ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 23 января 2015 г. N 15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ОЦЕНКЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ, ПРОИЗВОДИМЫХ И ПОТРЕБЛЯЕМЫХ
ВЛАДЕЛЬЦАМИ ЖИЛЬЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ,
И МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ ИНДЕКСОВ
ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ПО СТАТЬЕ "ПОЕЗДКИ"
Во исполнение Плана развития Системы национальных счетов России на период с 2011 г. по 2017 г., утвержденного приказом Росстата от 30 марта 2011 г. N 81, Плана мероприятий по реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по развитию Системы национальных счетов Российской Федерации, утвержденного приказом Росстата, Минэкономразвития России, Минфина России
от 3 октября 2014 г. N 602/634/112н, и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 июня 2008 г. N 420, приказываю:
утвердить прилагаемые:
Методические указания по оценке жилищных услуг, производимых и потребляемых владельцами жилья, в Системе национальных счетов (приложение N 1);
Методические указания по расчету индексов экспорта и импорта по статье "поездки" (приложение N 2).
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
Приложение N 1
Утверждены
приказом Росстата
от 23.01.2015 N 15
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОЦЕНКЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ, ПРОИЗВОДИМЫХ И ПОТРЕБЛЯЕМЫХ
ВЛАДЕЛЬЦАМИ ЖИЛЬЯ, В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
В настоящем документе определены методические указания по оценке жилищных услуг, производимых и потребляемых владельцами жилья, исходя из статистической оценки рыночной стоимости жилого фонда на основе сравнительного метода, а также фиксированной условной нормы прибыли на жилые здания в размере 2,5%, рекомендуемой ЕЭК ООН.
При изменении ситуации в финансово-кредитной сфере условная норма прибыли на жилые здания может быть изменена. После пересмотра оценок рыночной стоимости жилого фонда по всему динамическому ряду на основе итогов, полученных Росреестром по кадастровой оценке жилой недвижимости, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 13.09.2005 N 560, настоящие методические указания могут быть уточнены.
1. Описание проблемы
В 2008 году в рамках процедур по подготовки к вступлению Российской Федерации в состав ОЭСР экспертами этой организации была проведена работа по выявлению несоответствий российской статистической практики международным стандартам. Основным несоответствием в системе национальных счетов было признано расхождение действующей методики оценки жилищных услуг относительно международных стандартов.
В настоящее время для оценки выпуска жилищных услуг применяется специально разработанная методика, учитывающая специфику российского ЖКХ: высокую степень субсидированности этой отрасли, социальную поддержку государства, оказываемую в том числе и собственникам жилья.
По мнению международных экспертов, показатели производства по виду деятельности 70.20.1 "Сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества" сильно занижены, что, в конечном итоге, ведет к занижению ВВП России. В 2002 - 2012 гг. доля услуг по проживанию в собственном жилье в ВВП Российской Федерации составляла от 0,7% до 1,8%, что значительно ниже, чем в бывших социалистических странах.
3. Рекомендуемые подходы к оценке жилой ренты
В руководстве по СНС 1993 года, в пункте 6.89 об оценке услуг по проживанию в собственном жилье сказано: "...стоимость выпуска жилищных услуг, производимых владельцами жилых помещений для собственного потребления, оценивается по оценочной сумме арендной платы, которую выплачивал бы арендатор за аналогичное жилье...". Этот подход иначе называется методом эквивалентной ренты <i> или методом стратификации. Его применение возможно при наличии в стране хорошо организованного рынка арендуемого жилья. В СНС 2008 года это положение дополнено рекомендацией развивать альтернативные подходы к оценке услуг по проживанию в собственном жилье. В Руководстве Европейской экономической комиссии ООН (Commission Regulation (EC) No 1722/2005 of 20 October 2005) в качестве альтернативного метода предлагается метод пользовательских расходов (user cost approach). Ниже приведены критерии, в соответствии с которыми метод эквивалентной ренты не используется и следует применять метод пользовательских расходов:
1) в стране арендуется менее 25% жилья;
2) более половины всего арендованного жилья снимают иностранные арендаторы, платящие по завышенным ставкам, и (или) работодатели, предоставляющие жилье своим работникам по заниженным ставкам;
3) арендуемое жилье распространено по стране неравномерно.
В 2010 году эксперты ОЭСР представили новую, доработанную версию методики, где критерии применения метода пользовательских расходов были сформулированы следующим образом:
1) частным образом арендуется менее 10% жилья;
2) различия между арендной платой, уплачиваемой за проживание в частном и государственном жилье, составляет более 3-х раз.
Согласно данным переписи населения 2002 года и ежегодным данным бюджетных обследований домашних хозяйств в 2012 году в России только около 4% семей проживало в жилье, арендованном на коммерческой основе (преимущественно у физических лиц). Что касается платы за найм, стоимость проживания в жилье, находящемся, например, в собственности города Москвы, в настоящее время не превышает 2,58 руб. за квадратный метр в месяц, что в десятки раз меньше стоимости коммерческой аренды жилья.
Таким образом, в настоящее время в России применение метода эквивалентной ренты нецелесообразно, и для оценки жилой ренты следует применять метод пользовательских расходов.
4. Оценка услуг по проживанию в собственном жилье методом
пользовательских расходов
Суть метода заключается в оценке каждой статьи затрат, которую собственник жилого помещения учел бы при определении рыночной арендной платы, если бы он решил сдать его в аренду. Это следующие статьи затрат:
промежуточное потребление;
другие чистые налоги на производство;
валовая прибыль.
4.1. Расчет промежуточного потребления
Расходы на промежуточное потребление собственников жилья складываются из расходов, связанных с содержанием и обслуживанием жилья, ремонтом жилого помещения, не продлевающим срок службы жилья и не приводящим к улучшению его количественных и качественных характеристик. Это расходы на косметический ремонт (материалы и услуги по его производству) и текущее содержание жилья (плата за техническое обслуживание в многоквартирных домах). Информация о затратах на косметический ремонт собирается в ходе обследований бюджетов домашних хозяйств.
В разработочной таблице 133 ОБДХ выделяются следующие статьи расходов домашних хозяйств на текущий ремонт:
N стр. | Наименование показателей |
| Стройматериалы |
227 | Краски и лаки |
228 | Обои |
229 | Стекло оконное |
230 | Сантехническое оборудование |
231 | Пиломатериалы, плиты древесностружечные, древесноволокнистые, фанера |
232 | Кирпич |
233 | Цемент |
234 | Шифер, рубероид и другие кровельные материалы |
235 | Другие строительные и отделочные материалы |
268 | Линолеум и другие покрытия для пола |
Эта разработка делается по всей генеральной совокупности домашних хозяйств. Поскольку для расчета жилой ренты необходима информация только по собственникам жилья, следует рассмотреть возможность получения группировки этих показателей по домашним хозяйствам, проживающим в собственном жилье. В настоящее время для расчетов можно, исходя из предположения, что и собственники, и наниматели жилья несут примерно одинаковые расходы по его текущему содержанию, взять в расчет долю, пропорциональную соотношению всего жилого фонда и жилого фонда в собственности граждан. Такая информация содержится в форме федерального статистического наблюдения Росстата 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде". Эта форма предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность по техническому учету и инвентаризации объектов градостроительной деятельности (организации технического учета и технической инвентаризации) по всему жилищному фонду, независимо от целей его использования и формы собственности.
