НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Минфина России от 30.06.2021 N 292 "Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2020 г."

"Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2020 г."
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 июня 2021 г. N 292
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ В 2020 Г.
В соответствии с пунктом 13 Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 517, приказываю:
Утвердить Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2020 г.
Министр
А.Г.СИЛУАНОВ
Утвержден
приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. N 292
ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ В 2020 Г.
Введение
В настоящем документе обобщена и проанализирована правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и правоприменительная практика соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов (далее - обязательные требования).
Настоящий документ составлен на основе анализа требований нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, результатов наблюдения (мониторинга) исполнения саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований, анализа поступивших в Минфин России отчетов саморегулируемой организации аудиторов, обращений граждан о деятельности саморегулируемой организации аудиторов, анализа документов и сведений, размещенных на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
1. Общая характеристика государственного контроля (надзора)
за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (далее - государственный контроль) осуществляет Минфин России. Объектом государственного контроля является саморегулируемая организация аудиторов, включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. По состоянию на 1 января 2020 г. в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов содержались сведения о двух саморегулируемых организациях аудиторов: Ассоциация "Содружество" (далее - ААС) и "Российский Союз аудиторов" (Ассоциация) (далее - РСА). 17 февраля 2020 г. сведения о РСА исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.
Саморегулируемая организация аудиторов объединяет аудиторов и аудиторские организации. ААС находится в Москве. Согласно данным реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, членами саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 1 января 2020 г. были 3859 аудиторских организаций и 18828 аудиторов, по состоянию на 31 декабря 2020 г. - 3577 аудиторских организаций и 17508 аудиторов.
Основанием осуществления Минфином России государственной функции по государственному контролю являются статья 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", подпункт 5.3.30 пункта 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, и пункт 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202 (далее - Положение о государственном надзоре). Порядок исполнения данной государственной функции в 2020 г. был установлен Административным регламентом по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н.
Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" предметом государственного контроля является соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований. Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, был утвержден приказом Минфина России от 18 октября 2016 г. N 444 (с последующими изменениями).
В 2020 г. проверки деятельности ААС не планировались и не проводились в силу установленной периодичности проверок. Основания для проведения внеплановых проверок ААС отсутствовали.
Во исполнение подпункта "в" пункта 5 Положения о государственном надзоре в декабре 2020 г. проведено наблюдение за соблюдением ААС обязательных требований, в частности, при размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - наблюдение). Наблюдение осуществлено посредством анализа информации о деятельности и действиях ААС, обязанность по представлению которой возложена на нее Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. По результатам проведенного в 2020 г. наблюдения Минфином России направлено письмо о выявленных в ходе наблюдения недостатках в ААС.
В 2020 г. саморегулируемая организация аудиторов, ее должностные лица к административной ответственности не привлекались.
В целях оказания методической помощи саморегулируемой организации аудиторов, а также предотвращения возможных нарушений и недостатков Минфином России велась соответствующая профилактическая работа. Основными способами проведения такой работы в 2020 г. стали:
1) утверждение Программы профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов на 2020 год (приказ Минфина России от 20 декабря 2019 г. N 1634);
2) размещение информации, касающейся профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемыми организациями аудиторов, в специальном разделе на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Минфина России);
3) размещение в специальном разделе на официальном сайте Минфина России информации, касающейся профилактики нарушений аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
4) поддержание в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля, и самих нормативных правовых актов на официальном сайте Минфина России;
5) размещение типовых программ проверок на официальном сайте Минфина России и поддержание их в актуальном состоянии в течение 2020 г.;
6) информирование саморегулируемых организаций аудиторов о результатах проведенной в 2019 г. проверки РСА путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России (после окончания проверки);
7) обобщение результатов государственного контроля, осуществленного Минфином России в 2019 г., информирование об этом саморегулируемых организаций аудиторов путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России;
8) подготовка отчета о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2019 г. и размещение его на официальном сайте Минфина России;
9) размещение документа "Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2019 г.", утвержденного приказом Минфина России от 16 июля 2020 г. N 307, на официальном сайте Минфина России. Предварительно проект документа одобрен Советом по аудиторской деятельности (июнь 2020 г.);
10) проведение совещаний с представителями саморегулируемой организации аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения ею обязательных требований (май, декабрь 2020 г.). Информация о проведенных совещаниях размещена на официальном сайте Минфина России;
11) поддержание в актуальном состоянии Классификатора типовых нарушений обязательных требований, выявленных Минфином России в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, размещенного на официальном сайте Минфина России.
