НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 14.12.2016 № 33А-5521/2016

Судья Лучкин М.М. Дело № 33а-5521/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Полушкина А.В.,

судей Сентяковой Н.Н., Захарчука О.В.,

при секретаре Зеленцовой Н.З.,

рассмотрев 14 декабря 2016 года административное дело по частной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики на определение судьи Ленинского районного суда города Ижевска от 25 апреля 2016 года, которым оставлено без рассмотрения административное исковое заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики к ФИО1 о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики

установила:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в городе Ижевске (межрайонное) УР, Управление, административный истец) 9 ноября 2015 года обратилось в Ленинский районный суд города Ижевска с административным исковым заявлением к ФИО1 (далее по тексту – административный ответчик) о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем – плательщиком страховых взносов, прекратила свою деятельность 28 января 2013 года. Поскольку обязанность по уплате страховых взносов ФИО1 не исполнена, на имеющуюся задолженность начислены пени. В добровольном порядке административным ответчиком сумма пени в установленный срок не погашена. В связи с чем, просят взыскать с ФИО1 сумму пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 2353,02 руб.

Определением судьи Ленинского районного суда города Ижевска от 15 апреля 2016 года административному истцу предложено устранить недостатки. Срок для устранения недостатков предоставлен до 25 апреля 2016 года. Определением судьи Ленинского районного суда города Ижевска 25 апреля 2016 года административное исковое заявление УПФР в городе Ижевске (межрайонное) УР оставлено без рассмотрения.

В частной жалобе Управление просит определение суда отменить, разрешить дело по существу. В качестве оснований для отмены определения Управление ссылается на нарушение норм процессуального права.

До начала заседания в Верховный Суд Удмуртской Республики поступило ходатайство, в котором УПФР в городе Ижевске (межрайонное) УР просит принять отказ от административного иска к ФИО1 о взыскании задолженности по пеням в сумме 1889 рублей 78 копеек. Указанное ходатайство не может быть разрешено судебной коллегией при рассмотрении частной жалобы на определение судьи первой инстанции об оставлении без рассмотрения административного искового заявления, поскольку пределы рассмотрения, установленные статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не позволяют суду апелляционной инстанции вынести апелляционное определение о принятии отказа от иска и прекращении производства по административному делу. Ходатайство УПФР в городе Ижевске (межрайонное) УР подлежит рассмотрению судом первой инстанции.

Изучив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Оставляя без рассмотрения административное исковое заявление УПФР в городе Ижевске (межрайонного) УР, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ, поскольку Управление не направило ФИО1 требование об уплате задолженности по страховым взносам (недоимки) и пеней, а также административное исковое заявление по адресу ее регистрации, с чем судебная коллегия не может согласиться, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ), в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика работодателей – в том числе физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 9 Порядка предоставления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1092, регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений, в том числе о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иных сведений о физических лицах, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, бесплатно предоставляет указанные сведения в соответствии с настоящими Правилами в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица задолженности по страховым взносам, заключающийся в направлении плательщику требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней.В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРИП, ФИО1 была зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, проживающий по адресу <адрес> (л.д.4).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон о госрегистрации) в ЕГРИП, в том числе содержатся сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес – наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, – по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

При этом в силу пункта 5 статьи 5 Закона о госрегистрации, предприниматель обязан в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 статьи 5 сведений (за исключением сведений, перечисленных в подпунктах «м», «н» и «п») сообщить об этом изменении в регистрирующий орган по месту своего нахождения (жительства).

В подтверждение соблюдения досудебной процедуры урегулирования настоящего спора административный истец предоставил в материалы дела требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней от 17 апреля 2015 года , направленное административному ответчику по адресу: <адрес>, то есть по адресу, указанному в ЕГРИП.

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в ЕГРИП или в ЕГРЮЛ либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд установил, что административный ответчик не зарегистрирован по адресу, указанному в ЕГРИП в качестве места жительства (л.д.26).

Исходя из чего, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие фактической регистрации административного ответчика по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП, не свидетельствует о не соблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования заявленного спора.

Кроме того, в силу части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Судебная коллегия отмечает, что при обращении в суд 9 ноября 2015 года Управление приложило к своему административному иску почтовое уведомление, из которого следует, то административный ответчик ФИО1 лично получила административное исковое заявление Управления, направленное по адресу: <адрес> (л.д.13, 18).

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает, что Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, равно как и копия административного иска направлены ФИО1 административным истцом по месту жительства последней, указанному в ЕГРИП, следовательно, УПФР в городе Ижевске (межрайонным) УР соблюден досудебный порядок урегулирования спора, а также выполнены требования части 7 статьи 125 КАС РФ. В связи с чем, у суда отсутствовали основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

После получения судом сведений о месте жительства административного ответчика в ходе рассмотрения административного дела, в силу ч.2 ст.289, ст.102 КАС РФ и в целях соблюдения права административного ответчика на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации, суд извещает его о судебном заседании путем направления соответствующего извещения по последнему известному месту жительства.

Поскольку определение суда основано на неправильном применении норм материального и процессуального права, оно подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

определение Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 25 апреля 2016 года отменить, административное дело направить в тот же суд для рассмотрения по существу.

Председательствующий судья А.В. Полушкин

Судьи: Н.Н. Сентякова

О.В. Захарчук

Копия верна:

Председательствующий судья