НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Баланс полезных ископаемых - законодательство и судебные прецеденты

Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2019 № 304-КГ18-24898
геологической, экономической, и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение», Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 26, и пришел к выводу о правомерности доначисления налога на добычу полезных ископаемых исходя из ставки 57 рублей за тонну добытого угля названной марки. При этом суд исходил из того, что на государственном балансе полезных ископаемых на участке недр, разрабатываемом обществом на основании лицензии КЕМ 11703 ТЭ, запасы марок КСН на государственном балансе не учитываются. Доказательств переоценки запасов по марочному составу добываемого угля в соответствии с требованиями действующего законодательства обществом не представлено. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, оценены судом с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого спора. Несогласие заявителя с позицией суда не является основанием для пересмотра судебных актов в силу пункта 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2020 № 07АП-2614/19
№ 26, и пришли к выводу о правомерности доначисления налога на добычу полезных ископаемых исходя из ставки 57 рублей за тонну добытого угля названной марки. Установив факт добычи обществом в проверяемом периоде (март 2017 года) каменного угля марки КСН, относящегося к виду угля - коксующийся, суды пришли к выводу о правомерности доначисления НДПИ, исходя из ставки 57 рублей за тонну добытого угля названной марки. При этом суды исходили из того, что на государственном балансе полезных ископаемых на участке недр, разрабатываемом обществом на основании лицензии КЕМ 11703 ТЭ от 18.09.2003, уголь марки КСН не по коксующейся группе углей отсутствует; доказательств переоценки запасов по марочному составу добываемого угля в соответствии с требованиями действующего законодательства обществом не представлено. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, оценены судом с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого спора. Несогласие заявителя с позицией суда не является основанием для пересмотра судебных актов в силу пункта 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного
Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2020 № 07АП-5226/19
№ 26, и пришли к выводу о правомерности доначисления налога на добычу полезных ископаемых исходя из ставки 57 рублей за тонну добытого угля названной марки. Установив факт добычи обществом в проверяемом периоде (август 2017 года) каменного угля марки КСН, относящегося к виду угля - коксующийся, суды пришли к выводу о правомерности доначисления НДПИ, исходя из ставки 57 рублей за тонну добытого угля названной марки. При этом суды исходили из того, что на государственном балансе полезных ископаемых на участке недр, разрабатываемом обществом на основании лицензии КЕМ 11703 ТЭ от 18.09.2003, уголь марки КСН не по коксующейся группе углей отсутствует; доказательств переоценки запасов по марочному составу добываемого угля в соответствии с требованиями действующего законодательства обществом не представлено. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, оценены судом с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого спора. Несогласие заявителя с позицией суда не является основанием для пересмотра судебных актов в силу пункта 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного
Определение Верховного Суда РФ от 18.10.2023 № А57-22856/2021
различий среди недропользователей, осуществляющих разработку ранее списанных запасов, в части возлагаемого на них бремени налогообложения. Занятый налоговым органом подход к толкованию подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса, поддержанный судами, делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абзацу третьему статьи 29, статье 31 Закона о недрах полезные ископаемые должны быть постановлены на Государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых , в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Следовательно, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на Государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов. Нельзя согласиться с доводом налогового органа, приведенным в ходе рассмотрения дела в Верховном Суде Российской Федерации, о том, что предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса льгота фактически является недействующей,
Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2020 № 09АП-40179/19
