АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
05 сентября 2018 года
Дело №А78-1713/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 апреля 2018 года по делу № А78-1713/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2018 года
по тому же делу (суд первой инстанции – Минашкин Д.Е.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ломако Н.В., Каминский В.Л.),
установил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» (ОГРН <***>, далее – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», школа, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственному учреждению - Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае (далее - Центр выплаты пенсий, пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 28.12.2017 № 207S19170006243 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 02 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2018 года, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанными судебными актами, Центр по выплате пенсий обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить, как принятые с нарушением положений Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети «Интернет» на сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в связи с непредставлением школой в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года, Центром выплаты пенсий составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По факту выявленных нарушений Центром выплаты пенсий вынесено решение
от 28.12.2017 № 207S19170006243 о привлечении школы к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 1000 рублей.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», не согласившись с решением пенсионного фонда, оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суды двух инстанций пришли к выводу, что оспариваемое решение принято за пределами компетенции Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Суды двух инстанций правильно применили положения статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 1, 8, 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), статей 5, 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», пункт 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н (Инструкции N 987н), анализ положений о центре и управлении, утвержденных постановлениями Правления ПФР 10.03.2017 № 161п и № 162п, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 27.05.2008 № 8-П и от 05.03.2013 № 5-П.
Из совокупности указанных норм следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При выявлении правонарушения должностное лицо территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившее правонарушение, составляет акт (абзац 6 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (абзац 9 и 11 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Судами установлено и следует из материалов дела, что государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае создано Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации на основании Постановления от 10.03.2017 № 161п в целях оптимизации структуры территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае и руководствуется в своей деятельности Положением о Государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае.
Функциями центра, в частности, являются регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, прием отчетности от плательщиков страховых взносов, в том числе сведений о застрахованных лицах для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, поступивших в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, проверка полноты представленных в них данных, расчетов, их обработка в информационных системах (пункты 10.11, 10.12 раздела II Положения), что соответствует вышеизложенным нормам Закона № 27-ФЗ.
Как следует из материалов дела, школа предоставила сведения именно в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), в котором она состоит на регистрационном учете с 03.06.1998.
Доказательства регистрации страхователя в Государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Забайкальском крае не является тем лицом, в полномочия (компетенцию) которого входило бы составление актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и последующее принятие соответствующего решения по результатам проведенной проверки в отношении страхователя, не состоящего у него на регистрационном учете.
При этом суды правильно применили положения пункта 34 Инструкции № 987н, а также с учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенных в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379, пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление ранее представленных сведений.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 апреля 2018 года по делу
№ А78-1713/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 21 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
А.А. Сонин
В.Д. Загвоздин
А.Н. Левошко