НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 № 04АП-5184/14

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А78-2369/2014

«22» октября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,

при участии в судебном заседании представителя Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю ФИО1 (доверенность от 13.01.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 августа 2014 года по делу №А78-2369/2014 (суд первой инстанции – Клишина Ю.Ю.),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Краевому государственному учреждению "Александрово-Заводский лес" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 85783,94 рублей из них: недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 26640,18 рублей, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 31500,90 рублей, недоимка по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 8668,46 рублей, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1548,13 рублей, в ФФОМС недоимка в размере 8185,18 рублей, пени в размере 7386,12 рублей, в ТФОМС пени в размере 1854,97 рублей.

При участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Отделение).

Определением от 10.04.2014 года по ходатайству заявителя произведена замена ответчика – Краевого государственного учреждения "Александрово- Заводский лес" на Краевое государственное специализированное автономное учреждение "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – учреждение).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 августа 2014 года по делу №А78-2369/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку у Управления отсутствуют полномочия по взысканию с учреждения спорной задолженности

Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.

Отзыв на апелляционную жалобу учреждение и отделение не представили.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 26.09.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Остальные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы,   проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Управлением в адрес Краевого государственного учреждения "Александрово-Заводский лес" направлялось требование №08500640078173 от 25.11.2013 года об уплате недоимки и пеней за 9 месяцев 2013 года в срок до 14.12.2013 года

20.01.2014 года Краевое государственное учреждение "Александрово-Заводский лес" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к Краевому государственному специализированному автономному учреждению "Забайкальское лесохозяйственное объединение". По месту нахождения реорганизованного Краевого государственного учреждения "Александрово-Заводский лес" образовано обособленное подразделение Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение".

В связи с тем, что указанное требование в добровольном порядке учреждением не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно положениям частей 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В силу части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

При этом в силу пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

Как правильно указал суд первой инстанции, положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ разделены понятия "организация" и "обособленное подразделение организации". Указанное разделение свидетельствует о различном правовом статусе организаций и обособленных подразделений. Организации являются плательщиками страховых взносов, обязаны производить уплату страховых взносов, как за себя, так и за образованные в их структуре обособленные подразделения. Исключением из общего правила является ситуация, когда обособленные подразделения отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. То есть, если у обособленного подразделения имеется отдельный баланс, расчетный счет и оно самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц. При соблюдении указанных условий обособленные подразделения могут исполнять обязанности организации по уплате страховых взносов.

На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.

Из системного анализа приведенных норм следует, что полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов поставлен на учет. То есть, с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам с организации в суд может обратиться территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит организация или обособленное подразделение организации, если оно соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ.

Судом первой инстанции установлено, что первоначально требования управления о взыскании задолженности были предъявлены к КГУ "Александрово-Заводский лес". Однако КГУ "Александрово-Заводский лес" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". То есть, КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" является правопреемником КГУ "Александрово-Заводский лес". Определением суда от 10 апреля 2014 года произведена замена заинтересованного лица по настоящему делу - с КГУ "Александрово-Заводский лес" на КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".

Таким образом, исходя из положений пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, обязанность по уплате спорной задолженности перешла к КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".

Как следует из материалов дела, судом первой инстанции в целях проверки наличия у заявителя полномочий по принудительному взысканию с учреждения сумм спорной задолженности определением от 25.07.2014 были запрошены доказательства и правовое обоснование наличия у УПФР г. Краснокаменске (межрайонного) полномочий по взысканию задолженности с заинтересованного лица после осуществления реорганизации. Однако заявитель указанное определение от 25.07.2014 не исполнил.

В силу пункта 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. На основании части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов, судом первой инстанции правомерно установлено, что по месту нахождения реорганизованного КГУ "Александрово-Заводский лес" создано обособленное подразделение КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".

Согласно статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей (часть 1 статьи 6 Закона N 212-ФЗ).

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения (часть 11 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).

Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 41 Закона N 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

С учетом изложенного, филиалы, обособленные подразделения организаций не относятся к категории лиц, подлежащих ответственности за совершение правонарушений.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.01.2011 N 12902/10, в силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Поэтому нормативно-правовые положения, изложенные в Законе N 27-ФЗ, не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Законе N 167-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Обособленные подразделения в числе страхователей не указаны.

Таким образом, структурные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе по представлению сведений о застрахованных лицах, об уплачиваемых страховых взносах в отношении данных лиц, работающих в обособленном подразделении, не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Ответственность за неисполнение указанных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение, а не само это подразделение.

Исходя из изложенного, исполнение обязанности по уплате страховых взносов в отношении, созданного на месте КГУ "Александрово-Заводский лес" обособленного подразделения, осуществляется КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".

Факт наличия у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета и осуществление им самостоятельного начисления выплат в пользу физических лиц из материалов дела не следует. Следовательно, созданное на месте КГУ "Александрово-Заводский лес" обособленное подразделение не отвечает требованиям, позволяющим обособленным подразделениям самостоятельно производить уплату страховых взносов. То есть, исполнение обязанности по уплате страховых взносов в отношении указанного обособленного подразделения осуществляется КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".

В связи с чем, взыскание страховых взносов, связанных с деятельностью обособленного подразделения, созданного по месту нахождения реорганизованного КГУ "Александрово-Заводский лес", должно производиться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".

Как следует из материалов дела, по данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц N 28 от 25.03.2014 КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на учете в на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонном) не состоит. В связи с чем, учитывая отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих о наличии у заявителя полномочий по взысканию страховых взносов с учреждения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управление полномочиями по взысканию с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" спорной задолженности не обладает.

Суд апелляционной инстанции полагает, что при наличии выводов об отсутствии полномочий у Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Краснокаменск Забайкальского края (межрайонного) на взыскание страховых взносов с учреждения, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для оценки требований по существу.

Таким образом, на основании изложенного, исходя из недоказанности управлением наличия у него полномочий по взысканию с учреждения спорной задолженности судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

При этом суд первой инстанции указал, что отказ в удовлетворении требований, с учетом положений пункта 5.7 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не препятствует уполномоченному на взыскание страховых взносов с учреждения территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации обратиться в суд для принудительного взыскания спорной задолженности с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".

Приведенные в апелляционной жалобе доводы Управления являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 августа 2014 года по делу №А78-2369/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.О. Никифорюк

Э.В. Ткаченко