НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Распоряжение ФКЦБ РФ от 03.06.2002 N 613/р "О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

"О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июня 2002 г. N 613/р
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" согласно пункту 15 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в целях надлежащей реализации требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон) рекомендовать:
1. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг - брокерам, дилерам, управляющим ценными бумагами, осуществляющим операции с денежными средствами и ценными бумагами, включая заключение фьючерсных контрактов и приобретение (отчуждение) опционов на рынке ценных бумаг (далее - организации - профессиональные участники), осуществлять обязательный контроль любой вышеназванной операции, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция является:
приобретением физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
зачислением или переводом на счет денежных средств, предоставлением или получением кредита (займа), операцией с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
зачислением или переводом на счет денежных средств, предоставлением или получением кредита (займа), операцией с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
переводом денежных средств, осуществляемых по поручению клиента (только для некредитных организаций),
и одновременно документально фиксировать и представлять в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее - КФМ России) установленные Законом сведения по таким операциям не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.
2. Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России сведения об иных операциях, в отношении которых у работников на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее - необычные операции).
Признаками таких необычных операций считать:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом;
отсутствие или невозможность проверки в общепринятом порядке информации о клиенте и / или предоставляемых им учредительных и иных документах и сведениях и / или невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
проведение операции за наличный расчет;
явная поспешность в проведении операции клиентом;
пренебрежение клиентом более выгодных условий исполнения его поручений (тарифа комиссионного вознаграждения, существующей цены покупки / продажи финансовых инструментов).
К критериям выявления необычных операций (сделок) относить:
совершение нескольких операций на общую сумму не менее 600 000 рублей за счет внесенных клиентом в кассу организации - профессионального участника единовременно или по частям наличных денежных средств в размере, равном или большем 600 000 рублей;
совершение на основании адресных заявок кросс - сделок на сумму не менее 200 000 рублей каждая, когда сторонами таких сделок (одновременно и покупателем и продавцом) являются сами организации - профессиональные участники или их клиенты;
совершение взаимных сделок, когда стороны таких сделок (профессиональные участники или их клиенты) регулярно меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей, приобретая / продавая при этом единовременно или по частям один и тот же финансовый инструмент примерно одного и того же объема;
регулярное заключение клиентом срочных сделок на рынке ценных бумаг, особенно не предусматривающих поставки базового актива, в операциях с одним или несколькими контрагентами, результатом чего является постоянный доход или убыток клиента;
совершение единичных покупок / продаж клиентом крупных пакетов на сумму не менее 300 000 рублей, не обращающихся через организаторов торговли ценных бумаг, по ценам, существенно отличающимся от рыночных цен;
осуществление регулярных операций на сумму не менее 100 000 рублей каждая по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих рыночных котировок и не обращающихся через организаторов торговли ценных бумаг, с направлением дохода на приобретение высоколиквидных ценных бумаг;
одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, существенно отличающимся от текущих рыночных цен (за исключением периода открытия торговой сессии при совершении операций через организатора торговли);
иные критерии, установленные Правилами внутреннего контроля организации - профессионального участника.
3. Организациям - профессиональным участникам документально фиксировать и хранить сведения о всех операциях, условия совершения которых совпадают с вышеназванными признаками или критериями выявления необычных операций.
Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России сведения о всех операциях, условия совершения которых одновременно совпадают как с вышеназванными признаками, так и критериями выявления необычных операций.
Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ России сведения об операциях, условия совершения которых совпадают с вышеназванными признаками или критериями выявления необычных операций, если у работников возникают подозрения, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, по решению специального должностного лица, ответственного за соблюдение соответствующих правил внутреннего контроля (далее - ответственный сотрудник).
4. Организациям - профессиональным участникам в случае невозможности представления в установленном порядке в КФМ России по его письменному запросу сведений в отношении контрагента по сделке, совершенной через организатора торговли на рынке ценных бумаг, вместо таких сведений указывать уникальный код этого контрагента согласно полученному от организатора торговли отчету о сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами организации - профессионального участника в течение торгового дня и / или присвоенный в торговой системе уникальный (идентификационный) номер этой сделки.
5. Организациям - профессиональным участникам разработать нижеуказанные программы осуществления внутреннего контроля:
5.1. Программу идентификации и изучения клиентов, включающую:
5.1.1. Идентификацию клиента - физического лица на основании документа, удостоверяющего личность, с фиксацией следующих данных:
фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа);
дата и место рождения;
место жительства (регистрации);
место пребывания;
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
образец подписи.
5.1.2. Идентификацию клиента - юридического лица на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов, действительных на дату их предъявления с фиксацией следующих данных:
наименование (полное и сокращенное);
регистрационный номер, место и дата регистрации;
место нахождения;
почтовый адрес;
идентификационный номер налогоплательщика;
коды форм государственного статистического наблюдения.
5.1.3. Идентификацию представителя клиента - физического или юридического лица, с фиксацией данных, установленных подпунктом 5.1.1.
5.1.4. Изучение клиентов и их представителей, для чего:
проводить анкетирование клиента и его представителя путем составления анкеты, содержащей сведения о клиенте и его представителе, его деятельности, аффилированных лицах и иные сведения;
выявлять состав учредителей (участников) юридического лица и определять лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами юридического лица;
устанавливать структуру органов управления юридического лица и их полномочия;
периодически, но не реже 1 раза в год, обновлять имеющиеся сведения о клиентах и их представителях.
5.2. Программу выявления операций - программу выделения собственных операций и операций клиентов, подлежащих обязательному контролю, а также выявления собственных операций и операций клиентов, условия совершения которых совпадают с установленными Правилами внутреннего контроля признаками или критериями выявления операций, в отношении которых у работников возникают подозрения, что они осуществляются в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее - необычные операции), включающую:
5.2.1. Установление в соответствии с рекомендациями ФКЦБ России признаков и критериев выявления необычных сделок.
5.2.2. Установление (в случае выделения работниками операции, подлежащей обязательному контролю, или выявления необычной операции) процедуры незамедлительного составления специального документа (далее - Сообщение об операции), направляемого ответственному сотруднику для квалификации операции и принятия решения о необходимости извещения КФМ России. Сообщение должно содержать следующие реквизиты:
а) тип операции (подлежащая обязательному контролю или необычная);
б) вид операции (покупка, продажа, мена ценных бумаг, заключение фьючерсных контрактов или приобретение (отчуждение) опционов на рынке ценных бумаг, другие);
в) в отношении ценных бумаг:
полное наименование эмитента;
вид, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг;
количество ценных бумаг;
цена операции (сделки);
г) в отношении фьючерсных контрактов или опционов:
наименование и обозначение;
вид, количество, цена;
базовый актив;
д) сведения о лице (лицах), совершающих операцию;
е) причины, на основании которых операция квалифицируется как необычная;
ж) должность и Ф.И.О. сотрудника, составившего сообщение;
з) подпись сотрудника, составившего сообщение;
и) дата и время составления сообщения.
Ответственный сотрудник не позднее следующего дня получения Сообщения об операции обязан представлять сведения о такой операции руководителю организации - профессионального участника с приложением к необычной сделке мотивированного заключения о необходимости представления сведений о ней в КФМ России. Руководителю организации - профессионального участника следует по получении вышеуказанных сведений принять окончательное решение по представлению сведений о ней в КФМ России.
5.3. Программу документального фиксирования и хранения документов и информации, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, позволяющую в любой момент времени воспроизводить все имеющиеся сведения о зафиксированной операции, в том числе ее существенных условиях, порядке исполнения, контрагентах по сделке.
Организации - профессиональному участнику не менее 5 лет хранить:
имеющиеся сведения и документы, включая копии, прямо или косвенно связанные с зафиксированными операциями, подлежащими обязательному контролю, и необычными операциями;
документы, включая копии, содержащие сведения о клиенте, его представителях;
сообщения об операциях;
мотивированные заключения ответственного сотрудника по Сообщениям о необычных операциях относительно необходимости представления сведений о них в КФМ России.
5.4. Программу обучения сотрудников по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по направлениям:
ознакомления с нормативно - законодательной базой по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
ознакомления с Правилами внутреннего контроля;
практических занятий по реализации Правил внутреннего контроля и программ его осуществления.
Рекомендуется организовать участие каждого сотрудника организации (с учетом круга его должностных обязанностей) не реже одного раза в год в данной программе.
5.5. Программу оценки и снижения рисков совершения по поручениям клиентов операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, включающую оценку таких рисков по направлениям:
5.5.1. деятельности клиента (прежде всего на предмет связи с интенсивным переводом / оборотом наличных денег);
5.5.2. регистрации, места жительства или места нахождения соответственно физического или юридического лица в государстве (на территории), где согласно международным источникам:
незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также разрешается их свободный оборот (кроме использования наркотических веществ исключительно в медицинских целях);
не соблюдаются общепринятые стандарты в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций.
5.6. Программу проверки (аудита) системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, включающую вопросы организации и ведения как внутреннего, так и внешнего аудита, а также порядок принятия решений по выявленным аудиторами недостаткам и контроля их исполнения.
Председатель
И.В.КОСТИКОВ