НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Положение Банка России 19.07.2000 N 116-П) (ред. от 14.05.2013) "О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России"

"О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПОЛОЖЕНИЕ
от 19 июля 2000 г. N 116-П
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЕСКК ТЭИ)
БАНКА РОССИИ
Настоящее Положение устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации в системе Банка России, порядок разработки, ввода в действие и использования классификаторов технико-экономической информации, определяет порядок взаимодействия структурных подразделений Банка России, участвующих в их разработке, ведении и использовании.
Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"; Федеральный закон "О стандартизации"; Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"; Федеральная целевая программа "Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1410; Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.93 N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики"; распоряжение Банка России от 24.06.97 N Р-208 "О вводе в действие в банковской системе Российской Федерации общероссийских классификаторов"; ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"; ГОСТ 6.01.1-87 "Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения"; ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов"; ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации"; ПР 50-735-93 "Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России".
Использование ЕСКК ТЭИ для кредитных организаций, входящих в банковскую систему России, носит рекомендательный характер в целях обеспечения информационной совместимости при обмене данными на межведомственном уровне, за исключением случаев использования общероссийских классификаторов, введенных в действие постановлениями Госстандарта России и применяемых в обязательном порядке.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Единая система классификации и кодирования Банка России представляет собой совокупность общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) технико-экономической информации, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению в информационно-вычислительных и телекоммуникационных комплексах Банка России.
Общероссийские классификаторы (ОК) утверждаются Госстандартом России для применения в информационно-вычислительных системах управления различных министерств (ведомств), входят в состав документов Федерального фонда государственных стандартов и являются частью информационных ресурсов Российской Федерации.
Ведомственные (ВК) и локальные (ЛК) классификаторы (справочники) разрабатываются с целью решения задач, связанных с анализом состояния банковской системы, динамики развития экономики, финансовых рынков и обеспечения интеграции Государственных информационных ресурсов с информационными ресурсами Банка России. Ведомственные и локальные классификаторы (справочники) относятся к информационным ресурсам Банка России.
Перечень общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) ТЭИ, применяемых в системе Банка России, приведен в Приложении 1.
Термины и определения понятий, применяемых в ЕСКК ТЭИ, приведены в Приложении 2.
1.2. Организация нормативно-справочной информации (НСИ), содержащейся в общероссийских, ведомственных, локальных классификаторах и справочниках, обеспечивает: понятийно-терминологическое единство, определяющее сопоставимость банковской информации на всех уровнях ее сбора, обработки и использования; единое описание объектов классификации.
1.3. Объектами классификации и кодирования в Банке России являются виды экономической деятельности, виды банковских операций, унифицированные формы банковских документов, экономические показатели, денежные единицы, кредитные организации, счета бухгалтерского учета, корреспондентские счета, подразделения расчетной сети Банка России и пр.
1.4. Использование ЕСКК ТЭИ Банка России при постоянно растущем объеме информации создает необходимые предпосылки для эффективной организации ее сбора, обработки, оперативного анализа и организации хранения в системе Банка России.
1.5. Работы по классификации и кодированию технико-экономической информации осуществляются с целью обеспечения сопоставимости информации, собираемой и анализируемой в системе Банка России, унификации форм банковских документов и стандартизации информационного обеспечения программных комплексов, разрабатываемых в системе Банка России, и заключаются в обеспечении методического и информационного единства в области разработки, внедрения, ведения и использования классификаторов, информационной совместимости баз данных Банка России и повышении эффективности их функционирования.
1.6. Банк России наряду с органами исполнительной власти Российской Федерации участвует в разработке ЕСКК ТЭИ и является головной организацией, ответственной за разработку и ведение ряда общероссийских классификаторов, их отдельных классов и группировок, относящихся к предмету его экономической деятельности. Эти работы осуществляются в соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование статистики в 1997 - 2000 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1410 и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.93 N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики".
1.7. Банк России несет ответственность за формирование следующих общероссийских классификаторов как в целом, так и за отдельные классы и группировки, относящиеся к предмету его экономической деятельности:
- общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-94;
- общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 класс "Унифицированная система банковской документации";
- общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 подраздел "Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения".
2. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БАНКА РОССИИ
В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ЕСКК ТЭИ
2.1. В процессе разработки, ведения и использования классификаторов, включаемых в ЕСКК ТЭИ, участвуют: департаменты центрального аппарата Банка России; территориальные учреждения Банка России и другие подведомственные учреждения и организации Банка России.
2.1.1. Департаменты Банка России разрабатывают нормативные акты по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и в установленном порядке передают их на согласование в Департамент информационных систем с целью определения необходимости разработки и ввода в действие новых классификаторов (справочников) или изменения существующих.
2.1.2. Департамент информационных систем определяет необходимость разработки и ввода в действие новых классификаторов (справочников) или изменения существующих, осуществляет методологическое руководство и организацию работ по созданию единой системы классификации и кодирования ТЭИ совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Банка России; разработку и совершенствование методических и нормативных материалов, регламентирующих разработку, ведение и использование классификаторов (справочников) ТЭИ в системе Банка России; координацию работ по созданию классификаторов (справочников); унификацию состава показателей, форм банковских документов и пр.; классификацию и кодирование новых объектов, включаемых в классификаторы (справочники); разработку требований к структуре электронных баз данных взаимосвязанных классификаторов (справочников) и программных комплексов, обеспечивающих их формирование и ведение; контроль за ведением и использованием классификаторов (справочников) ТЭИ в системе Банка России; взаимодействие с внешними организациями при регистрации общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников), разработанных в системе Банка России; взаимодействие с Госкомстатом России и Госстандартом России по ведению и использованию общероссийских классификаторов; подготовку и передачу изменений к общероссийским классификаторам в Госстандарт России на согласование и утверждение; координацию работ по созданию, внедрению и развитию системы централизованного ведения классификаторов (справочников); мониторинг электронных баз данных (ЭБД) ведомственных классификаторов (справочников); ведомственную регистрацию классификаторов (справочников); подготовку заданий на доработку ТПК, использующих информацию из ЕСКК ТЭИ; ведение реестра классификаторов (справочников); ведение контрольных экземпляров общероссийских классификаторов.
2.1.3. Главный центр информатизации Банка России обеспечивает: разработку и развитие программного обеспечения системы централизованного ведения классификаторов (справочников) ЕСКК ТЭИ; централизованное ведение эталонов ЭБД классификаторов (справочников) ТЭИ; доступ структурных подразделений центрального аппарата Банка России к централизованной электронной базе данных классификаторов (справочников) ТЭИ в режиме, позволяющем производить электронную выборку НСИ, содержащейся в ОК и ВК, для функциональных задач структурного подразделения, доведение до территориальных учреждений Банка России контрольных экземпляров электронных баз данных классификаторов (справочников) ТЭИ и изменений к ним; доведение электронных баз данных классификаторов (справочников) ТЭИ до внешних организаций (по соглашениям с Банком России); взаимодействие с Госкомстатом России по вопросам получения информации для актуализации электронных баз данных классификаторов ТЭИ на основании договора об информационном обслуживании между Госкомстатом России и Банком России, заключенного в соответствии с соглашением между Банком России и Госкомстатом России (Приказ Банка России от 19 мая 1999 г. N ОД-184) и согласованного с Департаментом информационных систем в установленном порядке, получение от территориального учреждения Банка России исходных данных для ведения эталонов ведомственных классификаторов (справочников).
2.1.4. Территориальные учреждения Банка России ведут контрольные экземпляры, формируют рабочие копии ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников), обеспечивают ими пользователей информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем территориального уровня и ведут территориальные разделы ведомственных классификаторов (справочников) в случае, если информация об объектах, включаемых в классификатор (справочник), порождается на территориальном уровне, обеспечивают доработку программных комплексов, использующих классификаторы (справочники) при сборе и обработке банковской информации, и доведение ЭБД классификаторов (справочников) до пользователей, которые могут быть как подразделениями территориального учреждения, так и кредитными организациями.
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВЕДЕНИЯ
ОБЩЕРОССИЙСКИХ, ВЕДОМСТВЕННЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ
КЛАССИФИКАТОРОВ (СПРАВОЧНИКОВ)
3.1. Классификационные множества, включаемые в общероссийские, ведомственные и локальные классификаторы (справочники), представляются в форме, отображаемой на бумажном носителе, а также в виде электронных баз данных.
3.2. Исходная информация об объектах классификации, содержащаяся в некоторых ведомственных классификаторах (справочниках), формируется на территориальном уровне, передается в центральный аппарат Банка России или Главный центр информатизации для формирования эталона ЭБД и осуществления дальнейшего централизованного тиражирования НСИ. НСИ, содержащаяся в ведомственных классификаторах (справочниках), может быть как регламентного обновления (например, ЭБД Справочника БИК РФ), так и обновления по мере возникновения изменений (например, ЭБД План счетов бухгалтерского учета).
3.3. Порядок формирования и ведения электронных баз данных ведомственных и локальных классификаторов (справочников), их структура регламентируются положениями об ЭБД, разрабатываемыми Департаментом информационных систем или опорными объектами, Главным центром информатизации Банка России по заданию Департамента информационных систем.
3.4. Порядок разработки, ввода в действие, ведения и использования общероссийских классификаторов устанавливается федеральными органами исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Госстандарт России, Госкомстат России) и описывается в нормативных документах, которые публикуются в информационных указателях стандартов, выпускаемых ежемесячно Госстандартом России.
3.5. Ведомственные классификаторы (справочники) Банка России представляют собой самостоятельные документы, а также входят в состав инструктивных документов Банка России. Ведомственные классификаторы (справочники) используются в случае отсутствия в общероссийских классификаторах требуемой информации или невозможности ее включения в общероссийские классификаторы путем их расширения. Примерами ведомственных классификаторов (справочников) являются: Книга государственной регистрации кредитных организаций; Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации; Справочник кодов подразделений для формирования сводной отчетности в системе Банка России; План счетов бухгалтерского учета и др.
3.6. Разработка ведомственного классификатора (справочника) предусматривает поэтапное проведение работ, которые организует Департамент информационных систем.
1-й этап:
- проведение исследований, определяющих исходное множество объектов, подлежащих классификации;
- выбор метода классификации и классификационных признаков, позволяющих упорядочить объекты в систему.
2-й этап - разработка методики создания ведомственного классификатора (справочника), содержащей:
- состав и характеристику объектов классификации;
- описание и обоснование классификационных признаков и методов классификации и кодирования объектов, включаемых в ведомственный классификатор (справочник);
- структуру ведомственного классификатора (справочника).
3-й этап - создание ведомственного классификатора (справочника) и программного обеспечения системы ведения ведомственного классификатора (справочника):
- сбор исходных данных;
- установление полного перечня объектов классификации и упорядочение этих объектов в систему;
- разработка структуры и формирование ЭБД ведомственного классификатора (справочника);
- подготовка задания ГЦИ на создание системы ведения ведомственного классификатора (справочника);
- оформление, согласование и утверждение ведомственного классификатора (справочника) в установленном порядке.
4-й этап - ввод в действие ведомственного классификатора (справочника).
3.7. Локальные классификаторы (справочники) разрабатываются при необходимости подразделениями центрального аппарата и территориальными учреждениями Банка России, согласовываются с Департаментом информационных систем в установленном порядке. Локальные классификаторы (справочники) включают в себя информацию, отсутствующую в общероссийских и ведомственных классификаторах (справочниках), и представляют собой систематизированный набор кратких и точных сведений по отдельным видам экономической деятельности структурных подразделений и территориальных учреждений Банка России. Примерами локальных классификаторов (справочников) являются справочник кредитных организаций, заключивших кредитные договоры; справочник участников электронного обмена; справочник ошибок, возникающих при обработке документов (сообщений), и др.
3.8. Разработка локального классификатора (справочника) осуществляется в соответствии с требованиями п. 3.6 с учетом следующих особенностей:
- в случае, если локальный классификатор (справочник) разрабатывается подразделением центрального аппарата Банка России, ввод в действие его осуществляется тем нормативным актом Банка России, в состав которого он включен для описания объектов классификации;
- в случае, если локальный классификатор (справочник) разрабатывается территориальным учреждением Банка России, ввод в действие его осуществляется распоряжением территориального учреждения по согласованию с Департаментом информационных систем. Согласование производится в установленном порядке.
4. РЕГИСТРАЦИЯ КЛАССИФИКАТОРОВ
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
4.1. Общероссийские классификаторы или их разделы, разработанные в системе Банка России, утвержденные в установленном порядке, проходят государственную регистрацию. Согласно п. 3.5.2 ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов" порядок регистрации общероссийских классификаторов определяет Госстандарт России.
4.2. Регистрацию утвержденных ведомственных и локальных классификаторов (справочников), формирование и ведение ведомственного Реестра классификаторов (справочников) осуществляет Департамент информационных систем Банка России.
4.3. При регистрации ведомственным и локальным классификаторам (справочникам) присваивается обозначение, состоящее из обозначения категории ведомственного или локального классификатора (ВК или ЛК соответственно), трехзначного регистрационного номера и отделенного дефисом года принятия классификатора, например: ВК 001-2000.
4.4. Ведение ведомственного Реестра классификаторов (справочников) предназначено для выполнения следующих основных функций: учет общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников), применяемых в системе Банка России; исключение дублирования при классификации ТЭИ в системе Банка России; централизованное обеспечение разработчиков автоматизированных банковских систем и подразделений Банка России информацией о зарегистрированных классификаторах (справочниках) и о подразделениях Банка России, ответственных за их разработку и поддержание в актуальном состоянии.
4.5. Описание каждого классификатора в Реестре классификаторов (справочников) включает:
- обозначение классификатора (справочника);
- полное наименование классификатора (справочника);
- сокращенное наименование классификатора (справочника);
- систему классификации и кодирования;
- характеристику реквизитов;
- подразделение - разработчик классификатора (справочника);
- функциональное подразделение Банка России, ответственное за формирование исходной информации;
- перечень задач, использующих классификатор (справочник);
- структуру ЭБД классификатора (справочника).
5. ВНЕДРЕНИЕ КЛАССИФИКАТОРОВ (СПРАВОЧНИКОВ)
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
5.1. Порядок внедрения общероссийских классификаторов, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) в системе Банка России определяется приказами и распоряжениями Банка России, включающими конкретный состав работ и исполнителей.
5.2. Процесс внедрения классификатора (справочника) включает:
- создание системы ведения классификатора (справочника);
- создание организационно-методических документов по внедрению классификатора (справочника);
- организацию отраслевых семинаров, совещаний по вопросам внедрения общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников);
- организацию системы контроля за внедрением классификатора (справочника).
5.3. Система ведения общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) в Банке России предусматривает формирование эталона ЭБД, контрольного экземпляра и рабочей копии.
Эталоны ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) в системе Банка России ведет ГЦИ в соответствии с возложенными на него функциями. ГЦИ формирует контрольные экземпляры ЭБД ОК и ВК, тиражирует их в установленном порядке в подразделения Банка России. Территориальные учреждения Банка России изготавливают рабочие копии ЭБД и устанавливают их в программных комплексах, обеспечивающих обработку банковской информации. Департамент информационных систем использует контрольные экземпляры ЭБД ОК и ВК для осуществления своей деятельности, связанной с возложенными на него функциями (п. 2.1.2).
5.4. Создание организационно-методических документов предусматривает издание распоряжения Банка России о вводе классификатора (справочника) в действие и разработку плана организационно-методических мероприятий.
В плане предусматривается проведение следующих работ:
- определение области и порядка применения;
- формирование задания на доработку типовых программных комплексов, обеспечивающих обработку банковской информации и ведение классификатора (справочника);
- создание (при необходимости) перекодировочных таблиц и программ-трансляторов;
- разработка мероприятий по приведению в соответствие с вводимым классификатором (справочником) терминологии, применяемой в автоматизированных системах.
5.5. Контроль за использованием единой системы классификации и кодирования производится путем мониторинга ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников), осуществляемого Департаментом информационных систем, и выборочных или плановых проверок типовых программных комплексов, функционирующих в Банке России, которые осуществляются Департаментом информационных систем с привлечением при необходимости специалистов функциональных департаментов Банка России.
5.6. В процессе мониторинга ЭБД общероссийских и ведомственных классификаторов (справочников) проверяется: наличие классификаторов (справочников) ТЭИ, обязательных для применения при обеспечении сбора, обработки и анализа технико-экономической информации в Банке России; соблюдение правил описания данных, содержащихся в используемых классификаторах (справочниках); актуальность ЭБД классификаторов (справочников) в обрабатывающих комплексах; соблюдение регламента обновления ЭБД ведомственных классификаторов (справочников).
5.7. В процессе проведения ведомственного надзора за внедрением классификаторов (справочников) проверяется:
- использование зарегистрированных и введенных в действие классификаторов (справочников);
- порядок обновления НСИ, содержащейся в классификаторах (справочниках);
- использование незарегистрированных в установленном порядке классификаторов (справочников).
По результатам проверки составляется акт, где фиксируются фактическое состояние внедрения и использования классификаторов (справочников), а также меры по устранению выявленных недостатков.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1. Положение вступает в силу с момента его публикации в "Вестнике Банка России".
Председатель Банка России
В.В.ГЕРАЩЕНКО
Приложение 1
к Положению Банка России
"О Единой системе
классификации и кодирования
технико-экономической
информации (ЕСКК ТЭИ)
Банка России"
от 19 июля 2000 г. N 116-П
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ОБЩЕРОССИЙСКИХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ
КЛАССИФИКАТОРОВ И СПРАВОЧНИКОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СИСТЕМЕ БАНКА РОССИИ
Наименование и обозначение классификатора (справочника)
Наименование и обозначение документа, которым принят и введен в действие классификатор (справочник)
Назначение классификатора (справочника)
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-93
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 294;
распоряжением Банка России от 24 июля 1997 г. N Р-208
ОБЩЕРОССИЙСКИЕ КЛАССИФИКАТОРЫ
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКОГУ предназначен для:
- упорядочения и систематизации информации об органах государственной власти и управления;
- характеристики ведомственной принадлежности, административной и организационной подчиненности хозяйствующих субъектов, в частности, для их идентификации в Едином государственном регистре предприятий и организаций;
- проведения статистического учета, обеспечения государственных статистических наблюдений.
Объектами классификации в ОКОГУ являются:
- федеральные органы представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- объединения предприятий и организаций, выполняющие важные функции в экономике.
В классификаторе нашли отражение также такие объекты, как добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; общественные объединения и религиозные организации; межгосударственные органы управления, в т.ч. образованные в рамках СНГ. Эти объекты не являются органами государственного управления Российской Федерации, однако они включены в классификатор, т.к. оказывают существенное влияние на развитие экономики и широко используются для целей обработки информации совместно с органами государственной власти и управления.
Классификация органов государственной власти и управления осуществлена на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов Российской Федерации
Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1995 г. N 640;
распоряжением Банка России от 25 февраля 2000 г. N Р-53
Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКЭР представляет собой систематизированный перечень региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России.
Общероссийский классификатор экономических районов предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти и управления Российской Федерации, межрегиональных ассоциаций, научных, проектных, финансовых, консультативных и других организаций и предприятий всех форм собственности при решении следующих задач:
- анализ, прогнозирование и регулирование территориального размещения производительных сил страны, экономических взаимоотношений субъектов Российской Федерации между собой и с федеральными органами государственной власти, формирование и совершенствование региональной и социально-экономической политики;
- оценка и упорядочение межрегиональных экономических и культурных связей и решение других проблем, связанных с регулированием социально-экономического развития и согласованием экономических интересов регионов России;
- координация финансово-хозяйственной и социально-культурной деятельности в регионах страны.
Объектами классификации в ОКЭР являются различные виды экономических регионов. При этом под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков
Общероссийский классификатор объектов административнотерриториального деления ОК 019-95
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413
Общероссийский классификатор административно-территориального деления (ОКАТО) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и других.
Объектами классификации в ОКАТО являются: республики; края; области; города федерального значения; автономная область; автономные округа; районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты.
В классификаторе принята иерархическая система классификации.
Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.
Первый уровень классификации включает объекты федерального значения: республики; края; области; города федерального значения; автономную область; автономный округ, входящий в состав Российской Федерации.
Ко второму уровню классификации относятся: автономные округа, входящие в состав края или области; районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения; города республиканского, краевого, областного подчинения; поселки городского типа краевого, областного подчинения.
К третьему уровню классификации относятся: внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного подчинения; города районного подчинения; поселки городского типа районного подчинения; сельсоветы.
В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты
Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 299;
распоряжением Банка России от 24 июля 1997 г. N Р-208
Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) и охватывает унифицированные системы документов, разрешенных к применению в экономике.
ОКУД предназначен для решения следующих задач:
- регистрации форм документов;
- упорядочения информационных потоков в экономике;
- сокращения количества применяемых форм;
- исключения из обращения неунифицированных форм документов;
- обеспечения учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;
- контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;
- рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.
Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками унифицированных систем документации (УСД).
В ОКУД приведены наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в унифицированные системы документации
Общероссийский классификатор валют ОК 014-94
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 365;
распоряжением Банка России от 18 июня 1997 г. N Р-164
Общероссийский классификатор валют (ОКВ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКВ построен на основе международного стандарта ИСО 4217-94 "Коды для представления валют и фондов".
ОКВ используют при прогнозировании внешних экономических связей, учете валютных поступлений и платежей, бухгалтерском и статистическом учете, оперативной отчетности по операциям, связанным с международными расчетами, контроле за соблюдением договорной и платежной дисциплины.
Объектами классификации ОКВ являются национальные валюты - денежные единицы стран мира и территорий
Общероссийский классификатор стран мира ОК 025-95
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1995 г. N 641;
распоряжением Банка России от 24 июля 1997 г. N Р-208
Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
Построен на основе международного стандарта ИСО 3166-93 "Коды для представления названий стран".
Предназначен для:
- идентификации стран;
- использования в процессе обмена информацией при решении задач международных, экономических, научных, культурных и спортивных связей.
Объект классификации - суверенные государства или любые другие территории, имеющие политические, экономические, географические или исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
1995
ОКПО предназначен для:
- обеспечения единого государственного учета предприятий и организаций в Российской Федерации;
- обеспечения совместимости и сопоставимости значений различных социально-экономических показателей при информационном взаимодействии с органами федеральной и территориальной власти и управления;
- организации нормативно-справочной информации, используемой в регистрах, базах данных, комплексах автоматизированной обработки информации;
- обеспечения единых принципов идентификации хозяйствующих субъектов при их взаимодействии в рамках информационного пространства СНГ.
Коды ОКПО подлежат обязательному применению в унифицированных формах документов, а также при обмене информацией на машинных носителях.
Объектами ОКПО являются:
- предприятия, организации, учреждения и объединения независимо от их форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, учреждения Банка России и кредитные организации, общественные объединения и другие юридические лица;
- полные товарищества;
- филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения предприятий и организаций.
Одним из отраслевых разделов ОКПО является классификатор учреждений Банка России и кредитных организаций, предназначенный для обеспечения информационной совместимости между различными звеньями банковской автоматизированной системы, а также между автоматизированной банковской системой в целом и общегосударственной системой управления
Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N 97
Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКФС предназначен для:
- формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права;
- решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
- обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
- анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также следующими Федеральными законами:
- "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г.;
- "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. с изменениями и дополнениями;
- "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ с изменениями и дополнениями;
- "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ;
- "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ;
- "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ.
Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.
Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
С учетом изложенного в ОКФС формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника.
Например, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является федеральной собственностью; имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью и т.п.
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-99
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N 97
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКОПФ предназначен для:
- формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;
- решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
- обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
- анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также следующими Федеральными законами и нормативными актами:
- "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 г. (с изменениями и дополнениями);
- "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ;
- Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" от 26 июля 1995 г. N 765;
- "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ;
- "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ;
- "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ;
- "О товариществах собственников жилья" от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ;
- "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ.
К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
В ОКОПФ выделены три основные классификационные группировки: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями; организации без прав юридического лица, индивидуальные предприниматели, и определен состав относящихся к ним позиций
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367;
распоряжением Банка России от 24 июля 1997 г. N Р-208
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКПДТР предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления экономикой в условиях автоматизированной обработки информации.
Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-94
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 368
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКСВНК создан как функциональная часть единого языка - посредника для автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления экономикой Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего образования при решении следующих задач:
- регулирования и планирования приема и выпуска специалистов в аспирантуру и докторантуру;
- статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов высшей научной квалификации;
- интеграции системы подготовки специалистов высшей научной квалификации Российской Федерации в соответствующие международные образовательные структуры;
- проведения международных статистических сопоставлений;
- статистического учета по линии ЮНЕСКО.
Объектами классификации в ОКСВНК являются специальности высшей научной квалификации, отнесенные к различным отраслям науки и для некоторых отраслей, сгруппированные в группы специальностей высшей научной квалификации, выделенные в пределах данной отрасли науки
Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-95
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 412
Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКИН предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-93
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 296
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления экономикой Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:
- регулирования приема и выпуска студентов;
- статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;
- интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;
- сопоставимости образовательной статистики России и других стран.
Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;
распоряжением Банка России от 24 июля 1997 г. N Р-208
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКОФ предназначен для информационной поддержки при решении следующих задач:
- проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;
- реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике;
- осуществления международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов;
- расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие;
- расчета рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.
Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды.
Основными фондами являются производственные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
(ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКДП предназначен в качестве единого языка общения производителей и потребителей продукции и услуг для описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) представляет собой систематизированный свод классификационных группировок соответствующих объектов классификации
Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства
Введен в действие с 1 января 1976 г.
Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКОНХ представляет собой группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе разделения труда
Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и другие.
ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.
Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОК 003-93
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 164
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
Классификатор предназначен для решения задач:
1) рациональной организации пенсионного обеспечения граждан, в т.ч. по:
- видам пенсий;
- категориям лиц, имеющих право на пенсию по старости, на льготную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, за выслугу лет;
- видам трудовой деятельности, засчитываемой в общий трудовой стаж для назначения и исчисления пенсии;
- доказательствам трудового стажа;
- составу заработка, из которого исчисляются пенсии;
- размерам пенсий и исчислению основного размера пенсии из заработка;
- видам надбавок к пенсиям и повышениям пенсий и т.д.;
2) социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в т.ч. по:
- категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации;
- компенсациям и льготам гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
- пенсионному обеспечению граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
- упрощению процедур назначения пособий по социальному обеспечению и предоставлению льгот инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, в т.ч. по:
- видам пособий;
- условиям и срокам выплаты пособий по безработице;
- льготам для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и членам их семей и др. категориям лиц;
- группам населения, получающим бесплатно по рецептам врачей лекарственные средства и изделия медицинского назначения при амбулаторном лечении, и т.д.;
3) социального обслуживания граждан, в т.ч. по:
- врачебно-трудовой экспертизе;
- труду инвалидов и лиц с частичной потерей трудоспособности;
- учебным заведениям для инвалидов;
- средствам протезирования инвалидов;
- средствам ортопедической помощи инвалидам;
- средствам передвижения;
- домам-интернатам для инвалидов и престарелых.
ОКИСЗН направлен на оказание методической помощи органам социальной защиты населения, на осуществление прогнозирования развития системы социальной защиты населения, на улучшение использования средств вычислительной техники при создании автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93
Принят и введен в действие Постановлением Гоa г. N 163
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКУН разработан для решения следующих задач:
- развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;
- осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;
- повышения эффективности применения средств вычислительной техники;
- учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;
- изучения спроса населения на услуги;
- предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных административно-правовых форм собственности гражданами - индивидуалами;
- гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;
- актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.
Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами - индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания
Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 366;
распоряжением Банка России от 24 июля 1997 г. N Р-208
Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКЕИ предназначен для использования при решении задач количественной оценки технико-экономических и социальных показателей в целях осуществления государственного учета и отчетности, анализа и прогнозирования развития экономики, обеспечения международных статистических сопоставлений, осуществления внутренней и внешней торговли, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и организации таможенного контроля.
Объектами классификации в ОКЕИ являются единицы измерения, используемые в этих сферах деятельности
Общероссийский классификатор стандартов ОК (МС (ИСО / ИНФКО МКС) 001-96) 001-93
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 июня 1993 г. N 160
Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей, тематических выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам по стандартизации, обеспечивая таким образом распространение этих документов в национальном, межгосударственном и международном масштабах.
Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы по стандартизации.
ОКС устанавливает коды и наименования классификационных группировок, используемых для индексирования объектов классификации
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах ОК 026-95
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1995 г. N 642
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) Российской Федерации.
ОКОК предназначен для:
- обеспечения функционирования и взаимодействия автоматизированного банка данных общероссийских классификаторов ВНИИКИ Госстандарта России с автоматизированным банком классификаторов федерального уровня Госкомстата России, автоматизированными банками данных организаций - разработчиков общероссийских классификаторов и другими автоматизированными банками и автоматизированными системами обработки информации;
- обеспечения единства организации информационных массивов по общероссийским классификаторам в автоматизированных системах обработки информации;
- упорядочения информации в ЕСКК, контроля за составом общероссийских классификаторов и исключения дублирования различных общероссийских классификаторов.
Объектами классификации в ОКОК являются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, входящие в состав ЕСКК, принятые Госстандартом России и прошедшие государственную регистрацию, выделенные в общероссийских классификаторах фасеты, не используемые в структуре идентификационного кода или в структуре позиций классификатора, а также фасеты классификаторов, имеющих фасетную структуру.
В ОКОК приведены: полное наименование общероссийских классификаторов; цифровой трехзначный код, присвоенный классификатору по порядковой системе кодирования; год принятия классификатора Госстандартом России; дата введения классификатора; организации, ответственные за разработку и ведение классификаторов
Книга государственной регистрации кредитных организаций РФ
ВЕДОМСТВЕННЫЕ КЛАССИФИКАТОРЫ БАНКА РОССИИ
Предназначена для регистрации кредитных организаций, учета изменений, вносимых в учредительные документы, а также для учета аннулированных записей о регистрации кредитных организаций.
Объектом классификации являются кредитные организации, зарегистрированные в Банке России и/или имеющие лицензию на осуществление банковских операций
Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации (Справочник БИК РФ)
Принят и введен в действие Положением Банка России от 16 сентября 1996 г. N 48
Предназначен для идентификации всех участников расчетов на территории Российской Федерации (как кредитных организаций, так и подразделений Банка России). Содержит информацию об учреждениях и подразделениях Банка России, а также кредитных организациях (филиалах), корреспондентские счета (субсчета) которых открыты в расчетной сети Банка России.
Объектом классификации "Справочника БИК РФ" являются участники межбанковских расчетов на территории Российской Федерации.
Содержит реквизиты участников межбанковских расчетов на территории Российской Федерации (банковские идентификационные коды, корреспондентские счета (субсчета), открытые в учреждениях Банка России, адреса и наименования участников межбанковских расчетов) и дополнительную справочную информацию
План счетов бухгалтерского учета
Принят и введен в действие с 01.10.98 Временным регламентом формирования, ведения и сопровождения электронной базы данных "План счетов бухгалтерского учета", утвержденным Первым заместителем Председателя Банка России
Предназначен для ведения бухгалтерского учета в банковских учреждениях Российской Федерации и представления бухгалтерской отчетности на единых принципах.
Объектом классификации являются бухгалтерские балансовые и внебалансовые счета.
Содержит кодовые обозначения и наименования, характеристики балансовых и внебалансовых бухгалтерских счетов
Классификатор валют по межправительственным соглашениям, используемых в банковской системе Российской Федерации (Классификатор клиринговых валют)
Принят и введен в действие распоряжением Банка России от 28 июля 1997 г. N Р-212
Предназначен для проведения единой учетной политики и обеспечения однозначной идентификации валют по межправительственным соглашениям в автоматизированных системах обработки банковской информации.
Объектом классификации являются валюты по межправительственным соглашениям (клиринговые валюты)
Справочник банков (филиалов), уполномоченных на проведение банковских операций в иностранной валюте
1994
Предназначен для идентификации кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций в иностранной валюте.
Объектом классификации являются кредитные организации, уполномоченные на осуществление банковских операций в иностранной валюте.
Содержит кодовые обозначения и наименования банков и их филиалов, уполномоченных на осуществление банковских операций в иностранной валюте
Справочник кодов подразделений для формирования сводной отчетности в системе Банка России (Справочник КП)
Принят и введен в действие распоряжением Банка России от 28 января 1997 г. N 25
Предназначен для идентификации учреждений и подразделений Банка России при обработке бухгалтерской и статистической отчетности, а также для идентификации их в межрегиональных электронных платежах.
Объектом классификации являются учреждения и подразделения Банка России.
Содержит кодовые обозначения и наименования учреждений и подразделений Банка России
Справочник расчетных центров и обслуживаемых ими учреждений банков государств СНГ (Справочник СНГ)
Предназначен для идентификации всех участников межбанковских расчетов на территории государств СНГ и Балтии (как кредитных организаций, так и подразделений национальных банков).
Содержит информацию об учреждениях национальных банков государств, а также кредитных организациях (филиалах), корреспондентские счета (субсчета) которых открыты в расчетной сети национальных банков государств.
Объектами классификации "Справочника СНГ" являются участники межбанковских расчетов на территории государств СНГ и Балтии с указанием их реквизитов, признаков классификации.
Содержит банковские идентификационные коды и наименования участников межбанковских расчетов на территории СНГ и Балтии
Номенклатура отчетов по различным формам банковской отчетности
Предназначена для идентификации различных символов, признаков, используемых при составлении банковской отчетности в системе Банка России.
Объектом классификации являются символы, признаки, счета, используемые при составлении и обработке банковской отчетности в Банке России.
Содержит кодовые обозначения и наименования символов, признаков, счетов в банковской отчетности
Справочник курсов валют
Предназначен для ведения курсов валют в соответствии с Приказом Банка России "О курсах иностранных валют по отношению к рублю".
Объектом классификации являются курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Содержит курсы и масштаб иностранных валют по отношению к рублю
Справочник процентных ставок ЛИБОР
Предназначен для ведения ставок ЛИБОР, используемых при начислении процентов за межгосударственные кредиты.
Объектом классификации являются процентные ставки ЛИБОР.
Содержит значения процентных ставок ЛИБОР
Государственный реестр аудиторских фирм (аудиторов), получивших лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита
Принят и введен в действие Положением Банка России от 10.09.97 N 64 "Об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" и "Положением о порядке ведения государственного реестра аудиторских фирм (аудиторов), получивших лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита", утвержденным ЦАЛАК Банка России 23.09.97, протокол N 6
Предназначен для учета выданных и аннулированных лицензий, а также изменений в регистрационных данных аудиторских фирм (аудиторов).
Объектом классификации являются аудиторские фирмы (аудиторы), получившие в соответствии с решением Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Банка России лицензию на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита.
Содержит сведения о регистрационных данных фирм (самостоятельно работающих аудиторов); аудиторах, работающих в штатах фирмы, а также информацию о выданных и аннулированных ЦАЛАК Банка России лицензиях на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита
Государственный реестр выданных квалификационных аттестатов аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита
Принят и введен в действие Положением Банка России от 10.09.97 N 64 "Об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" и "Положением о порядке ведения государственного реестра выданных квалификационных аттестатов на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита", утвержденным ЦАЛАК Банка России 23.09.97, протокол N 6
Предназначен для регистрации квалификационных аттестатов, выданных аудиторам, учета изменений, вносимых в записи, а также для учета продления срока действия квалификационного аттестата и его аннулирования.
Объектом классификации являются аттестованные аудиторы, получившие в соответствии с решением Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Банка России аттестат на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита.
Содержит сведения об аттестованных аудиторах, а также информацию о выданных и аннулированных ЦАЛАК Банка России аттестатах на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита и продлении срока действия аттестата
Ведомственный классификатор счетносортировальных машин ВК 008-2013
Утвержден и введен в действие Приказом Банка России от 14 мая 2013 года N ОД-238
Предназначен для решения следующих задач в Центральном банке Российской Федерации:
- структурирование требований, предъявляемых к счетно-сортировальным машинам (далее - ССМ) при обработке денежной наличности и к технологическим процессам, используемым в Банке России;
- обеспечение сопоставимости технических параметров ССМ;
- разработка методик проведения тестирования ССМ в сервисном центре Межрегионального хранилища (г. Санкт-Петербург) Центрального хранилища Банка России;
- формирование и ведение Справочника ССМ.
Объектами классификации являются ССМ, предназначенные для счета и сортировки банкнот на ветхие и годные к обращению, проверки платежеспособности и подлинности банкнот, имеющие не менее одного кармана выдачи и не менее одного кармана возврата банкнот и адаптированные к обработке банкнот Банка России.
Содержит углубленную классификацию объектов, включенных в общероссийские классификаторы:
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее - ОКПД) и Общероссийский классификатор основных фондов (далее - ОКОФ) в части подмножества классификационных групп "Машины для сортировки и счета монет, банкнот и лотерейных билетов", приведенных в ОКПД и ОКОФ: с кодом 3010440 в ОКПД и с кодом 143010440 в ОКОФ
Приложение 2
к Положению Банка России
"О Единой системе
классификации и кодирования
технико-экономической
информации (ЕСКК ТЭИ)
Банка России"
от 19 июля 2000 г. N 116-П
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЕСКК ТЭИ
Ведение классификатора - поддержание классификатора в достоверном (актуальном) состоянии. Ведение классификатора заключается в оперативном внесении в его эталон всех появляющихся изменений в кодах, наименованиях или дополнительной информации, описывающей объекты и классификационные группировки.
Внедрение классификатора - проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих применение классификатора в предназначенной сфере деятельности.
Государственная регистрация классификатора - регистрация общероссийского классификатора в государственном реестре.
Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) - система, устанавливающая состав и содержание работ по классификации и кодированию технико-экономической информации, единый порядок планирования и проведения этих работ.
ЕСКК ТЭИ состоит из совокупности взаимоувязанных классификаторов технико-экономической информации, систем их ведения, научно-методических и нормативно-технических документов по их разработке, ведению и внедрению, а также включает организации и службы, осуществляющие работы по классификации и кодированию.
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Категория классификатора - признак, указывающий на принадлежность классификатора к определенной группе в зависимости от его утверждения и сферы применения.
Классификатор - официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации.
Классификационная группировка - подмножество объектов, полученное в результате классификации. Это подмножество обладает совокупностью одних и тех же значений признаков классификации. Классификационная группировка имеет код и наименование в системе классификации и в классификаторе.
Классификация - разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Классификация (классифицирование) - это процесс отнесения объектов заданного множества к группировкам (классам) какой-либо системы классификации, образованной на основе использования совокупности признаков, присущих этим объектам.
Контрольный экземпляр электронной базы данных - учтенная копия эталонной электронной базы данных, предназначенная для обнаружения ошибок и несоответствий в базах данных динамического и коллективного использования и достоверная на заданный момент времени.
Мониторинг электронных баз данных - непрерывный контроль за состоянием электронных баз данных (ЭБД), принятие решений по развитию ЭБД, принятие решений по изменению данных в ЭБД.
Нормативно-справочная информация - информация, заимствованная из нормативных документов и справочников, используемая при функционировании информационной системы.
Объект классификации - элемент классифицируемого множества, которым в Банке России являются виды экономической деятельности, виды банковских операций, унифицированные формы банковских документов, экономические показатели, денежные единицы, кредитные организации, счета бухгалтерского учета, корреспондентские счета, подразделения расчетной сети Банка России и пр.
Опорный объект информатизации - территориальное подразделение Банка России, на которое приказом Банка России возложены дополнительные функции по разработке типовых программных комплексов, обеспечивающих сбор и обработку банковской информации. Функции опорного объекта информатизации определяются положениями, утвержденными руководством Банка России.
Перекодировочная таблица - таблица соответствия кодов одних и тех же классификационных группировок и (или) объектов классификации из разных классификаторов.
Признак классификации - свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признак классификации иногда называют основанием деления.
Рабочая копия электронной базы данных - копия контрольного экземпляра электронной базы данных, предназначенная для использования в автоматизированных системах и программных комплексах.
Регистрация классификатора - присвоение утвержденному классификатору регистрационного номера и запись необходимых сведений о нем в реестр.
Технико-экономическая информация - информация, используемая в сферах производства, распределения и потребления материальных благ, а также в сферах планирования и управления экономикой государства, и включает сведения об объектах и процессах, происходящих в экономике.
Унификация документов - выбор рациональных структур построения систем документов, приведение документов к единообразию на основе установления рационального количества форм и типизации их построения. Объектами унификации в формах являются показатели, реквизиты показателей, форматы, правила расположения информации по полю документа.
Унифицированная система документации - комплекс взаимоувязанных форм документов, процессов и правил документирования данных и документооборота, отвечающих единым правилам и требованиям, а по содержанию - средство реализации информационных процессов для документированного обмена данными, имеющими нормативно-правовую силу при управлении народным хозяйством.
Электронный документ - носитель информации и записанные на нем данные, предназначенные для использования человеком. Документ характеризуется жестким позиционным закреплением различных элементов данных.
Эталон классификатора - классификатор, принимаемый за исходный, для сопоставления с ним аналогичных по содержанию документов.
Эталонная база данных - систематизированная совокупность данных (массив данных), принимаемая за исходную для сопоставления с аналогичными данными в контрольных экземплярах и рабочих копиях.