НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноперекопского районного суда (Республика Крым) от 09.03.2022 № 12-111/2021

Дело № 12-12/2022

УИД 91RS0010-01-2021-001924-41

РЕШЕНИЕ

09 марта 2022 года г. Красноперекопск

Судья Красноперекопского районного суда Республики Крым Никишенко Т.Н., рассмотрев жалобу главного геолога Акционерного общества «Крымский содовый завод» Ивченко Игоря Леонидовича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Медведева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ-Ф в отношении главного геолога Акционерного общества «Крымский содовый завод» Ивченко Игоря Леонидовича о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Медведева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ-Ф главный геолог Акционерного общества «Крымский содовый завод» (далее - АО «СЗ») Ивченко Игорь Леонидович признан в виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, главный геолог АО "СЗ" Ивченко И.Л. подал жалобу, в которой просит обжалуемое постановление изменить в части назначенного наказания и применить положения ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, либо производство по делу прекратить в связи с малозначительностью. Жалоба мотивирована тем, что он работает в должности с 2020 года, имеет на иждивении малолетних детей, правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

В судебном заседании Ивченко И.Л. жалобу поддержал и просил удовлетворить по доводам, изложенным в ней.

Представитель Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, судья полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав доводы Ивченко И.Л., его представителя Коваленко А.С., проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

Согласно ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. Предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования указанным в ней участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Согласно ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан, в том числе, обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр, соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Из пп.1,2,4 ст.23 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" следует, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр, проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.

В соответствии с ч.ч.1,2,3 ст.29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.

В адрес Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация из УФСБ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что АО «СЗ» допускаются множественные нарушения условий лицензий на пользование недрами.

По результатам проведения административного расследования в отношении АО «СЗ» установлено, что лицензия на пользование недрами СМФ 00238 ВП от ДД.ММ.ГГГГ выдана Министерством природных ресурсов и экологии Республики Крым АО «СЗ» с целью геологического изучения поиска и оценки части запасов участка Северо-Сивашского месторождения подземных вод (проектируемые скважины на водоносный горизонт среднемиоценовых отложений) для технологического обеспечения водой промышленных объектов. Участок недр расположен на территории муниципального образования городской округ Красноперекопск <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.4.2.1 приложения к лицензии СМФ 00238 ВП «Условия пользования недрами за недропользователем закреплена обязанность по подготовке и утверждению в установленном порядке проекта работ по геологическому изучении недр до ДД.ММ.ГГГГ.

На проектную документацию «Геологическое изучение, поиски и оценка подземных вод части запасов участка Северо-Сивашского месторождения подземных вод среднемиоценового водоносного горизонта для технологического обеспечения водой Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» получено положительное заключение экспертной комиссии ГБУ РК «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» от ДД.ММ.ГГГГ-ПГИН /18, то есть с отступлением от обязательных сроков на 11 месяцев. Согласно п. 4.2.2 приложения АО «СЗ» обязано представить подготовленные в установленном порядке материалы по результатам геологического изучения недр (поискам и оценке месторождений полезных ископаемых) на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в соответствии с Законодательством РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» до ДД.ММ.ГГГГ На момент административного расследования АО «СЗ» повторно подано заявление о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых от ДД.ММ.ГГГГ, документы, подтверждавшие постановку запасов на государственный баланс, отсутствуют.

Согласно п.13.3.1 приложения проекта «Геологическое изучение, поиски и оценка подземных вод части запасов участка Северо-Сивашского месторождения подземных вод среднемиоценового водоносного горизонта для технологического обеспечения водой Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод» (далее – Проект) на правах предпринимательского риска, пользователь недр может предусмотреть возможность осуществлять эксплуатацию подземных вод до проведения государственной экспертизы по запасам из водоносного горизонта среднемиоценовых отложений. В рамках рассмотрения требований Проекта геологического изучения установлено, что проектной документацией не предусмотрена эксплуатация (добыча) пресных подземных вод в постоянном режиме для обеспечения производственных нужд. Разрешенный период добычных работ предусмотрен только периодом опытно-фильтрационные работы общей продолжительностью 288 часов, при этом запасы пресных подземных вод по участку недр на государственном балансе отсутствуют, ранее не утверждались. АО «СЗ» допускает добычу подземных вод по средствам эксплуатации водозаборных скважин ,4389,4390, 4391 на участке недр, до проведения государственной экспертизы их запасов и постановки на государственный учет, что является нарушением п.7.1 условий лицензии на пользование недрами СМФ 00238 ВП от ДД.ММ.ГГГГ, ч. 2 ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах».

