ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2023 г. N АКПИ23-865
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.К. о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 29, подпунктов "а", "б", "в" пункта 30 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17 апреля 2023 г. N 382,
установил:
приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17 апреля 2023 г. N 382 (далее также - Приказ) утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее также - Правила). Нормативный правовой акт 2 июня 2023 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 73719, и размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
В соответствии с пунктом 29 Правил прием регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при условии идентификации отправителей (их уполномоченных представителей) одним из следующих способов:
а) предъявление документа, удостоверяющего личность;
б) использование федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации);
в) использование определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
Прием почтовых переводов у отправителей (их уполномоченных представителей) осуществляется при условии их идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Согласно пункту 30 Правил по результатам идентификации отправителя (его уполномоченного представителя) при приеме регистрируемого почтового отправления оператор почтовой связи осуществляет фиксирование и хранение:
а) данных документа, удостоверяющего личность отправителя (его уполномоченного представителя) (фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер документа, удостоверяющего личность отправителя, сведения о дате выдачи документа, удостоверяющего личность отправителя, и выдавшем его органе);
б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (если от имени отправителя действует уполномоченный представитель);
в) реквизитов адресов отправителя и адресата, указанных на почтовом отправлении, в соответствии с пунктом 19 данных правил.
Установление, фиксирование и хранение данных (сведений) при приеме почтового перевода осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Указанные данные фиксируются путем их внесения оператором почтовой связи в установленные оператором почтовой связи типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных отправителя (его уполномоченного представителя), используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных, или иным способом, установленным оператором почтовой связи.
К.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 29, подпунктов "а", "б", "в" пункта 30 Правил, ссылаясь на их противоречие части 1 статьи 9 Федерального закона
от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее также - Закон о персональных данных), статье 7 Федерального закона
от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее также - Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), пункту 1 статьи
165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагает, что оспариваемые положения нормативного правового акта в нарушение части 3 статьи
55 Конституции Российской Федерации необоснованно ограничивают его право на беспрепятственную отправку почтовой корреспонденции и право не предоставлять персональные данные третьим лицам в случаях, не предусмотренных законом, а также препятствуют реализации процессуальных прав и обязанностей как практикующего юриста при представлении интересов физических и юридических лиц. По мнению административного истца, оспариваемые нормы не соотносятся с содержанием статьи 64 Федерального закона
от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее также - Закон о связи), а также правовым регулированием смежных правоотношений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Административный ответчик Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее также - Минцифры России) в письменных возражениях на административный иск и заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административный иск указали, что Приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, оспариваемые положения Правил не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают права административного истца.
Административный истец К.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Минцифры России К.А. поддержал изложенную в письменных возражениях правовую позицию, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Минюст России письменно заявил ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив доводы административного истца и заинтересованного лица, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 4 Федерального закона
от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются данным федеральным законом, Законом о связи, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий (часть первая).
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть вторая).
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 5.2.25 пункта 5 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 2 июня 2008 г. N 418, Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи; на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты, в частности правила оказания услуг почтовой связи.
Согласно представленным административным ответчиком документам Правила приняты в рамках исполнения решения Государственного антинаркотического комитета, утвержденного протоколом от 26 июня 2020 г. N 44, проект нормативного правового акта согласован рабочей группой в сфере связи и информационных технологий при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы согласно протоколу заочного заседания рабочей группы от 31 октября 2022 г. N РГПС 133.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона
от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (часть 4 статьи 3 названного закона).
Закрепленные в пункте 3 Приказа дата вступления его в силу (с 1 сентября 2023 г.) и срок действия (в течение шести лет с даты вступления в силу) соответствуют приведенным предписаниям Закона об обязательных требованиях.
Согласно статье 2 Закона о почтовой связи почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств (абзац второй); услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (абзац шестой); почтовый перевод денежных средств - услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи (абзац восьмой); организации почтовой связи - юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности (абзац двенадцатый); почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры (абзац девятнадцатый).
В силу части первой статьи 16 названного федерального закона услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что почтовые отправления (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) принимаются оператором почтовой связи от отправителя: а) без выдачи ему квитанции и доставляются (вручаются) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения (далее - простые почтовые отправления); б) с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью, где почтовое отправление принимается оператором почтовой связи от отправителя с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) (далее - регистрируемые почтовые отправления). При пересылке регистрируемых почтовых отправлений (почтовых переводов) с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
Одной из целей Закона о связи в соответствии с его статьей 1 является создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В рамках реализации указанной цели в статье 64 данного федерального закона установлены обязанности операторов связи. Так, операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий, предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами, при проведении уполномоченными государственными органами следственных действий оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства (подпункт 1 пункта 1, пункты 1.1, 5).
В соответствии с приведенной статьей постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 августа 2005 г. N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, согласно пункту 4 которых сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Минцифры России по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Требованиями к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 65, предусмотрено, что сети почтовой связи, в том числе при их развитии и расширении, а также средства почтовой связи оператора почтовой связи должны обеспечивать возможность передачи уполномоченному органу информации об оказанных услугах почтовой связи, о пользователях (отправителях и адресатах) услугами почтовой связи (подпункты "а", "б" пункта 2).
Вопреки доводам административного истца установленные статьей 64 Закона о связи обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи распространяются в том числе на услуги почтовой связи по пересылке регистрируемых почтовых отправлений.
Таким образом, закрепленные в пунктах 29 и 30 Правил условия идентификации отправителей и требования к фиксированию и хранению данных (сведений) соответствуют установленным федеральным законом ограничениям, необходимым в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в связи с чем доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье
55 Конституции Российской Федерации подлежат отклонению.
Реализации процессуальных прав административного истца как представителя физических и юридических лиц при оказании им юридических услуг подпункты "а", "б" пункта 29 и подпункты "а", "б", "в" пункта 30 Правил не препятствуют.
Из содержания пункта 29 Правил следует, что он дополнительно предусматривает использование альтернативных способов идентификации отправителей (их уполномоченных представителей), к которым относится использование единой системы идентификации и аутентификации, а также иных способов, определяемых оператором почтовой связи и обеспечивающих достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
Указанной норме корреспондируют предписания пункта 32 Правил, предусматривающего, что вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (их уполномоченным представителям) осуществляется при условии их идентификации.
Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (часть первая статьи 2).
В обозначенных целях в статье 7 данного федерального закона определены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Положения Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются на организации почтовой связи в части осуществлении ими приема почтовых переводов денежных средств (абзац пятый пункта 29, абзац пятый пункта 30 Правил). Проведение идентификации отправителей и получателей почтовых отправлений в предмет регулирования названного закона не входит.
Следовательно, ссылки административного истца на противоречие оспариваемых положений Правил статье 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма являются несостоятельными в силу различного предмета правового регулирования нормативных правовых актов.
Согласно статье 3 Закона о персональных данных под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1); оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3).
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (часть 2 статьи 5 названного федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом о персональных данных. В частности, обработка персональных данных допускается в случаях, когда она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 указанного федерального закона).
В системе действующего правового регулирования допускается обработка персональных данных для идентификации отправителя почтового отправления для обеспечения исполнения возложенных на оператора связи обязанностей, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Не противоречат оспариваемые в части нормы Правил и пункту 1 статьи
165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащему нормативные предписания относительно возникновения гражданско-правовых последствий юридически значимых сообщений, не связанные с правовым регулированием порядка оказания услуг почтовой связи.
Довод административного иска об отсутствии у акционерного общества "Почта России" ресурсов для осуществления деятельности, связанной с хранением персональных данных получателей услуг почтовой связи, является субъективным мнением административного истца и не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом того, что Правила в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями
175 -
180,
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К.К. о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 29, подпунктов "а", "б", "в" пункта 30 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17 апреля 2023 г. N 382, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