НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Акты законодательства о налогах и сборах - законодательство и судебные прецеденты

Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2019 № 09АП-19565/18
Федерации, регулирующие действие норм налогового законодательства во времени, а также разъяснение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенное в постановлении от 02.07.2018 № 17-П, касающееся порядка применения для целей налогообложения норм иных отраслей законодательства. Согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правила, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах , устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, размеры, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Учитывая приведенные положения, общество считает, что в случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, сведения о такой кадастровой стоимости (утвержденные
Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2021 № А76-30794/19
имущественных прав, предъявляется налогоплательщиком покупателю дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (пункт 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Акты законодательства о налогах и сборах , повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации). По смыслу данных положений предприятие не вправе предъявить потребителям в стоимости тепловой энергии, поставленной (потребленной) во вторую половину декабря 2018 г., суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные с применением повышенной ставки налога, действующей с 01.01.2019. Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил: отказать муниципальному предприятию трест «Теплофикация» в
Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2019 № А51-17532/18
нарушениях судами норм материального права, повлиявших на исход дела. Так, в частности, предприниматель приводит доводы о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах , указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. В силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 23.09.2020 № 18-КАД20-11
нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации (постановление от 2 июля 2013 года № 17-П, определение от 29 сентября 2016 года № 1837-0). По общему правилу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 данной статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Конституционный Суд Российской Федерации, толкуя общее правило «по истечении
Постановление АС Уральского округа от 21.10.2015 № А47-11830/14
при рассмотрении спора во внимание, что постановление Правительства Оренбургской области № 1122-п опубликовано 27.12.2012, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что названное постановление Правительства Оренбургской области вступило в силу для целей налогообложения 27.01.2013 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2014. При этом апелляционный суд при рассмотрении спора правомерно отклонил ссылку общества на положения п. 1 ст. 5 Налогового кодекса в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах , указанные в п. 3 и 4 названной статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Пунктами 3 и 4 ст. 5 Налогового кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие
Постановление АС Северо-Западного округа от 19.08.2005 № А21-93/05
до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 01.01.2004. На основании именно этой нормы, вступившей согласно статье 8 Закона №163-ФЗ в законную силу с 01.01.2004, Инспекция полагает, что Общество не имеет права на применение в 2004 году льгот по налогу на прибыль, предоставленных Законом Калининградской области №177 и решением №92 Горсовета депутатов Калининграда. Кассационная коллегия считает доводы налогового органа ошибочными. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. Вместе с тем, в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.09.2023 № А45-27633/2022
в пункт 11 статьи 342.5 НК РФ в части порядка определения коэффициента КАБДТ. Пунктом 11 статьи 10 Закона № 305-ФЗ установлено, что действие положений пункта 11 статьи 342.5 НК РФ (в редакции Закона № 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года. Закон № 305-ФЗ опубликован 02.07.2021 в единой информационной системе на официальном сайте http://pravo.gov.ru. В силу статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах , устанавливающие новые налоги, сборыи (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборови (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственностьза нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборови (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам,
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 № А26-6174/2022
между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о применении во времени нормативного правового акта о налогах, принятого органом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, определяющей действие актов о налогах и сборах во времени, по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах , указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. При этом, если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают
Постановление АС Поволжского округа от 28.09.2023 № А65-27400/2022
и стабилизированной за май 2021 года занижена на 4 210 661 руб. По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, письменных возражений налогоплательщика и материалов камеральной налоговой проверки, принято решение от 11.02.2022 N 17 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен налог на добычу полезных ископаемых за май 2021 года в размере 4 210 661 руб. Суды признали выводы налогового органа неправомерными. Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах , устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, в то время как акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие
Решение Брянского областного суда (Брянская область) от 15.12.2014 № 3-92/14
налоговое бремя в нарушение порядка, предусмотренного налоговым законодательством, имеющим большую юридическую силу. В обоснование заявленных требований указано, что согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах , устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» увеличена кадастровая
Решение Тюменского областного суда (Тюменская область) от 26.05.2015 № 3-33/2015
Постановления № 203-п разделен порядок применения утвержденной кадастровой стоимости для целей налогообложения и для целей, не связанных с налогообложением. Также заявитель указывает, что в соответствии с п.1 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно п.2 указанной статьи акты законодательства о налогах и сборах , устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. В силу п.4 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок
Решение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 18.01.2024 № 3А-329/2023
налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В соответствии с требованием определенности правового регулирования, вытекающим из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства, механизм его действия, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений. В силу закрепленных в статье 3 НК РФ основных начал налогового законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7). Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, включаемых НК РФ в общее понятие «законодательство о налогах и сборах», должны приниматься в соответствии с кодексом (пункты 5, 6 статьи 1
Решение Вышневолоцкого городского суда (Тверская область) от 10.06.2016 № 2А-1095/16
силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. В соответствии с п.3 указанной
Решение Красноармейского районного суда (Краснодарский край) от 11.04.2018 № 2А-727/2018
участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 НК РФ (пункты 71, 72 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2017 №335-ФЭ). Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В соответствии с ч.3 ст.5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах , устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 №165-0-0 отмечено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи