ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2014 г. N 734
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ
ЦЕНАМИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И РАСЧЕТА ИНДЕКСОВ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен и ввести ее в действие с 1 января 2015 г.
2. С введением в действие указанной в пункте 1 настоящего приказа Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен признать утратившими силу:
постановление Росстата от 30 декабря 2005 г. N 110 "Об утверждении "Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен";
приказ Росстата от 28 августа 2012 г. N 467 "Об утверждении изменений в Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утвержденные постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г. N 110".
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
Утверждена
приказом Росстата
от 30 декабря 2014 г. N 734
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ
ЦЕНАМИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И РАСЧЕТА ИНДЕКСОВ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
Введение
Целью настоящей Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (далее - Методология) является определение порядка наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) на товары и услуги, алгоритмов исчисления средних цен и индексов потребительских цен на территории Российской Федерации. Методология распространяется на отношения, связанные со статистической деятельностью по проведению федерального статистического наблюдения за ценами на потребительские товары и услуги, обработку и хранение первичных статистических данных, формирование официальной статистической информации, и является обязательной для использования территориальными органами Росстата.
Настоящий документ является переработанной и дополненной версией Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утвержденных постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г. N 110.
Методология подготовлена с учетом рекомендаций, изложенных в "Резолюции об индексах потребительских цен", принятой 17-ой Международной конференцией статистиков труда, а также "Руководства по индексу потребительских цен", разработанного МОТ, МВФ, ОЭСР, Евростатом, ЕЭК ООН и Всемирным банком.
Основные методологические принципы наблюдения за потребительскими ценами разработаны с учетом положений Федерального закона
от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
I. Общие положения
Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляется ежемесячно в рамках Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Федеральное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен осуществляется с применением методологии и инструментария, которые, в соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 июня 2008 г. N 420, разрабатываются и утверждаются Росстатом.
Информация об отобранных для наблюдения за потребительскими ценами городах Российской Федерации, составе набора товаров (услуг)-представителей, структуре потребительских расходов населения по Российской Федерации, используемой для формирования индексов потребительских цен, средних потребительских ценах и индексах потребительских цен на наблюдаемые виды товаров и услуг размещается на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Рассчитанные и опубликованные ежемесячные данные об индексах потребительских цен на товары и услуги являются официальной статистической информацией и не подлежат корректировке.
Данные о потребительских ценах на товары и услуги являются информационной основой формирования системы показателей статистики потребительских цен, включающей:
индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) <1> характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;
--------------------------------
<1> Значение понятия приведено в целях настоящей Методологии.
базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) <2> - в отличие от ИПЦ исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный или сезонный характер;
--------------------------------
<2> Значение понятия приведено в целях настоящей Методологии.
изменение средних потребительских цен (тарифов) на отдельный вид товара или услуги рассчитывается как соотношение цен в отчетном и предыдущем периодах и по своему экономическому содержанию отличается от индекса цен на данный товар или услугу, так как учитывает не только ценовой фактор, но и структурные, ассортиментные сдвиги;
средняя потребительская цена (тариф) на отдельный вид товара (услуги) <3> - средняя величина из уровней цен на товар (услугу)-представитель, зарегистрированных в различных организациях торговли (сферы услуг). Средние цены формируются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других структурных факторов: появление новых и исчезновение старых товаров, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен в объеме реализации, открытие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные колебания цен и т.д.;
--------------------------------
<3> Значение понятия приведено в целях настоящей Методологии.
стоимость условного (минимального) набора продуктов питания определяется на основе единых весов (количества продуктов питания по видам) и фактических средних потребительских цен на них по России и субъектам Российской Федерации;
стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единого условно потребляемого количества товаров и услуг, а также фактических средних потребительских цен по России и субъектам;
индекс стоимости жизни (ИСЖ) <1> - показатель, характеризующий отношение стоимости набора товаров и услуг в отдельных городах к среднероссийскому значению и позволяющий определить, насколько один и тот же установленный набор потребительских товаров и услуг с едиными объемами их потребления в различных городах России дороже (или дешевле) по сравнению с данными в среднем по России, т.е. позволяет измерить соотношение стоимости жизни в этих городах с ее среднероссийским значением.
