МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 15 марта 2001 г. N БГ-3-07/85
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ УСЛОВИЙ ОТСРОЧКИ (РАССРОЧКИ)
УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В связи с введением в действие с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) в соответствии с Федеральным законом
от 05.08.2000 N 117-ФЗ "
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая" ("Собрание законодательства РФ", 2000, N 32, ст. 3340) и Федеральным законом
от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ("Собрание законодательства РФ", 2000, N 32, ст. 3341), приказываю:
1. Утвердить Методические указания по контролю за исполнением условий отсрочки (рассрочки) страховых взносов.
2. Руководителям Управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести данный Приказ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ УСЛОВИЙ
ОТСРОЧКИ (РАССРОЧКИ) УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Согласно статье 21 Федерального закона
от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ), отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные до введения в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Государственным фондом занятости населения Российской Федерации и фондами обязательного медицинского страхования (далее - Фонды), а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные Фонды, принятые до введения в действие части второй Кодекса, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены.
С 1 января 2001 года при нарушении налогоплательщиком (плательщиком сборов) условий, на основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов в Фонды, либо условий уплаты налогов, органами Фондов на основании представления налоговых органов принимается решение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) в течение 5 дней. Сумма задолженности взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном Кодексом.
Таким образом, с 1 января 2001 года на налоговые органы возложены функции контроля за соблюдением плательщиками условий, на основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов в Фонды.
Информация об отсрочках (рассрочках), предоставленных Фондами до введения в действие части второй Кодекса, передается в налоговые органы по Актам сверки расчетов плательщиков страховых взносов с фондами (далее - Акт сверки) по форме, направленной в Управления МНС России по субъектам Российской Федерации совместным письмом МНС России от 20.10.2000 N БГ-6-07/814, Минтруда России
от 18.10.2000 N 214-АП, Пенсионного фонда Российской Федерации от 18.10.2000 N КА-16-27/9192, Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.10.2000 N 02-08/06-2134П, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18.10.2000 N 4875/20-2/и (далее - Совместное письмо).
Согласно "Методическим указаниям по порядку организации передачи государственными внебюджетными социальными фондами в налоговые органы сведений о плательщиках страховых взносов", направленным в Управления МНС России по субъектам Российской Федерации Совместным письмом, к Актам сверки прилагаются копии решений об отсрочках (рассрочках) и графики их погашения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 1462-р Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Фондам поручено обеспечить сохранность в течение пяти лет первичных учетных документов и, в случае необходимости, по запросу налоговых органов, если это связано с проверками своевременности и правильности уплаты страховых взносов плательщиками в государственные социальные внебюджетные фонды, представлять налоговым органам необходимую информацию по конкретным налогоплательщикам. В качестве указанной информации налоговый орган вправе запросить, в частности:
- копии лицевых счетов плательщиков или выписку из лицевого счета плательщика;
- заявления плательщиков о предоставлении отсрочки (рассрочки);
- соглашения (решение) о предоставлении отсрочки (рассрочки);
- график погашения задолженности.
При получении Акта сверки налоговые органы, осуществляющие ведение лицевых счетов данного налогоплательщика, отражают в карточке лицевого счета налогоплательщика суммы отсроченных (рассроченных) платежей и на основании графиков их погашения осуществляют контроль за выполнением условий предоставления отсрочек (рассрочек).
В случае нарушения плательщиком условий предоставления отсрочки (рассрочки) либо условий уплаты налогов налоговые органы направляют в Фонды представление о выявленных нарушениях.
После принятия органами Фондов решения об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) налоговые органы производят взыскание задолженности в порядке, установленном Кодексом.
Статьей 9 Федерального закона N 118-ФЗ определено, что взысканные после 1 января 2001 года суммы недоимки, пени и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, а по платежам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - в федеральный бюджет.
Перечисление сумм отсроченных (рассроченных) платежей осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 15.01.2001 N 3н, доведенным до Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации письмом от 16.01.2001 N ФС-6-09/24@, согласно которому налогоплательщики представляют в банк платежные поручения на перечисление сумм недоимки, пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2001 года, отдельно по каждому Фонду, на лицевые счета органов федерального казначейства Минфина России (далее - органы федерального казначейства), открытые в банках на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". Органы федерального казначейства осуществляют учет поступающих вышеназванных сумм по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:
1400305 Задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями);
1400310 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации;
1400311 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в Фонд социального страхования Российской Федерации;
1400312 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
1400313 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Средства, поступающие на лицевые счета по коду 1400305 классификации доходов бюджетов Российской Федерации, перечисляются органами федерального казначейства на счета по учету доходов федерального бюджета.
