НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Росстата от 08.08.2012 N 440 "Об утверждении Методологических рекомендаций по расчету индексов стоимости жизни в отдельных городах Российской Федерации"

"Об утверждении Методологических рекомендаций по расчету индексов стоимости жизни в отдельных городах Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 8 августа 2012 г. N 440
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАСЧЕТУ ИНДЕКСОВ СТОИМОСТИ ЖИЗНИ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОРОДАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики", приказываю:
утвердить согласованные с Минэкономразвития России прилагаемые Методологические рекомендации по расчету индексов стоимости жизни в отдельных городах Российской Федерации и ввести их в действие с 1 января 2013 года.
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
Утверждены
приказом Росстата
от 08.08.2012 N 440
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ ИНДЕКСОВ СТОИМОСТИ ЖИЗНИ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОРОДАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
Целью данных методологических рекомендаций является определение порядка расчета показателя "индекс стоимости жизни" в отдельных городах Российской Федерации.
В настоящее время российская статистика располагает достаточно представительной системой показателей, отражающих ценовую ситуацию на потребительском рынке. Основным показателем в этой системе является индекс потребительских цен (далее - ИПЦ), который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, и измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного периода).
Учитывая, что индекс потребительских цен используется во многих целях, он не располагает возможностью в одинаковой степени удовлетворять требованиям, предъявляемым к нему. В этих условиях возникает объективная необходимость в разработке методологии и организации проведения систематических расчетов системы индексов цен. Именно разработанная система дополнительных индексов цен позволяет получать ответы на конкретные вопросы о влиянии изменения цен на благосостояние населения страны.
Во избежание исключения возможностей использования тех или иных индексов цен не по целям, для которых они были разработаны, каждый индекс цен должен иметь соответствующее название.
Наряду с расчетом ИПЦ по России и субъектам Российской Федерации в целях всестороннего отражения уровней и динамики цен на потребительском рынке разрабатываются следующие показатели:
индексы потребительских цен на отдельные виды и группы товаров и услуг;
базовый индекс потребительских цен;
средние потребительские цены на товары и услуги;
стоимость минимального набора продуктов питания;
стоимость фиксированного набора товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.
Индекс стоимости жизни является одним из показателей, расширяющих информационный и аналитический состав показателей статистики потребительских цен.
Под индексом стоимости жизни (далее - ИСЖ) подразумевается показатель, измеряющий относительную стоимость набора товаров и услуг в отдельных городах по сравнению с ее среднероссийским значением. Результат сопоставления этих показателей дает возможность рассчитывать, на сколько дороже (или дешевле) будет обходиться один и тот же определенный набор потребительских товаров и услуг с едиными объемами их потребления в различных городах России, т.е. позволит измерить соотношение стоимости жизни в этих городах с ее среднероссийским значением.
Таким образом, индекс стоимости жизни ни в коей мере не претендует на замену такого показателя, как индекс потребительских цен, который предназначен, главным образом, для измерения изменений во времени в общем уровне цен на товары и услуги, которые население приобретает.
Разработка методологии определения показателя "индекс стоимости жизни" основана на международном опыте исследований в этой области статистических расчетов.
Так, например, наряду с расчетами ИПЦ, проводимыми специалистами Бюро статистики труда США, Центр региональной экономической конкуренции Американской торговой палаты (ACCRA) осуществляет расчет показателя "индекс стоимости жизни". Целью расчета этого показателя, который определяется с 1968 г., является оценка уровня жизни по отдельным городам США.
Следовательно, между индексом потребительских цен и показателем "индекс стоимости жизни" существуют концептуальные отличия - если ИПЦ измеряет изменение во времени общего уровня цен в стране или в определенных географических областях, то ИСЖ является обобщенной характеристикой различия в уровне цен в пространстве, т.е. между отдельными городами или между ценами конкретного города и средним уровнем цен по стране для отдельного момента времени, т.е. ИСЖ говорит о различии в расходах на приобретение определенного набора товаров и услуг с едиными объемами их потребления в фиксированный момент времени.
Для обеспечения единства методологических принципов построения показателей, характеризующих уровень и динамику цен на потребительском рынке, настоящие Методологические рекомендации разработаны на основе "Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индекса потребительских цен", утвержденных постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г. N 110.
Территориальный охват
Индекс стоимости жизни рассчитывается по всем городам, отобранным для наблюдения за потребительскими ценами, а дополнительно в г. Москве - по административным округам, в г. Санкт-Петербурге - по административным районам.
В данный перечень включены столицы республик, центры краев, областей, автономной области, автономных округов, города федерального значения и выборочно - районные центры (города, поселки городского типа, далее - "города"), отобранные с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.
Отбор городов для наблюдения за ценами в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими критериями:
общее число обследуемых населенных пунктов в субъекте Российской Федерации, как правило, должно находиться в пределах 2 - 4 городов;
города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях;
в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий;
отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного наблюдения;
численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35% городского населения субъекта Российской Федерации.
