АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-19780/2013
г. Казань Дело № А65-6228/2014
05 февраля 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «НерудПром»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.08.2014 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу № А65-6228/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НерудПром», г. Набережные Челны, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508) о признании незаконным решение комиссии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об отказе в удовлетворении заявки общества с ограниченной ответственностью «Нерудпром» на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, выраженное в протоколе от 14.02.2014 №1 и обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «НерудПром», о признании (установлении) факта открытия обществом с ограниченной ответственностью «НерудПром» месторождения «Устьвятское», т.е. признать его первооткрывателем данного месторождения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «НерудПром» (далее – заявитель, ООО «НерудПром») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - ответчик), о признании незаконным решение комиссии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об отказе в удовлетворении заявки ООО «НерудПром» на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, выраженное в протоколе от 14.02.2014 №1 и обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «НерудПром», о признании (установлении) факта открытия ООО «НерудПром» месторождения «Устьвятское», т.е. признать его первооткрывателем данного месторождения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, заявитель просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.12.2007 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан заявителю выдана лицензия серии ЕЛА №01153 на геологическое изучение (поиск и оценка без права добычи) песчано-гравийных пород на участке недр «Устьвятское» в акватории Куйбышевского водохранилища в интервале 1584,0-1587,6 р. Кама по правой стороне судового хода и 1-3 км судового хода «Свиногорской Воложки» в Елабужском районе Республики Татарстан. Данная лицензия действовала до 30.12.2011.
Комиссия по запасам полезных ископаемых Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, рассмотрев 25.04.2008 отчет «Поиски и оценка песчано-гравийных пород на месторождении «Устьвятское» 154,0-1587,6 км. судового хода р. Кама», авторы Е.А. Чумаков, М.Б. Черноусова, 2008г. и экспертное заключение на материалы подсчета запасов месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» главного маркшейдера общества с огаринченной ответственностью «Азимут» С.Н. Нагаевой, приняла в виде протокола Комиссии от 25.04.2008 №233 следующие решения:
- отнести месторождение «Устьвятское» ко второй группе сложности, согласно «Инструкции по применению классификации запасов к месторождениям песка и гравия»,
- утвердить для условий открытой разработки разведанные балансовые запасы песчано-гравийных пород категории С1 месторождения «Устьвятское» в качестве сырья для дорожного строительства в контурах подсчета, предложенных автором, блок С1 - 1 в количестве 1 545 083 м3, блок С1 - II - 359 480 м3.,
- запасы С2 принять к сведению,
- считать запасы ПГП категории С1 месторождения «Устьвятское» разведанные в 2008г., подготовленными к промышленному освоению. Фонду геологической информации учесть и поставить на республиканский баланс «Песчаные и песчано-гравийные материалы» запасы песчано-гравийных пород категории С1 месторождения «Устьвятское», разведанные в 2008 г. и утвержденные настоящим протоколом, в количестве 1 904 563 м3.
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 02.06.2008 выдана заявителю лицензия серии ЕЛА №01178 на добычу песчано-гравийных пород на участках блоков С1- 1 и С1 - II месторождения «Устьвятское».
ООО «НерудПром» 23.10.2013 обратилось к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с заявкой о признании факта открытия месторождения полезных ископаемых песчано-гравийных пород «Устьвятское».
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 14.02.2014 отказало в удовлетворении заявки на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, что оформлено протоколом №1 Комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых Минэкологии РТ, в котором указано, что запасы месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» поставлены на территориальный баланс запасов полезных ископаемых в установленном порядке протоколом РКЗ от 25.04.2008 №233, а запасы, утвержденные протоколом РКЗ от 26.09.2013 №350, являются дополнительно разведанными запасами этого же месторождения, что не позволяет рассматривать заявку общества как открытие месторождения полезных ископаемых.
ООО «НерудПром» посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению, регламентируется Инструкцией о порядке установления факта месторождения полезных ископаемых, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 №689 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 3 указанной Инструкции установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки, подаваемой в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы заявителем, проводившим работы по геологическому изучению недр в соответствии с выданной лицензией.
В удовлетворении заявки отказывается в случае, если представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, а также, если заявка подана заявителем с нарушением срока, указанного в пункте 5 настоящей Инструкции (пункт 12 Инструкции).
Согласно пункту 5 Инструкции заявка на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья, должна быть подана заявителем не позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что месторождение песчано-гравийных пород «Устьвятское» фактически было открыто в 2008 году.
Между тем, в период с 2008 по 2013 год заявитель с заявкой об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых песчано-гравийных пород «Устьвятское» ни в федеральные, ни в республиканские органы по управлению государственным фондом недр не обращался.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Инструкции при рассмотрении заявки учитывается, что открытие месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по категории С1 и С2, а для объектов твердых полезных ископаемых, характеризующихся сложным геологическим строением, - по категории С2, и имеющих, по заключению органов государственной экспертизы, самостоятельное промышленное значение. Таким образом, факт открытия месторождения полезных ископаемых определяется на основании заключения органов государственной экспертизы.
Согласно статье 29 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 ФЗ «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.
Проведение государственной экспертизы осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах заявитель, в нарушение статьи 29 Закона, а также пунктов 5, 9 Инструкции в органы государственной власти Республики Татарстан с заявлением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» за свой счет не обращался, и, соответственно, в установленный срок, предусмотренный пунктом 5 Инструкции, заявку на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых не подал.
Кроме того, пунктом 9 Инструкции также предусмотрено, что установление факта открытия месторождения твердых полезных ископаемых возможно в отношении только тех объектов, запасы которых не поставлены на государственный баланс полезных ископаемых в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что запасы месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» по блокам С1 - 1 и С1 – II поставлены на баланс запасов полезных ископаемых Республики Татарстан на основании протокола Комиссии по запасам полезных ископаемых Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 25.04.2008 №233.
Дополнительно разведанные запасы по блокам C1-III, C1-IV, C1-V, С1-VI и C1-VII того же месторождения песчано-гравийных пород «Устьвятское» поставлены на баланс запасов полезных ископаемых Республики Татарстан на основании протокола Комиссии по запасам полезных ископаемых Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 26.09.2013 №350.
Поскольку заявителем не выполнены все требования, предусмотренные Законом от 21.02.1992 №2395-1 ФЗ «О недрах» и Инструкцией, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что у ответчика отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявки.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы, изученные кассационным судом, подлежат отклонению как несостоятельные, направленные на переоценку имеющихся доказательств и установленных судами обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебные акты законны и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу № А65-6228/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова