НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Росстата от 29.09.2017 N 643 "Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг"

"Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 29 сентября 2017 г. N 643
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБ ОБЪЕМЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РАЗРЕЗЕ ВИДОВ УСЛУГ
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
1. Утвердить официальную статистическую методологию формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг.
2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 26 июня 2013 г. N 234 "Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг".
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
Приложение
Утверждена
приказом Росстата
от 29.09.2017 N 643
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБ ОБЪЕМЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РАЗРЕЗЕ ВИДОВ УСЛУГ
Введение
Настоящая официальная статистическая методология разработана в целях обеспечения формирования в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, официальной статистической информации об объеме платных услуг населению (далее - Методология). Она включает описание объекта статистического наблюдения, источников информации, статистического инструментария, методов сбора, контроля, редактирования и группировки первичных данных, методов досчета до полного круга, оценки точности формируемой официальной статистической информации об объеме платных услуг населению по видам услуг.
Методология предназначена для использования территориальными органами Росстата исключительно для статистических целей - формирования официальной статистической информации о платных услугах населению.
Все приведенные в настоящей Методологии понятия и определения используются исключительно в целях формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению.
1. Понятие услуг
Услуги <1> - это результат производственной деятельности, осуществляемой по заказу в соответствии со спросом потребителя с целью изменения состояния потребляющих единиц (либо физического или интеллектуального состояния самого потребителя, либо принадлежащих ему предметов) или содействия обмену продуктами или финансовыми активами.
--------------------------------
<1> Значение понятия, содержащееся в СНС-2008 (ST/ESA/STAT/SER.F/2/Rev/5), п. 6.17 - 6.22, приведено исключительно в целях настоящей официальной статистической методологии.
Услуги не являются объектами, в отношении которых могут быть установлены права собственности. Они не могут предоставляться в отрыве от их производства и находиться в запасах у производителей.
Изменения в состоянии, ради которых потребители услуг обращаются к производителям, могут принимать следующие формы:
а) изменения в состоянии потребительских товаров (производители работают непосредственно с товарами и предметами, принадлежащими потребителям, осуществляя их транспортировку, чистку, ремонт или другие виды их трансформации);
б) изменения в физическом состоянии отдельных лиц (производитель перевозит отдельных лиц, предоставляет им место проживания, обеспечивает их медицинским лечением, улучшает их внешний вид);
в) изменения в интеллектуальном состоянии отдельных лиц (производитель предоставляет образование, информацию, консультации, развлечения или аналогичные услуги, предполагающие личный непосредственный контакт).
Изменения в состоянии предполагают улучшения (поскольку услуга предоставляется в соответствии со спросом потребителя), которые материализуются либо в самих потребителях, либо в принадлежащих им объектах или предметах, и могут иметь кратковременный или длительный характер.
Услуги, связанные с операциями по обмену, возникают в случае, когда институциональная единица, выступающая в качестве посредника, содействует передаче прав собственности на некий объект от одной институциональной единицы (производителя услуги) другой институциональной единице (потребителю услуги). При этом в качестве объекта собственности могут выступать товары, некоторые виды услуг, финансовые активы, объекты недвижимости, а также продукты, содержащие запас знаний.
Продукты, содержащие запас знаний, охватывают предоставление, хранение, связь и распространение информации, консультации и развлечения. Они часто сохраняются в виде вещественных объектов (на бумажных носителях или в электронной форме) и поэтому в отношении них может быть установлено право собственности, они могут продаваться как товары, а потребители могут иметь доступ для получения этих знаний неоднократно.
Также в форме вещественных объектов сохраняются результаты таких услуг, как пошив одежды, обуви, изготовление мебели, металлоизделий и тому подобное по индивидуальным заказам, услуги звукозаписи и прочее.
Услуги считаются платными, когда они выступают объектом купли-продажи.
Величина оказанных населению платных услуг за определенный период времени измеряется стоимостным показателем "Объем платных услуг населению". Он представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики населению Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.
Производителями услуг выступают исключительно резиденты российской экономики (юридические лица всех форм собственности, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) на территории Российской Федерации, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально).
Оплата услуг может производиться как самим потребителем за оказанную ему или члену его семьи услугу, так и работодателем потребителя за счет средств прибыли. Оплата может осуществляться за наличный расчет (через кассу организации), либо по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как реализация за наличный расчет).
Стоимость материалов, узлов, деталей, запчастей, используемых при оказании платных услуг (за исключением материалов заказчиков) включается в объем платных услуг.
1.1. Момент учета платных услуг
Учет произведенных услуг осуществляется по моменту их реализации потребителю. При этом различают:
момент окончания оказания услуги (при условии, что услуга оплачена ранее);
момент оплаты услуги.
Эти два момента могут совпадать по времени, тогда это будет считаться моментом учета платных услуг.
Если оплата вносится после окончания оказания услуги, то моментом учета является момент оплаты.
В случае предварительной оплаты заказанной услуги моментом учета является момент окончания оказания услуги.
Если принятая в организации учетная политика не позволяет производить учет услуг на момент окончания оказания услуги, а оплата услуги осуществляется предварительно, то в порядке исключения допускается учитывать услуги по моменту оплаты. Указанный допуск не относится к учету реализации платных услуг системы образования, которые учитываются по методу начисления (см. пункт 61 приложения N 2).
Учет платных услуг осуществляется строго за отчетный период на основании данных первичного учета организации в фактически действовавших ценах реализации с учетом НДС и других обязательных платежей.
1.2. Данные, не учитываемые в объеме платных
услуг населению
В объеме реализации платных услуг населению не учитываются:
услуги, оказанные юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям для осуществления ими предпринимательской деятельности (исключение составляют услуги, оказанные управляющими организациями товариществам собственников жилья (ТСЖ));
услуги, оплаченные из средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, включая компенсации из бюджета любого уровня организациям жилищно-коммунального хозяйства за предоставленные отдельным категориям граждан субсидии и социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, если субсидии и социальная поддержка начисляются в виде скидок с суммы платежа;
компенсации из бюджета любого уровня транспортным организациям по перевозке льготных категорий граждан;
обязательные платежи и разнообразные взносы населения, в том числе налоги и сборы, госпошлины, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за пользование ссудами и потребительским кредитом, обязательные страховые взносы в пенсионный фонд;
продажа всех видов продовольственных и непродовольственных товаров, за исключением розничной торговли бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, древесным топливом, топливным торфом в специализированных магазинах для коммунальных нужд на регулярной основе;
услуги общественного питания;
услуги в области обязательного медицинского страхования (в отличие от медицинских услуг, оказанным по полисам добровольного медицинского страхования);
услуги финансовые и страховые;
расходы предприятия по хозяйственному содержанию жилищного фонда, общежитий, гостиниц, объектов социальной сферы (спортивные сооружения, клубы, санаторно-курортные организации и тому подобное);
услуги игорных заведений;
стоимость проданных лотерейных билетов;
услуги ломбардов;
платежи граждан за нарушение установленных положений законов, а также по постановлению судов (алименты, штрафы, пени, неустойки, возмещение стоимости похищенного и тому подобное);
суммы первоначальных взносов, а также последующих погашений стоимости приобретенных гражданами квартир в многоквартирных домах по договору долевого участия или построенных за счет средств инвесторов индивидуальных, многоквартирных домов, проданных населению;
суммы, полученные медицинскими учреждениями по родовым сертификатам;
услуги почтовых отделений по приему всех видов финансовых платежей;
услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний религиозными организациями в культовых зданиях и сооружениях, на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных таким организациям для этих целей.
1.3. Распределение услуг по целям их
предоставления потребителям
Схема N 1
УСЛУГИ
Вызывающие изменения
Связанные с обменными операциями
состояния потребительских товаров
в физическом состоянии отдельных лиц
в интеллектуальном состоянии отдельных лиц
2. Статистический показатель "Объем платных
услуг населению"
Статистический показатель "Объем платных услуг населению" отражает объем потребления населением различных видов услуг, оказанных им за плату. Он представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты) населению Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.
Этот показатель формируется на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.
Целью разработки показателя "Объем платных услуг населению" является формирование официальной статистической информации, используемой исключительно для:
информационной базы для долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в области платного обслуживания населения (постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1218 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период"); показатель "Объем платных услуг населению" включен в перечень показателей социально-экономического прогноза развития страны;
характеристики уровня материального благосостояния населения в части потребления различных видов услуг, предоставляемых на возмездной (платной) основе;
информационной базы расчетов конечного потребления услуг домашними хозяйствами при определении валового внутреннего продукта страны (фактического конечного потребления на территории субъектов Российской Федерации) методом использования доходов;
информационной базы составления баланса денежных доходов и расходов населения.
Для использования в иных целях, в том числе фискальных, в качестве налогооблагаемой базы, показатель "Объем платных услуг населению" не предназначен.
Распределение учитываемых в составе объема платных услуг населению услуг по видам осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятым и введенным в действие приказом Госстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст (далее - ОКПД2).
Официальная статистическая информация о платных услугах населению формируется в разрезе следующих групп:
Бытовые услуги, в том числе:
услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви;
услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий;
услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий;
услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования;
услуги по изготовлению и ремонту мебели;
услуги по химической чистке и крашению, услуги прачечных;
услуги по ремонту и строительству жилья и других построек;
услуги фотоателье;
услуги бань и душевых;
услуги парикмахерских;
услуги предприятий по прокату;
ритуальные услуги;
прочие виды бытовых услуг.
Транспортные услуги.
Услуги почтовой связи и курьерские услуги.
Услуги телекоммуникационные.
Жилищные услуги.
Коммунальные услуги.
Услуги учреждений культуры.
Услуги туристских агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги.
Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья.
Услуги физической культуры и спорта.
Медицинские услуги.
Услуги специализированных коллективных средств размещения, из них:
услуги санаторно-курортных организаций.
Ветеринарные услуги.
Услуги юридические.
Услуги системы образования.
Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Прочие платные услуги.
Перечень услуг, учитываемых в составе каждой из перечисленных выше групп, приведен в приложении N 1 к настоящей Методологии.
Указания по учету в формах федерального статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению в кратком варианте помещены на бланках форм. Более подробные разъяснения по заполнению респондентами показателя "Объем платных услуг населению" в формах приведены в приложении N 2 к настоящей Методологии.
3. Федеральное статистическое наблюдение за платными
услугами населению
Субъектом официального статистического учета, осуществляющим формирование официальной статистической информации об объеме платных услуг населению, является Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Периодичность разработки показателя "Объем платных услуг населению":
годовая;
месячная (оперативные данные).
4. Респонденты
Респондентами, предоставляющими в территориальные органы Росстата первичные статистические данные <1> об объеме оказанных населению платных услуг, являются хозяйствующие субъекты.
--------------------------------
<1> В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон о статистике) первичными статистическими данными является документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Ими могут быть непосредственные производители услуг, если они самостоятельно принимают от потребителя заказ, оказывают ему или членам его семьи услугу и получают плату за оказанную услугу непосредственно от потребителя.
Если производитель услуги получает плату не от потребителя, а от организации (предприятия), в которой работает потребитель (от работодателя), то респондентом, обязанным предоставлять сведения об объеме оказанных услуг, является работодатель. Производитель услуги в этом случае во избежание повторного счета сведения не предоставляет.
Пример. Организация приобрела у санаторно-курортной организации путевку для своего сотрудника за счет средств прибыли. В этом случае работодатель отражает в отчете стоимость путевки по виду "услуги санаторно-курортных организаций". Санаторно-курортная организация стоимость проданной путевки в свой отчет не включает.
Если производитель услуги для оформления заказа и/или получения платежа за услугу привлекает на договорной основе третье лицо (посредника), то респондентом, обязанным предоставлять сведения об объеме оказанных услуг, является посредник, владеющий информацией о сумме внесенного потребителем платежа (с учетом посреднического вознаграждения). Производитель услуги в этом случае во избежание повторного счета сведения не предоставляет <1>.
--------------------------------
<1> Исключение составляют ресурсоснабжающие организации, которые должны предоставлять сведения как производители коммунальных услуг, несмотря на заключенные договора с управляющими организациями (или иными организациями). Управляющие организации (или иные организации) в этом случае во избежание повторного счета сведения по коммунальным услугам не предоставляют.
Посредниками могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. В их число входят информационно-расчетные центры (РКЦ, ЕРКЦ, ИВЦ и тому подобное), ТСЖ, управляющие организации и иные организации, осуществляющие начисление и (или) прием платежей населения за жилищные услуги, турагенты, трансагентства по продаже проездных билетов.
Пример. Транспортная компания заключила договор о реализации проездных билетов с агентством по продаже билетов. В этом случае агентство по продаже билетов отражает в отчете стоимость проданных населению проездных билетов (с учетом посреднического вознаграждения) по виду "транспортные услуги". Транспортная компания стоимость проданных агентством проездных билетов в свой отчет не включает.
Пример. Если турагентство кроме продвижения и реализации (продажи населению) туристских продуктов продает населению путевки в санаторно-курортные организации, а также занимается отдельной (от турпакетов) продажей авиабилетов населению, то турагентство отразит в отчете сведения об объеме платных услуг по видам "услуги туристских агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги", "услуги санаторно-курортных организаций", "транспортные услуги". Санаторно-курортные организации и транспортные компании в этом случае во избежание повторного счета сведения об оказанных услугах в свой отчет не включают.
Респондентами федерального статистического наблюдения за платными услугами населению являются:
юридические лица;
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
адвокатские образования, кроме адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
К группе юридических лиц относятся организации, официально зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Они подразделяются на следующие категории хозяйствующих субъектов:
организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность работников которых превышает 15 человек;
организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность работников которых не превышает 15 человек;
средние предприятия;
малые предприятия;
микропредприятия;
некоммерческие организации, в том числе государственные автономные и бюджетные учреждения.
Категория субъектов малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Индивидуальными предпринимателями, согласно статье 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРМСП) о категории предприятия подразделяются на следующие типы предприятий:
малое предприятие;
среднее предприятие;
микропредприятие.
Адвокатские образования, согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", выступают в форме адвокатских кабинетов, коллегии адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, который не является юридическим лицом.
Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не являются объектами федерального статистического наблюдения за объемами платных услуг, оказанных населению.
Объему платных услуг, оказанных населению адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, соответствует общая сумма дохода, заявленная налогоплательщиками (адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты) в представленных актуальных декларациях.
В целях включения данных по адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, в общий объем платных услуг населению, используются административные данные Федеральной налоговой службы, которые размещаются на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: //www.nalog.ru/Ваш регион/Иные функции ФНС/Статистика и аналитика/Данные по формам статистической налоговой отчетности/Отчет о декларировании доходов физическими лицами (N 5-ДДК).
Территориальные органы Росстата включают данные сводного отчета по форме N 5-ДДК по субъекту Российской Федерации по виду "услуги юридические".
Объему платных услуг, оказанных населению нотариусами, занимающимися частной практикой, соответствует нотариальный тариф за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера.
Нотариус - согласно статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет, достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет, сдавший квалификационный экзамен.
В целях включения данных по нотариусам, занимающимся частной практикой, в общий объем платных услуг населению, используются административные данные Минюста России, которые Минюст России в сводном виде предоставляет ежегодно в Росстат в целом по России и субъектам Российской Федерации.
Росстат доводит полученные сведения до территориальных органов Федеральной службы государственной статистики для включения по виду "услуги юридические".
5. Формы федерального статистического наблюдения
Федеральное статистическое наблюдение за платными услугами населению ведется на основе следующих специализированных форм, отличающихся периодичностью разработки и кругом респондентов:
N и название формы
Периодичность
Респонденты
N П (услуги) "Сведения об объеме платных услуг населению по видам"
месячная
юридические лица, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, среднесписочная численность работников которых превышает 15 человек, оказывающие платные услуги населению
N П (услуги) "Сведения об объеме платных услуг населению по видам"
квартальная
юридические лица, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, среднесписочная численность работников которых не превышает 15 человек, оказывающие платные услуги населению
N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению"
годовая
юридические лица, оказывающие платные услуги населению, адвокатские образования (кроме адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты)
N 1-ИП (услуги) "Сведения об объеме платных услуг, оказанных населению индивидуальным предпринимателем"
годовая
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), оказывающие платные услуги населению
Бланки форм федерального статистического наблюдения размещены на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.gks.ru/) в рубрике "Статистический инструментарий, методология и нормативно-справочная информация".
