НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Казначейства России от 01.06.2021 N 173 "Об утверждении Временного руководства по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере"

"Об утверждении Временного руководства по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 1 июня 2021 г. N 173
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО РУКОВОДСТВА
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
В целях организации работы по реализации пунктов 1, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 г.), в части обеспечения применения в Федеральном казначействе и его территориальных органах единого подхода к анализу рисков в рамках осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере приказываю:
1. Утвердить Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (далее - Руководство) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Структурным подразделениям Федерального казначейства, территориальным органам Федерального казначейства при планировании контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2022 год обеспечить идентификацию принадлежности объектов внутреннего государственного финансового контроля, а также иных организаций, полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в отношении которых осуществляются Федеральным казначейством в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) направлений их финансово-хозяйственной деятельности к категориям риска, в соответствии с компетенцией соответствующего структурного подразделения Федерального казначейства, территориального органа Федерального казначейства.
3. Признать утратившим силу приказ Федерального казначейства от 26 декабря 2018 г. N 433 "Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере".
4. Контроль за исполнением Руководства возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства Э.А. Исаева.
Руководитель
Р.Е.АРТЮХИН
Утверждено
приказом Федерального казначейства
от 1 июня 2021 г. N 173
ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (далее - Руководство) разработано с учетом положений:
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);
статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 30 апреля 2021 г.);
Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2021, N 1, ст. 33);
Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 30 апреля 2021 г.);
Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 9, ст. 1206; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 9 января 2021 г.) (далее - Федеральный стандарт N 208);
Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5462; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 9 января 2021 г.);
Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6435; Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 19 августа 2020 г.);
Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 г.).
1.2. Целью настоящего Руководства является установление единого подхода, применяемого Федеральным казначейством (далее - ФК), Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства и управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее - ТОФК), к организации работы по анализу рисков при составлении проекта плана контрольных мероприятий Федерального казначейства на соответствующий год, проектов планов контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства на соответствующий год (далее - План ФК, планы ТОФК соответственно) с применением риск-ориентированного подхода, а также при осуществлении анализа информации о деятельности объектов внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого ФК, ТОФК, и иных организаций, анализ рисков в деятельности которых осуществляется в соответствии с настоящим Руководством (далее - объекты контроля), в ходе подготовки и проведения проверок, ревизий и обследований в соответствии с БК РФ, Правилами N 1092 (далее - предпроверочный анализ).
1.3. Настоящее Руководство определяет:
перечень объектов контроля;
подходы к определению направлений финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля (далее - предмет контроля);
организацию работы по идентификации принадлежности объектов контроля и (или) предметов контроля к категориям риска;
перечень основных источников информации, в том числе информационных систем, операторами или владельцами которых являются ФК, Министерство финансов Российской Федерации, иные государственные и муниципальные органы, для сбора информации об объектах и предметах контроля;
перечень информации об объектах контроля и предметах контроля, которую необходимо получить в процессе сбора информации (с учетом особенностей объектов контроля и предметов контроля, а также применяемого механизма сбора и анализа такой информации);
подходы к присвоению объектам контроля и предметам контроля категорий рисков, предусмотренных Федеральным стандартом N 208;
подходы к определению объектов контроля и предметов контроля для формирования проекта Плана ФК, проектов планов ТОФК с применением риск-ориентированного подхода (далее - отбор объектов контроля и предметов контроля);
подходы к определению вопросов проверки для включения в программу контрольного мероприятия при проведении предпроверочного анализа (далее - отбор вопросов проверки);
принципы формирования карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере.
1.4. Настоящее Руководство предназначено для использования сотрудниками структурных подразделений ФК, ТОФК при планировании проверок, ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия), осуществляемых в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ, а также в рамках проведения предпроверочного анализа при подготовке к проведению соответствующих контрольных мероприятий.
1.5. Положения настоящего Руководства также подлежат применению в целях риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий, осуществляемых в соответствии со статьей 186 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также в рамках проведения предпроверочного анализа при подготовке к проведению соответствующих контрольных мероприятий.
1.6. Положения настоящего Руководства не применяются при планировании контрольных мероприятий в отношении объектов контроля, указанных в пункте 16 Федерального стандарта N 208 и подлежащих безусловному и первоочередному включению в проект Плана ФК, проекты планов ТОФК, за исключением идентификации принадлежности к категориям рисков в целях определения тем контрольных мероприятий (при проведении предпроверочного анализа при подготовке к проведению контрольного мероприятия - вопросов контрольного мероприятия).
II. Термины и сокращения, применяемые в Руководстве
2.1. Термины, используемые в настоящем Руководстве, имеют то же значение, что и в БК РФ, федеральных стандартах внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ, иных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, а также в статье 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.2. В настоящем Руководстве применяются следующие сокращения:
2.2.1. Контрольно-ревизионные подразделения ФК - структурные подразделения ФК, за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих управлениях ФК, утвержденными приказами ФК.
2.2.2. Контрольно-ревизионные подразделения ТОФК - отделы ТОФК, за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях ТОФК, утвержденными приказами ТОФК.
2.2.3. Идентифицированный риск - выявленный и сформулированный риск в финансово-бюджетной сфере, подлежащий оценке.
2.2.4. Оценка риска - установление характеристик идентифицированного риска в целях определения уровня риска.
2.2.5. Вероятность реализации риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере оценка степени возможности наступления события, негативно влияющего на деятельность объектов контроля в финансово-бюджетной сфере и ее результаты, а также на законность, эффективность и целевой характер использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета).
2.2.6. Степень влияния риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере оценка негативного воздействия вероятного события на предмет контроля, определяемая по величине отклонения от целевых значений показателей, устанавливаемых законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правилами и условиями предоставления бюджетных средств.
2.2.7. Уровень риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере мера риска, рассчитываемая как произведение значения вероятности реализации соответствующего риска и степени влияния последствий его реализации.
2.2.8. Карта рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере - систематизированный перечень наиболее значимых рисков в финансово-бюджетной сфере, на управление которыми направлена деятельность ФК в соответствующем периоде.
III. Задачи Руководства
3.1. Задачами Руководства являются обеспечение применения ФК, ТОФК риск-ориентированного подхода:
в части отбора объектов контроля;
в части отбора предметов контроля в целях определения темы контрольного мероприятия;
в части отбора вопросов контрольного мероприятия для включения в программу контрольного мероприятия при проведении предпроверочного анализа.
3.2. В рамках настоящего Руководства при подготовке предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК) и их формировании определяются следующие элементы позиций проекта Плана ФК (проектов планов ТОФК):
объект (группа объектов) контроля;
предмет контроля в целях определения темы контрольного мероприятия и проверяемого периода.
3.3. В рамках настоящего Руководства под применением риск-ориентированного подхода при проведении предпроверочного анализа следует понимать отбор вопросов контрольного мероприятия в целях формирования программы контрольного мероприятия.
IV. Объекты контроля и предметы контроля, подлежащие
идентификации принадлежности к категориям рисков
4.1. Перечень объектов контроля, подлежащих идентификации принадлежности к категориям рисков.
4.1.1. Объектами контроля, в отношении которых в целях настоящего Руководства осуществляется идентификация принадлежности к категориям рисков, предусмотренных разделом VIII. "Подходы к присвоению категорий рисков" настоящего Руководства, являются объекты, подлежащие контролю в финансово-бюджетной сфере, осуществляемому ФК, определенные статьей 266.1 БК РФ, а также следующие объекты:
финансовые органы субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставлены средства финансовой поддержки из бюджета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), финансовые органы муниципальных образований - получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником образования которых являются средства Фонда;
специализированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
4.1.2. Идентификация принадлежности объектов контроля к категориям рисков проводится в отношении объектов контроля, осуществляющих направления финансово-хозяйственной деятельности, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Руководства.
4.1.3. Распределение объектов контроля в целях применения положений настоящего Руководства между контрольно-ревизионными подразделениями ФК утверждается курирующим и контролирующим их деятельность заместителем руководителя ФК, не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому (при необходимости).
Распределение объектов контроля между контрольно-ревизионными подразделениями ТОФК в целях применения положений настоящего Руководства утверждается руководителем ТОФК (курирующим и контролирующим их деятельность заместителем руководителя ТОФК) не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому (при необходимости).
4.2. Перечень предметов контроля, подлежащих идентификации принадлежности к категориям рисков, в разрезе объектов контроля (группировок объектов контроля)
4.2.1. Перечень предметов контроля определяется в соответствии с полномочиями Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере с учетом классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного руководителем Федерального казначейства (далее - Классификатор).
4.2.2. Предметом контроля в целях настоящего Руководства является направление финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, при осуществлении которой могут быть выявлены нарушения (риски), отраженные в Классификаторе в графе "Описание нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере" по уровню детализации "группа" кода нарушения (риска).
V. Сбор и анализ информации об объектах контроля
и предметах контроля
5.1. Сбор информации об объектах контроля осуществляется в соответствии с положениями пункта 7 Федерального стандарта N 208.
В случае если для сбора и анализа информации об объектах контроля используются средства информационных систем, автоматизирующих функции по анализу рисков, указанная информация собирается и анализируется в отношении объектов контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с компетенцией соответствующего контрольно-ревизионного подразделения Федерального казначейства, ТОФК с применением соответствующей информационной системы.
В случае если сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется ручным способом без применения информационной системы (за исключением осуществления анализа и оценки рисков и признаков нарушений в соответствии с абзацем вторым пункта 7.7 настоящего Руководства), то соответствующие действия осуществляются:
контрольно-ревизионными управлениями Федерального казначейства - в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с распределением, утвержденным заместителем руководителя ФК, курирующим и контролирующим деятельность Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере ФК, в соответствии с абзацем первым пункта 4.1.3 настоящего Руководства;
ТОФК - в отношении подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации получателей бюджетных средств и иных потенциальных объектов контроля в соответствии с компетенцией ТОФК.
При этом Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства в порядке, установленном правовым актом Федерального казначейства, регламентирующим внутреннюю организацию деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" по планированию контрольной деятельности (далее - Регламент внутренней организации деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства по планированию контрольной деятельности), также осуществляется сбор, анализ и обработка предложений по включению объектов контроля в проекты планов ТОФК, сформированные управлениями Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), на основании идентификации потенциальных объектов контроля к категориям риска, с последующим представлением результатов такой обработки и представлением информации по возможной корректировке предложений в адрес Федерального казначейства.
В целях подготовки к ручному сбору и анализу информации об объектах контроля Контрольно-аналитическим управлением в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства до начала реализации мероприятий, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в адрес контрольно-ревизионных управлений Федерального казначейства, ТОФК доводятся:
перечень приоритетных направлений контроля в финансово-бюджетной сфере на планируемый период, сформированный с учетом поступающих от органов прокуратуры, государственной безопасности, правопорядка, иных государственных органов предложений, а также Единого плана достижения национальных целей развития Российской Федерации, инфраструктурных проектов, а также иных документов, определяющих приоритетные направления контроля в финансово-бюджетной сфере;
расчетные таблицы, сформированные по единому алгоритму (расчетным формулам) для идентификации принадлежности потенциальных объектов контроля и (или) направлений их деятельности к категории риска и определения критериев "существенность последствий нарушения" и "вероятность допущения нарушения", для анализа информации о потенциальных объектах контроля с учетом выбранных приоритетных направлений контроля в финансово-бюджетной сфере, а также инструкции по их заполнению.
5.2. Основными источниками информации об объектах контроля и предметах контроля являются информационные системы (Интернет-порталы), операторами или владельцами которых являются Министерство финансов Российской Федерации, ФК, иные государственные и муниципальные органы (далее - информационные системы), а также иные источники информации об объектах контроля и предметах контроля, в том числе:
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (budget.gov.ru);
официальный сайт Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе раздел "Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств" (https://egrul.nalog.ru);
аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (портал государственных программ Российской Федерации) (https://programs.gov.ru);
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (www.fedresurs.ru), в том числе Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (www.bankrot.fedresurs.ru);
официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://bus.gov.ru);
информационная система ФК "Автоматизированная система Федерального казначейства" (далее - АСФК);
государственная информационная система "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений" (portal.audit.gov.ru);
единая информационная система в сфере закупок (zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС);
государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет";
информационная система ФК "Прикладной программный продукт "Автоматизированная система планирования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в исполняемых модулях";
информационная система "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru);
иные информационные системы, владельцем или оператором которых является ФК, информационные системы других органов власти, доступ к которым получает ФК (ТОФК) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
информация из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
информация из единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан и организаций, поступившие в ФК (ТОФК) в установленном порядке;
сведения из средств массовой информации, а также из иных информационных источников, свидетельствующие о возможных нарушениях в финансово-бюджетной сфере (неформализованная информация) <1>.
--------------------------------
<1> Сведения из источника могут быть использованы в качестве вспомогательной информации, не имеющей юридической значимости.
Использование информационных систем при сборе и анализе информации об объектах контроля и предметах контроля проводится с учетом актуальности и версионности соответствующих сведений, документов (применительно к соответствующему анализируемому периоду).
5.3. Сбор контрольно-ревизионными подразделениями ФК, ТОФК информации об объектах контроля и предметах контроля, необходимой для определения значений критериев "существенность последствий нарушения" (далее - критерий "существенность") и "вероятность допущения нарушения" (далее - критерий "вероятность"), изучение которой предусмотрено пунктами 9, 10 Федерального стандарта N 208, включает получение следующей информации (в зависимости от предмета контроля):
5.3.1. Предложения об осуществлении контрольных мероприятий, поступившие от Министерства финансов Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России и иных государственных органов.
5.3.2. Информация из Перечня государственных программ Российской Федерации, а также информация о финансировании в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, национальных проектов, федеральной адресной инвестиционной программы.
5.3.3. Информация о результатах проведения ФК (ТОФК) контроля в финансово-бюджетной сфере, в том числе информация о результатах контроля в финансово-бюджетной сфере, структурированная по кодам нарушений (рисков), содержащимся в Классификаторе, информация о выявленных видах и суммах нарушений в финансово-бюджетной сфере, информация об исполнении предписаний, представлений, выданных по результатам контрольных мероприятий, проведенных в предыдущие годы, результаты анализа информации, полученной в ходе и по результатам контроля их исполнения, сведения о применении бюджетных мер принуждения.
5.3.4. Данные из АСФК, ЕИС, иных информационных систем, владельцем или оператором которых является ФК, информационных систем других органов власти, органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, доступ к которым имеет ФК (ТОФК), в том числе:
сведения о средствах федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов), предоставленных в рамках соответствующего направления деятельности объекта контроля;
сведения о бюджетной (бухгалтерской) отчетности, представленной главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, иными юридическими лицами;
сведения о принятых бюджетных обязательствах;
информация о произведенных расходах бюджетных средств;
отчеты об использовании целевых межбюджетных трансфертов;
информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
сведения о результатах контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, проведенных иными органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении объектов контроля (при наличии).
5.3.5. Материалы, направленные в ФК главными администраторами средств федерального бюджета по результатам внутреннего финансового аудита в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
5.3.6. Информация о результатах проведения ФК анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, рейтинг главных администраторов средств федерального бюджета по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.
5.3.7. Длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля.
