НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вышневолоцкого городского суда (Тверская область) от 10.06.2016 № 2А-1095/16

Дело № 2а – 1095/16

Решение

Именем Российской Федерации

10 июня 2016 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шустровой С.А.,

при секретаре Емельяновой Л.М.,

с участием представителя административного истца Андрианова И.В.,

представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области Крылова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области административное дело по административному иску Михайлова М.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании решения незаконным,

установил:

Михайлов М.Ю. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании незаконным решения от <дата><№>.

В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <№>. За <дата> истцу был начислен земельный налог. В связи с тем, что, по мнению истца, налог был исчислен в большей сумме, он обратился к ответчику с заявлением на возврат налога. Решением от <дата><№> ответчик отказал в возврате переплаты. Решением <№> от <дата> УФНС Росси по Тверской области указанное решение оставлено без изменения. В силу п. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. В соответствии с п.3 указанной статьи, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п.4 ст.5). Постановлением Правительства Тверской области от 25.12.2012 №800-пп были утверждены результаты определения новой кадастровой стоимости. В п.6 указанного постановления определено, что оно вступает в законную силу с 01.01.2013. Таким образом, датой начала применения указанного постановления с учетом положений п.1,3,4 ст.5 НК РФ является 01.01.2013, а не 01.01.2014, как указано в оспариваемом решении. Таким образом, решение ответчика нельзя признать законным и обоснованным. Ссылки административного ответчика на определение КС РФ от 03.02.2010 №165-О-О несостоятельны, поскольку в п.1 ст.5 НК РФ внесены изменения после его принятия.

Административный истец Михайлов М.Ю. в судебное заседание не явился, его интересы по доверенности представлял Андрианов И.В., который административное исковое заявление поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, пояснив, что необходимо обязать административного ответчика осуществить возврат излишне уплаченного налога за <дата> в размере 26298,12 рублей, по представленному им расчету.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области и соответчика Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Крылов А.М. в судебном заседании административные исковые требования Михайлова М.Ю. не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Из письменных возражений на административное исковое заявление, представленных административными соответчиками, следует, что на основании заявления Михайлова М.Ю. от <дата> о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 26298,09 рублей, направлен ответ от <дата><№>, согласно которому Михайлову М.Ю. разъяснен расчет земельного налога за <дата>, а также указано об отсутствии у налогоплательщика переплаты по указанному налогу. Михайлов М.Ю., не согласившись с доводами инспекции, <дата> обратился в Управление Межрайонной ИФНС России по Тверской области с жалобой о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2013 год. Управлением <дата> вынесено решение <№>, согласно которому требования налогоплательщика оставлены без удовлетворения. В обоснование своей позиции указывают, что Правительством Тверской области утверждено Постановление от 25.12.2012 №800-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тверской области» (далее - Постановление № 800-пп), которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, которые повлекли за собой уменьшение кадастровой стоимости целого ряда земельных участков, в том числе и спорных земельных участков с кадастровыми номерами <№>. Согласно п.6 Постановления № 800-пп оно вступает в силу с <дата> и подлежит официальному опубликованию. Ссылаясь на Определение от 03.02.2010 №165-0-0 и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 № 2-П, п.4 ст.5 НК РФ считают, что постановление №800-пп не содержит указаний на распространение его действия на предшествующие налоговые периоды, соответственно кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением №800-пп для целей налогообложения должна применяться с 01.01.2014. Кроме того, земельный налог исчислен на основании сведений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований просят отказать.

Заслушав представителя административного истца, представителя административных соответчиков, суд приходит к убеждению об отказе в административном иске по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

В силу частей 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

По смыслу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как следует из части 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с частью 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Михайлов М.Ю. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <№>.

За 2013 год налогоплательщику земельного налога Михайлову М.Ю. начислен земельный налог в сумме 40679,59 рублей.

Не согласившись с суммой исчисленного налога и ссылаясь при этом на принятое Правительством Тверской области постановление №800-пп от 25.12.2012 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тверской области», которым утверждены результаты определения новой кадастровой стоимости земельных участков, <дата> Михайлов М.Ю. обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России №3 по Тверской области с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в сумме 26298,09 рублей.

<дата> Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области в адрес Михайлова М.Ю. направлен ответ <№>, в котором заявителю разъяснен расчет земельного налога за <дата>, а также указано на отсутствие у налогоплательщика переплаты по указанному налогу.

По жалобе Михайлова М.Ю. заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области вынесено решение <№> от <дата> об оставлении жалобы без удовлетворения.

В судебном заседании установлено, что Правительством Тверской области утверждено Постановление №800-пп от 25.12.2012 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тверской области» (далее - Постановление № 800-пп), которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, которые повлекли за собой уменьшение кадастровой стоимости ряда земельных участков, в том числе и спорных земельных участков с кадастровыми номерами <№>.

Постановление №800-пп опубликовано 27.12.2012 в газете «Тверская жизнь» (№238) и размещено на официальном сайте Правительства Тверской области.

В соответствии с п.6 Постановления №800-п, данный нормативный правовой акт вступает в законную силу с 01.01.2013.

Пунктом 7 Постановления № 800-пп установлено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные данным Постановлением, подлежат размещению на официальном сайте Правительства Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 дней со дня подписания названного Постановления.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на указанные земельные участки внесены Росреестром <дата> и поступили в Межрайонную ИФНС России №3 по Тверской области в электронном виде в составе XML <дата>.

Обжалуя решение налоговой инспекции, административный истец ссылается на то, что земельный налог за <дата> должен быть исчислен, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Тверской области №800-пп, поскольку указанное постановление вступило в законную силу с <дата>.

Отказывая в административном иске суд учитывает следующие положения Закона.

Согласно ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 27.07.2006 №137-ФЗ).

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 2 июля 2013 г. №17-П «По делу о проверке Конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Открытого Акционерного общества «Омскшина» указано, что положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в Налоговом кодексе Российской Федерации определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 Конституции РФ и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Поскольку Постановление №800-пп, опубликованное 27.12.2012, порождает правовые последствия для налогоплательщиков и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со статьей 5 НК РФ указанное постановление для целей налогообложения, вопреки позиции административного истца, подлежит применению с 01.01.2014.

С момента вступления в силу нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым-шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

Суд принимает во внимание, что в данном случае при исчислении земельного налога за <дата> налоговой инспекцией принята во внимание кадастровая стоимость земельных участков, представленная органом, осуществляющим государственный кадастровый учет – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области, по состоянию на <дата> (соответствующая предыдущему налоговому периоду).

При установленных обстоятельствах решение <№> от <дата> Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области является законным и обоснованным.

На основании ст.ст. 5, 391 НК РФ, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать Михайлову М.Ю. в административном иске к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании решения <№> от <дата> об отказе в возврате излишне уплаченного налога за <данные изъяты> год незаконным.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Шустрова С.А.

ФИО

ФИО