В соответствии с Законом о статистике сведения об объеме платных услуг населению предоставляются респондентом территориальному органу Росстата на бланке формы федерального статистического наблюдения в соответствии с порядком, приведенном в указаниях по ее заполнению, не позднее указанного срока.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений <1> форма заполняется по юридическому лицу без обособленных подразделений, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации, а также на отдельном бланке по каждому обособленному подразделению, находящемуся на территории другого субъекта Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заполненная форма в соответствии с указаниями по заполнению предоставляется юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации) в установленные сроки. В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.
Исключение составляют межрегиональные компании (ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", операторы связи), для которых установлен особый порядок предоставления сведений о платных услугах населению (см. пп. 66 - 68 приложения N 2).
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.
В случае отсутствия явления (если организация или индивидуальный предприниматель не оказывает платные услуги населению) возможно направление официального письма в соответствующий территориальный орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде.
6. Данные административных источников и формы федерального
статистического наблюдения, используемые при формировании
показателя "Объем платных услуг населению"
При формировании показателя "Объем платных услуг населению" используются:
1) из ежеквартальной формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" (Росстат) - данные об объеме жилищных услуг, оказанных населению ТСЖ, ТСН, ЖК, ЖСК (фактически оплачено населением); данные об объеме взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников в многоквартирном доме (фактически оплачено населением);
2) сведения о стоимости реализованных населению железнодорожных билетов - ОАО "РЖД" предоставляет в Росстат ежемесячно в целом по России и в распределении по субъектам Российской Федерации. Росстат доводит полученные сведения до территориальных органов Росстата для включения по виду "транспортные услуги";
3) сведения о стоимости реализованных населению авиационных билетов - ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" предоставляет в Росстат (схема предоставления и доведения до территориальных органов Росстата аналогична ОАО "РЖД");
4) форма годовой статистической отчетности Минюста России N 5-2 "Сведения о финансовом обеспечении деятельности нотариусов" - данные об объеме платных услуг, оказанных населению нотариусами (нотариальный тариф, взысканный с граждан, за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера);
5) форма годовой статистической налоговой отчетности N 5-ДДК "Отчет о декларировании доходов физическими лицами" (ФНС России) - данные об объеме платных услуг, оказанных населению адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты (общая сумма дохода, заявленная налогоплательщиками в представленных актуальных декларациях).
7. Годовое статистическое наблюдение
Ежегодное федеральное статистическое наблюдение за платными услугами населению осуществляется на основе:
формы N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" - обследуются юридические лица, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, адвокатские образования (кроме адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на сплошной основе; субъекты малого предпринимательства (малые предприятия, микропредприятия) - на выборочной основе с последующим распространением данных на генеральную совокупность;
формы N 1-ИП(услуги) "Сведения об объеме платных услуг, оказанных населению индивидуальным предпринимателем" - обследуются индивидуальные предприниматели на выборочной основе с последующим распространением данных на генеральную совокупность.
Кроме того, для формирования годовой официальной статистической информации об объеме платных услуг населению привлекаются итоги форм федерального статистического наблюдения и административные данные:
из формы N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" (Росстат) - данные об объеме взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников в многоквартирном доме (фактически оплачено населением) за январь - декабрь отчетного года;
сведения о стоимости реализованных населению железнодорожных билетов (ОАО "РЖД") и сведения о стоимости реализованных населению авиационных билетов (ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии") - данные за отчетный год рассчитываются как сумма двенадцати месяцев отчетного года и добавляются к данным формы N 1-услуги по виду "транспортные услуги";
форма N 5-2 "Сведения о финансовом обеспечении деятельности нотариусов" (Минюст России) - данные об объеме платных услуг юридических, оказанных населению нотариусами, учитываются с годовым опозданием (по причине более поздних сроков предоставления Минюстом России сведений по форме N 5-2 в Росстат (1 сентября), чем срок формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению (20 июня)) следующим образом:
данные за предыдущий год индексируются на индекс цен на услуги правового характера за январь - декабрь отчетного года к январю - декабрю предыдущего года;
форма N 5-ДДК "Отчет о декларировании доходов физическими лицами" (ФНС России) - данные об объеме платных услуг юридических, оказанных населению адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты - учитываются с годовым опозданием следующим образом:
данные за предыдущий год индексируются на индекс цен на услуги правового характера за январь - декабрь отчетного года к январю - декабрю предыдущего года.
