НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.06.2022 № А32-20018/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-20018/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Калуцких Р.Г., при ведении протокола судебного заседания, проводимого посредством систем веб-конференции, помощником судьи Сапожонковой А.А., и участии от истца – Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) – Таракановской Н.С. (доверенность от 17.01.2022), от ответчика – открытого акционерного общества «Нефтяная компания “Роснефть”» (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) –
Землянской Я.Б. (доверенность от 22.12.2021), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования Темрюкского района, государственного сельскохозяйственного предприятия «Светлый путь», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу № А32-20018/2009, установил следующее.

ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ОАО «Нефтяная компания “Роснефть”» (далее – общество) со следующими требованиями:

– признать отсутствующим право собственности на скважину № 1 ЮМГ (инвентарный номер 31474), расположенную по адресу: Темрюкский район, зарегистрированную в ЕГРН 01.07.2008, номер регистрации 23-23-44/036/2008-064;

– погасить регистрационную запись о праве собственности общества от 01.07.2008, номер регистрации 23-23/44/036/2008-064;

– обязать общество в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок площадью 51 121 кв. м с кадастровым номером 23:30:1305006:112, расположенный по адресу: Темрюкский район, 6,5 кв. м на северо-восток от г. Темрюка, на берегу Курчанского лимана, путем сноса за свой счет скважины № 1 ЮМГ.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Темрюкского района (далее – администрация), ГСП «Светлый путь», Управление Росреестра по Краснодарскому краю.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2009 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением кассационного суда от 13.04.2010 решение суда первой инстанции от 25.11.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о процессуальном правопреемстве.

Определением от 14.04.2016 в удовлетворении заявления департамента отказано.

Постановлением апелляционного суда от 14.06.2017 определение суда первой инстанции от 14.04.2016 отменено, заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворено. Апелляционный суд произвел процессуальную замену управления на департамент.

Решением от 17.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.10.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе департамент просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить исковые требования. По мнению заявителя, суды не учли, что с 2003 года полномочия собственника имущества предприятия реализовывались федеральными органами государственной власти. Позднее указанные права перешли к Краснодарскому краю. Скважина возведена обществом на переданном Российской Федерацией Краснодарскому краю на земельном участке, который не был предоставлен уполномоченным органом для этих целей, в связи с чем подлежат применению положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс).

В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Отказывая в удовлетворении иска о признании отсутствующим права собственности общества на скважину № 1 ЮМГ, суды правомерно исходили из того, что такой способ защиты не является для департамента надлежащим, поскольку удовлетворение названного иска возможно только в тех случаях, когда истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН, либо спорный объект представляет собой движимое имущество, которое незаконно зарегистрировано в ЕГРН как недвижимое (абзац 4 пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»; далее – постановление № 10/22). Однако в рассматриваемом случае такие условия отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении требования об освобождении земельного участка путем сноса скважины № 1 ЮМГ, суды руководствовались следующим.

В обоснование данного требования департамент указал, что Краснодарский край является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:112, который входит в состав земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 передано Российской Федерацией Краснодарскому краю в соответствии с распоряжением территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 03.02.2016 № 64-р
«О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края» (далее – постановление № 64) и актом
приема-передачи от 03.02.2016.

По мнению департамента, скважина № 1 ЮМГ расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305006:112 и является самовольной постройкой, поскольку возведена обществом в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения собственника земельного участка на ее строительство, в связи с чем подлежит сносу на основании статьи 222 Гражданского кодекса.

Суды установили, что согласно распоряжению управления от 03.02.2016 № 64-р и акту приема-передачи к нему Краснодарскому краю действительно переданы земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 и рисовая система с кадастровым номером 23:30:1305000:73.

Департамент ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:112 (предыдущий кадастровый номер 23:30:1305006:0089) площадью
51 121 +/- 1978 кв. м (местоположение установлено относительно ориентира Темрюкский район, 6,5 км на северо-восток от г. Темрюка, на берегу Курчанского лимана) входит в состав земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67.

Вместе с тем, исследуя доводы департамента о вхождении указанного земельного участка в состав земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, суды установили, что сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67 не подтверждают факт вхождения в его состав земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1305006:87 и 23:30:1305006:0089. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:112 снят с кадастрового учета.

Из заключения кадастрового инженера от 22.11.2020 № 4 также следует, что земельный участок, расположенный под скважиной № 1 ЮМГ, не входит в состав земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, не пересекается с ним и не накладывается на него.

Достоверных доказательств, подтверждающих расположение рисовой системы с кадастровым номером 23:30:1305000:73 на земельном участке, расположенном под скважиной № 1 ЮМГ, истец не представил и не заявил ходатайство о проведении судебной экспертизы.

Кроме того, эксплуатация скважины осуществляется обществом на основании лицензии на пользование недрами серии КРД № 05311, вид лицензии НР
от 27.12.2016, сроком действия до 2071 года. Лицензия выдана обществу департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона Российской Федерации
от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1), пункта 2.1 Положения
о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, предоставление недр
в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью
в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти
и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В рассматриваемом случае Российская Федерация в лице уполномоченного органа установила приоритет использования земельного участка, на котором расположена скважина, для целей недропользования. Добыча полезных ископаемых на спорном земельном участке с использованием спорной скважины ведется обществом законно на основании действующей лицензии. Скважина построена в соответствии
с групповым рабочим проектом, прошедшим экспертизу промышленной безопасности и зарегистрированным с положительным результатом, отвечает требованиям Закона
№ 2395-1 и правилам промышленной безопасности опасных производственных объектов и охране окружающей среды.

Заключением специалистов в сфере нефтегазового дела от 03.11.2020 подтверждается, что в случае невозможности использования скважины рациональное использование участка недр и извлечение полезных ископаемых окажется невозможным, что повлечет ущерб Российской Федерации как собственнику недр в связи с невозможностью извлечения полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс; в случае прекращения эксплуатации скважины № 1 ЮМГ рациональное использование участка недр и извлечение обществом поставленных
на государственный баланс полезных ископаемых в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами станет невозможным.

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, подлежат предоставлению пользователям недр в аренду без проведения торгов.

С учетом того, что обществу предоставлена лицензия на пользование недрами,
указанное лицо в силу положений Закона № 2395-1 имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, а также имеет право заключить договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Требование департамента об освобождении земельного участка, занятого месторождением недр и используемого для его добычи, при наличии у недропользователя действующей лицензии на право пользования недрами, не отвечает государственным интересам, а снос скважины, как мера, предполагающая уничтожение/демонтаж части конструкции скважины над поверхностью земли, является невозможной, поскольку действующие нормативные акты не допускают совершение таких действий в отношении указанного вида опасных производственных объектов. Повреждение конструкции скважины может создать последствия в виде загрязнения окружающей среды и угрозы безопасности жизни и здоровья граждан.

Аналогичные выводы сделаны судами по делу № А32-20021/2009 между теми же лицами со схожими обстоятельствами.

С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу
№ А32-20018/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Е.И. Афонина

Судьи Е.В. Артамкина

Р.Г. Калуцких