Соответствующие данные представлены в таблице 2:
Таблица 2
| Площадь жилого фонда, всего, тыс. м2 | Площадь жилого фонда в собственности граждан, тыс. м2 | Доля жилого фонда в собственности граждан | Текущие расходы домашних хозяйств на содержание жилья, всего, тыс. руб. | Из них - расходы собственников жилья, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 = 2 / 1 | 4 | 5 = 3 * 4 |
2002 | 2852776 | 1896894 | 0.6649 | 83941828 | 55815356 |
2003 | 2884542 | 1935471 | 0.6710 | 110195469 | 73938983 |
2004 | 2917240 | 2014434 | 0.6905 | 138933459 | 95937357 |
2005 | 2953595 | 2177518 | 0.7372 | 220734477 | 162735025 |
2006 | 3003614 | 2298970 | 0.7654 | 299626783 | 229334681 |
2007 | 3058519 | 2385539 | 0.7799 | 405416302 | 316186782 |
2008 | 3116231 | 2469021 | 0.7923 | 405865265 | 321571020 |
2009 | 3176623 | 2575968 | 0.8109 | 320961365 | 260271993 |
2010 | 3228993 | 2654136 | 0.8220 | 364110906 | 299288403 |
2011 | 3288153 | 2725240 | 0.8288 | 365331182 | 302788540 |
2012 | 3348852 | 2794789 | 0.8346 | 470708564 | 392830490 |
Кроме того, к промежуточному потреблению относится плата за содержание жилья, вносимая жителями многоквартирных домов, обслуживаемых Ремонтно-эксплуатационным управлением (РЭУ). Такую информацию Росстат получает из формы 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы". Эта форма предоставляется органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющими управление многоквартирными домами (управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) и другие), оказывающими коммунальные услуги населению и бюджетофинансируемым организациям, а также осуществляющими начисление жилищно-коммунальных платежей (расчетные центры и т.п). В разделе 3 этой формы собираются данные о начисленной населению стоимости услуг по содержанию и ремонту жилого помещения (строка 39, графа 3).
Для получения оценки объема платежей, приходящихся на долю собственников жилья, также можно использовать распределение жилого фонда по собственникам из формы N 1-жилфонд Сведения о жилищном фонде. Но в данном случае в расчет следует принимать только площадь в многоквартирных домах, т.к. согласно
Жилищному кодексу Российской Федерации "плата за содержание и ремонт жилого помещения" представляет собой плату "за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
Таблица 3
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Площадь жилого фонда в многоквартирных домах, всего, тыс. м2 | 2020010 | 2057939 | 2081743 | 2113569 | 2148265 | 2178689 | 2209868 | 2242474 |
Площадь жилого фонда в многоквартирных домах в собственности граждан, тыс. м2 | 1340482 | 1441608 | 1496123 | 1549987 | 1626672 | 1681880 | 1724153 | 1763934 |
Доля жилого фонда в многоквартирных домах в собственности граждан | 0.6636 | 0.7005 | 0.7187 | 0.7334 | 0.7572 | 0.7720 | 0.7802 | 0.7866 |
Информация о площади квартир в многоквартирных домах доступна только с отчета за 2005 год. Для проведения расчетов за 2002 - 2004 гг. исходя из динамики долей, приведенной в таблицах 2 и 3, были приняты следующие условные соотношения: в 2002 году - 0,61, в 2003 году - 0,63, в 2004 году - 0,65. На основе рассчитанных соотношений определялись суммы, уплаченные собственниками квартир:
Таблица 4
| Содержание и ремонт жилого помещения, начислено населению, тыс. руб. | Доля жилого фонда в многоквартирных домах в собственности граждан | Содержание и ремонт жилого помещения, фактически оплачено собственниками квартир, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 = 1 * 2 |
2002 | 56450789 | 0.61 <*> | 33870473 |
2003 | 75042274 | 0.63 <*> | 47276633 |
2004 | 91024473 | 0.65 <*> | 59165907 |
2005 | 123221692 | 0.6636 | 81770110 |
2006 | 146846227 | 0.7005 | 102867325 |
2007 | 171126979 | 0.7187 | 122986895 |
2008 | 198000679 | 0.7334 | 145203938 |
2009 | 244761473 | 0.7572 | 185334056 |
2010 | 290780875 | 0.7720 | 224473819 |
2011 | 327962330 | 0.7802 | 255878322 |
2012 | 355394687 | 0.7866 | 279554140 |
--------------------------------
<*> Данные за 2002 - 2004 гг. отсутствуют, доли получены экстраполяцией по линейному тренду.
Чистые премии по страхованию жилья также являются частью промежуточного потребления. Чистые премии представляют собой разность между фактически заработанными премиями (полученные за расчетный период премии минус изменение страховых резервов плюс доход от инвестирования страховых резервов) за минусом выплат. <i> Информация о полученных премиях и выплатах собирается Росстрахнадзором (форма 2-С "Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации", подраздел 3.3.1, строка 141 "страхование имущества, в т.ч. строений граждан", графы 3 и 6). Кроме того, начиная с отчета за 2012 год эта информация содержится в форме 1-СК "Сведения о деятельности страховщика" в стр. 36, гр. 3, 4.
К страхуемым строениям, помимо жилых помещений, могут также относиться гаражи, хозяйственные постройки, дачи, <i> поэтому в расчет включено 95% заявленных в форме 2-С сумм.
Таблица 5
| Премии по страхованию строений граждан | Выплаты по страхованию строений граждан | Премии за минусом выплат по страхованию жилья граждан |
2003 | 2352148 | 590046 | 1762102 |
2004 | 3977531 | 739854 | 3237677 |
2005 | 5326228 | 974477 | 4351751 |
2006 | 7455488 | 1366047 | 6089441 |
2007 | 9835972 | 1339283 | 8496689 |
2008 | 10632431 | 1846735 | 8785696 |
2009 | 11218615 | 2163201 | 9055414 |
2010 | 14509786 | 3397966 | 11111820 |
2011 | 16410926 | 3428031 | 12982895 |
2012 | 20158716 | 4317960 | 15840756 |
На основании этих данных рассчитаны чистые премии по страхованию жилых строений. Для этого на разность между премиями и выплатами по страхованию жилья наложено соотношение разности и чистых премий по всем видам прямого страхования, относящимся к сектору Домашние хозяйства (ДХ), кроме страхования жизни, полученных из регулярных расчетов Управления национальных счетов по страхованию.
Таблица 6
| Чистые премии сектора ДХ по договорам прямого страхования, кроме страхования жизни | Разность между премиями и выплатами по договорам прямого страхования, кроме страхования жизни | Разность между премиями и выплатами по страхованию жилья граждан | Чистые премии по страхованию жилья граждан |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 = 3 * 2 / 1 |
2002 | 32 771 138 | 31 616 991 | 1 216 069 <*> | 1 260 460 |
2003 | 60 779 948 | 57 420 445 | 1 762 102 | 1 865 197 |
2004 | 77 229 989 | 68 619 876 | 3 237 677 | 3 643 926 |
2005 | 83 709 113 | 75 846 900 | 4 351 751 | 4 802 849 |
2006 | 107 555 063 | 98 790 851 | 6 089 441 | 6 629 664 |
2007 | 138 660 756 | 123 570 052 | 8 496 689 | 9 534 327 |
2008 | 150 093 138 | 131 954 589 | 8 785 696 | 9 993 382 |
2009 | 99 581 262 | 78 125 111 | 9 055 414 | 11 542 378 |
2010 | 135 434 333 | 105 718 460 | 11 111 820 | 14 235 186 |
2011 | 174 821 749 | 151 555 756 | 12 982 895 | 14 975 956 |
2012 | 245 407 044 | 216 559 563 | 15 840 756 | 17 950 873 |
--------------------------------
<*> Поскольку сведения о страховании строений граждан в форме 2-С разрабатываются начиная с 2003 года, разность премий и выплат за 2002 год получена экстраполированием ряда за 2003 - 2012 гг.
В качестве других налогов на производство следует принять налог на недвижимость, уплачиваемый собственниками жилья. Информация об общей сумме налога на имущество физических лиц содержится в отчетности Федеральной налоговой службы (ФНС) (форма 1-НМ "Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", код строки 1520), а также в отчете о доходах бюджета Федерального казначейства (код дохода 10601000000000110). В настоящее время объектами налогообложения являются следующие виды имущества:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение;
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 (по правоотношениям, возникшим с 1 января 2009 года).
Для исключения налогов, уплаченных за дачи, гаражи и другие строения, не являющиеся жильем, в расчет жилой ренты было включено 90% от общей суммы уплаченного налога на имущество физических лиц.