8. Формирование выборочной совокупности субъектов малого
предпринимательства, оказывающих платные услуги населению
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства, оказывающих платные услуги населению, осуществляются путем проведения выборочного статистического наблюдения за деятельностью отдельных субъектов малого предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки по формам NN 1-услуги и 1-ИП(услуги).
Основой учета и идентификации хозяйствующих субъектов, а также основой для формирования обследуемой совокупности при организации выборочных обследований является Статистический регистр хозяйствующих субъектов (Статрегистр Росстата).
Формирование выборочной совокупности субъектов малого предпринимательства, оказывающих платные услуги населению, осуществляется на региональном уровне.
8.1. Формирование основы выборки
Для формировании основы выборки используются итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" проводится 1 раз в 5 лет.
Для этого из интегрированной базы данных "Сплошное обследование малых и средних предприятий" выгружаются:
- малые предприятия (тип 1) и микропредприятия (тип 4), у которых в каталоге объектов сплошного наблюдения по форме N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" в резервном поле 1 ("Предприятие представило отчет") стоит метка "1" и в резервном поле 6 ("Предприятие, оказывающее платные услуги населению") или резервном поле 7 ("Предприятие, являющееся посредником при оказании платных услуг населению") стоит значение "1";
- индивидуальные предприниматели (ИП), у которых в каталоге объектов сплошного наблюдения по форме N 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" в резервном поле 1 ("ИП представил отчет") стоит метка "1" и в резервном поле 7 ("ИП, оказывающий платные услуги населению") или в резервном поле 8 ("ИП, являющийся посредником при оказании платных услуг населению") стоит значение "1".
Для каждого малого предприятия, микропредприятия и ИП выгружаются следующие реквизиты: код ОКПО, код ОКАТО, коды видов фактически осуществляемой деятельности по ОКВЭД2, тип предприятия (ИП), объем платных услуг населению (или выручка от реализации товаров (работ, услуг)) по каждому виду фактически осуществляемой деятельности, краткое наименование предприятия.
Если в полученном перечне имеются единицы наблюдения с одинаковыми кодами ОКПО (то есть одна и та же организация или ИП имеет нескольких видов деятельности), то в основе выборки оставляется единица наблюдения, у которой значение показателя "объем платных услуг населению" (или выручка) наибольшее.
Для каждой единицы наблюдения в качестве кода услуги присваивается код укрупненной иноаспектной группировки ОКВЭД2 с использованием собирательной классификационной группировки "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденной приказом Росстата от 23 мая 2016 г. N 244 (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2016 года регистрационный N 42540) (см. приложение N 1).
Для каждого типа предприятия (тип 1, тип 4, ИП) формируется основа выборки в виде таблицы N 1.
Таблица N 1
Основа выборки
По типу предприятия
(малое предприятие/микропредприятие/ИП)
N п/п
Код ОКПО
Наименование организации (ИП)
Код ОКАТО
Код вида деятельности по ОКВЭД2
Код укрупненной иноаспектной группировки по ОКВЭД2 (код услуги)
Объем платных услуг населению (или выручка), тыс. рублей
1
2
3
4
5
6
7
Каждая основа выборки разбивается на два массива. В первый массив включаются единицы наблюдения, которые обследуются на сплошной основе. Второй массив включает оставшиеся единицы наблюдения, из которых извлекается выборка.
В первый массив из списка ИП отбираются индивидуальные предприниматели, которые относятся к средним предприятиям (тип 3).
Далее (для каждой основы выборки):
1) осуществляется расслоение единиц наблюдения по кодам укрупненной иноаспектной группировки по ОКВЭД2 (видам услуг);
2) если количество единиц наблюдения в слое менее 10, то они все включаются в первый массив и обследуются на сплошной основе;
3) в оставшихся слоях (т.е. с объемом больше 10 единиц наблюдения) производится ранжирование единиц наблюдения по возрастанию значения показателя "объем платных услуг населению" (или выручка);
4) отбираются крупные единицы наблюдения, у которых показатель "объем платных услуг населению" (или выручка) имеет значительный удельный вес среди организаций (ИП) региона по следующему алгоритму:
а) Рассчитываются параметры:
Среднее значение объема платных услуг населению (или выручки) в i-м слое