006928 от 02.09.2013 Учреждению в срок до 21.09.2013 предложено уплатить сумму задолженности в размере 124997 коп. 8 руб.
Сведения о снятии с регистрационного учета в системе ПФР согласно Выписки из ЕГРЮЛ о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения внесены 24.01.2014, то есть когда истек срок для добровольного исполнения требования от 03.09.2013.
Страхователь КГУ «Балейский лес» снят с регистрационного учета в системе ПФР 24.01.2014.
24.01.2014 КГУ «Балейский лес» прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение». По месту нахождения реорганизованного КГУ «Балейский лес» образовано обособленное учреждение КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение».
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу, что имеет место в рассматриваемом случае, к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица в соответствии с действующим законодательством. А именно, вся совокупность прав и обязанностей реорганизованного лица переходят к его правопреемнику, в том числе также те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются участниками гражданско-правовых отношений, и те которые на момент реорганизации не были выявлены, то есть независимо от их указания в передаточном акте.
В силу части 16 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года в случае реорганизации плательщика страховых взносов – организации, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляется его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Пенсионный фонд указывает, что в соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обаятельного медицинского страхования» обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов, а также обязанности по предоставлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.
В соответствии с имеющейся выпиской из ЕГРЮЛ КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» указаны сведения об обособленных подразделениях юридического лица, а именно КГУ «Балейский лес» - обособленное подразделение, код подразделения - филиала, где адрес и реквизиты указаны действующего юридического лица. Следовательно, в настоящее время деятельность обособленного подразделения не прекращена, на местах продолжают работать граждане, на лицевые счета которых должны разноситься страховые взносы.
Учреждение в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.06.2014.
Заявитель и третье лицо своих представителей для участия в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
02.09.2013 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонным) в адрес Краевого государственного учреждения "Балейский лес" выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №0850094006928. Требованием №0850094006928 от 02.09.2013 года учреждению в срок до 21 сентября 2013 года предложено уплатить следующие суммы задолженности: 87307,53 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; 5185,98 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на накопительную часть трудовой пенсии; 21441,68 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 8167,79 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 865,64 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии; 2029,18 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Указанное требование №0850094006928 от 02.09.2013 года направлено КГУ "Балейский лес" по почте 04.09.2013 года (л.д. 11-18 т.1).
24.01.2014 года Краевое государственное учреждение "Балейский лес" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к Краевому государственному специализированному автономному учреждению "Забайкальское лесохозяйственное объединение". По месту нахождения реорганизованного Краевого государственного учреждения "Балейский лес" образовано обособленное подразделение Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (л.д. 41-77 т.1).
В связи с неисполнением требования №0850094006928 от 02.09.2013 года управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в размере 124997,8 руб. с КГУ "Балейский лес", которое впоследствии определением суда от 03 марта 2014 года было заменено на КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статье 6 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В силу части 16 статьи 15 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
При этом в силу пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.
Как правильно указал суд первой инстанции, положениями Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ разделены понятия «организация» и «обособленное подразделение организации». Указанное разделение свидетельствует о различном правовом статусе организаций и обособленных подразделений. Организации являются плательщиками страховых взносов, обязаны производить уплату страховых взносов, как за себя, так и за образованные в их структуре обособленные подразделения. Исключением из общего правила является ситуация, когда обособленные подразделения отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. То есть, если у обособленного подразделения имеется отдельный баланс, расчетный счет и оно самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц. При соблюдении указанных условий обособленные подразделения могут исполнять обязанности организации по уплате страховых взносов.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Из системного анализа приведенных норм следует, что полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов поставлен на учет. То есть, с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам с организации в суд может обратиться территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит организация или обособленное подразделение организации, если оно соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Судом первой инстанции установлено, что первоначально требования управления о взыскании задолженности в размере 124997 руб. 80 коп. были предъявлены к КГУ "Балейский лес". Однако КГУ "Балейский лес" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". То есть, КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" является правопреемником КГУ "Балейский лес". Определением суда от 03 марта 2014 года произведена замена заинтересованного лица по настоящему делу – с КГУ "Балейский лес" на КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". Таким образом, исходя из положений пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уплате спорной задолженности в размере 124997 руб. 8 коп. перешла к КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение", что не оспаривается представителем страхователя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц №8 от 29.01.2014 Краевое государственное специализированное автономное учреждение "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонном) не состоит (л.д. 49 т.1). Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что контроль за уплатой страховых взносов Краевым государственным специализированным автономным учреждением "Забайкальское лесохозяйственное объединение" осуществляется Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в г. Чите Забайкальского края (межрайонным) (л.д. 93-94 т.1). Однако изложенные доводы представителя учреждения документально не подтверждены. Исходя из указанных обстоятельств, судом в целях проверки наличия у заявителя полномочий по принудительному взысканию с учреждения сумм спорной задолженности, определениями от 24.03.2014, от 08.04.2014 и от 28.04.2014 были запрошены доказательства и правовое обоснование наличия у УПФР г. Шилке (межрайонное) полномочий по взысканию задолженности с заинтересованного лица после осуществления реорганизации (л.д. 93-94, 105-106, 129-130 т.1). Определения суда заявителем не исполнены.
В силу пункта 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. На основании части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из имеющихся в материалах дела документов, судом первой инстанции правомерно установлено, что по месту нахождения реорганизованного КГУ "Балейский лес" создано обособленное подразделение КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
Суд апелляционной инстанции также исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.
В силу положений статей 2, 6, 11, 12 и статьи 22 Налогового кодекса РФ и статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" следует вывод о том, что к правоотношения, возникающим при уплате сборов в государственные внебюджетные фонды, в том числе, связанным с индивидуальным (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, также подлежат применению нормы налогового законодательства РФ.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В соответствии с приведенной нормой обособленные подразделения исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения. При этом ответственность за действия филиала несет юридическое лицо, его создавшее.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), предусматривающем, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей (часть 1 статьи 6 Закона №212-ФЗ).
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения (часть 11 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 41 Закона N 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, филиалы, обособленные подразделения организаций не относятся к категории лиц, подлежащих ответственности за совершение правонарушений.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.01.2011 N 12902/10, в силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Поэтому нормативно-правовые положения, изложенные в Законе N 27-ФЗ, не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Законе N 167-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Обособленные подразделения в числе страхователей не указаны.
Таким образом, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, структурные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе по представлению сведений о застрахованных лицах, об уплачиваемых страховых взносах в отношении данных лиц, работающих в обособленном подразделении, не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Ответственность за неисполнение указанных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение, а не само это подразделение.
Исходя из изложенного, исполнение обязанности по уплате страховых взносов в отношении, созданного на месте КГУ "Балейский лес" обособленного подразделения, осуществляется КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
Факт наличия у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета и осуществление им самостоятельного начисления выплат в пользу физических лиц из материалов дела не следует. Более того, согласно пояснениям представителя заявителя выплата заработной платы работникам обособленного подразделения производится непосредственно КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". Следовательно, созданное на месте КГУ "Балейский лес" обособленное подразделение не отвечает требованиям, позволяющим обособленным подразделениям самостоятельно производить уплату страховых взносов. То есть, исполнение обязанности по уплате страховых взносов в отношении указанного обособленного подразделения осуществляется КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
В связи с чем, взыскание страховых взносов, связанных с деятельностью обособленного подразделения, созданного по месту нахождения реорганизованного КГУ "Балейский лес", должно производиться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".
Как следует из материалов дела, по данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц №8 от 29.01.2014 КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонном) не состоит. В связи с чем, учитывая отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих о наличии у заявителя полномочий по взысканию страховых взносов с учреждения, управление полномочиями по взысканию с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" спорной задолженности не обладает.
Судом апелляционной инстанции исследована Информационная выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» (дата формирования 18.07.2014), из которой следует, что указанное лицо с 25.09.2012 зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении – Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при наличии выводов об отсутствии полномочий у Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонного) на взыскание страховых взносов с учреждения, у суда первой инстанции отсутствовали основания для оценки требований по существу, в связи с чем выводы суда первой инстанции о нарушении пенсионным фондом порядка взыскания сумм пени и непредставление подтверждений наличия взыскиваемой задолженности являются ошибочными и подлежат исключению.
Таким образом, на основании изложенного, исходя из недоказанности управлением наличия у него полномочий по взысканию с учреждения спорной задолженности судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанный отказ в удовлетворении требований, с учетом положений пункта 5.7 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, не препятствует уполномоченному на взыскание страховых взносов с учреждения территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации обратиться в суд для принудительного взыскания спорной задолженности с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение».
На основании вышеизложенного у суда первой инстанции имелись достаточные основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фонда являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 мая 2014 года по делу №А78-686/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий: Э.В. Ткаченко
Судьи: Е.В. Желтоухов
Е.О. Никифорюк