лицензии № СМР 01221 НР), отраженные в государственном балансе запасов (нераспределенный фонд) и фактически находящиеся в пределах названного участка недр по состоянию на 01.01.2011. Признавая решение инспекции в указанной части законным, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых , осуществлению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Минприроды России от 14.07.2009 № 207, исходил из того, что для определения степени выработанности запасов конкретного участка недр по состоянию на 01.01.2012 следует учитывать данные государственного баланса, утвержденного в 2011 году (по состоянию на 01.01.2011), включая запасы, находящиеся на указанную дату в нераспределенном фонде. Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции. Доводы, изложенные
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.12.2021 № А32-20021/09
законно на основании действующей лицензии. Заключением специалистов в сфере нефтегазового дела от 03.11.2020 подтверждается, что в случае невозможности использования скважины № 2 Чумаковская рациональное использование участка недр и извлечение полезных ископаемых окажется невозможным, что также повлечет ущерб Российской Федерации как собственнику недр в связи с невозможностью извлечения полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс. Таким образом, в случае прекращения эксплуатации скважины № 2 Чумаковская рациональное использование участка недр и извлечение обществом поставленных на государственный баланс полезных ископаемых в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами станет невозможным. Судом также учтено, что согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, подлежат предоставлению пользователям недр в аренду без проведения торгов. С учетом того, что обществу предоставлена лицензия на пользование недрами, указанное лицо в силу положений Закона № 2395-1 имеет исключительное право осуществлять в
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2022 № А78-6281/20
применения подпункта 4 пункта 2 статьи 336 НК РФ, и пришли к необоснованному выводу о выполнении налогоплательщиком двух условий для применения указанной нормы; не учли статью 29 Закона о недрах, согласно которой добыча из запасов, не поставленных на государственный баланс, уже является нарушением данной нормы. Налоговый орган считает: выводы судов о том, что золото, добытое из дражных отвалов, ранее при добыче из недр облагалось в общеустановленном порядке НДПИ и было поставлено на государственный баланс полезных ископаемых (далее – ПИ) не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку отвалы, сформированные из нормативных потерь ПИ, являются отвалами, из которых повторное извлечение ПИ без изменения технологии невозможно, это разновидность безвозвратных отходов производства. По мнению Управления: судами неправильно применена часть 2 статьи 69 АПК РФ - нарушена преюдиция фактов (запрет опровергать установленные факты), установленных по делу № А78-9195/2014 и отраженных в акте перепроверки за 1992 год; исчерпывающий перечень участков Забайкальского края, содержащий прогнозные планы является недостоверным
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.06.2022 № А32-20018/09
и правилам промышленной безопасности опасных производственных объектов и охране окружающей среды. Заключением специалистов в сфере нефтегазового дела от 03.11.2020 подтверждается, что в случае невозможности использования скважины рациональное использование участка недр и извлечение полезных ископаемых окажется невозможным, что повлечет ущерб Российской Федерации как собственнику недр в связи с невозможностью извлечения полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс; в случае прекращения эксплуатации скважины № 1 ЮМГ рациональное использование участка недр и извлечение обществом поставленных на государственный баланс полезных ископаемых в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами станет невозможным. Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, подлежат предоставлению пользователям недр в аренду без проведения торгов. С учетом того, что обществу предоставлена лицензия на пользование недрами, указанное лицо в силу положений Закона № 2395-1 имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.06.2022 № А32-20019/09
законно на основании действующей лицензии. Заключением специалистов в сфере нефтегазового дела от 03.11.2020 подтверждается, что в случае невозможности использования скважины № 1 Чумаковская рациональное использование участка недр и извлечение полезных ископаемых окажется невозможным, что также повлечет ущерб Российской Федерации как собственнику недр в связи с невозможностью извлечения полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс. Таким образом, в случае прекращения эксплуатации скважины № 1 Чумаковская рациональное использование участка недр и извлечение обществом поставленных на государственный баланс полезных ископаемых в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами станет невозможным. Судом также учтено, что согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, подлежат предоставлению пользователям недр в аренду без проведения торгов. С учетом того, что обществу предоставлена лицензия на пользование недрами, указанное лицо в силу положений Закона № 2395-1 имеет исключительное право осуществлять в
Постановление АС Поволжского округа от 29.01.2015 № А65-6228/14
пунктов 5, 9 Инструкции в органы государственной власти Республики Татарстан с заявлением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» за свой счет не обращался, и, соответственно, в установленный срок, предусмотренный пунктом 5 Инструкции, заявку на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых не подал. Кроме того, пунктом 9 Инструкции также предусмотрено, что установление факта открытия месторождения твердых полезных ископаемых возможно в отношении только тех объектов, запасы которых не поставлены на государственный баланс полезных ископаемых в установленном порядке. Из материалов дела следует, что запасы месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» по блокам С1 - 1 и С1 – II поставлены на баланс запасов полезных ископаемых Республики Татарстан на основании протокола Комиссии по запасам полезных ископаемых Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 25.04.2008 №233. Дополнительно разведанные запасы по блокам C1-III, C1-IV, C1-V, С1-VI и C1-VII того же месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» поставлены на баланс запасов полезных ископаемых Республики Татарстан на
Решение Красноперекопского районного суда (Республика Крым) от 09.03.2022 № 12-111/2021
предоставленном в пользование пробурены скважины №№,4385,4386,4387 вскрывшими водоносный горизонт среднемиоценовых отложений, расположенные в <адрес>. Право пользование участком недр предоставлено АО «СЗ» до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.4.1.2 приложению № к лицензии СМФ 00240 ВР АО «СЗ» обязано завершить работы по геологическому изучению участка недр и предоставить подготовленные в установленном порядке материалов по результатам геологического изучения недр на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых до ДД.ММ.ГГГГ. На момент проведения административного расследования документы, подтверждающие постановку недр на государственный баланс полезных ископаемых не представлены. П.7.1 приложению № к лицензии установлено, что уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых (на момент проверки вышеуказанный проект не разработан и не согласован в установленном порядке). Таким образом, АО «СЗ» допускает добычу подземных вод по средствам эксплуатации водозаборных скважин №№,4385,4386,4387 на участке недр, до проведения государственной регистрации их запасов и постановки на государственный учет, что является нарушением ч. 2 ст.
Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия) от 12.11.2019 № 22-2229
не осуществлялась. Однако приобретался ГДШ для производства взрывных работ, в связи с чем считает, что ООО продолжала производить добычу нефрита в период с 2015 года по ноябрь 2016 года. Кроме того, в 2015-2016 году оформлялись командировочные на Нилова и Коршунова на <...> месторождение в <...>; - показаниями свидетеля А.В.Ф., согласно которым ООО «ПТП «Каскад» в соответствии с Законом РФ «О недрах» предоставляли статотчетность на 1 января каждого года, на основании которой составлялся государственный баланс полезных ископаемых . В соответствии с формами статистической отчетности за 2015 год ООО «ПТП «Каскад» нефрит не добывал. На ... балансовые запасы нефрита-сырца на <...> месторождении составили 280,4 тонн, в том числе 39,5 тонн нефрита сортового; - показаниями свидетеля З.А.Ю,, согласно которым деятельность ООО «ПТП «Каскад» осуществлялась на <...> месторождении. Основанием прекращения лицензии ООО «ПТП «Каскад» явилось непредоставление технического проекта на добычу в связи с отсутствием отчета о запасах и протокола заседания государственной комиссии по
Решение Мичуринского районного суда (Тамбовская область) от 23.01.2018 № 2-49/2018(2-1020/17)
области. Представитель третьего лица Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Ухналевич А.А. пояснил, что ООО «Стройгарант» осуществляет разработку Турмасовского участка песков строительных, расположенного в границах земельного участка кадастровый № на основании лицензии №, выданной Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области. В соответствии с лицензионными условиями ООО «Стройгарант» обязано в срок до 19.04.2017 - провести геологоразведочные работы в целях оценки возможности использования песков и постановки их на государственный баланс полезных ископаемых ; до 19.10.2017 - оформить земельный участок, в том числе осуществить его перевод в земли промышленности; до 19.04.2018 - разработать и согласовать в установленном порядке технический проект разработки месторождения; до 19.10.2018 - разработать и согласовать проект горного отвода; до 19.04.2019 - приступить к промышленной разработке участка песков строительных. За невыполнение в установленный срок условий лицензии ООО «Стройгарант» привлечено к административной ответственности, выдано предписание об устранении, выявленных нарушений. В настоящее время предписание ООО «Стройгарант»