В 1998 - 2000 годах принятие решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) осуществлялось в соответствии с законодательными и иными правовыми актами согласно приложению к настоящим Методическим указаниям.
Приложение
к Методическим указаниям
по контролю за исполнением
условий отсрочки (рассрочки)
уплаты страховых взносов
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ В 1998 - 2000 ГОДАХ
ПРИНИМАЛИСЬ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ОТСРОЧЕК (РАССРОЧЕК)
По Пенсионному фонду России (ПФР):
- Федеральный закон
от 30.03.99 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год";
- Федеральный закон
от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год";
- Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.99 N 159 "Об утверждении порядка предоставления плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд отсрочек и рассрочек по уплате текущих платежей";
- Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.08.2000 N 89 "О внесении изменений в Постановление Правления ПФР от 29.11.99 N 159 "Об утверждении порядка предоставления плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд отсрочек и рассрочек по уплате текущих платежей";
- Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 17.10.2000 N 122 "Об утверждении порядка предоставления рассрочек на погашение подлежащей обязательной уплате части задолженности по пеням организациям, погасившим в полном объеме задолженность по страховым взносам в соответствии со ст. 114 Федерального закона
от 05.08.2000 N 114-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год";
- Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 17.10.2000 N 121 "О внесении изменений и дополнений в порядок оформления и организации контроля за исполнением договоров поручительства, заключаемых при предоставлении организациям рассрочек на погашение задолженности, утвержденный Постановлением Правления ПФР
от 14.07.2000 N 77";
- Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.04.98 N АЗ-12-11/2656-ИН "О порядке оформления, учета и контроля за исполнением соглашений о погашении просроченной задолженности по уплате страховых взносов и пеней";
- Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.99 N ЕВ-12-27/5791 "О заключении соглашений".
По Фонду социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ):
- Федеральный закон
от 14.07.99 N 164-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1998 год";
- Федеральный закон
от 30.04.99 N 83-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год";
- Федеральный закон
от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год";
- Постановление ФСС РФ от 28.03.97 N 31 "Об утверждении "Порядка предоставления исполнительными органами ФСС РФ страхователям отсрочек (рассрочек) по уплате задолженности по платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации";
- Постановление ФСС РФ от 15.10.98 N 81 "Об утверждении порядка заключения Соглашений о предоставлении рассрочек по уплате задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей";
- Постановление ФСС РФ от 17.06.99 N 29 "О порядке реструктуризации задолженности по обязательным платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации в 1999 году";
- Постановление ФСС РФ
от 10.01.2000 N 2 "О порядке предоставления в 2000 году отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд социального страхования Российской Федерации";
- Письмо ФСС РФ от 12.11.99 N 02-10/06-5828 "Об отдельных вопросах применения порядка реструктуризации задолженности в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год".
По Государственному фонду занятости населения Российской Федерации (ГФЗН РФ):
- Федеральный закон
от 01.05.99 N 90-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год";
- Федеральный закон
от 17.07.99 N 179-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1998 год";
- Федеральный закон
от 02.01.2000 N 7-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год";
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 01.12.98 N 48 "Об утверждении положения о реструктуризации задолженности организаций по возвратной финансовой помощи, выданной за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на сохранение и создание рабочих мест";
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 14.01.99 N 1 "Об утверждении методических рекомендаций о реструктуризации задолженности организаций по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации";
- Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.06.99 N ДЧ-6-08/495@ "О проведении реструктуризации задолженности в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации".
По фондам обязательного медицинского страхования (ФОМС):
- Федеральный закон
от 01.05.99 N 91-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год";
- Федеральный закон
от 31.05.99 N 107-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1998 год";
- Федеральный закон
от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год";
- Постановление Правительства Российской Федерации
от 02.10.98 N 1146 "О порядке проведения реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса государственными внебюджетными фондами Российской Федерации";
- Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25.11.98 N 94 "О порядке проведения реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса в фонды обязательного медицинского страхования";
- Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 31.01.2000 N 10 "О порядке реструктуризации задолженности плательщиков по страховым взносам (платежам) на обязательное медицинское страхование";
- Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11.02.99 N 702/20-1/И "О порядке применения положения "О порядке проведения реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса в фонды обязательного медицинского страхования";
- Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.08.99 N 4222/20-1/и "О порядке организации работы по заключению соглашений по проведению реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование".