НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Базовая ставка страховой премии - законодательство и судебные прецеденты

Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2019 № 18АП-10192/18
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в необоснованном применении коэффициентов страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортных средств (в частности, мощности двигателя), от территории преимущественного использования транспортных средств, а также базовых ставок тарифов по некоторым позициям, отличных от соответствующих коэффициентов и базовых ставок, установленных заказчиком и Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание № 3384-У) и, как следствие, получении обществом «Ингосстрах» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что обществом «Ингосстрах» при расчете цены контракта применены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности, мощности двигателя легкового автомобиля (КМ) по
Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2020 № 11АП-20385/19
признал заказчика нарушившим требования части 3 статьи 7, пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). В положении конкурсной документации заказчиком указано на применение страховых тарифов, утвержденных Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Указания Банка России от 20.03.2015 № 3604-У) (далее – Указание Банка России № 3384-У). Вместе с тем, антимонопольный орган ссылается на то, что с 09.01.2019 установлен новый размер страховых тарифов в соответствии с Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных
Решение Верховного Суда РФ от 15.08.2019 № АКПИ19-493
об ОСАГО, и является публичным (абзац восьмой статьи 1). В пункте 2 статьи 954 ГК РФ закреплено, что в предусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органами страхового надзора. Страховые тарифы - это ценовые ставки, установленные в соответствии с Законом об ОСАГО, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов (абзац двенадцатый статьи 1 Закона об ОСАГО). Следовательно, коэффициент КБМ - часть страховых тарифов, служащая для определения размера страховой премии , которая является денежной оценкой страхового риска по конкретному договору обязательного страхования и в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО должна быть актуарно (экономически) обоснованной. Рассмотрение коэффициента КБМ в качестве права на скидку за безаварийную езду не соответствует нормам Закона об ОСАГО и заложенному в этом коэффициенте экономическому смыслу. Как указано в абзаце втором пункта 1 статьи 16 названного закона, ограниченным использованием
Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2019 № 18АП-10192/18
действиях общества «Ингосстрах» при участии в аукционе признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции ввиду необоснованного применения коэффициентов страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортных средств (в частности, мощности двигателя), от территории преимущественного использования транспортных средств, а также базовых ставок тарифов по некоторым позициям, отличных от соответствующих коэффициентов и базовых ставок, установленных заказчиком и Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание № 3384-У). Предупреждением от 10.04.2018 № 28-08/2018 обществу «Ингосстрах» указано: 1) о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем издания локального нормативного акта (внесения изменений в существующий), содержащего требование осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства при участии в электронных аукционах на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев
Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2019 № 18АП-15148/18
в отсутствие договора страхования, однако в этом случае по кредиту устанавливалась более высокая процентная ставка. При этом разница между данными ставками является дискриминационной (в данном случае устанавливается процентная ставка на 6% выше пункта уровня базовой ставки). В связи с тем, что кредитные договоры заключены на длительный срок и сумма разницы между двумя ставками составляет 6%, это может являться определяющим фактором при выборе кредитной программы. С учетом изложенного, доводы банка о том, что разница между процентной ставкой при наличии договора страхования и при его отсутствии не является дискриминационной, отклонены судами. Действия заявителя, обусловившего предоставление кредита на более выгодных условиях (меньшая ставка) при даче согласия быть застрахованным по Договору коллективного страхования, заключенному между АО «Россельхозбанк» и ЗАО «Страховая компания «РСХБСтрахование», как указали суды, противоречат пункту 2 статьи 7 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, с учетом статьи 934 Гражданского кодекса и разъяснений, содержащихся в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного
Решение АС Самарской области от 11.02.2019 № А55-27701/18