Таблица 7
| Налог на имущество физических лиц, тыс. руб. | Налог на производство собственников жилья, тыс. руб. |
2002 | 2099647 | 1679718 <*> |
2003 | 2536317 | 2282685 |
2004 | 3090300 | 2781270 |
2005 | 4331006 | 3897905 |
2006 | 5529970 | 4976973 |
2007 | 7647690 | 6882921 |
2008 | 10124643 | 9112179 |
2009 | 15630835 | 14067752 |
2010 | 15575806 | 14018225 |
2011 | 17628482 | 15865634 |
2012 | 22282708 | 20054438 |
--------------------------------
<*> В 2002 к налогооблагаемой базе относились не только недвижимое имущество физических лиц, но и водно-воздушные транспортные средства. Поэтому в расчет было взято 80% от общей суммы налога на имущество физических лиц.
Теоретически, к другим налогам на производства должен быть также отнесен земельный налог в части, уплачиваемой владельцами индивидуальных домов за землю, занимаемую этими домами. Но, поскольку в настоящее время на практике оценить эту часть налога чрезвычайно сложно, в расчете он был проигнорирован. В ближайшей перспективе ожидается введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Другие налоги на производство должны быть уменьшены на величину субсидий на производство. К таким субсидиям, согласно методологии ОЭСР, относятся любые субсидии собственникам жилья на его содержание, например государственные субсидии по ипотечным платежам. В
Налоговом кодексе Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 220) предусмотрен налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по жилищным кредитам. Если суммы таких налоговых вычетов удастся оценить, их следует в дальнейшем учитывать в расчете как другие субсидии на производство.
Что касается субсидий населению на оплату жилищных услуг, они представляют собой социальные трансферты в натуральной форме от сектора государственного управления домашним хозяйствам и учитываются в счете перераспределения доходов в натуральной форме. <i>
В Руководстве ОЭСР по применению метода пользовательских расходов рекомендуется оценивать жилую ренту отдельно как минимум по трем категориям жилья: низкого качества, типовое и элитное. Форма 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде" содержит информацию о распределении жилья по материалам стен и дате возведения, а также сведения об аварийном и ветхом жилье. Эти данные уже применяются для оценки рыночной стоимости жилого фонда и в перспективе могут быть также использованы для расчета промежуточного потребления услуг по проживанию в собственном жилье по типам жилья в соответствии с требованиями ОЭСР.
4.2. Расчет валовой прибыли
Оценка валовой прибыли от проживания в собственном жилье - наиболее важная и сложная часть метода пользовательских расходов. В СНС-2008 и втором издании Руководства ОЭСР "Измерение капитала" сказано о возможности непосредственного измерения этого показателя. В методике Дерека Блейдса оценку валовой прибыли предлагается получать перемножая среднегодовое изменение рыночной стоимости жилого фонда (включая стоимость земли под ним) и норму прибыли по соответствующему жилью, выраженную в годовых процентах, и добавляя потребление основного капитала. Показатель реальной нормы прибыли по своему экономическому смыслу связан с ожидаемыми доходами от приобретаемого капитального актива, в данном случае - жилья. То есть, если рассматривать приобретение жилья в собственность как способ инвестирования средств, то используемая в расчете норма прибыли должна быть, по крайней мере, не ниже реальных процентных ставок по предлагаемым населению финансовым активам. В то же время проценты по жилищным кредитам должны примерно соответствовать ожидаемой прибыли от приобретенного жилья.
Таким образом, в руководстве ОЭСР в качестве нормы прибыли предполагается использовать процентную ставку по жилищным кредитам. При недостаточно развитой системе жилищного кредитования рекомендуется использовать ставку по долгосрочным (более 8 лет) корпоративным или государственным облигациям. Причем ставки должны браться по обязательствам, возникшим в рассматриваемом периоде, без учета выплат по ставкам, существовавшим в прошедшие годы. И обязательное условие - выбранная норма прибыли в реальном выражении должна быть стабильной в течение ряда лет.
Формула для расчета реальной процентной ставки: