НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 04.09.2024 N АКПИ24-490 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими в части пункта 3 требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, графического описания требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской области, и координат (характерных) поворотных точек графического описания участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими в части пункта 3 требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, графического описания требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской области, и координат (характерных) поворотных точек графического описания участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2024 г. N АКПИ24-490
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям М., С.Н., С.В. о признании не действующими в части пункта 3 требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, графического описания требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской области, и координат (характерных) поворотных точек графического описания участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 2221,
установил:
приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 2221 (далее также - Приказ) утверждены требования к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области (далее также - Требования к градостроительным регламентам), согласно приложению N 3; графическое описание требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской области (далее также - Графическое описание), и координаты (характерных) поворотных точек графического описания участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области (далее также - Координаты поворотных точек), согласно приложению N 4.
В соответствии с пунктом 3 Требований к градостроительным регламентам территории, не подлежащие застройке (участки Л-1), устанавливаются с целью сохранения ландшафта береговых склонов с зелеными массивами, которые являются не только характерными элементами панорамы, но и играют роль ширмы, скрывающей диссонирующую застройку. На территории регламентных участков генеральным планом поселения (населенного пункта) должно предусматриваться размещение массивов зеленых насаждений (абзац первый).
Устанавливаются на территориях зеленых зон и участках, свободных от застройки, в границах населенных пунктов Серково, Гравийный Карьер и Сунгурово, воспринимаемых с охраняемых видовых площадок и трасс исторического поселения (абзац второй).
В границах участков разрешается: ведение хозяйственной деятельности в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков; осуществление природоохранных и природовосстановительных мероприятий, проведение работ по защите рельефа от естественного разрушения; капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры, строительство подземных объектов инженерной инфраструктуры; капитальный ремонт, реконструкция существующей и строительство улично-дорожной сети; благоустройство территории (устройство лестниц, дорожек, площадок, ограждений из жердей (слег) или с просветами не менее 50 процентов, размещение малых архитектурных форм); размещение рекламных конструкций с параметрами не более 1,2 м x 1,8 м (абзацы третий - девятый).
М., С.Н. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 3 Требований к градостроительным регламентам не действующим в части отнесения населенного пункта Гравийный Карьер к населенным пунктам, в границах которых устанавливаются территории, не подлежащие застройке (участки Л-1); С.В. - о признании данного пункта недействующим в полном объеме. Административные истцы также просили признать не действующими Графическое описание и Координаты поворотных точек в части описания контура N 2 регламентного участка Л-1.
По мнению административных истцов, в оспариваемой части Приказ издан Министерством культуры Российской Федерации (далее также - Минкультуры России) с превышением предоставленных ему полномочий, не соответствует положениям статьи 59 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), нарушает их права как собственников и пользователей земельных участков, препятствует в использовании участков по назначению, а также в получении их в собственность для эксплуатации возведенных на них строений.
Нарушение своих прав оспариваемыми положениями административные истцы связывают с отнесением принадлежащих им на праве собственности и предоставленных в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных за границами территории исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области (далее также - Историческое поселение), а именно - в поселке Гравийный Карьер Красносельского района Костромской области, к регламентной зоне (Л-1), не предусматривающей застройку.
Административный ответчик - Минкультуры России в письменных возражениях и заинтересованное лицо - Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменном отзыве на административный иск указали, что Приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований, предъявляемых к принятию нормативных правовых актов, их государственной регистрации и опубликованию, в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Представители административных истцов М. - А. и К.Е.В., С.Н. - К.Е.А., С.В. - В. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Минкультуры России Б. поддержал изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просил отказать в удовлетворении административных исков.
Минюст России письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей, что административные иски не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Закон об объектах культурного наследия, как следует из его преамбулы, регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Подпунктом 31 пункта 1 статьи 9, пунктом 6 статьи 59 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации (далее также - исторические поселения федерального значения), предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.
Таким органом в соответствии Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, является Минкультуры России, которое на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты и утверждает перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах (пункт 1, подпункты 5.2, 5.3.21 пункта 5).
Процедура включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах регулируется Порядком включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах, утвержденным приказом Минкультуры России от 12 июля 2016 г. N 1604 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка утверждение предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторических поселений, включенных в перечень исторических поселений, осуществляется с учетом следующих документов - материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований территории населенного пункта (подпункт 3.1); проекта границ территории исторического поселения федерального значения (подпункт 3.2); проекта предмета охраны исторического поселения федерального значения (подпункт 3.3); проекта требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения (подпункт 3.4); историко-культурного опорного плана исторического поселения (подпункт 3.5); перечня исторически ценных градоформирующих объектов (подпункт 3.6).