Сформированный в соответствии с указанными критериями перечень населенных пунктов по состоянию на 1 января 2010 г. включает 271 населенный пункт, в которых осуществляется сбор информации об уровне потребительских цен и тарифов на товары и услуги (приложение N 1).
Использование единого перечня городов для наблюдения за потребительскими ценами как для расчета ИПЦ, так и для исчисления индексов стоимости жизни позволяет обеспечить единство принципов формирования цен на товары и услуги.
Формирование набора потребительских товаров и услуг
для расчета индекса стоимости жизни
Индекс стоимости жизни определяется на основе единого для всех городов Российской Федерации, в которых осуществляется регистрация потребительских цен, перечня, являющегося частью набора товаров и услуг, на которые организовано ежемесячное наблюдение за ценами в рамках исчисления индекса потребительских цен.
Набор товаров и услуг сформирован на основе данных о потребительском спросе на наблюдаемые их виды во всех субъектах Российской Федерации из перечня товаров и услуг, цены на которые участвуют в расчете индекса стоимости жизни.
В перечень включены товары и услуги всех основных наблюдаемых товарных групп, устойчиво присутствующие на потребительском рынке городов и пользующиеся постоянным спросом населения.
В первую очередь в наборе присутствуют те товары и услуги, покупке которых отдает потребительские предпочтения основная часть населения, проживающего в отдельных регионах.
В набор для расчета индекса стоимости жизни включено 275 видов товаров и услуг-представителей (приложение N 2).
Формирование информационной базы о средних потребительских
цепах для расчета индекса стоимости жизни
Для определения индексов стоимости жизни в отдельных городах и Российской Федерации в целом используются средние потребительские цены и тарифы на товары и услуги, исчисленные на основе данных регистрации цен по выборочному кругу торговых организаций и организаций сферы услуг в базовых городах, в которых организовано наблюдение за ними в рамках ежемесячного исчисления ИПЦ.
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.).
Формирование выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг осуществлено на основе следующих требований:
регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях;
наблюдение за ценами (тарифами) проводится в организациях розничной торговли (включая комиссионные), общественного питания и сферы услуг всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной, смешанной и общественных объединений, организаций) и организационно-правовых форм (ЗАО, ОАО, ООО и т.п.);
для организации наблюдения за ценами в каждом городе отобраны крупные, средние и малые организации торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли (обслуживания);
фирменные магазины, супермаркеты, магазины-салоны, в которых цены на реализуемые товары и услуги несколько выше среднего уровня, включены в выборочную совокупность в количестве, пропорциональном объемам продаж организаций торговли и услуг данного уровня в общем объеме продаж. Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что они имеют высокий товарооборот и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен рассчитанные на массового потребителя;
регистрация цен осуществляется также на городских продовольственных, вещевых и смешанных рынках, мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) и местах предоставления услуг, на которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности, предпринимателями без образования юридического лица;
в число наблюдаемых объектов не включены организации торговли, в которых реализуются товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары.
Регистрация цен и тарифов осуществляется ежемесячно по полному перечню товаров (услуг)-представителей с 21 по 25 число отчетного месяца.
Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемого населением наличными деньгами или посредством банковской карты.
Потребительская цена (тариф), которая является конечной ценой потребления, включает НДС, акциз, налог с продаж и другие прямые и косвенные налоги, а также расходы и доходы товаропроводящей сети.
Наблюдение за ценами осуществляется как на товары отечественного производства, так и импортные товары.
Сбор информации о потребительских ценах проводится специалистами территориальных органов государственной статистики путем регистрации цен и тарифов на конкретные виды товаров и платных услуг, оказанных населению.
На каждый товар (услугу)-представитель регистрируется такое количество ценовых котировок, которое позволяет репрезентативно определить его среднюю цену. Как правило, это не менее 5 ценовых котировок (в большинстве случаев 5 - 10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги связи, муниципальный городской транспорт и т.п.), на которые в городе действуют единые тарифы.
По большинству товаров количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок с различным уровнем цен (тарифов) отражает реальную структуру покупок населением конкретных товаров (получения услуг) в организациях торговли (сферы услуг) с различными условиями их реализации и обеспечивает возможность определения реального уровня средних цен (тарифов) на каждый товар (услугу) в городе.
По товарам-представителям, ассортимент которых достаточно разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы достаточно велик, регистрируется большее количество ценовых котировок, чем по товарам-представителям, которые представлены однородными позициями.
Средние цены для расчета индекса стоимости жизни исчисляются в рамках ежемесячного наблюдения за потребительскими ценами, организованного с целью расчета индекса потребительских цен. Поскольку на уровне формирования элементарных агрегатов отсутствует структура покупок конкретных товаров в различных торговых организациях, а уровень цен при этом имеет существенные различия, в соответствии с действующими международными рекомендациями при определении средних цен предлагается использовать формулу средней геометрической простой.