МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 2 апреля 2020 г. N 17н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВЕДЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
На основании пункта 3 Общих требований к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2019 г. N 1890 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 г.), пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации
от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 февраля 2020 г.), пункта 14 приказа Министерства финансов Российской Федерации
от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517; Официальный интернет портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 мая 2017 г.) приказываю:
Утвердить в целях формирования единой учетной политики при централизации учета прилагаемые Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых Федеральное казначейство (его территориальные органы, подведомственное казенное учреждение) осуществляют полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН
Утверждены
приказом Федерального казначейства
от 2 апреля 2020 г. N 17н
ОСОБЕННОСТИ
ВЕДЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ), В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО (ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ,
ПОДВЕДОМСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) ОСУЩЕСТВЛЯЮТ
ПОЛНОМОЧИЯ ПО НАЧИСЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ВЫПЛАТ ПО ОПЛАТЕ
ТРУДА И ИНЫХ ВЫПЛАТ, А ТАКЖЕ СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ, ПО ВЕДЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА, ВКЛЮЧАЯ
СОСТАВЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ,
КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ИНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ
НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТАКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ
1. Общие положения
Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) (далее - субъектов централизованного учета <*>), в отношении которых Федеральное казначейство (далее - уполномоченный орган <*>), его территориальные органы, федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - уполномоченные организации <*>) осуществляют централизуемые полномочия <*> (далее - Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета), определяют в рамках единой учетной политики при централизации учета и в соответствии с требованиями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) (далее - Приказ 256н), иными федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности) основные способы ведения бухгалтерского учета совершаемых субъектами централизованного учета фактов хозяйственной жизни, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов централизованного учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельную дату представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и (или) в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также иные способы ведения бухгалтерского учета.
--------------------------------
<*> Термины используются в значениях, определенных в Общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2019 г. N 1890 (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 г.).
Порядок взаимодействия уполномоченных организаций при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации определены приказом Федерального казначейства от 31 декабря 2019 г. N 41н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 января 2020 г., регистрационный номер 57255). Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета устанавливается субъектами централизованного учета. Участие сотрудников уполномоченных организаций в инвентаризационных и рабочих инвентаризационных комиссиях не требуется.
Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета применяются последовательно из года в год.
Внесение изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета производится в порядке, предусмотренном разделом 11 настоящего документа.
2. Основные способы ведения бухгалтерского учета
Регистры бухгалтерского учета, иные документы бухгалтерского учета, применяемые уполномоченными организациями для ведения централизованного бухгалтерского учета, по которым нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности, не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, устанавливаются уполномоченным органом, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета, формирования бюджетной отчетности.
Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык, осуществляемый сотрудником субъекта централизованного учета, определенным приказом субъекта централизованного учета либо сторонним специалистом, привлеченным субъектом централизованного учета на договорной основе, либо самостоятельно лицом, предоставившим документ (под его ответственность за корректность данного перевода).
Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в форме электронного документа (регистра) ежемесячно с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии со следующей нумерацией и детализацией регистров бухгалтерского учета:
N 1 Журнал операций по счету "Касса";
N 2 Журнал операций с безналичными денежными средствами;
N 3 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
N 4 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
N 5 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
N 6 Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
N 7 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
N 8 Журнал по прочим операциям.
Главная книга (ф. 0504072) формируется отдельно по каждому субъекту централизованного учета. В случае если субъект централизованного учета осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по распределяемым доходам с кодом элемента, отличным от элемента бюджета 01 "федеральный бюджет", формирование Главной книги (ф. 0504072) осуществляется по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Формирование копий регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, сформированных в форме электронных документов, на бумажном носителе (образов электронных документов на бумажном носителе) осуществляется, в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов и (или) необходимости обеспечения хранения таких документов на бумажном носителе, по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) и после сдачи отчетности.
Учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется на основании предъявленных к оплате счетов, накладных, актов выполненных работ и других первичных учетных документов.
Первичные учетные документы, выставленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного периода, но поступившие от субъекта централизованного учета в месяце, следующем за отчетным:
- за 5 и более рабочих дней до даты представления отчетности - отражаются предыдущим месяцем;
- менее 5 рабочих дней до даты представления отчетности - отражаются месяцем их поступления.
Первичные учетные документы, выставленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного года, но поступившие от субъекта централизованного учета в году, следующем за отчетным:
- за 10 и более рабочих дней до даты представления отчетности - отражаются предыдущим месяцем;
- менее 10 рабочих дней до даты представления отчетности - отражаются месяцем их поступления.
Уполномоченные организации обеспечивают хранение представленных (сформированных) первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета в соответствии с приказом Федерального архивного агентства
от 20 декабря 2019 г. N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2020 г., регистрационный номер 57449).
3. Учет нефинансовых активов
Классификация объектов бухгалтерского учета в виде операций, возникающих при получении (передаче) во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования объектов имущества, признаваемых для целей бухгалтерского учета объектами учета аренды, либо объектами основных средств, а также оценка указанных объектов бухгалтерского учета, осуществляется на дату принятия субъектом централизованного учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором.
В целях отражения в бухгалтерском учете объектов учета операционной аренды по договору аренды, заключенному на неопределенный срок, следует полагаться на принцип допущения непрерывности деятельности субъекта централизованного учета, принимая во внимание период бюджетного цикла 3 года, и размер арендных платежей, указанный в договоре аренды.
В случае передачи части объекта имущества в пользование, стоимость передаваемой части рассчитывается пропорционально его площади и отражается на соответствующих забалансовых счетах утвержденного Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета.
3.1. Учет объектов основных средств
3.1.1. Структура кодовых обозначений инвентарного номера
объекта основных средств
Каждому инвентарному объекту основных средств (группе объектов) в момент принятия к бухгалтерскому учету уполномоченной организацией присваивается инвентарный порядковый номер (далее - инвентарный номер объекта основных средств). Инвентарный номер объекта основных средств (группы объектов) состоит из пятнадцати знаков, определяемых последовательно по мере принятия к учету объектов основных средств:
ХХХ.Х.Х.ХХХХХХ.ХХХХ
- в 1 - 3 разрядах - код субъекта централизованного учета, соответствующий коду главного распорядителя средств федерального бюджета;
- в 4 разряде - код синтетической группы инвентарного объекта основных средств по счету 101 "Основные средства" - "1" - "Основные средства";
- в 5 разряде - код вида инвентарного номера:
"1" - индивидуальный инвентарный объект - отражается при формировании инвентарного номера индивидуального объекта;
"2" - групповой инвентарный объект - отражается при формировании инвентарного номера группы объектов;
"3" - комплекс объектов - отражается при формировании инвентарного номера объекта, признаваемого для целей бухгалтерского учета комплексом объектов;
- в 6 - 11 разрядах - порядковый номер инвентарного объекта (000001, 000002 и т.д.);
- в 12 - 15 разрядах - внутренний групповой инвентарный номер (0001, 0002 и т.д.). Для индивидуального инвентарного объекта указывается 0000.
Инвентарный номер объекта основных средств, принятого к бухгалтерскому учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных не изменяется.
3.1.2. Принятие к учету инвентарных объектов
основных средств
Принятие к учету объектов основных средств (выбытие из учета объектов основных средств) осуществляется уполномоченной организацией на основании решения Комиссии по поступлению и выбытию активов и обязательств субъекта централизованного учета (далее - Решение Комиссии).
Решения Комиссии об отнесении основных средств к категории активов или не активов, принятые по итогам проведения инвентаризации в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и в течение календарного года, а также в случае изменения целевой функции объектов основных средств, принимаются к отражению в учете в соответствии с утвержденным Графиком документооборота.
Принятие к учету основных средств, по факту документального подтверждения их приобретения согласно условиям государственных контрактов (договоров), осуществляется на основании Решения Комиссии о принятии объекта основных средств в состав активов субъекта централизованного учета. При этом формирование дополнительных документов, в частности Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101), Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207), в этом случае не требуется.
При наличии в документах поставщика информации о стоимости составных частей объекта основных средств, такая информация отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (форма 0504031).
Стоимость расходов, связанных с приобретением, а также услуг по доставке объектов основных средств, распределяется пропорционально стоимости видов объектов основных средств.
Справедливая стоимость объектов основных средств определяется методом рыночных цен.
Выдача в эксплуатацию объектов движимого имущества, являющихся основными средствами, стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210). Ведомость утверждается уполномоченными лицами субъекта централизованного учета и служит основанием для списания объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно с балансового учета, с одновременным отражением на счетах забалансового учета по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Объекты основных средств, по которым Комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта централизованного учета (далее - Комиссия) установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания) в условной оценке 1 объект 1 рубль.
При объединении основных средств в единый инвентарный объект (комплекс объектов основных средств), основные средства выбывают из учета вместе с ранее начисленной амортизацией и убытком от обесценения (при наличии), на основании оформленных Комиссией Актов о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104).
В случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения.
Уменьшение стоимости объекта основных средств на стоимость заменяемых (выбываемых) частей возможно только при наличии стоимостной оценки заменяемых частей. В случае если надежно определить стоимость заменяемого объекта не представляется возможным, а также, если в результате такой замены не создан самостоятельный объект, удовлетворяющий критериям актива, стоимость ремонтируемого объекта не уменьшается.
Применение в бухгалтерском учете положений об изменении первоначальной стоимости объекта основных средств производится в случаях замещения (частичной замены) в отношении следующих групп основных средств:
а) нежилые помещения (здания и сооружения);
б) машины и оборудование;
в) транспортные средства.
3.2. Учет объектов нематериальных активов
3.2.1. Структура кодовых обозначений инвентарного номера
объекта нематериальных активов
Каждому инвентарному объекту нематериальных активов (группе объектов) в момент принятия к бухгалтерскому учету присваивается инвентарный порядковый номер (далее - инвентарный номер объекта нематериальных активов). Инвентарный номер объекта нематериальных активов состоит из пятнадцати знаков, определяемый последовательно по мере принятия к учету нематериальных активов:
ХХХ.Х.Х.ХХХХХХ.ХХХХ
- в 1 - 3 разрядах - код субъекта централизованного учета;
- в 4 разряде - код синтетической группы инвентарного объекта нематериальных активов по счету 102 "Нематериальные активы" - "2";
- в 5 разряде - код вида инвентарного номера:
"1" - индивидуальный инвентарный объект - отражается при формировании инвентарного номера индивидуального объекта;
"2" - групповой инвентарный объект, включающий совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного (муниципального) контракта), предусматривающего приобретение (отчуждение) в пользу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, учреждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средство индивидуализации), предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций, и сложный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета сложным объектом, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, база данных);
- в 6 - 11 разрядах - порядковый номер инвентарного объекта (000001, 000002 и т.д.);
- в 12 - 15 разрядах - внутренний групповой инвентарный номер (0001, 0002 и т.д.). Для индивидуального инвентарного объекта указывается 0000.
Инвентарный номер объекта нематериальных активов, принятого к бухгалтерскому учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных не изменяется.
3.2.2. Принятие к учету инвентарных объектов (группы
инвентарных объектов) нематериальных активов
Группировка объектов нематериальных активов осуществляется по группам и видам объектов имущества, с детализацией по соответствующим аналитическим кодам группы синтетического счета объекта учета и аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета согласно Рабочему плану счетов бухгалтерского учета, применяемый для ведения бюджетного учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых территориальные органы Федерального казначейства, Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" осуществляют полномочия по начислению выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, подведомственных субъектам централизованного учета, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы (далее - Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета). <**>
--------------------------------
<**> Утвержден приказом Федерального казначейства от 31 декабря 2019 г. N 40н "Об утверждении Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядка его применения" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 января 2020 г., регистрационный номер 57256).
Объекты нематериальных активов учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета объекта учета (010231000, 010232000, 010233000), и аналитический код вида синтетического счета объекта учета по соответствующим подразделам классификации, установленным Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ):
- 010231000 "Научные исследования и разработки";
- 010232000 "Программное обеспечение и базы данных";
- 010233000 "Другие объекты интеллектуальной собственности".
Принятие к учету объектов нематериальных активов (выбытие из учета нематериальных активов) осуществляется уполномоченной организацией на основании Решения Комиссии, с указанием стоимости нематериального актива и срока его полезного использования.
Решения Комиссии об отнесении нематериальных активов к категории активов или не активов, принятые по итогам проведения инвентаризации в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и в течение календарного года, а также в случае изменения целевой функции объектов нематериальных активов, принимаются к отражению в учете в соответствии с утвержденным Графиком документооборота.
Принятие к учету нематериальных активов, по факту документального подтверждения их приобретения согласно условиям государственных контрактов (договоров), осуществляется на основании Решения Комиссии о принятии объекта нематериальных активов в состав активов субъекта централизованного учета. При этом формирование дополнительных документов, в частности Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101), Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207) в этом случае не требуется.
Датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права Российской Федерации в лице субъекта централизованного учета на указанный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если у нематериального актива срок использования не определен, то по умолчанию в целях определения амортизационных отчислений срок использования устанавливается из расчета десять лет.
Результаты модернизации нематериальных активов принимаются к учету в целях удорожания стоимости нематериальных активов по факту поступления Решения Комиссии и документов, подтверждающих произведенные капитальные вложения в соответствующий объект нематериальных активов.
3.2.3. Учет нематериальных активов и прав использования
результатов интеллектуальной деятельности
Платежи субъекта централизованного учета (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые согласно условиям договора в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа), относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) равномерно в течение срока, предусмотренным лицензионным договором, но не больше срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, устанавливается срок - пять лет.
Нематериальные активы (программное обеспечение), на которые субъекту централизованного учета предоставлены права использования, в том числе приобретенные одновременно с оборудованием (предустановленное в оборудование), учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Если приобретенные объекты нематериальных активов (программное обеспечение) не имеют стоимостных оценок и (или) их стоимость не представляется возможным определить, то такие объекты нематериальных активов учитываются в условной оценке: 1 объект, 1 рубль.
Программное обеспечение, на которое субъекту централизованного учета предоставлено право использования, срок использования которого менее 12 месяцев, а также затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (контрактом) результатов, подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года.
Программное обеспечение, на которое субъекту централизованного учета предоставлено право использования без ограничения срока использования, учитывается на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" пять лет.
Нематериальные активы, предоставляемые субъектом централизованного учета (лицензиаром) в пользование на условиях сохранения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, отражаются бухгалтерскими записями путем внутреннего перемещения объекта учета (без выбытия с балансового учета) с одновременным отражением на соответствующих аналитических забалансовых счетах утвержденного Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета счета 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)".
3.3. Применяемые методы начисления амортизации
Начисление амортизации по объектам основных средств, нематериальных активов, правам пользования активами производится линейным способом последним рабочим днем текущего месяца.
На структурную часть комплекса объекта основных средств амортизация начисляется отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств), независимо от того, что объект имеет единый инвентарный номер.
Если срок полезного использования структурной части объекта основных средств совпадает со сроком полезного использования иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств), то при определении суммы амортизации таких частей они объединяются.
При переоценке объекта основных средств (в том числе объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций государственного сектора) сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается способом пересчета накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
3.4. Учет материальных запасов
Выбытие материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Учет бланков строгой отчетности, выданных на хранение лицу, ответственному за их хранение и (или) выдачу, осуществляется на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке 1 объект, 1 рубль (стоимость которых не возмещается) и по стоимости приобретения (стоимость которых возмещается).
В рамках осуществления централизованных закупок материальных запасов и (или) торговой (производственной) деятельности затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, не включаются в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относятся в состав расходов на финансовый результат текущего финансового года.
3.5. Структура кодовых обозначений инвентарного номера
объекта непроизведенных активов
Каждому инвентарному объекту непроизведенных активов в момент принятия к бухгалтерскому учету присваивается инвентарный порядковый номер (далее - инвентарный номер объекта непроизведенных активов). Инвентарный номер объекта непроизведенных активов состоит из пятнадцати знаков, определяемый последовательно по мере принятия к учету непроизведенных активов:
ХХХ.Х.Х.ХХХХХХ.ХХХХ
- в 1 - 3 разрядах - код субъекта централизованного учета;
- в 4 разряде - код синтетической группы инвентарного объекта непроизведенных активов по счету 103 "Непроизведенные активы" - "3";
- в 5 разряде - код вида инвентарного номера:
"1" - индивидуальный инвентарный объект - отражается при формировании инвентарного номера индивидуального объекта;
- в 6 - 11 разрядах - порядковый номер инвентарного объекта (000001, 000002 и т.д.);
- в 12 - 15 разрядах - внутренний групповой инвентарный номер (0001, 0002 и т.д.). Для индивидуального инвентарного объекта указывается 0000.
Инвентарный номер объекта непроизведенных активов, принятого к бухгалтерскому учету до передачи централизуемых полномочий субъекта централизованного учета, после миграции базы данных не изменяется.
4. Учет нефинансовых активов имущества казны
Ведение аналитического учета по объектам в составе имущества казны осуществляется на основании предоставляемых субъектами централизованного учета первичных учетных документов и информации из реестра федерального имущества. <***>
--------------------------------
<***> Постановление Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4237), приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
от 11 сентября 2007 г. N 307 "Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 октября 2007 г., N 10297).
Учитывая особенности формирования реестра федерального имущества в части отражения первоначальной, балансовой, остаточной, кадастровой и иной стоимости, при представлении субъектом централизованного учета информации из реестра федерального имущества для целей бухгалтерского учета применяется:
- по земельным участкам - кадастровая стоимость;
- по недвижимому имуществу - балансовая стоимость;
- по иному имуществу - балансовая стоимость.
В случае отсутствия в реестре федерального имущества информации о балансовой стоимости объекта имущества для целей бухгалтерского учета:
- по недвижимому имуществу применяется кадастровая стоимость, при ее отсутствии - первоначальная, при ее отсутствии - остаточная;
- по иному имуществу применяется первоначальная стоимость, при ее отсутствии - остаточная.
В отношении объектов с нулевой стоимостью в реестре федерального имущества для целей бухгалтерского учета указывается балансовая стоимость 1 рубль.
Объекты имущества казны, учитываемые в реестре федерального имущества в подразделе 2.5 "Сведения об ином движимом имуществе, первоначальная стоимость единицы которого меньше 500 тыс. рублей, особо ценном движимом имуществе, первоначальная стоимость единицы которого меньше 200 тыс. рублей, и оборотных активах (независимо от их стоимости), учитываемых как единые объекты", отражаются в составе движимого имущества, составляющего казну (счет 010852000) и материальных запасов, составляющих казну (счет 010856000) общей суммой единым объектом "Иное движимое имущество, первоначальная стоимость единицы которого меньше 500 тыс. рублей, особо ценное движимое имущество, первоначальная стоимость единицы которого меньше 200 тыс. рублей, и оборотные активы (независимо от их стоимости), учитываемые как единые объекты" в разрезе реестровых номеров.
В составе прочих активов, составляющих казну (счет 010857000), отражается конфискованное, движимое бесхозяйное и изъятое имущество, товары, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, клады (далее - имущество, обращенное в собственность государства), порядок распоряжения которым определяется постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 сентября 2019 г. N 1238 "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 39, ст. 5437).
Вещественные доказательства, задержанные и изъятые таможенными органами товары (не обращенные в собственность государства), иное изъятое имущество (не обращенное в собственность государства), а также фактически принятое арестованное имущество учитываются исключительно на забалансовых счетах утвержденного Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета.
Имущество, обращенное в собственность государства, и имущество со специальными режимами обращения принимается к учету по стоимости, определенной передающей стороной, а в случае ее отсутствия - в условной оценке 1 объект 1 рубль.
Изменение стоимости имущества осуществляется на основании документа об оценке рыночной стоимости имущества, подготавливаемого Комиссией.
5. Аналитический учет расчетов по администрируемым доходам
в федеральный бюджет
Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам, документам - основаниям, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для начисления суммы дохода и соответствующим им суммам расчетов в Карточке учета средств и расчетов (форма 0504051) и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (форма 0504071).
В случае признания субъектом централизованного учета задолженность неплатежеспособных дебиторов сомнительной задолженностью, в том числе при условии несоответствия сомнительной задолженности критериям признания ее активом, либо признание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дебиторской задолженности нереальной (безнадежной) к взысканию, одновременно осуществляются следующие операции по учету задолженности дебиторов: сумма сомнительной задолженности списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность".
Списание сомнительной задолженности с забалансового счета 04 "Сомнительная задолженность" осуществляется на основании Решения Комиссии:
- по истечении срока наблюдения (пять лет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации);
- при возобновлении процедуры взыскания сомнительной задолженности (в случае возобновления учета сомнительной задолженности в балансовом учете);
- при поступлении средств в погашение сомнительной задолженности.
Комиссия выносит решение по результатам рассмотрения документов по просроченной дебиторской задолженности, и представляет его в письменном виде для утверждения руководителю субъекта централизованного учета либо иному уполномоченному им лицу.
Списание просроченной (безнадежной) дебиторской задолженности с балансового (забалансового) учета осуществляется на основании приказа (распоряжения) субъекта централизованного учета, принятого в соответствии с полномочиями администратора доходов бюджетов.
6. Ведение бюджетного учета операций, совершаемых
за территорией Российской Федерации
Все факты хозяйственной жизни, совершаемые за территорией Российской Федерации, отражаются в бюджетном учете одновременно в иностранной валюте и в рублевом эквиваленте.
7. Учет обязательств
7.1. Учет обязательств по заработной плате и иным выплатам
Отражение начислений физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, в том числе осуществляемых на основе договоров (контрактов) с физическими лицами, а также отражение удержаний из сумм начислений осуществляется с использованием Расчетной ведомости (ф. 0504402).
7.2. Учет обязательств по обязательным платежам в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации
Признание в бюджетном учете обязательств по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации осуществляется:
в части налогов, сборов, страховых взносов - на основании налоговых деклараций (расчетов) по состоянию на последний день месяца, за который производится начисление;
в части государственных пошлин - на основании документов, подтверждающих совершение юридически значимых действий, за которые подлежит уплата государственная пошлина (документов, подтверждающих получение государственной (муниципальной) услуги);
в части налога на доходы физических лиц - на основании Расчетной ведомости (ф. 0504402) одновременно с признанием обязательств по заработной плате и иным выплатам.
7.3. Порядок формирования отложенных обязательств (резервов
предстоящих расходов)
В целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, формируются следующие виды резервов:
- резерв отпусков, на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование работника (служащего);
- резерв по претензионным требованиям и искам, в том числе оспариваемым в судебном порядке.
Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется на основе оценочных значений на основании Бухгалтерской справки (форма 0504833).
Оценочное обязательство в виде резерва отпусков определяется ежегодно на начало года, исходя из информации о количестве дней неиспользованного отпуска всех работников на указанную дату.
Резерв отпусков рассчитывается как сумма оплаты отпусков работникам (служащим) за фактически отработанное время на начало года и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Сумма расходов на оплату предстоящих отпусков определяется в целом исходя из следующей формулы:
Резерв отпусков = К * ЗПср,
где: К - общее количество неиспользованных всеми работниками (служащими) дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (начало года);
ЗПср - среднедневная заработная плата по всем работникам (служащим).
При этом среднедневной заработок для расчета резерва определяется следующим образом:
ЗПср = ФОТ / (12 * 29,3 * Ч)
где: ФОТ - сумма фактически начисленной заработной платы за предшествующие 12 месяцев в целом по учреждению;
12 - количество месяцев в году;
29,3 - среднемесячное число календарных дней;
Ч - среднесписочная численность работников (служащих).
Сумма страховых взносов при формировании резерва рассчитывается в среднем по субъекту централизованного учета:
Резерв стр.взн. = К * ЗПср * С,
где: С - ставка страховых взносов.
Сумма страховых взносов рассчитывается по максимальному тарифу страховых взносов без учета предельной величины базы для исчисления страховых взносов. Оценочное обязательство в виде резерва для оплаты обязательств по предъявленным претензиям и искам определяется (уточняется) ежеквартально на основании информации, представляемой в соответствии с утвержденным Графиком документооборота.
Резерв по претензионным требованиям и искам признается в полной сумме в случае предъявления претензионных требований и исков о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц (в том числе при издании актов, не соответствующих законодательству Российской Федерации или иному правовому акту), а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов. При недостаточности сумм созданных резервов, соответствующее превышение фактически произведенных расходов признается расходами (затратами) текущего периода.
Стоимостная оценка резервов подлежит ежегодному пересмотру и корректировке до текущей обоснованной оценки на отчетную дату.
Резерв списывается при признании затрат и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан.
8. Учет счетов санкционирования
Принятие к учету бюджетных и денежных обязательств осуществляется в соответствии с документами, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.
Информация в документах для постановки на учет денежного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет денежное обязательство) заполняется в соответствии с требованиями к документам, предусмотренными порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Принятие к бухгалтерскому учету принимаемых обязательств осуществляется на основании:
- извещения об осуществлении закупки - с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок;
- Сведений о приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Суммы ранее принятых бюджетных обязательств подлежат корректировке:
- по бюджетным обязательствам, принятым на основании договоров (государственных контрактов) - при изменении сумм договоров (государственных контрактов) на дату принятия такого изменения на основании дополнительного соглашения к договору (государственному контракту) либо иных документов, изменяющих сумму договора (государственного контракта);
- по бюджетным обязательствам, принятым на основании плановой суммы к договору (государственному контракту) (на оказание услуг связи, коммунальных услуг), по которым оплата производится за фактически полученный объем услуг - подлежит изменению на точную сумму, предъявленную по такому договору (государственному контракту);
- по бюджетным обязательствам, принятым в пределах выделенных лимитов на сумму отозванных лимитов бюджетных обязательств на основании расходного расписания, на сумму неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на основании отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств;
- по бюджетным обязательствам, принятым по заявлению на выдачу под отчет денежных средств, подлежат изменению в сумме утвержденного авансового отчета;
- по бюджетным обязательствам по начисленным налогам и сборам, за исключением налогов и взносов на оплату труда - на основании налоговых деклараций.
9. Порядок формирования информации, раскрываемой
в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бюджетная отчетность составляется уполномоченными организациями на основании данных Главной книги и (или) других регистров бухгалтерского учета. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам бухгалтерского учета с оборотами и остатками по счетам бухгалтерского учета. Показатели годовой бюджетной отчетности подтверждаются данными инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
В пояснениях к отчетности за отчетный период раскрывается:
- представленная субъектом централизованного учета информация об условиях его хозяйственной жизни, существовавших на отчетную дату, если такая информация подлежит раскрытию в отчетности;
- информация о событиях после отчетной даты, свидетельствующая о возникших после отчетной даты условиях хозяйственной жизни субъекта централизованного учета. В частности, описывается само событие и дается оценка его последствий в денежном выражении. При невозможности произвести денежную оценку, на это указывается вместе с причинами, по которым сделать это невозможно.
10. Порядок признания в бухгалтерском учете
и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности
событий после отчетной даты, в том числе предельная
дата представления первичных учетных документов
для раскрытия данных о событиях после отчетной даты
в учете и (или) в годовой бухгалтерской
(финансовой) отчетности
В целях своевременного представления отчетности, события после отчетной даты отражаются в бухгалтерском учете не позднее чем за 2 рабочих дня до даты представления отчетности, определенной в установленном порядке.
Дата (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, подлежащие отражению в составе показателей отчетного финансового года, отражающие события после отчетной даты, не может быть позже даты отражения события после отчетной даты в бухгалтерском учете.
События после отчетной даты, которые подтверждают существовавшие на отчетную дату условия хозяйственной жизни субъекта централизованного учета, отражаются:
- по счетам бухгалтерского учета - записи формируются на конец отчетного периода;
- отчетность за отчетный период - формируется с учетом уточненных данных бухгалтерского учета;
- в пояснениях к отчетности.
События после отчетной даты, свидетельствующие о возникших после отчетной даты условиях хозяйственной жизни субъекта централизованного учета, отражаются:
- по счетам бухгалтерского учета - записи формируются в общем порядке в периоде, следующем за отчетным;
- числовые данные в отчетности не корректируются;
- в пояснениях к отчетности.
Событие после отчетной даты определяется как существенное в составе событий после отчетной даты, если оно обусловливает изменения стоимости соответствующего объекта бюджетного учета на 5 процентов и более от общей стоимости группы активов, обязательств или иных показателей.
11. Порядок внесения изменений в Особенности ведения
централизованного бухгалтерского учета
Внесение изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета осуществляется уполномоченным органом в случаях:
а) изменения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
б) разработка и выбор уполномоченным органом новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;
в) существенного изменения условий деятельности субъектов централизованного учета, включая их реорганизацию, ликвидацию (упразднение), изменение возложенных на субъекты централизованного учета полномочий и (или) выполняемых ими функций;
г) поступления предложений по совершенствованию методов ведения централизованного бухгалтерского учета от субъектов централизованного учета в целях обеспечения их информацией об активах, обязательствах и финансовом результате, необходимой для исполнения ими бюджетных полномочий;
д) поступления предложений от уполномоченных организаций в целях совершенствования методов ведения централизованного бухгалтерского учета.
Изменения ведения централизованного бухгалтерского учета применяются с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Изменения ведения централизованного бухгалтерского учета в течение отчетного года, не связанное с изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, производится по решению уполномоченного органа.
Внесение изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета по предложениям субъектов централизованного учета, уполномоченных организаций (далее - инициатор изменений) осуществляется с учетом следующих положений.
В предложения по изменению Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета, подготовленные инициатором изменений, включается следующая информация:
- обоснование необходимости внесения изменений, с обоснованием причины возникновения такого изменения;
- данные, подтверждающие неэффективность и (или) невозможность применения действующих положений единой учетной политики, ухудшающих качество и (или) препятствующих осуществлению централизуемых полномочий;
- прогноз финансовых, экономических и иных последствий внесения таких изменений.
Предложения по изменению Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета направляются инициатором изменений уполномоченному органу в срок не позднее 1 октября текущего финансового года.
Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней от даты поступления предложений принимает решение о внесении соответствующего изменения в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета, либо подготавливает мотивированное заключение о нецелесообразности представленных предложений по изменению Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета, ввиду их несоответствия принципам концептуальных основ бухгалтерского учета, утвержденных Приказом N 256н, в части отсутствия прогностической ценности для финансовой оценки будущих периодов, либо подтверждающей ценности для подтверждения или корректировки ранее сделанных выводов, либо ввиду превышения затрат на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности над ее полезностью и преимуществами от ее использования. Уполномоченным органом в период рассмотрения предложений по внесению изменений в Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета может быть запрошена дополнительная информация у инициатора изменений.
Для определения даты начала применения вносимых изменений уполномоченный орган дает заключение относительно состава показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего отчетного периода, на который окажут влияние вносимые изменения.