№ 58 от 26.12.2017, исходя из системного толкования положений абзаца шестого пункта 7.2 статьи 15 и подпункта «к» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСА следует, что при наступлении страхового случая страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты страхователю, предоставившему недостоверные сведения, а так же взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательного сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимо от наступления страхового случая. Базовая ставка страховой премии для транспортных средств данного типа, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки составляет 6166 руб., коэффициент территории преимущественного использования ТС составляет 0,9; коэффициент возраста и стажа водителей составляет 1,8 итого страховая премия составляет 9988 руб. 92 коп. (ООО «Гибридный» было оплачено 5684 руб. 58 коп. Так сумма, неосновательно сбереженная в результате предоставления недостоверных сведений, составила 4304 руб. 34 коп. В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно
Решение АС Томской области от 09.12.2020 № А67-3570/20
со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органами страхового надзора. В соответствии с Указанием Банка России от 04 декабря 2018 года № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов при определении страховой премии по договорам ОСАГО для транспортных средств категории D», используемых на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, базовая ставка страховой премии за страхование составляет до 7 399 руб., а для транспортных средств категории «D» используемых в личных, прочих целях до 5 053 руб. Указанное свидетельствует о том, что цель использования транспортного средства при оформлении страхового полиса непосредственно связана со стоимостью страховой премии, которая уплачивается страхователем страховщику, указывая использование транспортного средства в иных целях, стоимость страхового полиса для страхователя меньше, чем стоимость при указании использования транспортного средства для использования пассажирских перевозок. Согласно абзацу 2 пункту
Решение АС Томской области от 19.07.2021 № А67-10069/20
не достоверные сведения с целью снизить размер платы за страхование, поскольку согласно указанию ЦБ РФ от 4 декабря 2018 г. N 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов при определении страховой премии по договорам ОСАГО, для транспортных средств категории «D», используемых на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, базовая ставка страховой премии за страхование составляет до 7 399 руб., а для транспортных средств категории «D» используемых в личных, прочих целях до 5 053 руб. В соответствии с п. 1 ст. 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности
Решение АС Челябинской области от 16.10.2023 № А76-37712/2022
тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) - Приложение № 1 к Указанию Банка России от 04.12.2018г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», действующему на дату заключения договора страхования (26.02.2021), установлены следующие дифференцированные базовые ставки страховых премий : 2 Транспортные средства категорий «B», «BE» Минимальное значение ТБ Максимальное значение ТБ 2.1 юридических лиц (в том числе транспортные средства специального назначения, транспортные средства оперативных служб) 2 058 2 911 2.2 физических лиц (в том числе транспортные средства, используемые для бытовых и семейных нужд), индивидуальных предпринимателей 2 746 4 942 2.3 используемые в качестве такси 4 110 7 399 Таким образом, следует прийти к выводу, что указание при заключении договора страхования на
Постановление АС Тверской области от 14.09.2023 № А66-15161/2022
У071ЕА777, принадлежащего Федорову П.М. и находящегося под управлением Федоровой И.А. В результате ДТП автомобилю Volkswagen Tiguan причинены механические повреждения. Согласно извещению о ДТП от 30.09.2019 виновным в ДТП признан водитель автобуса ПАЗ 320402-05. Признав произошедшее ДТП страховым случаем по Полису, Страховая компания выплатила потерпевшему страховое возмещение в размере 18 751 руб. 99 коп. Ссылаясь на предоставление Предпринимателем при заключении Полиса заведомо ложных сведений о цели использования транспортного средства, имеющих существенное значение для определения базовой ставки страховой премии , и руководствуясь подпунктом «к» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), Страховая компания направила в адрес Предпринимателя претензию от 18.08.2022 № 75-326153/19 с требованием о возмещении в порядке регресса 18 751 руб. 99 коп. ущерба в размере страховой выплаты, произведенной потерпевшему. Оставление Предпринимателем претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Страховой компании в арбитражный суд с
Решение Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область) от 19.09.2018 № 2-3146/18
результатам рассмотрения заявления о выплате страхового возмещения ООО «Поволжский страховой альянс» произвело выплату страхового возмещения ЛВГ в размере 50 000 рублей (в соответствии с соглашением об урегулировании страхового случая и прекращении обязательства надлежащим исполнением от 31.01.2018). Левашиным А.Ю. при заключении договора страхования были представлены недостоверные сведения, он не сообщил, что транспортным средством осуществляются регулярные пассажирские перевозки. До настоящего времени от Левашина А.Ю. не поступило заявление об изменении сведений, указанных при заключении договора ОСАГО. Базовая ставка страховой премии для транспортных средств данного типа, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки составляет 6166 руб., коэффициент территории преимущественного использования ТС составляет 1,6, коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат составляет 0.95, коэффициент возраста и стажа водителей составляет 1,8, итого страховая премия равна 16870,18 руб. Левашиным А.Ю. было оплачено 9600,62 руб. Так, сумма, неосновательно сбереженная в результате предоставления недостоверных сведений, составила 7269,56 руб. Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца в порядке регресса сумму в размере 50000
Решение Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край) от 17.06.2021 № 2-1577/2021230042-01-2021-001611-14
пассажиров по заказам» – 12465,84 руб., что отражено в справке СК от 24.11.2020 г. Принимая во внимание, что от вида цели использования транспортного средства зависит размер страховой премии, суд признает, что данное условие является существенным для вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. Как видно из страхового полиса <№>, Мартиросян Т.Б. застраховал автомобиль «Форд Транзит», государственный регистрационный знак <№>, с условием ограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Базовая ставка страховой премии определена п. 7 в размере 4729,23 руб. Транспортное средства, согласно п. 8, в качестве такси не используется. Представленным суду заявлением Мартиросяна Т.Б., заполненным в электронной форме о страховании автомобиля «Форд Транзит», государственный регистрационный знак <№>, подтверждается, что заявителем указана цель использования транспортного средства «прочее», а графа «регулярные пассажирские перевозки/перевозки пассажиров по заказам» - не заполнена. Из представленных истцом фотоснимков, а также данным официального сайта «Автобусный транспорт» видно, что автомобиль «Форд Транзит», государственный регистрационный
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область) от 24.10.2018 № 2-2238/18
о заключении договора ОСАГО в электронной форме. В силу ст. 14 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик имеет право регрессного требования к причинившему вред лицу в размере произведенной страховой выплаты, если страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии. При этом страховщик также вправе требовать от указанного лица возмещение расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая. Базовая ставка страховой премии для транспортных средств данного типа осуществляющие регулярные пассажирские перевозки составляет 6 166 руб., коэффициент территории преимущественного использования ТС составляет 1,6, коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат составляет 0,85, итого страховая премия равна 8 385,76 руб. Орсиным В.А. было оплачено 4 772,24 руб. Таким образом, сумма неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений составила 3 613,52 руб. Ответчику 29.12.2017 года была направлена досудебная претензия, которая была получена ответчиком. 27.02.2018 года в счет возмещения ущерба
Решение Чердаклинского районного суда (Ульяновская область) от 11.08.2022 № 2-631/2022
к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Как установлено в судебном заседании Лукиянову Е.А. на праве собственности на дату дорожно-транспортного происшествия и на дату заключения договора страхования принадлежал автомобиль №..., государственный регистрационный знак №... Согласно заявлению страхователя Лукиянова Е.А. о заключении договора ОСАГО от 28.04.2020, ответчик указал, что транспортное средство №..., государственный регистрационный знак №... используется в личных целях, не поставив отметку в графе "цель использования транспортного средства" "регулярные пассажирские перевозки/перевозки пассажиров по заказам". Базовая ставка страховой премии составила 2807 руб., общий размер страховой премии составил 4724 руб. 14 коп. На вышеуказанных условиях был заключен договора страхования, что подтверждается электронным полисом серия ХХХ №... от 28.04.2020. Положения части 1 статьи 14 Закона об ОСАГО о переходе к страховщику права требования потерпевшего к причинителю вреда следует понимать во взаимосвязи с положениями абзаца шестого пункта 7.2 статьи 15 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) и подпункта "к" пункта 1 статьи 14 Закона об
Решение Кинельского районного суда (Самарская область) от 11.04.2019 № 2-607/19
возместил АО «ОСК» сумму страхового возмещения в указанном размере. После заключения договора и выплаты страхового возмещения было установлено, что Авдониным В.Ю. предоставлены не достоверные сведения в заявлении о заключении договора ОСАГО, направленном в страховую компанию в электронном виде. Авдонин В.Ю. не сообщил, что транспортным средством <данные изъяты> г/н № осуществляются регулярные пассажирские перевозки, что подтверждается информацией с официального сайта Национального союза страховщиков ответственности и фото-материалами, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Базовая ставка страховой премии для транспортных средств данного типа, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, составляет <данные изъяты>., коэффициент территории преимущественного использования ТС составляет <данные изъяты> возраста и стажа водителей составляет <данные изъяты>, итого страховая премия составляет <данные изъяты>.. Авдониным В.Ю. было оплачено <данные изъяты>.. Таким образом, неосновательно сбереженная сумма в результате предоставления недостоверных сведений составила <данные изъяты>.. В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика в порядке регресса сумму причиненного вреда в размере <данные изъяты> руб., неосновательно