НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФНС России от 30.11.2023 N КВ-4-14/15065@ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 ноября 2023 г. N КВ-4-14/15065@
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ"
Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.11.2023 N 519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 519-ФЗ) сообщает следующее.
1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Федерального закона N 519-ФЗ признан утратившим силу подпункт "б" пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) о представлении в регистрирующий орган копии основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующие органы не вправе требовать обязательного представления копии паспорта гражданина Российской Федерации при его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При принятии решения о государственной регистрации необходимо уделять особое внимание проверке действительности паспорта заявителя и соответствия сведений о месте жительства (адресе) заявителя, указанных в заявлении о государственной регистрации и в ПП "ЦУН".
Соответствующие доработки реализованы в сервисе "Государственная онлайн-регистрация бизнеса". В разделе "Программные средства" размещена обновленная версия 2.5.4 Программы подготовки документов для государственной регистрации (ППДГР).
2. Внесены изменения, предусматривающие возможность отображения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (подпункт "у" пункта 2, пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
Указанная возможность будет обеспечена после внесения изменений в формы заявлений (NN Р21001, Р24001), в части включения в них соответствующей отметки. Работу по внесению в установленном порядке изменений в формы заявлений планируется завершить в первом квартале 2024 года.
3. Изменены подходы к исключению юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (пункты 3 - 7 статьи 21.1, пункт 1 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ):
1) расширен перечень случаев исключения юридического лица из ЕГРЮЛ:
принятие арбитражным судом судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом, поданного уполномоченным органом (ФНС России), в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или судебного акта о прекращении возбужденного по заявлению уполномоченного органа (ФНС России) производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (подпункт "в" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ);
отнесение юридического лица к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций (пункт 4 статьи 7.8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") (подпункт "г" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ). Информационное взаимодействие в связи с передачей Банком России в ФНС России сведений о юридическом лице для его исключения из ЕГРЮЛ будет осуществляться в электронном виде. В настоящее время проводится работа по согласованию информационного взаимодействия;
2) в соответствии с новой редакцией пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ возражения против предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ направляются (представляются) в регистрирующий орган с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.
Вместе с тем товарищества собственников недвижимости или потребительские кооперативы, в отношении которых принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, могут направить в регистрирующий орган заявление о продолжении осуществления уставной деятельности.
В случаях направления (представления) в регистрирующий орган в течение сроков, предусмотренных пунктом 4 или 7 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, возражений против предстоящего исключения из ЕГРЮЛ с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений, или заявлений товариществ собственников недвижимости, потребительских кооперативов решение об исключении соответствующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Кроме того, регистрирующий орган не исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ при устранении таким юридическим лицом обстоятельств, которые послужили основанием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении в случае, когда такое решение принято в отношении недействующего юридического лица или юридического лица с записью в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений;
3) изменен круг лиц, которые могут направить (представить) в регистрирующий орган возражения против предстоящего исключения из ЕГРЮЛ, и сроки направления (представления) таких возражений.
В частности, в случае, когда процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ начата по основаниям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, возражения против предстоящего исключения могут быть направлены в регистрирующий орган только кредиторами юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ. В указанном случае срок направления (представления) в регистрирующий орган возражений - не позднее чем шесть месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Соответствующие доработки программных средств планируется реализовать до конца текущего года.
4. Изменены подходы к исключению индивидуального предпринимателя из ЕГРИП (статья 22.4 Федерального закона N 129-ФЗ).
Установлено дополнительное основание исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП: индивидуальный предприниматель отнесен к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций (пункт 4 статьи 78 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") (подпункт "б" пункта 2 статьи 22.4 Федерального закона N 129-ФЗ). Информационное взаимодействие ФНС России с Банком России будет осуществляться в том же порядке, что при исключении аналогичной категории юридических лиц из ЕГРЮЛ.
Для указанного основания исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП предусмотрен срок направления возражений против предстоящего исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП - не позднее чем шесть месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРИП.
Установлены новые требования к возражениям против предстоящего исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП: возражения направляются (представляются) в регистрирующий орган с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.
Регистрирующий орган не исключает индивидуального предпринимателя из ЕГРИП, если в течение установленных сроков в регистрирующий орган направлены (представлены) возражения против предстоящего исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП.
Кроме того, регистрирующий орган не исключает индивидуального предпринимателя из ЕГРИП при устранении индивидуальным предпринимателем обстоятельств, которые послужили основанием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении в случае, когда такое решение принято в соответствии с пунктом 1 статьи 22.4 Федерального закона N 129-ФЗ.
Соответствующие доработки программных средств планируется реализовать до конца текущего года.
5. По аналогии с последствиями исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц на три года ограничена возможность включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителях (участниках) и руководителях юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений ЕГРЮЛ, а также при нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Соответствующие автоматические проверки в АИС "Налог-3" планируется реализовать до конца текущего года.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации принять настоящее письмо к сведению и учету в работе регистрирующих органов.
В.Г.КОЛЕСНИКОВ