Лицензия на пользование недрами ШАЗ 16681 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ выдана Федеральным агентством по недропользованию АО «СЗ» с целью разведки и добычи рапы, хлористого натрия, магния и брома на участке недр Сивашского месторождения гидроминерального сырья. Дата окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.4.1.2 условий лицензии ШАЗ 16681 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ АО «СЗ» обязано предоставить результаты разведочных работ на гос.экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее 6 месяцев после указанного в проектной документации работ, то есть, до конца декабря 2020 года, обязанность АО «СЗ» на момент проведения проверки не выполнена, заявление о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых подано в Роснедра ДД.ММ.ГГГГ В 2019 году АО «СЗ» добыто рапы 8240,997 тыс./м3, в 2020 году 5770,033 тыс/м3, что подтверждается поданной АО «СЗ» отчетностью по форме -гр за 2019 и 2020 г.г. В 2021 году за 8 месяцев согласно журналу учета насосной станции АО «СЗ» добыто 6500,441 тыс/м3 рапы.

Таким образом, АО «СЗ» допускает добычу полезных ископаемых (рапы) для производственных нужд предприятия, до проведения государственной регистрации их запасов и постановки на государственный учет, что является нарушением ч. 2 ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах».

Лицензия на пользование недрами СМФ 00240 ВР от ДД.ММ.ГГГГ выдана Министерством природных ресурсов и экологии Республики Крым АО «СЗ» с целью геологического изучения, разведки и добычи части запасов участка Северо- Сивашского месторождения подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов. На участке недр, предоставленном в пользование пробурены скважины №,4385,4386,4387 вскрывшими водоносный горизонт среднемиоценовых отложений, расположенные в <адрес>. Право пользование участком недр предоставлено АО «СЗ» до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.4.1.2 приложению к лицензии СМФ 00240 ВР АО «СЗ» обязано завершить работы по геологическому изучению участка недр и предоставить подготовленные в установленном порядке материалов по результатам геологического изучения недр на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых до ДД.ММ.ГГГГ. На момент проведения административного расследования документы, подтверждающие постановку недр на государственный баланс полезных ископаемых не представлены.

П.7.1 приложению к лицензии установлено, что уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых (на момент проверки вышеуказанный проект не разработан и не согласован в установленном порядке).

Таким образом, АО «СЗ» допускает добычу подземных вод по средствам эксплуатации водозаборных скважин №,4385,4386,4387 на участке недр, до проведения государственной регистрации их запасов и постановки на государственный учет, что является нарушением ч. 2 ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах», п.п.7.1, ДД.ММ.ГГГГ условий лицензии СМФ 00240 ВР от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказа АО «СЗ» -К от ДД.ММ.ГГГГ Ивченко Игорь Леонидович переведен на должность главного геолога АО «СЗ».

Согласно п.п.2.3, 2.11 должностной инструкции главного геолога, должностное лицо обязано строго соблюдать законы РФ и РК «О недрах», соблюдать установленный порядок пользования недрами при эксплуатации месторождения полезных ископаемых и выполнять требования по охране недр. Главный геолог несет ответственность (в зависимости от характера нарушений и их последствий) административную, дисциплинарную, материальную или уголовную.

Не осуществление должностным лицом - главным геологом АО «СЗ» Ивченко И.Л. в должной мере мероприятий по недопущению юридическим лицом – АО «СЗ» выявленных нарушений послужило основанием для привлечения главного геолога АО «СЗ» Ивченко И.Л. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.

Факт совершения главным геологом Ивченко И.Л. указанного правонарушения, подтверждается совокупностью представленных суду доказательств, а именно, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ-Ф, представлением -ФР от ДД.ММ.ГГГГ, копиями лицензий на пользование недрами СМФ 00238 ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ, СМФ 00240 ВР от ДД.ММ.ГГГГ, ШАЗ 16681 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ, копиями паспортов скважин , 4389, 4390, 4391, 4384, 4385, 4386, 4387, справками с описанием технологического процесса АО «СЗ», справкой об объемах добытых ресурсов в рамках недропользования за 2019-2021 и др. материалами административного расследования10-82-373-ФР от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказом АО «СЗ» -К от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции главного геолога.

Указанные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, и исключают какие-либо сомнения в виновности главного геолога АО «СЗ» Ивченко И.Л.

Таким образом, действия главного геолога АО «СЗ» Ивченко И.Л. правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Медведева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ-Ф вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ для должностных лиц.

В силу ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 3.4 КоАП РФ.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Учитывая, что выявленные нарушения допущены в связи с несоблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, чем создается угроза причинения вреда, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения, а также для признания правонарушения малозначительным, не имеется, в связи с чем, доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания малозначительным нарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

При определении минимального размера штрафа за совершенное административное правонарушение должностным лицом Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования учтен факт первичного привлечения должностного лица к административной ответственности, его материальное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных частями 4.2 и 4.3 КоАП.

По результатам изучения материалов дела и в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, при назначении административного наказания приняты во внимания все доведенные до сведения обстоятельства.

Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены постановления административного органа при производстве по делу в отношении Ивченко И.Л. допущено не было.

При таких обстоятельствах полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления административного органа не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Медведева А.А. -Ф от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – главного геолога Акционерного общества «Крымский содовый завод» Ивченко Игоря Леонидовича по ч.1 ст.8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменений, жалобу главного геолога Акционерного общества «Крымский содовый завод» Ивченко И.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.Н. Никишенко