5.3.8. Информация о наличии рисков нарушений в финансово-бюджетной сфере, в том числе поступившая в ФК от государственных органов, включая Министерство финансов Российской Федерации, главных администраторов средств федерального бюджета, в ТОФК - от органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, органов прокуратуры, государственной безопасности и правоохранительных органов, а также выявленная по результатам анализа данных государственных и муниципальных информационных систем, информационных систем, владельцем или оператором которых является ФК.
5.3.9. Депутатские запросы, обращения граждан и организаций, содержащие информацию о нарушениях либо признаках нарушений в финансово-бюджетной сфере.
5.3.10. Информация о наиболее значимых рисках в финансово-бюджетной сфере, содержащаяся в картах рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере, сформированных ФК в соответствии с разделом VI. "Формирование карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере" настоящего Руководства, на периоды, предшествующие периоду планирования контрольных мероприятий, на анализируемый период (при наличии), а также в иных документах, формируемых Федеральным казначейством и характеризующих риски при предоставлении и использовании бюджетных средств.
5.3.11. Информация о результатах исполнения бюджетных и иных полномочий ФК (бюджетного мониторинга, казначейского сопровождения, иных полномочий, в ходе исполнения которых могут быть выявлены риски в финансово-бюджетной сфере).
5.3.12. Иные сведения, в том числе поступившие из Министерства финансов Российской Федерации, Межрегионального операционного управления ФК и иных ТОФК (при формировании проекта Плана ФК), а также из ФК (при формировании проектов планов ТОФК).
5.4. Информация об объектах контроля и предметах контроля, в том числе информация из информационных систем, собираемая в целях анализа рисков в финансово-бюджетной сфере, должна соответствовать критериям, установленным пунктом 8 Федерального стандарта N 208.
VI. Формирование карты рисков Федерального казначейства
в финансово-бюджетной сфере
6.1. В целях применения в ФК и его территориальных органах риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере, в том числе выявления наиболее значимых рисков в финансово-бюджетной сфере, на управление которыми направлена деятельность ФК в соответствующем периоде, структурным подразделением ФК, определенным в соответствии с положением о структурном подразделении ФК, ответственным за анализ и оценку рисков в финансово-бюджетной сфере (далее - Структурное подразделение), обеспечивается составление карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере (далее - Карта рисков).
Карта рисков составляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года, по форме согласно приложению к настоящему Руководству.
6.2. Карта рисков содержит следующую информацию:
перечень наиболее значимых идентифицированных рисков в финансово-бюджетной сфере;
оценки указанных наиболее значимых идентифицированных рисков по степени влияния, вероятности, а также уровню указанных рисков;
сведения о мерах реагирования на каждый идентифицированный риск, включаемый в Карту рисков;
указание на структурное подразделение Федерального казначейства, ответственное за реализацию мер реагирования.
Карта рисков содержит ограниченное предельное количество (не более 20) идентифицированных рисков в финансово-бюджетной сфере, определяемое Структурным подразделением по результатам анализа рисков в финансово-бюджетной сфере.
6.3. Формирование Карты рисков обеспечивается Структурным подразделением с привлечением иных структурных подразделений ФК, ТОФК путем систематизации и анализа информации о предметах контроля, получаемой из следующих источников информации:
6.3.1. Документы стратегического планирования Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации, иные документы, определяющие приоритетные направления деятельности системы государственного управления.
6.3.2. Поручения Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, касающиеся вопросов финансово-бюджетной сферы.
6.3.3. Информация о результатах проведения органами ФК контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, в том числе о выявляемых системных нарушениях в финансово-бюджетной сфере.
6.3.4. Информация о результатах осуществления контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, а также информация, отраженная в заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за соответствующий финансовый год и в заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
6.3.5. Информация о результатах проверок, проводимых органами прокуратуры Российской Федерации, в том числе Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
6.3.6. Сведения, полученные от органов государственной безопасности и правоохранительных органов, Министерства финансов Российской Федерации, иных государственных и муниципальных органов и других организаций о наличии рисков в финансово-бюджетной сфере.
6.3.7. Информация о результатах исполнения бюджетных и иных полномочий ФК (результаты анализа осуществления внутреннего финансового аудита, бюджетного мониторинга, казначейского сопровождения, иных полномочий, в ходе исполнения которых могут быть выявлены риски в финансово-бюджетной сфере).
6.3.8. Иная информация и документы, характеризующие состояние финансово-бюджетной сферы.
6.4. Анализ рисков в финансово-бюджетной сфере осуществляется в целях выявления наиболее значимых (в суммовом выражении либо социальнозначимых) и вероятных нарушений в финансово-бюджетной сфере путем отбора наиболее часто выявляемых (в том числе содержащихся в большем количестве источников информации из числа приведенных в пункте 6.3 настоящего Руководства), а также наиболее значимых из них.
Для оценки рисков в финансово-бюджетной сфере производится оценка степени влияния и вероятности реализации, а также определение уровня указанных рисков.
Исходя из целей составления Карты рисков всем идентифицированным рискам в финансово-бюджетной сфере, планируемым к включению в Карту рисков, значение критерия "степень влияния" присваивается "1".
Оценка значения критерия "вероятность реализации" осуществляется по сумме значений коэффициентов по каждому источнику информации, отраженному в пункте 6.3 настоящего Руководства.
Каждому источнику информации присваивается значение коэффициента равному 0,1. При наличии информации о приоритетности идентифицированного риска, с учетом документов стратегического планирования, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, поручений (указаний) руководства ФК этим источникам информации присваивается повышающий коэффициент, равный 0,3.
При этом в карту рисков включаются риски, для которых уровень риска оценен выше, чем 0,5.
6.5. Карта рисков утверждается руководителем Федерального казначейства.
6.6. В целях применения в ФК (ТОФК) риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере риски, включенные в Карты рисков за периоды, предшествующие планируемому, и за текущий период (при наличии), а также соответствующие им направления финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля в финансово-бюджетной сфере изучаются и анализируются в целях отбора объектов контроля и предметов контроля при подготовке предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК).
При этом если при определении категории риска информация о наличии риска (признака нарушения) в деятельности объекта контроля учтена по итогам анализа иных источников информации, указанный риск из Карты рисков повторно для определения категории риска не учитывается.
VII. Подходы к оценке значений критериев "существенность"
и "вероятность" в разрезе объектов контроля (групп объектов
контроля) и предметов контроля
7.1. Анализ информации об объектах контроля и предметах контроля с целью определения значений критериев "существенность" и "вероятность" для каждого объекта контроля и предмета контроля осуществляется на основании данных, содержащихся в источниках информации, перечень которых приведен в пункте 5.2 настоящего Руководства.
7.2. Для проведения анализа информации об объектах контроля и предметах контроля преимущественно должны использоваться государственные и муниципальные информационные системы, содержащие информацию о деятельности объектов контроля, в том числе поименованные в пункте 5.2 настоящего Руководства.
7.3. По результатам анализа для каждого объекта контроля и предмета контроля (при проведении предпроверочного анализа - для каждого предмета контроля (вопроса контрольного мероприятия) определяются значения критериев "вероятность" и "существенность" в соответствии с подходами, определенными настоящим пунктом.
7.4. При оценке значений критерия "существенность" используется в том числе следующая информация:
информация, указанная в пункте 10 Федерального стандарта N 208;
информация, указанная в ведомственном нормативном правовом акте Федерального казначейства, устанавливающем перечни иной информации в соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Федерального стандарта N 208, в том числе информация о рисках нарушений законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
7.5. При оценке значений критерия "вероятность" используется в том числе следующая информация:
информация, указанная в пункте 9 Федерального стандарта N 208;
информация, указанная в ведомственном нормативном правовом акте Федерального казначейства, устанавливающем перечни иной информации в соответствии с подпунктом "ж" пункта 9 Федерального стандарта N 208, в том числе:
группы сведений о признаках нарушений законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
признаки нарушений правил планирования в сфере закупок;
признаки нарушений правил нормирования в сфере закупок;
признаки нарушений при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
признаки нарушений требований о проведении обязательного общественного обсуждения закупок;
признаки нарушений требований к исполнению контракта, а также условий исполнения контракта;
признаки нарушений при изменении условий контракта.
7.6. Указанный в пунктах 7.4 - 7.5 настоящего Руководства перечень сведений для анализа и оценки рисков применяется с учетом конкретных особенностей объекта контроля и предмета контроля.
7.7. Анализ и оценка рисков, в том числе определение значения критерия "вероятность" и значения критерия "существенность", может осуществляться автоматически с применением информационных систем, автоматизирующих функции по анализу рисков и признаков нарушений, либо, при необходимости, ручным способом.
Анализ и оценка рисков и признаков нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в том числе посредством автоматизированной обработки информации с использованием ЕИС в зависимости от потенциальных негативных последствий и (или) вероятности их наступления, а также (при необходимости) дополнительно ручным способом.
VIII. Подходы к присвоению категорий рисков
8.1. В целях обеспечения формирования предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК) и проведения предпроверочного анализа присваиваются категории рисков, установленные пунктом 11 Федерального стандарта N 208, а именно:
чрезвычайно высокий риск - I категория;
высокий риск - II категория;
значительный риск - III категория;
средний риск - IV категория;
умеренный риск - V категория;
низкий риск - VI категория.
8.2. Дополнительные категории риска, присваиваемые объекту контроля и предмету контроля при формировании предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК) и при проведении предпроверочного анализа с применением риск-ориентированного подхода, не применяются.
8.3. В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта N 208 при определении значения критерия "вероятность" и значения критерия "существенность" используется шкала оценок - "низкая оценка", "средняя оценка" или "высокая оценка".
8.4. В целях настоящего Руководства в ходе анализа рисков определяются значения критерия "вероятность" и критерия "существенность" по шкале оценок, каждому предмету контроля (вопросу контрольного мероприятия) и объекту контроля присваивается одна из предусмотренных пунктом 11 Федерального стандарта N 208 категорий риска с учетом подходов, установленных указанным пунктом.
8.5. Оценка значений критерия "вероятность" и критерия "существенность" осуществляется с учетом принципов, указанных в разделе VII. "Подходы к оценке значений критериев "существенность" и "вероятность" в разрезе объектов контроля (групп объектов контроля) и предметов контроля".
8.6. Для определения значения критерия "вероятность" и значения критерия "существенность" в целях анализа рисков при осуществлении контроля в сфере закупок, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, используются оценки - "низкая оценка", "средняя оценка" или "высокая оценка", соответствующие следующим числовым значениям по шкале от 1 до 10:
от 1 до 3 - "низкая оценка";
от 4 до 7 - "средняя оценка";
от 8 до 10 - "высокая оценка".
Указанные оценки присваиваются каждому пункту сведений, включаемых в группы сведений об осуществлении объектом контроля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, используемых при определении критериев "существенность" и "вероятность", в зависимости от потенциальных негативных последствий нарушений и (или) вероятности их наступления.
Для определения значений критерия "вероятность" и значений критерия "существенность" могут также применяться коэффициенты в зависимости от цены контракта, а также от иных характеристик деятельности объекта контроля.
8.7. В случае если по итогам оценки сведений об осуществлении объектом контроля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, используемых при определении критериев "существенность" и "вероятность":
количество значений "высокая оценка" более 15% от общего количества оценок, то такому объекту контроля по соответствующему критерию присваивается значение "высокая оценка";
количество значений "высокая оценка" менее 15% и "низкое значение" менее 70% от общего количества оценок, то такому объекту контроля по соответствующему критерию присваивается значение "средняя оценка";
количество значений "низкая оценка" более 70% и "высокая оценка" менее 15% от общего количества оценок, то такому объекту контроля по соответствующему критерию присваивается значение "низкая оценка".
8.8. На основании совокупности значений оценок "высокая оценка", "средняя оценка" и "низкая оценка" в соответствии с пунктом 8.1 настоящего Руководства объекту контроля присваивается категория риска.
8.9. При анализе рисков для обеспечения соответствия категорирования рисков настоящему Руководству применяются сочетания критериев "существенность" и "вероятность", приведенные в таблице 1 настоящего Руководства.
Таблица 1
Категория риска
Значение критерия "существенность"
Значение критерия "вероятность"
VI
(низкий риск)
низкая оценка
низкая оценка
V
(умеренный риск)
низкая оценка
средняя оценка
средняя оценка
низкая оценка
IV
(средний риск)
низкая оценка
высокая оценка
средняя оценка
средняя оценка
III
(значительный риск)
средняя оценка
высокая оценка
высокая оценка
низкая оценка
II
(высокий риск)
высокая оценка
средняя оценка
I
(чрезвычайно высокий риск)
высокая оценка
высокая оценка
8.10. В целях планирования контрольной деятельности отнесению к соответствующим категориям рисков подлежат в соответствии с предметом контроля объекты контроля, виды которых указаны в пункте 4.1.1 настоящего Руководства, за исключением случая, указанного в пункте 1.6 настоящего Руководства.
8.11. В целях предпроверочного анализа отнесению к соответствующим категориям рисков подлежат все вопросы контрольного мероприятия в соответствии с темой контрольного мероприятия, за исключением вопросов в отношении объектов контроля, указанных в пункте 16 Федерального стандарта N 208 и подлежащих безусловному и первоочередному включению.
IX. Подходы к отбору объектов контроля и предметов
контроля для формирования проекта Плана ФК (планов ТОФК),
вопросов проверки в рамках предпроверочного анализа
с применением риск-ориентированного подхода
9.1. Отбор объектов контроля и предметов контроля для формирования проекта Плана ФК (проектов планов ТОФК) осуществляется в порядке, установленном Регламентом внутренней организации деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства по планированию контрольной деятельности, утвержденным приказом Федерального казначейства, с применением подходов, предусмотренных настоящим Руководством.
9.2. Отбор вопросов контрольного мероприятия для включения в программу контрольного мероприятия осуществляется с учетом следующих подходов.
В исходный перечень потенциальных вопросов контрольного мероприятия (далее - исходный перечень) включается перечень всех возможных вопросов контрольного мероприятия по всем направлениям деятельности объекта контроля в соответствии с темой контрольного мероприятия.
Вопросы контрольного мероприятия из исходного перечня, соотнесенные с категориями риска в соответствии с разделом VIII. "Подходы к присвоению категорий рисков" настоящего Руководства, для целей включения в программу контрольного мероприятия отбираются с учетом нагрузки на проверочную (ревизионную) группу последовательно, начиная с I категории риска.
Переход к вопросам, отнесенным к следующей категории, осуществляется по мере исчерпания вопросов, отнесенных к более высокой категории риска.
Приложение
к Временному руководству
по применению Федеральным
казначейством риск-ориентированного
подхода при осуществлении
контрольной деятельности
в финансово-бюджетной сфере
форма
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Федерального казначейства
____________________/___________/
"__" _____________ 20__ г.
Карта рисков в финансово-бюджетной сфере на ____ год
N N п/п
Риск в финансово-бюджетной сфере
Оценка риска
Уровень риска на ____ год
Сведения о мерах реагирования Федерального казначейства
Ответственное структурное подразделение Федерального казначейства
степень влияния
вероятность
мероприятие
ожидаемый эффект
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Риск 1
1. Мера реагирования 1 на риск 1
2. Мера реагирования 2 на риск
...
Ожидаемый эффект от реализации мер реагирования на риск
Наименование структурного подразделения Федерального казначейства
2
Риск 2
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...