--------------------------------
<1> Значение понятия приведено в целях настоящей Методологии.
ИСЖ является обобщенным показателем, позволяющим охарактеризовать различия в расходах на приобретение определенного набора товаров и услуг в пространстве в фиксированный момент времени, в отличие от ИПЦ, который измеряет изменение общего уровня цен в стране или в определенных географических областях во времени (Методологические рекомендации по расчету индексов стоимости жизни в отдельных городах Российской Федерации утверждены приказом Росстата
от 8 августа 2012 г. N 440).
II. Область применения показателей статистики
потребительских цен
Индекс потребительских цен на товары и услуги (далее - ИПЦ) используется в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране.
ИПЦ используется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным субъектам Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
Информация о средних потребительских ценах и тарифах на отдельные виды товаров и услуг используется:
в качестве дополнительного инструмента при анализе ценовой ситуации на потребительском рынке;
в соответствии с Федеральным законом
от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" при определении его величины как в целом по Российской Федерации, так и по ее субъектам;
для формирования стоимости наборов, исчисленных по различным нормам потребления:
стоимость условного (минимального) набора продуктов питания;
стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг.
Порядок применения ИПЦ и средних потребительских цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг, в том числе в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, изучения динамики социально-экономических явлений, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров и так далее регламентируется законодательством в соответствующей сфере деятельности.
III. Охват индекса потребительских цен
Индекс потребительских цен рассчитывается по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации.
Наблюдение за потребительскими ценами осуществляется в городах, расположенных на территории России во всех субъектах Российской Федерации.
ИПЦ строится для городского населения и посредством использования данных о потребительских расходах домашних хозяйств по категории "Все население" распространяется на общую численность населения России и субъектов Российской Федерации.
Наблюдение за потребительскими ценами строится на выборочной основе (отбор городов, объектов торговли и сферы услуг, товаров и услуг-представителей и их видов с конкретными потребительскими свойствами).
В выборочную базовую совокупность включаются организации торговли и сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм.
Регистрация цен осуществляется на товары и услуги массового спроса, приобретаемые населением для непроизводственного потребления по трем основным группам: продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги.
ИПЦ исчисляется с месячной периодичностью.
IV. Основные этапы организации статистического наблюдения
за потребительскими ценами
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:
отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги;
отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;
отбор товаров (услуг)-представителей;
отбор товаров с конкретными потребительскими свойствами;
регистрация цен и тарифов;
формирование системы весов для расчета средних цен и индексов потребительских цен на товары и услуги;
расчет индексов потребительских цен на отдельные виды и группы товаров и услуг, а также сводного ИПЦ на все товары и услуги;
расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой осуществляется определение величины прожиточного минимума;
расчет стоимости различных наборов потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения;
проверка достоверности информации об уровнях потребительских цен.
Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:
данных о потребительских ценах на товары и услуги, зарегистрированных в каждом отчетном периоде;
данных о фактических потребительских расходах домашних хозяйств за два смещенных года, которые являются основным источником информации для формирования весов при расчете ИПЦ.
4.1. Отбор населенных пунктов
Наблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации.
Отбор городов (в субъектах Российской Федерации) для наблюдения за ценами осуществляется территориальными органами государственной статистики в соответствии со следующими критериями:
наблюдение за потребительскими ценами организуется в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения;
в выборочную совокупность включаются районные центры (города, поселки городского типа, далее - "города"), отобранные с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами;
общее число обследуемых населенных пунктов в субъекте Российской Федерации, как правило, должно составлять 2 - 4 города;
города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические и экономические особенности региона и располагаться в различных его частях;
в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий;
отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в их перечень, принятый для ежемесячной регистрации цен;
численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35% городского населения субъекта Российской Федерации.
На основании выработанных критериев формируется перечень населенных пунктов, в которых осуществляется сбор информации об уровне потребительских цен и тарифов на товары и услуги.
4.2. Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли, сферы услуг и общественного питания, а также на розничных рынках и ярмарках, реализующих их на регулярной основе в стационарных торговых объектах и в нестационарных (палатки, киоски и т.д.), принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам.
Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, а также других объектов наблюдения за ценами проводится специалистами территориальных органов государственной статистики в каждом городе, где организовано наблюдение за потребительскими ценами.
При формировании выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг соблюдаются следующие требования:
регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях;
включение в наблюдение организаций розничной торговли (исключая организации, осуществляющие розничную торговлю бывшими в употреблении товарами, кроме автомобилей), общественного питания и сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм;
включение в наблюдение городских розничных рынков, ярмарок и мест предоставления услуг, в которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности, предпринимателями без образования юридического лица;
отбор организаций торговли и сферы услуг различных типов (малых, средних и крупных), расположенных как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли;
отбор организаций, в которых осуществляется реализация товаров (услуг) с уровнем цен (тарифов), способным удовлетворить потребности широкого круга потребителей, без ограничений в возможности приобретения товара (услуги), т.е. рассчитанные на массового потребителя;
включение в наблюдение объектов торговли (сферы услуг), цены на реализуемые товары и услуги в которых несколько выше или ниже среднего уровня, в количестве, пропорциональном объемам их продаж в общем объеме продаж, определенном на основе действующей статистической отчетности, административных данных, а также экспертной оценки сотрудников организаций торговли (сферы услуг). Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что на них приходится значительная доля товарооборота в городе и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен, рассчитанные на массового потребителя;
в число наблюдаемых объектов не включаются организации торговли (сферы услуг), реализующие товары (услуги), уровень цен на которые в 2 - 3 раза превышает средний сложившийся их уровень на аналогичные товары. Например, не рекомендуется регистрировать цены в магазинах-салонах (бутиках), торгующих эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью престижных иностранных фирм, так как, помимо высокого уровня цен, поступление товаров в этих магазинах производится, как правило, небольшими по объему партиями, с постоянным обновлением ассортимента, что значительно затрудняет процесс отслеживания цен по сопоставимому кругу реализуемых товаров.
Для дальнейшей обработки информации о потребительских ценах составляется каталог (справочник) базовых организаций торговли и сферы услуг. В данный справочник в целях облегчения дальнейшей идентификации организаций заносятся полные их наименования (для ИП - фамилии предпринимателей), места нахождения (адреса), телефоны.
При осуществлении наблюдения на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) в каталог объектов наблюдения вносится информация обо всех наблюдаемых торговых точках, с указанием их местонахождения и торговой группы реализуемых товаров.
Если организация, отобранная для обследования, закрывается, перепрофилируется или теряет объемы продаж, подбирается другая, в которой ассортимент товаров, уровень цен, условия реализации товаров (услуг), аналогичны той, где ранее осуществлялась регистрация цен.
Формирование выборки организаций торговли и сферы услуг осуществляется при сочетании элементов вероятностной и направленной выборок.
Основным информационным источником формирования случайной выборки является база данных Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (БД ГС), включающая сведения об объектах федерального статистического наблюдения, прошедших государственную регистрацию и идентифицированных кодами по общероссийским классфикаторам технико-экономической и социальной информации.
Для уточнения выборки предприятий торговли и сферы услуг в качестве информационных источников могут быть использованы также данные форм федерального статистического наблюдения, административные данные налоговых органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для отбора организаций торговли и сферы услуг в каждом городе применяется комбинированная стратифицированная выборка по отдельным генеральным совокупностям:
организации торговли продовольственными товарами (