НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2011 N 1316-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах"

"Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 июля 2011 г. N 1316-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" (далее - Программа).
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором Программы - Минприроды России;
государственными заказчиками Программы - Минприроды России, Минсельхоз России, Росводресурсы, Росгидромет и Росрыболовство.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 291,8 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минприроды России обеспечить в 3-месячный срок разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 июля 2011 г. N 1316-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2012 - 2020 ГОДАХ"
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Концепция федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 21 плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р. Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р (далее - Водная стратегия Российской Федерации), предусматривает развитие водохозяйственного комплекса, ориентированное на водоресурсное обеспечение достижения параметров социально-экономического развития Российской Федерации, отраженных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция социально-экономического развития).
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Концепции социально-экономического развития необходимо осуществить:
создание условий развития человеческого потенциала России посредством улучшения качества окружающей среды и повышения экологической безопасности, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
закрепление и расширение конкурентных преимуществ России в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор и переработка природных ресурсов путем вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов при обязательном соблюдении природоохранных требований.
В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации основными задачами, определяющими направления развития водохозяйственного комплекса, являются:
повышение рациональности использования водных ресурсов за счет сокращения потерь воды в системах жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса, снижение удельного объема водопотребления в технологических процессах промышленных предприятий и внедрение водосберегающих технологий, в том числе посредством применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативное изъятие водных ресурсов и полного обеспечения указанных систем приборами инструментального учета воды;
ликвидация локальных вододефицитов в ряде регионов за счет строительства и реконструкции гидроузлов водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения их водоотдачи, а также за счет увеличения объемов использования водных ресурсов из подземных источников;
сохранение и восстановление водных объектов на основе снижения антропогенной нагрузки на них (в том числе путем строительства и модернизации очистных сооружений, применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ), а также за счет экологической реабилитации водных объектов;
предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий, расширения полномочий субъектов Российской Федерации в части проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также путем обеспечения высокого уровня безопасности и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений;
совершенствование системы государственного управления на основе реализации бассейнового принципа управления в сфере водных отношений (бассейновых советов) и закрепления за органами местного самоуправления полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности (преимущественно малые реки) и расположенных на территориях муниципальных образований;
развитие системы государственного мониторинга водных объектов посредством расширения государственной наблюдательной сети, модернизации приборной и лабораторной базы, методов прогнозирования, автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение экспериментальных проектов, обеспечивающих отработку современных методик, механизмов нормативно-правового, технического, технологического и информационного обеспечения развития водохозяйственного комплекса;
кадровое обеспечение водохозяйственного комплекса на основе совершенствования системы управления подготовкой кадров, переоснащения учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, формирования новых направлений и специальностей, разработки и внедрения новых образовательных стандартов и программ обучения, соответствующих потребностям развития водного хозяйства, а также на основе создания системы стимулов для привлечения и закрепления в отрасли специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;
просвещение и воспитание населения по проблемам использования и охраны водных объектов посредством реализации комплекса информационно-коммуникационных мероприятий и пропаганды с использованием доступных и распространенных технологий по связям с общественностью и развития многостороннего диалога всех заинтересованных участников.
Решение указанных задач позволит гарантировать водоресурсное обеспечение высоких темпов социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Учитывая масштабность поставленных Водной стратегией Российской Федерации целей и задач, решение которых требует реализации комплексной системы мер, мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса целесообразно осуществлять в рамках Программы с использованием программно-целевого метода, поскольку эти мероприятия:
входят в число приоритетов для формирования целевых программ, а их реализация позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения и качества окружающей среды, гарантировать обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечить энергетическую и продовольственную безопасность Российской Федерации, а также закрепить и расширить глобальные конкурентные преимущества страны в сфере водного хозяйства и в смежных с ним отраслях;
относятся к вопросам федерального уровня (их реализация в значительной степени относится к компетенции ряда федеральных органов исполнительной власти по причине нахождения большинства водных объектов и всех крупнейших гидротехнических сооружений в федеральной собственности);
носят межотраслевой и межведомственный характер;
не могут быть проведены в пределах одного года и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;
носят комплексный характер, при этом их успешная реализация окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения, общее развитие экономики, а также на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в отраслях, использующих водные ресурсы (энергетика, транспорт, аграрный сектор, рыбное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство).
Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, в том числе реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений.
Такой подход позволит объединить в систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении потребностей экономики в водных ресурсах, сокращении уровня экологического воздействия на водные объекты, снижении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни населения, сбалансированном развитии территорий и отраслей национальной экономики, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, а также в формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и создании условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса.
III. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
Российская Федерация принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира. На территории страны в реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах сосредоточено более 20 процентов мировых запасов пресных вод.
В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30,2 тыс. куб. м на человека в год, что значительно превышает установленный ООН критический минимум, необходимый для удовлетворения потребностей, - 1,7 тыс. куб. м, однако территория Российской Федерации характеризуется значительной неравномерностью их распределения. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.
В маловодные годы возникают локальные дефициты водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Республике Калмыкия, Белгородской и Курской областях, Ставропольском крае, отдельных районах Южного Урала и юга Сибири, а также для обеспечения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных нужд на территориях Саратовской и Астраханской областей, в отдельных частях Волгоградской и Оренбургской областей, а также на Северном Кавказе.
В экономике Российской Федерации ежегодно используется порядка 60 куб. км воды. Одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Так, водоемкость внутреннего валового продукта Российской Федерации значительно превышает аналогичные показатели экономик таких развитых стран, как Германия, Франция, США и Канада. Высоким уровнем водоемкости характеризуется экономика страны в целом и отдельные отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.
Объем потерь воды при транспортировке в Российской Федерации ежегодно составляет 7,5 куб. км. Более 90 процентов общего объема потерь приходится на жилищно-коммунальное и сельское хозяйство. В числе основных причин высоких потерь воды можно выделить низкий технический уровень и значительную степень износа распределительных водоподающих сетей, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений (50 - 60 процентов).
В масштабах страны затраты на электроэнергию, потребляемую в процессе транспортировки воды до конечного потребителя, исчисляются десятками миллиардов рублей. Вследствие высоких потерь воды, которые в жилищно-коммунальной сфере и сельском хозяйстве достигают 30 - 40 процентов, энергетические ресурсы используются неэффективно, что является одним из сдерживающих факторов на пути достижения поставленных целей по повышению энергоэффективности российской экономики.
Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В водные объекты Российской Федерации сбрасывается 52,1 куб. км в год сточных вод, из которых около 20 куб. км подлежат очистке.
Более 70 процентов сточных вод, подлежащих очистке (13,7 куб. км), сбрасываются недостаточно очищенными, почти 20 процентов (3,7 куб. км) - загрязненными без очистки и только 10 процентов (1,9 куб. км) - очищенными до установленных нормативов.
Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 10 - 11 млн. тонн загрязняющих веществ.
Свыше 60 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.
Более 25 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод приходится на долю промышленных предприятий. Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.
Общая площадь паводкоопасных районов на территории Российской Федерации достигает 400 тыс. кв. км, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. кв. км. Затоплению подвержены отдельные территории 746 городов, в том числе более 40 крупных, тысячи населенных пунктов с населением около 4,6 млн. человек, хозяйственные объекты и более 7 млн. га сельскохозяйственных угодий.
Паводкоопасными районами являются Приморский и Хабаровский края, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, низовья р. Волги, Северный Кавказ, Краснодарский край, а также Западная и Восточная Сибирь.
Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. В зонах опасного разрушения берегов в России находятся 450 населенных пунктов. Основными последствиями разрушения берегов являются выведение из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных и лесных угодий, а также развитие оползневой опасности на застроенных территориях.
Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод в Российской Федерации, характеризующихся значительным масштабом наносимого ущерба, является подтопление селитебных территорий и массивов земель сельскохозяйственного освоения.
Особого внимания требует решение проблем в низовьях р. Волги и бассейне р. Амура.
Одной из наиболее важных водохозяйственных задач на Нижней Волге является создание оптимального гидрологического режима ниже Волгоградского гидроузла, прежде всего в Волго-Ахтубинской пойме и дельте р. Волги.
Не менее важной задачей является создание и поддержание условий обводнения западных подстепных ильменей.
В зоне устьевого взморья р. Волги необходимо создание оптимальных условий для прохода на нерест и обратно осетровых рыб, выращивания их мальков в зоне мелководья, а также поддержание судоходных глубин на Волго-Каспийском канале и необходимых глубин на рыбоводных каналах.
Необходимы также защита застроенных берегов р. Волги от размыва и затопления, восстановление малых водотоков, поддержание судоходных глубин на отдельных участках коренного русла р. Волги, а также защита отдельных территорий от подтопления.
Решение указанных проблем должно осуществляться с учетом следующих факторов, характерных для Нижней Волги:
наводнения, в том числе зимние, и связанные с ними затопления и подтопления территорий в результате пропуска половодья через Волжско-Камский каскад гидроэлектростанций, повышенных сбросов при наличии ледового покрова на Нижней Волге, а также нагонных явлений в дельте р. Волги;
деформация русел, переработка берегов и деградация гидрографической сети, не обеспечивающей дренирование освоенных территорий в результате заиления;
фоновые колебания уровня Каспийского моря, приводящие к интенсификации нагонов и переработке береговой полосы;
неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений и прочих элементов инженерной защиты, не обеспечивающих надежное функционирование водохозяйственного комплекса.
В целом в низовьях р. Волги требуется системное переустройство водохозяйственного комплекса для оптимизации использования водных ресурсов в целях водоснабжения населения, сельскохозяйственного производства, рыбного хозяйства, сокращения холостых сбросов и потерь выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада, а также сохранения уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы и дельты р. Волги.
Сложная водохозяйственная ситуация складывается также на реках бассейна р. Амура, который традиционно относится к одним из наиболее паводкоопасных районов в России. Среди наиболее существенных факторов, влияющих на экологическое состояние рыбохозяйственных водных объектов бассейна, являются сточные воды промышленных, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных объектов. Ухудшение качества воды в р. Амуре обусловливает снижение рыбохозяйственного и рекреационного потенциалов. Реки бассейна р. Амура (Аргунь, Амур и Уссури) испытывают значительную антропогенную нагрузку, особенно негативное влияние оказывает строительство береговых дамб и линейных берегоукреплений, осуществляемое Китайской Народной Республикой. Указанная деятельность способствует активизации процессов размыва берегов, увеличивает неустойчивость русла и ведет к интенсивному проявлению русловых деформаций, что обусловливает риски для освоенных территорий и объектов экономики, а также для стабильности линии государственной границы и требует адекватных мер инженерной защиты территории Российской Федерации.
Расходы федерального бюджета на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов, защите населения и экономики от негативного воздействия вод в 2009 году составили 10,3 млрд. рублей. Кроме того, за счет федерального бюджета осуществлялась поддержка соответствующих мероприятий субъектов Российской Федерации посредством предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий:
на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также бесхозяйных гидротехнических сооружений с объемом финансирования 1,8 млрд. рублей;
на осуществление капитального строительства объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в рамках принятых федеральных целевых программ и объектов, не вошедших в такие программы (непрограммные инвестиции), с объемом финансирования 2,4 млрд. рублей.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществлялось финансовое обеспечение исполнения указанных расходных обязательств, однако величина этих расходов не превышала 15 - 20 процентов общей стоимости проводимых мероприятий.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на осуществление мероприятий в сфере водных ресурсов в 2008 году составили 9,4 млрд. рублей, в 2009 году - 9,9 млрд. рублей, в 2010 году - 8,1 млрд. рублей с учетом указанных субсидий, а также субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений. Таким образом, происходит сокращение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на водохозяйственные мероприятия.
В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение исполнения переданных полномочий в 2009 году составил 3,2 млрд. рублей.
В 2010 году расходы федерального бюджета на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов, а также по защите населения и экономики от негативного воздействия вод сократились более чем на 20 процентов. Бюджетные ассигнования в 2011 - 2013 годах в сопоставимых ценах также не превысят уровень 2009 года.
На решение задач в сфере охраны и использования водных ресурсов в настоящее время направлены отдельные мероприятия федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866, федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 10, федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. N 478, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 537, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1087.
Общий объем финансирования водохозяйственных мероприятий в рамках указанных федеральных целевых программ составляет 47 млрд. рублей.
Реализация мероприятий указанных федеральных целевых программ не обеспечивает комплексного подхода к решению задач в водохозяйственном секторе по следующим причинам:
программы охватывают не более 12 субъектов Российской Федерации;
подавляющее большинство мероприятий, включенных в программы социально-экономического развития регионов, относятся к отрасли жилищно-коммунального хозяйства и представляют собой мероприятия по строительству (реконструкции) очистных сооружений канализации;
ряд субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения со значительными проблемами с обеспеченностью водными ресурсами, низким качеством воды в водных объектах и высоким уровнем негативного воздействия вод не имеют отдельных программ. К таким субъектам Российской Федерации относятся регионы, расположенные в бассейне р. Волги;
ряд проектов имеет узконаправленный эффект, так как их осуществление обусловлено подготовкой к конкретным мероприятиям, например, к проведению саммита в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в г. Владивостоке;
целевые индикаторы и показатели реализации программ указывают, что основными задачами программ являются создание дополнительных рабочих мест за счет привлечения в регионы инвестиций, а также обеспечение комфортных условий проживания в основном за счет развития социальной инфраструктуры (медицинские и образовательные учреждения, учреждения культуры, жилье).
Наибольший удельный вес в объемах финансирования действующих федеральных целевых программ имеет федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" - 92 процента, из них 26,4 процента относится к мероприятиям по подготовке саммита "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", 33,3 процента приходится на 2 крупных проекта (водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске - 18,8 процента, берегоукрепление и реконструкция набережной р. Амура в г. Благовещенске - 14,5 процента), 8 процентов - на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений транспортного назначения (порты Дальнего Востока).
Среди действующих федеральных целевых программ, содержащих водохозяйственные мероприятия, значительное место также занимает федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99, основные мероприятия которой нацелены на восстановление систем мелиорации. С учетом того, что реализацию указанной программы предполагается завершить в 2013 году, в Программе будут предусмотрены мероприятия, направленные на водоресурсное обеспечение развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. При этом Программа будет включать только объекты формирования водоресурсного потенциала и его перераспределения - строительства (реконструкции) магистральных каналов и трактов водоподачи комплексного назначения.
Дальнейшее функционирование водохозяйственного комплекса без использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств и частных инвестиций на поддержание и модернизацию водохозяйственной инфраструктуры будет характеризоваться нарастанием тенденций старения основных фондов, снижением уровня безопасности гидротехнических сооружений, увеличением количества и частоты возникновения локальных дефицитов, сохранением высокого уровня потерь воды при транспортировке, увеличением негативного антропогенного воздействия на водные объекты и ухудшением их экологического состояния.
Нарастание масштаба проблем в водохозяйственном комплексе Российской Федерации может стать одним из сдерживающих факторов на пути обеспечения благоприятных экологических условий жизни населения, достижения высоких темпов экономического развития, модернизации российской экономики и значительного повышения ее энергоэффективности.
IV. Возможные варианты решения существующих проблем,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблем
При формировании Программы были проанализированы 2 основных сценария развития водохозяйственного комплекса - инерционный и модернизационный.
Реализация Программы по инерционному сценарию предусматривает обеспечение водохозяйственных и водоохранных мероприятий в пределах действующих расходных обязательств, сохранение целевой структуры финансирования основных водохозяйственных направлений и применение существующих механизмов государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта объектов водохозяйственной инфраструктуры.
При этом бюджетные ассигнования направляются прежде всего на обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а мероприятия по снижению уровня антропогенного воздействия на водные объекты, рационализации использования водных ресурсов и развитию системы государственного мониторинга водных объектов будут испытывать устойчивое недофинансирование.
С учетом снижения объема софинансирования из федерального бюджета инвестиций, осуществляемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в объекты капитального строительства, темпы выбытия основных фондов водохозяйственной инфраструктуры превысят динамику ввода новых и реконструированных объектов.
При реализации Программы в рамках инерционного сценария ожидается, что:
износ очистных сооружений промышленности и жилищно-коммунального хозяйства достигнет 70 процентов, объемы водоотведения очищенных до нормативного качества сточных вод не превысят 10 - 15 процентов объема сточных вод, требующих очистки, при этом увеличится объем поступления загрязняющих веществ в водные объекты;
непроизводительные потери воды при транспортировке сохранятся на уровне 9 - 10 процентов общего объема изъятия водных ресурсов;
существующие локальные дефициты водных ресурсов в ряде регионов страны (Республика Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края, Белгородская, Курская, Кемеровская области, территории Южного Урала и юга Сибири) станут одним из ключевых факторов, сдерживающих их социально-экономическое развитие;
увеличится количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, а также возрастут риски возникновения аварий на таких объектах;
произойдет существенное снижение рекреационного потенциала и ухудшение экологического состояния водных объектов, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения;
недостаточное количество постов наблюдений и слабая техническая оснащенность системы государственного мониторинга водных объектов не обеспечат своевременного принятия мер по адаптации экономики и условий функционирования водохозяйственного комплекса к изменениям климата, что неизбежно приведет к росту материального ущерба и снижению защищенности населения от опасных гидрологических явлений;
тенденция к снижению научного и кадрового потенциала научно-исследовательских и производственных организаций, обеспечивающих эксплуатацию водохозяйственного комплекса страны, приведет к недостатку мощностей и низкому техническому уровню развития отечественного приборо- и машиностроения, а также будет существенно сдерживать технологическое перевооружение и модернизацию инфраструктуры водного хозяйства на инновационной основе.
Таким образом, цели Концепции социально-экономического развития и Водной стратегии Российской Федерации - создание условий развития человеческого потенциала России посредством улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и повышение энергоэффективности экономики - достигнуты не будут.
Достижение целей Водной стратегии Российской Федерации, а также целевых показателей инновационного варианта развития Российской Федерации, отраженных в Концепции социально-экономического развития, требует реализации комплекса мер, направленных на развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года по модернизационному сценарию.
Модернизационный сценарий развития водохозяйственного комплекса предусматривает осуществление комплекса водохозяйственных мероприятий, связанных с восстановлением и охраной водных объектов, ликвидацией локальных вододефицитов в отдельных районах Российской Федерации, сокращением числа аварийных гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, а также с развитием и модернизацией государственной наблюдательной сети.
В целях обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и снижения размеров ущерба строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты будут проводиться прежде всего в наиболее паводкоопасных и подверженных подтоплению районах и носить превентивный характер.
Кроме того, для существенного сокращения антропогенной нагрузки на водные объекты и рационализации использования водных ресурсов для организаций-водопользователей будут применены механизмы экономического стимулирования (субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для модернизации комплексов очистных сооружений и систем водосбережения).
При реализации Программы в рамках модернизационного сценария ожидается:
сокращение на 40 процентов объемов сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты;
создание условий для гарантированного обеспечения водными ресурсами свыше 6 млн. человек, проживающих в районах, испытывающих локальный дефицит водных ресурсов;
создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики, внутреннего водного транспорта и сельского хозяйства;
приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;
значительное повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущербов от опасных гидрологических явлений посредством строительства сооружений инженерной защиты;
повышение качества прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений за счет расширения и модернизации постов государственной наблюдательной сети.
При реализации различных сценариев развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации на достижение стратегических целей Программы могут повлиять риск недофинансирования мероприятий Программы, операционные, научно-технологические, техногенные и экологические риски, а также риск принятия неэффективных управленческих решений.
Риск недофинансирования мероприятий Программы связан с несоответствием выделенных государственных ассигнований на строительство и модернизацию технической базы водохозяйственного комплекса существующим требованиям развития инфраструктуры и сокращением уровня внебюджетных расходов, направленных на реализацию мероприятий по внедрению проектов строительства комплексов очистных сооружений промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также строительства и реконструкции систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Наступление этого риска приведет к невозможности реализации инновационных направлений развития водохозяйственного комплекса, масштабной модернизации инфраструктуры водного хозяйства и внедрения водосберегающих и экологически чистых технологий.
Риск принятия неэффективных управленческих решений связан с недостатками в процедурах управления, поддержки и контроля реализации мероприятий Программы, в том числе с недостатками их нормативно-правового обеспечения.
Научно-технологические риски возможны при недофинансировании развития научно-технического потенциала водохозяйственного комплекса, что будет сдерживать разработку и внедрение современных отечественных технологий.
Техногенные и экологические риски обусловлены высокой степенью физического износа гидротехнических сооружений и сооружений инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия вод, человеческим фактором, а также стихийными природными явлениями. Устранение их последствий может потребовать дополнительных капитальных вложений и отвлечения средств от финансирования других направлений развития водохозяйственного комплекса. К числу таких последствий можно отнести перебои в водоснабжении объектов экономики и сетей жилищно-коммунального хозяйства, аварийное загрязнение водных объектов, а также затопление и подтопление отдельных территорий.
Ожидаемым негативным последствием указанных рисков является неполное достижение целевых показателей, предусмотренных Концепцией социально-экономического развития и Водной стратегией Российской Федерации.
При реализации Программы в рамках модернизационного сценария развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации негативное влияние указанных рисков на ход исполнения мероприятий Программы и их результативность будут снижены.
Однако риски недофинансирования указанных мероприятий и принятия неэффективных управленческих решений могут оказать отрицательное воздействие на эффективность реализации Программы в целом.
Учитывая, что при реализации мероприятий Программы будет сформирована система текущего управления, координации и контроля, риск принятия неэффективных управленческих решений будет минимален.
Развитие водохозяйственного комплекса по модернизационному сценарию с использованием программно-целевого метода является наиболее эффективным путем решения имеющихся проблем, позволяет скоординировать в едином комплексе задачи перспективного характера и меры адресной поддержки проектов, осуществляемых на федеральном, региональном и местном уровнях, стимулировать привлечение частных инвестиций в водоохранную деятельность и модернизацию водохозяйственной инфраструктуры, а также в наибольшей степени соответствует целевым показателям инновационного варианта социально-экономического развития Российской Федерации.
V. Сроки решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2012 - 2020 годах.
VI. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы
Основными целями Программы на период до 2020 года являются:
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Для достижения гарантированного обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации планируется решить следующие задачи:
ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;
повышение рациональности использования водных ресурсов.
Достижение этой цели позволит обеспечить в долгосрочной перспективе необходимыми водными ресурсами макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность экономики Российской Федерации, будет способствовать сбалансированному развитию страны и поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности.
В рамках сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, необходимо решить следующие задачи:
значительное сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению.
Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных экологических условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей Российской Федерации.
Для обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод будут решены следующие задачи:
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
обеспечение населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты с учетом экономической целесообразности строительства таких сооружений на основе оценки и сопоставления альтернативных издержек;
своевременное проведение комплекса превентивных противопаводковых мероприятий.
Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Российской Федерации и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Для достижения поставленных целей и решения задач в рамках реализации Программы предусматривается выполнение комплекса мероприятий по следующим направлениям:
строительство новых водохранилищ и реконструкция гидроузлов действующих водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения водоотдачи в районах, испытывающих дефицит водных ресурсов, в том числе водохранилища сезонного и многолетнего регулирования стока;
строительство систем водоподачи комплексного назначения из поверхностных источников для нужд сельского хозяйства;
субсидирование процентных ставок по кредитам при реализации проектов по строительству комплексов очистных сооружений промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также по строительству и реконструкции систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, направленных на снижение негативного воздействия на водные объекты и рационализацию водопользования;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, включая малые реки;
реализация мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений, а также строительство объектов инженерной защиты населенных пунктов и стратегически важных объектов экономики;
развитие системы государственного мониторинга водных объектов, в том числе развитие и модернизация государственной наблюдательной сети;
формирование единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом Российской Федерации;
осуществление мероприятий по экспертно-аналитическому, научно-методическому и информационному сопровождению реализации мероприятий Программы и контролю за эффективностью их исполнения;
проведение научных исследований и выполнение опытно-конструкторских работ, соответствующих стратегическим потребностям развития водного хозяйства;
осуществление мероприятий, направленных на просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов.
Комплекс мер планируется осуществить для решения проблем развития водохозяйственного комплекса Нижней Волги и рек бассейна р. Амура.
В рамках развития водохозяйственного комплекса Нижней Волги предусматривается реализация следующих мероприятий:
расчистка и дноуглубление протоков р. Волги как основа улучшения экологических, санитарно-эпидемиологических и социально-экономических условий проживания населения и развития отраслей экономики, в том числе сельского и рыбного хозяйства, а также сектора водоснабжения;
восстановление фонда мелиорируемых земель и проведение водохозяйственных мероприятий для обеспечения доступа речной воды к мелиоративным системам;
восстановление каналов-рыбоходов, обеспечивающих естественные пути миграции рыб из Каспийского моря в р. Волгу и, в первую очередь, в дельту р. Волги, обводнение нерестилищ дельты и поймы, создание условий для развития прудового рыбоводства;
снижение антропогенной нагрузки на водные объекты и водосборы, а также снижение объемов поступления загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты путем строительства и модернизации очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства и промышленности;
снижение ущерба и обеспечение защищенности населения, сельскохозяйственных угодий и объектов экономики от негативного воздействия вод за счет проведения берегоукрепительных работ на участках интенсивного размыва берегов, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, а также реализации мер, направленных на формирование систем предупреждения и защиты от наводнений.
В целях повышения качества воды в водных объектах, охраны и восстановления водных экосистем, обеспечения экологически устойчивого использования водных и биологических ресурсов, а также стабилизации русловых процессов рек бассейна р. Амура предусматривается реализация следующих мероприятий:
проведение мониторинга пограничных рек Амура, Аргуни, Уссури и Гранитной в целях уточнения фактического состояния береговой линии, динамики и прогнозирования ее изменения, выбора приоритетных участков для выполнения водохозяйственных работ по стабилизации русел;
расширение и модернизация стационарных гидрологических постов и гидрохимических пунктов наблюдения в целях обеспечения оперативного мониторинга качественных и количественных характеристик вод, а также выявления случаев высокого и экстремально высокого загрязнения вод;
проведение работ по рыбохозяйственной мелиорации в целях сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
проведение работ по стабилизации берега Российской Федерации на участках неустойчивого русла пограничных рек Аргуни, Амура, Уссури;
обеспечение защищенности населения, сельскохозяйственных угодий и объектов экономики от негативного воздействия вод за счет проведения берегоукрепительных и дноуглубительных работ на участках интенсивного размыва берегов, а также строительства и реконструкции сооружений инженерной защиты.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1.
VII. Предложения по объему и источникам
финансирования Программы
Ресурсное обеспечение Программы в части финансирования должно обеспечивать безусловную реализацию мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач.
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составляет 520,6 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 291,8 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 105,6 млрд. рублей, средства внебюджетных источников - 123,2 млрд. рублей.
Программой не предусматривается финансирование за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов мероприятий, финансирование которых осуществляется в рамках реализации федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092, федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 606, федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)", или предусматривается в рамках разрабатываемых федеральных целевых программ.
Определение объема финансирования Программы осуществлялось с учетом обработки и содержательного анализа поступивших предложений федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков Программы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оценки действующих региональных программ в области использования и охраны водных объектов, а также результатов проведенных аналитических исследований и экспертных оценок текущего и прогнозного состояния водохозяйственного комплекса.
Объем и источники финансирования Программы представлены в приложении N 2.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности решения проблемы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развитие сферы услуг в области водного туризма и рекреации за счет значительного сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на водные объекты, повышения качества водных ресурсов, обеспечения комфортной среды обитания водных биологических ресурсов и сохранения видового биологического разнообразия;
рост объемов производства российских предприятий машиностроения - на 30 - 40 млрд. рублей, строительной отрасли - на 100 - 110 млрд. рублей за счет увеличения природоохранной инвестиционной активности в жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности, а также за счет реализации пилотных проектов;
повышение энергоэффективности экономики за счет сокращения водоемкости производства и снижения непроизводительных потерь водных ресурсов (экономия затрат на электроэнергию, потребляемую для доставки водных ресурсов до конечного потребителя, составит до 15 - 20 млрд. рублей в год);
повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты с учетом анализа экономической целесообразности строительства таких сооружений, а также повышения качества гидрологических прогнозов в результате модернизации и технического переоснащения государственной наблюдательной сети (предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 960 млрд. рублей).
IX. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти и организаций, ответственных
за формирование и реализацию Программы
Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Ответственными за реализацию мероприятий Программы являются Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по рыболовству, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации различных форм собственности.
Федеральные органы исполнительной власти ответственны за реализацию мероприятий Программы по следующим основным направлениям:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - координация и управление реализацией Программы, субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации проектов строительства и реконструкции очистных сооружений, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов, а также проведение прикладных научных исследований;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - строительство и реконструкция систем водоподачи комплексного назначения, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и не включенных в проект федеральной целевой программы, касающейся развития мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года;
Федеральное агентство водных ресурсов - строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ комплексного назначения, водохозяйственные мероприятия по охране и восстановлению водных объектов, строительство и реконструкция объектов инженерной защиты, а также гидротехнических сооружений и капитальный ремонт гидротехнических сооружений;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - расширение и модернизация государственной наблюдательной сети (строительство и реконструкция гидрологических постов, гидрохимических лабораторий, передвижных станций по отбору проб и др.);
Федеральное агентство по рыболовству - рыбохозяйственная мелиорация, в том числе в низовьях р. Волги и бассейне р. Амура.
X. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральное агентство по рыболовству.
XI. Предложения по механизмам формирования и реализации
мероприятий Программы
Мероприятия, включаемые в Программу, формируются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, предполагается направить на решение следующих задач:
разработка и внедрение инструментов стратегического управления, развитие механизмов информационного обеспечения принятия управленческих решений, включая государственный мониторинг водных объектов и развитие системы прогнозирования гидрологических и метеорологических (климатических) характеристик;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, реконструкция и модернизация объектов водной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, в целях повышения рациональности водопользования, в том числе снижения объемов удельного водопотребления и водоотведения, обеспечения надежности их функционирования, а также приведения их технического состояния в соответствие с экологическими требованиями;
строительство крупных водохозяйственных объектов, имеющих важное социально-экономическое значение, в том числе водохозяйственных объектов федерального значения для водоресурсного обеспечения потребностей сельского хозяйства;
проведение прикладных научных исследований, направленных на разработку технологий, обеспечивающих инновационное развитие водохозяйственного комплекса, оценку конкурентных преимуществ водоресурсного потенциала России и определение направлений их реализации, а также на восстановление водных экосистем;
осуществление мероприятий, направленных на просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов.
Наряду с финансированием реализации задач федерального уровня планируется продолжить поддержку субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
Софинансирование за счет средств федерального бюджета включенных в Программу объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности будет осуществляться в виде межбюджетных субсидий.
Внебюджетные средства предусматривается направлять на внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, строительство, реконструкцию и модернизацию очистных сооружений с применением инновационных технологий в отраслях промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства.
Стимулирование привлечения частных инвестиций в водное хозяйство, в том числе в целях внедрения систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, строительства, реконструкции и модернизации очистных сооружений, предполагается осуществлять путем предоставления государственной поддержки в следующих формах:
субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации проектов, связанных с внедрением экологически чистых технологий и рациональным водопользованием;
предоставление государственных гарантий по привлекаемым водопользователями кредитам, направляемым для финансирования инвестиций в водный сектор.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы и в ходе выполнения Программы:
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы;
обеспечивает в пределах своих полномочий разработку нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы и достижение ее результатов;
организует текущее управление и обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
анализирует эффективность использования в ходе реализации Программы средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;
организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
организует мониторинг хода реализации Программы и достижения ее целевых индикаторов;
подготавливает и направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;
организует размещение в средствах массовой информации, в том числе электронных, сведений о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов и торгов на участие в реализации Программы и порядке участия инвесторов.
Государственные заказчики Программы:
обеспечивают реализацию Программы и несут ответственность за достижение ее результатов;
согласовывают титульные списки строек и объектов, находящихся в государственной собственности Российской Федерации;
осуществляют в сфере своей ответственности координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий Программы;
осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию Программы.
Методическое, информационно-аналитическое, организационное и экспертное сопровождение реализации мероприятий Программы будет осуществляться дирекцией государственного заказчика по реализации Программы. Функции дирекции будут возложены на одно из государственных учреждений, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Финансирование деятельности дирекции планируется осуществлять за счет средств, предусмотренных на обеспечение управления реализацией Программы.
Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие водохозяйственного
комплекса Российской Федерации
в 2012 - 2020 годах"
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2012 - 2020 ГОДАХ"
───────────────┬───────────┬─────────┬───────────┬─────────────────────────────────────────────────
               │  Единица  │  2010   │  2012 -   │                  В том числе
               │ измерения │(базовый)│ 2020 годы ├────┬─────┬────┬─────┬────┬─────┬────┬─────┬─────
               │           │         │  (всего)  │2012│2013 │2014│2015 │2016│2017 │2018│2019 │2020
               │           │         │           │год │ год │год │ год │год │ год │год │ год │год
───────────────┴───────────┴─────────┴───────────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴─────
                                   I. Модернизационный сценарий

    Гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития
                                       Российской Федерации

 Численность       млн.        0,3        6,3     0,3   0,5  0,5   0,6  0,6   0,7  0,7   1,5  0,9
 проживающего в   человек
 районах
 возникновения
 локальных
 вододефицитов
 населения,
 надежность
 обеспечения
 водными
 ресурсами
 которого
 повышена

 Количество       единиц        4         72       2     2    5     9    11   11    12   10    10
 вновь
 созданных
 водохранилищ и
 реконструиро-
 ванных
 гидроузлов на
 действующих
 водохранилищах
 комплексного
 назначения

                     Сохранение и восстановление водных объектов до состояния,
                обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения

 Доля            процентов    88,6    сокращение  88,6 87,7  86,9 80,1   73  65,9  58,7 51,8  45,2
 загрязненных                          в 2 раза
 сточных вод в
 общем объеме
 сброса в
 поверхностные
 водные объекты
 сточных вод,
 подлежащих
 очистке

 Восстановление километров     26        4350     350   350  350   550  550   550  550   550  550
 и
 экологическая
 реабилитация
 водных
 объектов

 Количество       единиц        -         225      -     -    20   30    35   35    35   35    35
 проектов по
 строительству
 и
 реконструкции
 комплексов
 очистных
 сооружений и
 систем
 оборотного и
 повторно-
 последователь-
 ного
 водоснабжения,
 реализованных
 с помощью
 механизма
 субсидирования
 процентных
 ставок по
 кредитам

                      Обеспечение защищенности населения и объектов экономики
                         от наводнений и иного негативного воздействия вод

 Доля            процентов    64,9    увеличение  68,3 70,1  71,9 73,7  75,9 78,2  80,5 82,7   85
 населения,                              на 24
 проживающего                          процента
 на
 подверженных
 негативному
 воздействию
 вод
 территориях,
 защищенного в
 результате
 проведения
 мероприятий по
 повышению
 защищенности
 от негативного
 воздействия
 вод, в общем
 количестве
 населения,
 проживающего
 на таких
 территориях

 Доля               -"-        5,7    увеличение  17,5 23,7  28,9 40,1  51,3 62,5  73,7 84,9  96,1
 гидротехничес-                       в 5,5 раза
 ких сооружений
 с неудовлетво-
 рительным и
 опасным
 уровнем
 безопасности,
 приведенных в
 безопасное
 техническое
 состояние

 Протяженность  километров     90        1671     120   96   125   225  225   225  225   225  225
 новых и рекон-
 струированных
 сооружений
 инженерной
 защиты и бере-
 гоукрепления

 Количество       единиц       160       2372     162   175  145   315  315   315  315   315  315
 гидротехничес-
 ких сооружений
 с неудовлетво-
 рительным и
 опасным
 уровнем
 безопасности,
 приведенных в
 безопасное
 техническое
 состояние

 Доля            процентов     3,9    увеличение   14  22,6  31,2 39,7  48,3 56,9  65,5  74   82,6
 модернизирова-                       в 5,9 раза
 нных и новых
 гидрологичес-
 ких постов и
 лабораторий,
 входящих в
 состав госу-
 дарственной
 наблюдательной
 сети, в общей
 потребности в
 указанных
 постах и
 лабораториях

 Количество       единиц       182       3600     400   400  400   400  400   400  400   400  400
 модернизиро-
 ванных и вновь
 открытых
 гидрологичес-
 ких постов и
 лабораторий,
 входящих в
 состав госу-
 дарственной
 наблюдательной
 сети

                                     II. Инерционный сценарий

                     Гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого
                      социально-экономического развития Российской Федерации

 Численность       млн.        0,3        3,7     0,3   0,5  1,1   0,3  0,3   0,3  0,3   0,3  0,3
 проживающего в   человек
 районах
 возникновения
 локальных
 вододефицитов
 населения,
 надежность
 обеспечения
 водными
 ресурсами
 которого
 повышена

 Количество       единиц        4         25       2     2    3     3    3     3    3     3    3
 вновь
 созданных
 водохранилищ и
 реконструиро-
 ванных
 гидроузлов на
 действующих
 водохранилищах
 комплексного
 назначения

                     Сохранение и восстановление водных объектов до состояния,
                обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения

 Доля            процентов    88,6    сокращение  88,6 87,8  86,9  86   85,2 84,4  83,5 82,7  81,9
 загрязненных                            на 8
 сточных вод в                         процентов
 общем объеме
 сброса в
 поверхностные
 водные объекты
 сточных вод,
 подлежащих
 очистке

 Восстановление километров     26         234      26   26    26   26    26   26    26   26    26
 и
 экологическая
 реабилитация
 водных
 объектов

 Количество       единиц        -          -       -     -    -     -    -     -    -     -    -
 проектов по
 строительству
 и
 реконструкции
 комплексов
 очистных
 сооружений и
 систем
 оборотного и
 повторно-
 последова-
 тельного
 водоснабжения,
 реализованных
 с помощью
 механизма
 субсидирования
 процентных
 ставок по
 кредитам

                      Обеспечение защищенности населения и объектов экономики
                         от наводнений и иного негативного воздействия вод

 Доля            процентов    64,9    увеличение  67,9 69,1  70,3 71,3  72,3 73,3  74,2 75,1  75,9
 населения,                              на 11
 проживающего                          процентов
 на
 подверженных
 негативному
 воздействию
 вод
 территориях,
 защищенного в
 результате
 проведения
 мероприятий по
 повышению
 защищенности
 от негативного
 воздействия
 вод, в общем
 количестве
 населения,
 проживающего
 на таких
 территориях

 Доля гидро-     процентов     5,7    увеличение  16,1 20,5  24,9 29,2  33,6  38   42,4 46,7  51,1
 технических                          в 3,2 раза
 сооружений с
 неудовлетвори-
 тельным уровнем
 безопасности,
 приведенных в
 безопасное
 техническое
 состояние

 Протяженность  километров     90         540      60   60    60   60    60   60    60   60    60
 новых и рекон-
 струированных
 сооружений
 инженерной
 защиты и бере-
 гоукрепления

 Количество       единиц       160       1107     123   123  123   123  123   123  123   123  123
 гидротехничес-
 ких сооружений
 с неудовлетво-
 рительным и
 опасным
 уровнем
 безопасности,
 приведенных в
 безопасное
 техническое
 состояние

 Доля модер-     процентов     3,9    увеличение  6,9   8,4  9,9  11,4  12,9 14,4  15,9 17,4  18,9
 низированных и                       в 2,7 раза
 новых гидро-
 логических
 постов и
 лабораторий,
 входящих в
 состав госу-
 дарственной
 наблюдательной
 сети, в общей
 потребности в
 указанных
 постах и
 лабораториях

 Количество       единиц       182        630      70   70    70   70    70   70    70   70    70
 модернизиро-
 ванных и вновь
 открытых
 гидрологичес-
 ких постов и
 лабораторий,
 входящих в
 состав госу-
 дарственной
 наблюдательной
 сети
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой
программы "Развитие водохозяйственного
комплекса Российской Федерации
в 2012 - 2020 годах"
ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2012 - 2020 ГОДАХ"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
────────────────────────┬────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────
                        │ 2012 - │                               В том числе
                        │  2020  ├───────┬───────┬───────┬────────┬───────┬────────┬───────┬───────┬────────
                        │ годы - │ 2012  │ 2013  │ 2014  │  2015  │ 2016  │  2017  │ 2018  │ 2019  │ 2020
                        │ всего  │  год  │  год  │  год  │  год   │  год  │  год   │  год  │  год  │  год
────────────────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴────────┴───────┴────────┴───────┴───────┴────────
                                        I. Модернизационный сценарий

 Федеральный бюджет -    291753,4 15018,7 19026,2 21878,5 36459,6   38050  39670,9  39510,4 40598,3 41540,7
 всего

      в том числе:

   научно-                7062,2    910    964,6  1022,5   607,4    643,9   676,1    709,9   745,4   782,6
   исследовательские и
   опытно-
   конструкторские
   работы

   капитальные вложения  175818,7 9385,8  10016,1 12844,4  23151   23626,8  24213   23250,2 24265,4 25066,1

   прочие нужды          108872,5 4722,9  8045,5  8011,7  12701,2  13779,3 14781,9  15550,4 15587,5  15692

 Бюджеты субъектов       105584,5  4355   7012,8  8839,1   13615   14527,2 14671,4  15404,9 14611,7 12547,5
 Российской Федерации и
 местные бюджеты -
 всего

      в том числе:

   научно-                  -        -       -       -       -        -       -        -       -       -
   исследовательские и
   опытно-
   конструкторские
   работы

   капитальные вложения  77954,7  3636,9  4901,6  7023,8   10263   10974,1 10940,6  11487,6 10498,5 8228,7

   прочие нужды          27629,8   718,1  2111,2  1815,3    3352   3553,1   3730,8  3917,3  4113,2  4318,8

 Внебюджетные            123191,9  3420   8857,8  13872,5 16571,9  17975,2 18907,6   19853  15894,6 7839,2
 источники - всего

      в том числе:

   научно-                  -        -       -       -       -        -       -        -       -       -
   исследовательские и
   опытно-
   конструкторские
   работы

   капитальные вложения  123191,9  3420   8857,8  13872,5 16571,9  17975,2 18907,6   19853  15894,6 7839,2

   прочие нужды             -        -       -       -       -        -       -        -       -       -

 Всего                   520529,8 22793,7 34896,8 44590,1 66646,5  70552,5 73249,9  74768,4 71104,5 61927,4

                                          II. Инерционный сценарий

 Федеральный бюджет -    91292,8  7737,6  8556,9  9070,3   9614,5  10191,3 10700,9   11236  11797,8 12387,6
 всего

      в том числе:

   научно-
   исследовательские и
   опытно-                1453,2    135     135    143,1   151,7    160,8   168,8    177,3   186,1   195,4
   конструкторские
   работы

   капитальные вложения  45015,3  3489,4  4252,7  4507,8   4778,3   5065    5318,2  5584,1  5863,3  6156,5

   прочие нужды          44824,3  4113,2  4169,2  4419,4   4684,5  4965,6   5213,9  5474,6  5748,3  6035,7

 Бюджеты субъектов
 Российской Федерации и  35291,3  3109,2  3295,8  3493,5   3703,1  3925,3   4121,6  4327,6   4544   4771,2
 местные бюджеты -
 всего

      в том числе:

   научно-
   исследовательские и
   опытно-                  -        -       -       -       -        -       -        -       -       -
   конструкторские
   работы

   капитальные вложения  26689,8  2351,4  2492,5   2642    2800,6  2968,6    3117   3272,9  3436,5  3608,3

   прочие нужды           8601,5   757,8   803,3   851,5   902,6    956,7   1004,5  1054,8  1107,5  1162,9

 Внебюджетные               -        -       -       -       -        -       -        -       -       -
 источники - всего

 Всего                   126584,1 10846,8 11852,6 12563,8 13317,6  14116,6 14822,5  15563,6 16341,8 17158,9
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────