Пункт 4 Порядка закрепляет общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения, включающие в себя в том числе: общие положения об особом регулировании градостроительной деятельности в историческом поселении федерального значения (подпункт 4.1); требования к видам разрешенного использования земельных участков применительно к территории исторического поселения федерального значения, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков, необходимые для сохранения исторического поселения для включения в состав разрешенных видов использования, а также виды разрешенного использования земельных участков, которые не могут быть включены в перечень разрешенных видов использования в градостроительном регламенте территориальной зоны, расположенной в границах территории исторического поселения федерального значения (подпункт 4.2).
По результатам рассмотрения документов, перечисленных в пункте 3 Порядка, Минкультуры России в срок не более шести месяцев со дня их поступления принимает решение о включении населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения и утверждении его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в указанных границах либо об отказе во включении такого населенного пункта в указанный перечень (пункт 6).
Совместным приказом Минкультуры России N 418, Министерства регионального развития Российской Федерации N 339 от 29 июля 2010 г. "Об утверждении перечня исторических поселений" г. Плес включен в Перечень исторических поселений (пункт 26). Данный приказ признан утратившим силу в связи с изданием Минкультуры России приказа от 4 апреля 2023 г. N 839 "Об утверждении перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации", которым г. Плес Ивановской области включен в перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации.
Границы территории и предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области утверждены приказом Минкультуры России от 26 декабря 2014 г. N 2450 (далее - Приказ N 2450), согласно которому предметом охраны указанного исторического поселения являются в числе прочего композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения (пункт 6 приложения N 2), перечень которых приведен в приложениях N 1, 2 к предмету охраны, включая схему размещения трасс и точек видовых раскрытий охраняемых панорам и видов.
В частности, к охраняемым панорамам и видам отнесена Волжская панорама (трасса 1, сектор 1.1, 1.2), включающая в том числе следующие элементы охраны: силуэт панорамы с доминированием храмов и колоколен; сочетание высоких берегов, изрезанных глубокими оврагами, зеркала Волги и исторической застройки; живописные береговые склоны, покрытые лесом и открытые.
В рамках реализации полномочий Минкультуры России на основании проведенного обществом с ограниченной ответственностью "Градостроительная мастерская" ландшафтно-визуального анализа видовых раскрытий Исторического поселения, направленного на устойчивое развитие территорий, расположенных в бассейне видовых раскрытий (за пределами Исторического поселения), с учетом обеспечения сохранности панорам и видов исторического поселения федерального значения г. Плес Ивановской области и отраженного в научно-проектной документации (2017 г.) (далее - Документация), Приказом утверждены в том числе требования к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области.
В соответствии с требованиями пунктов 3 - 5 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", Минкультуры России разместило 12 апреля 2018 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (regulation.gov.ru) проект приказа "Об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, а также требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской области, в которых находятся точки основных видовых раскрытий (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области", изложив в паспорте проекта информацию, относящуюся к его разработке, в том числе о проведении общественного обсуждения с 27 апреля по 11 мая 2018 г. и независимой антикоррупционной экспертизы с 27 апреля по 3 мая 2018 г.
Предложений в рамках общественного обсуждения проекта нормативного правового акта не поступило.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2019 г., регистрационный номер 53616, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 1 февраля 2019 г.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего в том числе Требования к градостроительным регламентам, Графическое описание и Координаты поворотных точек, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением установленного порядка принятия, государственной регистрации и опубликования.
Доводы административных истцов о несоответствии Приказа в оспариваемой части статье 59 Закона об объектах культурного наследия подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Законом об объектах культурного наследия установлено, что историческим поселением в целях данного федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (пункт 1 статьи 59).
Пунктами 2, 3 статьи 59 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению и включает в себя: исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; планировочную структуру, включая ее элементы; объемно-пространственную структуру; композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
Предусмотренное Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и Законом об объектах культурного наследия особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении обусловлено необходимостью обеспечения сохранности находящихся на его территории объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих собой историко-культурную ценность.
В силу части 5 статьи 36 ГрК РФ применительно к территориям исторических поселений градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с Законом об объектах культурного наследия.
Из пункта 1 статьи 60 Закона об объектах культурного наследия следует, что градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с данным федеральным законом.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя в том числе: разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек (секторов) (подпункт 3.1); обеспечение согласования в соответствии с данным федеральным законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения (подпункт 4).
Проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 60 Закона об объектах культурного наследия).
Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке (пункт 5 статьи 60 Закона об объектах культурного наследия).
Предметом согласования проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, является соответствие указанных проектов утвержденному предмету охраны исторического поселения (пункт 7 статьи 60 Закона об объектах культурного наследия).
Из анализа вышеприведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что действующее законодательство не обусловливает определение предмета охраны исторического поселения федерального значения и требований к градостроительным регламентам в границах участков, расположенных за границами территории исторического поселения, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, содержанием документов территориального планирования - генерального плана поселения, генерального плана городского округа - и не ставит их в зависимость от установленных такими документами параметров функциональных зон.
