Дело №2а-727/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Станица Полтавская 11 апреля 2018 года
Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:
судья Фойгель И.М.
секретарь судебного заседания Блюм И.В.
с участием:
представителя административного истца Адамян Н.Б., действующего на основании доверенности Алексанян Г.Б.,
представителя административного ответчика главного специалиста-эксперта правового отдела Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю, действующей на основании доверенности Бузько С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Адамян Н.Б. к Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю об оспаривании решений, действий органа государственной власти,
установил:
Адамян Н.Б. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю об оспаривании решений, действий органа государственной власти.
В обоснование заявленных требований указала, что 04.12.2017 года получила уведомление о начислении земельного налога на земельные участки с кадастровыми номерами № (адрес: <адрес>) и № (адрес: <адрес>) в размере 103247 рублей.
Считает, что исчисление земельного налога было произведено неправомерно, поскольку при его расчете налоговым органом не было учтено, что данные земельные участки коммерческого назначения были приобретены в собственность Адамян Н.Б., 14.01.2016 г. В то же время, 29.01.2016 г. произошло изменение кадастровой стоимости земельных участков, поскольку был изменен вид разрешенного использования.
При обращении в Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю с письменным заявлением о перерасчете начисленного земельного налога за 2016 г. на земельные участки с кадастровыми номерами № и № получила ответ, в котором указано, что изменения кадастровой стоимости, произошедшие в 2016 г. в результате изменения вида разрешенного использования по вышеуказанным земельным участкам могут учитываться только со следующего налогового периода.
Не согласившись с позицией Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском.
Просила суд признать действия Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю по расчету земельного налога за 2016 г. на земельные участки с кадастровыми номерами № и № а также отказ налогового органа в перерасчете обозначенного земельного налога незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; обязать Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю устранить нарушения прав и произвести перерасчет земельного налога за 2016 г. на земельные участки с кадастровыми номерами № и №, согласно вступившему в силу с 01.01.2018г. Федерального закона от 27.11.2017г. №335-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» п.1 ст.391 НК РФ, по кадастровой стоимости на момент 30.01.2016г., исходя из вида разрешенного использования: парки, скверы, бульвары, иные виды озеленения общего пользования для земельных участков с кадастровыми номерами № и №
В судебном заседании представитель административного истца Алексанян Г.Б. поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика главный специалист-эксперт правового отдела Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности Бузько С.В. в судебном заседании не согласилась с административным иском Адамян Н.Б., представила суду отзыв на иск, указав, что земельный налог за 2016 год исчислен правомерно, согласно сведений о кадастровой стоимости, поступившей по электронной почте, а изменения внесенные в п.1 ст.391 НК РФ применяется с 2018 года. Просила в удовлетворении требований Адамян Н.Б. отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно паспортных данных, административным истцом является Адамян Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из материалов дела, Адамян Н.Б., на основании свидетельства о государственной регистрации права № и 23№ выданных 14.01.2016 года, является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером № по адресу<адрес> (л.д.9-10).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> 29.01.2016 года изменен вид разрешенного использования: парки, скверы, бульвары, иные виды озеленения общего использования и кадастровая стоимость земельного участка, при этом, Адамян Н.Б. заполнила декларацию об изменении вида разрешенного использования земельного участка (л.д.11-12).
04.12.2017 года из Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю Адамян Н.Б. получено уведомление о начислении земельного налога на вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами 23:13:0602011:73 и 23:13:0602011:75 в размере 103247 рублей (л.д.21).
В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс РФ Адамян Н.Б. 05.02.2018 года обратилась в Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю с письменным заявлением о перерасчете начисленного земельного налога за 2016 г. на земельные участки с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> и № по адресу: <адрес> (л.д.15).
В ответе на заявление Адамян Н.Б. Межрайонная ИФНС России №11 по Краснодарскому краю ссылается на то, что изменения кадастровой стоимости, произошедшие в 2016 г. в результате изменения вида разрешенного использования по земельным участкам с кадастровыми номерами № и № могут учитываться только со следующего налогового периода (л.д.16-17, 19-20).
Согласно статьи 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством. В частности, органы исполнительной власти субъектов утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.71 ст.2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 №335-ФЗ, пункт 1 статьи 391 дополнен абзацем следующего содержания: «Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости». Данное положение вступило в законную силу с 01.01.2018 г.
Согласно п.2.7 Письма ФНС России от 30 ноября 2017 г. №БС-4-21/24271@ «Об изменениях в Налоговом кодексе Российской Федерации, касающихся налогообложения имущества и применяющихся в т.ч. с 2018 года», изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 НК РФ (пункты 71, 72 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2017 №335-ФЭ).
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с ч.3 ст.5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 №165-0-0 отмечено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Вместе с тем, для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 №17-П нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
В соответствии с п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Согласно статьи 5 Налогового кодекса РФ предусмотрено исключение из общего правила для нормативных актов, которые улучшают положение налогоплательщиков. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу или могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (абз.4 п.1 и п.4 ст.5 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с ст.5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
При этом, согласно абз.4 п.1 ст.5 Кодекса (в редакции, действующей в проверяемом налоговом периоде) акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 данной статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. В этом случае нормативный акт может вступать в силу с того момента, который указан в самом акте, то есть правило о месячном сроке с момента опубликования и следующем налоговом периоде может не соблюдаться.
При этом п.2 ст.5 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Следовательно, при определении налоговой базы в расчете земельного налога за 2016 г. на земельные участки с кадастровыми номерами № и № должны были быть учтены внесенные в Налоговый кодекс РФ изменения.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного ответчика и приходит к выводу, что административным истцом представлено достаточно доказательств обоснованности заявленных требований и невозможности устранения нарушения права в ином, кроме судебного порядке, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Адамян Н.Б. к Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю - удовлетворить.
Признать действия Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю по расчету земельного налога за 2016 год на земельные участки с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> и № по адресу: <адрес> и отказ Межрайонной ИФНС России №11 по Краснодарскому краю в перерасчете обозначенного земельного налога - незаконными.
Обязать Межрайонную ИФНС России №11 по Краснодарскому краю произвести перерасчет земельного налога за 2016 год на земельные участки с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> и № по адресу: Краснодарский <адрес> по кадастровой стоимости на момент 30.01.2016 г., исходя из вида разрешенного использования: парки, скверы, бульвары, иные виды озеленения общего пользования для земельных участков с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> и № по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Красноармейского районного суда И.М. Фойгель