В 2020 г. в судах не оспаривались основания и результаты проведения в 2020 г. в отношении ААС мероприятий по контролю.
2. Правоприменительная практика организации и проведения
государственного контроля (надзора) за деятельностью
саморегулируемой организации аудиторов
Обобщение и анализ правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2020 г. не выявил проблемных вопросов.
В 2020 г. осуществлен комплекс мер по реализации механизма "регуляторной гильотины" в нормативно-правовом регулировании в сфере саморегулирования аудиторской деятельности:
1) Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" внесены изменения в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", упраздняющие следующие избыточные функции Минфина России: определение порядка создания единой аттестационной комиссии; установление порядка, сроков и формы сообщения саморегулируемой организацией аудиторов о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов; установление порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и его формы; установление порядка обмена квалификационных аттестатов аудитора; принятие решений об аннулировании квалификационных аттестатов аудитора в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов и лиц, не являющихся ее членами;
2) постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 717 "Об отмене приказов Министерства финансов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов" с 1 января 2021 г. отменены приказы Минфина России, соблюдение которых оценивалось в ходе государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов. Взамен трех из отмененных приказов приняты новые приказы Минфина России: от 8 июня 2020 N 97н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля" (взамен приказа от 18 декабря 2015 г. N 203н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля"), от 26 июня 2020 г. N 121н "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов" (взамен приказа от 30 апреля 2009 г. N 41н "Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов"), от 29 июня 2020 г. N 122н "Об утверждении Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, а также перечней включаемых в них сведений" (взамен приказа от 30 октября 2009 г. N 111н "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов"). В новых приказах Минфина России исключены дублирующие, устаревшие и избыточные обязательные требования к деятельности саморегулируемой организации аудиторов.
3. Правоприменительная практика соблюдения саморегулируемой
организацией аудиторов обязательных требований
Наблюдением, осуществленным в 2020 г., выявлены отдельные недостатки в организации работы по ведению реестра саморегулируемой организации аудиторов:
- невыполнение отдельными аудиторскими организациями - членами саморегулируемой организации аудиторов требования к численности аудиторов;
- невыполнение отдельными аудиторскими организациями - членами саморегулируемых организаций аудиторов требования к лицу, являющемуся единоличным исполнительным органом аудиторской организации.
В целях совершенствования деятельности саморегулируемой организации аудиторов Минфином России направлено письмо о выявленных недостатках в ААС.
Выявленные в ходе государственного контроля недостатки требуют принятия мер саморегулируемой организацией аудиторов.
4. Выводы и предложения по обобщению и анализу
правоприменительной практики контрольно-надзорной
деятельности при осуществлении государственного контроля
По результатам проведенного обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля можно сделать следующие выводы и предложения:
1) государственный контроль обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении требований к этим организациям, установленных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, и тем самым защиту интересов членов этих организаций;
2) Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты обеспечивают правовую основу деятельности саморегулируемой организации аудиторов и выполнения ей возложенных на нее функций, а также осуществления государственного контроля;
3) проводимые мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений способствуют сокращению нарушений саморегулируемой организацией аудиторов указанных обязательных требований, устранению причин, факторов и условий, способствующих их нарушению;
4) в результате принятых в 2020 г. мер по реализации механизма "регуляторной гильотины" количество нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля, сокращено на 45%, обеспечено исключение из них устаревших, избыточных и дублирующих требований.