Документация, положенная в обоснование издания проекта Приказа, выполнена в рамках комплекса мероприятий по сохранению и развитию исторических поселений и направлена на сохранение аутентичности г. Плес в процессе его развития и его планировочной структуры и исторической среды. Требования к градостроительным регламентам для участков, расположенных в бассейне видовых раскрытий вне территории Исторического поселения, разработаны с целью сохранения его уникальных панорам и видов, включенных в предмет охраны Исторического поселения.
Согласно приобщенному к материалам дела протоколу от 29 марта 2018 г. основные проектные решения Проекта требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения и требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения, в которых находятся точки основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения г. Плес Ивановской области, одобрены на заседании секции градостроительного регулирования в исторических поселениях Научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры России.
Указанный проект в томе II содержит обоснование границ территорий с различными требованиями к градостроительным регламентам с учетом характеристик видовых раскрытий, признанных проектом важными для сохранения предмета охраны исторического поселения, определенных в результате ландшафтно-визуального анализа. В частности, левобережье Волги, участвующее в видовых раскрытиях исторического поселения Плес, представляет собой изрезанный оврагами склон с чередованием леса и открытых участков, где на верхних отметках рельефа между залесенными оврагами расположена череда деревень. Протяженность бассейна видовых раскрытий вдоль Волги составляет около 12 км. Наиболее подробное восприятие территории, зданий и сооружений наблюдается в населенных пунктах, расположенных напротив Плеса - д. Серково и пос. Гравийный Карьер. Важную роль в восприятии фронтального вида из Плеса играют открытые участки склонов и покрытые древесно-кустарниковой растительностью, которая как бы понижает степень плотности застройки, местами скрывая ее. Существенными элементами панорамы являются массив леса на склонах оврага, переходящий на береговой склон Волги, разделяющий расположенную на склоне застройку д. Серково и застройку пос. Гравийный Карьер, и открытые участки террасированного ландшафта выше по рельефу, перемежающиеся группами и рядами деревьев. На территориях д. Серково и пос. Гравийный Карьер расположены точки наилучшего раскрытия исторического поселения.
Из пункта 3 Требований к градостроительным регламентам следует, что территории, не подлежащие застройке (участки Л-1), устанавливаются с целью сохранения ландшафта береговых склонов с зелеными массивами, которые являются не только характерными элементами панорамы, но и играют роль ширмы, скрывающей диссонирующую застройку, на территориях зеленых зон и участках, свободных от застройки в границах населенных пунктов Серково, Гравийный Карьер и Сунгурово, воспринимаемых с охраняемых видовых площадок и трасс исторического поселения.
Доводы административных истцов о нарушении Минкультуры России компетенции при утверждении требований к градостроительным регламентам применительно к их земельным участкам и об отнесении этих участков к регламентной зоне (Л-1), не подлежащей застройке, являются несостоятельными, поскольку согласно Приказу N 2450 в предмет охраны Исторического поселения входят точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), расположенные за границами территории Исторического поселения, в том числе на территории Костромской области, включая населенный пункт Гравийный Карьер.
Приказ не является градостроительным документом, поскольку утверждает требования к градостроительным регламентам, а не сами регламенты, в связи с чем не регулирует градостроительную деятельность, осуществляемую на территории Костромской области, и не нарушает права и охраняемые законом интересы административных истцов, так как из содержания пункта 3 Требований к градостроительным регламентам следует, что территории, не подлежащие застройке (участки Л-1), устанавливаются на территориях зеленых зон и участках, свободных от застройки в границах населенных пунктов.
Отражение в Графическом описании и в Координатах поворотных точек расположения регламентных зон для участков, которые расположены за границами Исторического поселения и в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, не является градостроительным зонированием, осуществлено в целях обеспечения сохранности предмета охраны исторического поселения и определяет разработку органами местного самоуправления градостроительных регламентов применительно к территориальным зонам.
Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении, предусмотренное Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом об объектах культурного наследия и законодательством субъектов Российской Федерации, обусловлено необходимостью обеспечения сохранности находящихся на его территории объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих собой историко-культурную ценность (определение от 15 июля 2010 г. N 931-О-О).
Учитывая, что оспариваемые положения Приказа не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений М., С.Н., С.В. о признании не действующими в части пункта 3 требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской и Ивановской областей, в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, графического описания требований к градостроительным регламентам для участков, расположенных за границами территории исторического поселения на территории Костромской области, и координат (характерных) поворотных точек графического описания участков, расположенных за границами территории исторического поселения (на территории Костромской и Ивановской областей), в которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения федерального значения город Плес Ивановской области, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 2221, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