МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 февраля 2011 г. N 47
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО РАСЧЕТУ ТАРИФОВ И НАДБАВОК В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29), пунктом 25 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 15 июня 2010 г. N 982-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3220), приказываю:
1. Утвердить Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (И.А. Булгакова) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.
Министр
В.Ф.БАСАРГИН
Приложение
к Приказу Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от 15 февраля 2011 г. N 47
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ТАРИФОВ И НАДБАВОК В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 36; N 52, ст. 5597; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6480; 2010, N 27, ст. 3436; N 31, ст. 4206) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3518; 2009, N 38, ст. 4502; 2010, N 50, ст. 6698).
2. Методические указания предназначены для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 22 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
II. Виды регулируемых тарифов и надбавок,
расчет, установление и применение которых производится
в соответствии с настоящими Методическими указаниями
4. В соответствии с настоящими Методическими указаниями органами регулирования устанавливаются следующие тарифы и надбавки в сфере деятельности организаций коммунального комплекса:
4.1. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса:
1) тарифы на холодную воду;
2) тарифы на горячую воду;
3) тарифы на водоотведение;
4) тарифы на очистку сточных вод;
5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
4.2. Регулируемые надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, регулируемые надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса:
1) надбавки к тарифам на холодную воду;
2) надбавки к тарифам на горячую воду;
3) надбавки к тарифам на водоотведение;
4) надбавки к тарифам на очистку сточных вод;
5) надбавки к тарифам на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов;
6) надбавки к ценам (тарифам) на холодную воду для потребителей;
7) надбавки к ценам (тарифам) на горячую воду для потребителей;
8) надбавки к ценам (тарифам) на водоотведение для потребителей;
9) надбавки к ценам (тарифам) на очистку сточных вод для потребителей;
10) надбавки к ценам (тарифам) на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей.
4.3. Тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение:
1) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов):
- к системе холодного водоснабжения;
- к системе горячего водоснабжения;
- к системе водоотведения;
- к объекту очистки сточных вод.
2) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение:
- к системе холодного водоснабжения;
- к системе горячего водоснабжения;
- к системе водоотведения;
- к объекту очистки сточных вод.
5. Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - регулируемые надбавки для потребителей) устанавливаются представительными органами местного самоуправления. При этом расчет величины надбавки для утверждения представительным органом местного самоуправления осуществляется органом местного самоуправления. Надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - регулируемые надбавки для организаций коммунального комплекса), тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение) устанавливаются органами местного самоуправления.
6. Органы регулирования устанавливают один из следующих видов тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод:
1) одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
2) двухставочный тариф состоит из:
- ставки платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
- ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения, водоотведения, объектов очистки сточных вод, 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности и 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединенной мощности соответственно.
Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги организации коммунального комплекса, осуществляется органом регулирования по предложению регулируемой организации.
7. Тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501; 2008, N 30, ст. 3635; 2010, N 31, ст. 4273).
8. Тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются в виде одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.
9. Надбавки к одноставочным тарифам устанавливаются в расчете на 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод, 1 куб. метр очищенных сточных вод, 1 куб. метр твердых бытовых отходов, 1 Гкал тепловой энергии соответственно.
Надбавки к двухставочным (многоставочным) тарифам устанавливаются в расчете на 1 Гкал в час присоединенной мощности, 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности и 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединенной мощности соответственно.
10. Тарифы на подключение устанавливаются из расчета платы за единицу нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, - 1 куб. метр горячей воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности, 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединенной мощности, 1 Гкал тепловой энергии в час присоединенной мощности соответственно.
III. Методы регулирования тарифов и надбавок.
Условия, с учетом которых осуществляется выбор метода
регулирования тарифов на товары и услуги организаций
коммунального комплекса
11. При регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются:
1) метод установления фиксированных тарифов;
2) метод установления предельных тарифов;
3) метод индексации установленных тарифов.
12. Для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом. Срок для пересчета тарифов не может составлять менее 30 дней.
О выборе регулирования методом установления предельных тарифов орган регулирования уведомляет регулируемую организацию за 60 дней до срока подачи документов на установление тарифов и предоставляет ей доступ к массиву данных мониторинга производственных программ в отношении организаций коммунального комплекса, отвечающих критериям сопоставимости для регулируемой организации, финансовые потребности которых являются основанием для установления предельных максимальных и предельных минимальных тарифов (далее - аналогичные организации), определенных органом регулирования.
13. Метод установления предельных тарифов применяется при соблюдении следующих условий:
1) наличие у органа регулирования данных мониторинга производственных программ по аналогичным организациям за 2 года (при установлении тарифов данным методом впервые - 2009 и 2010 года), предшествующих году, в котором осуществляется установление тарифов на очередной период регулирования;
2) для регулируемой организации, если регулируемый вид деятельности является для нее основным, может быть выбрано не менее 4 аналогичных организаций (отдельно по каждому из этапов производственного процесса). Если регулируемый вид деятельности является для организации не основным, необходимо наличие не менее 2 аналогичных организаций, одна из которых всегда является крупнейшей организацией коммунального комплекса в соответствующей сфере деятельности на территории муниципального образования, в границах которой регулируемая организация осуществляет поставку товаров (услуг) (далее - территория деятельности);
3) финансовые потребности по реализации производственной программы регулируемой организации, согласованной с органом регулирования, если регулируемый вид деятельности является для нее основным, отличаются от максимальных и минимальных финансовых потребностей, определенных по аналогичным организациям (с учетом приведения к сопоставимым объемам оказания товаров и услуг) не более чем на 15% в большую и меньшую сторону соответственно.
14. Метод установления фиксированных тарифов применяется органами регулирования до выбора метода установления предельных тарифов.
При установлении тарифов данным методом период регулирования составляет от 1 года и более по решению органа регулирования. Период регулирования должен соответствовать сроку реализации производственной программы.
При установлении тарифов данным методом в случае наличия концессионных соглашений финансовые потребности, срок реализации производственной программы, срок действия тарифов учитывают обязательства по концессионным соглашениям.
Регулирование методом установления фиксированных тарифов может сочетаться с регулированием методом индексации.
15. Метод индексации установленных тарифов применяется при установлении тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, определяемых в порядке, установленном Правилами определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2648), влияющих на стоимость производимых ею товаров и услуг, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса на текущий период регулирования, и в иных случаях. При установлении тарифов данным методом в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса срок действия тарифов устанавливается до окончания первоначального периода регулирования тарифов.
16. Расчет надбавок к тарифам и тарифов на подключение осуществляется в порядке, аналогичном расчету фиксированных тарифов, исходя из величины финансовых потребностей регулируемой организации по реализации инвестиционной программы, финансируемой за счет данных источников.
В случае существенного изменения величины финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы или объема товаров (услуг), величины подключаемой нагрузки (в результате объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса) осуществляется пересмотр установленных надбавок и (или) тарифов на подключение.
17. В случае если регулирование тарифов осуществляется органами регулирования субъектов Российской Федерации, а надбавок - органами регулирования муниципальных образований, то тарифы и надбавки устанавливаются согласованно по периодам действия тарифов и надбавок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
IV. Правила расчета финансовых потребностей
18. Правила определения финансовых потребностей по реализации производственной программы, установленный настоящим разделом, применяется при установлении тарифов методом фиксированных тарифов. Также настоящим разделом устанавливается порядок определения финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы при установлении тарифов на подключение и регулируемых надбавок.
Особенности определения финансовых потребностей по реализации производственной программы при установлении тарифов методом предельных тарифов устанавливаются разделом V.II настоящих Методических указаний.
При установлении тарифов (надбавок) методом индексации не требуется определение полной величины финансовых потребностей. Для целей регулирования определяются существенные отклонения отдельных статей расходов, учтенных при установлении тарифов (надбавок), от их фактической величины.
19. Регулирование тарифов (цен) в сфере деятельности организаций коммунального комплекса основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ведения раздельного учета финансовых потребностей по реализации производственной и инвестиционной программы.
При установлении тарифов и надбавок не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности, отнесение их к финансовым потребностям по реализации производственной и инвестиционной программы.
Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются для них основным видом деятельности, распределение косвенных расходов между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности осуществляется пропорционально прямым расходам.
20. Формирование финансовых потребностей (ФП) для целей регулирования тарифов и надбавок осуществляется исходя из величины прогнозируемого объема производства товаров и (или) оказываемых услуг, определяемого в установленном порядке в производственной и инвестиционной программе организации коммунального комплекса.
Для целей расчета тарифов и надбавок в сфере холодного водоснабжения, которое представляет собой технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку (очистку), транспортировку и передачу потребителям холодной воды, водоотведения, которое представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием, транспортировку (перекачку) сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод, прогнозируемый объем производства товаров (услуг) принимается как сумма следующих величин:
1) прогнозный объем реализации товаров (услуг) на предстоящий период регулирования (год, при установлении долгосрочных тарифов), определяемый регулируемой организацией на основании данных прошлых лет с учетом сложившейся динамики, а также прогнозов по подключению новых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - расчетный объем реализации товаров (услуг));
2) величина потребления воды на хозяйственные нужды, величина потерь воды при добыче, в системах водоснабжения (неучтенного стока в системах водоотведения) в размере, определенном органом регулирования исходя из уровня потерь (неучтенного стока), сложившегося в периоды, предшествующие периоду регулирования, и заданных в производственной программе целевых параметров повышения эффективности деятельности регулируемой организации, в том числе целевых параметров сокращения потерь (неучтенного стока в системах водоотведения).
В случае превышения величины потерь в системах водоснабжения (неучтенного стока в системах водоотведения) над нормативными величинами (при их наличии) либо величинами потерь в системах водоснабжения аналогичных организаций на 20 и более процентов органы регулирования в обязательном порядке проверяют наличие в целевых индикаторах производственной программы показателя сокращения величины данных потерь (неучтенного стока), а также проверяют обоснованность расчетов величины нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией коммунального комплекса (путем сопоставления с фактическим потреблением ресурсов по объектам, оборудованным приборами учета).
При выявлении отклонения нормативов потребления ресурсов от величин, определенных с использованием данных о фактическом потреблении ресурсов по объектам, оборудованным приборами учета, на 20 и более процентов орган регулирования или регулируемая организация обращается с предложением об изменении нормативов потребления к установившему их органу.
В случае установления двухставочных тарифов регулируемая организация представляет сведения о величине присоединенной мощности потребителей товаров (услуг) на начало периода регулирования и ее ожидаемом приросте в течение периода регулирования. Порядок определения величины присоединенной мощности для целей установления и применения двухставочных тарифов устанавливается в соответствии с пунктами 50 и 56 настоящих Методических указаний.
21. Оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. При необходимости, экспертиза осуществляется экспертной организацией, привлекаемой для этих целей регулирующим органом в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В случае, если регулируемая организация по решению собственников, учредителей либо иных уполномоченных органов управления организацией заключает договоры, связанные со стратегическим управлением организацией (расходы на единый исполнительный орган, расходы на управленческий консалтинг, расходы на содержание управляющей организации), такие расходы, при наличии соответствующих договоров, учитываются в составе финансовых потребностей с учетом их экономической обоснованности и целесообразности.
Не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей.
Не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной и (или) инвестиционной программы, орган регулирования производит расчет указанных тарифов.
В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной и (или) инвестиционной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги.
22. Если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов и надбавок.
23. В величину финансовых потребностей по реализации производственной программы (