N п/п | Мероприятия | Вид документа | Ожидаемый результат | Срок внесения в Правительство Российской Федерации | Исполнитель (соисполнители) |
I. Создание механизмов развития строительства и реконструкции инфраструктуры в России | |||||
1. | Разработка концепций новых механизмов развития строительства и реконструкции инфраструктуры | доклад в Правительство Российской Федерации | Разработаны концепции новых механизмов финансирования строительства и реконструкции инфраструктуры | март 2018 г. | Минэкономразвития России, Минфин России при участии АО "УК РФПИ", Внешэкономбанка |
2. | Разработка актов Правительства Российской Федерации в целях создания и модернизации механизмов финансирования строительства и реконструкции инфраструктуры | акты Правительства Российской Федерации | Утверждены акты Правительства Российской Федерации в целях создания и модернизации механизмов финансирования строительства и реконструкции инфраструктуры, предусматривающие в том числе создание механизмов финансирования строительства и реконструкции инфраструктуры, призванных: - обеспечить долгосрочное планирование и финансирование инфраструктурных расходов; - оказывать поддержку инфраструктурным проектам с наибольшим социально-экономическим эффектом с учетом их отраслевой принадлежности; - повышать доступность развития инфраструктуры, в том числе в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью; - осуществлять мониторинг и контроль расходования средств на инфраструктуру. | март 2018 г. | Минэкономразвития России, Минфин России при участии АО "УК РФПИ", Внешэкономбанка |
3. | Создание при Правительстве Российской Федерации комиссии, обеспечивающей координацию деятельности органов государственной власти, государственных корпораций и обществ с государственным участием, институтов развития, заинтересованных коммерческих и научных организаций при выработке государственной политики в сфере развития инфраструктуры в Российской Федерации | акты Правительства Российской Федерации | Учреждена Правительственная комиссия по развитию инфраструктуры, утверждены ее состав, порядок и план работы, в том числе: - координация работы заинтересованных органов государственной власти и организаций по выработке государственной инфраструктурной политики, направленной на максимизацию объемов внебюджетного финансирования в инфраструктурных проектах; - подготовка предложений по устранению препятствий для увеличения объемов внебюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты, в том числе по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты; - обеспечение приоритизации мероприятий по созданию, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры с учетом принимаемых инвесторами обязательств по реализации инвестиционных проектов с использованием развиваемой инфраструктуры; - координация внесения изменений в государственные программы Российской Федерации, предусматривающие реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры; - расширение применения инновационных технологий и лучших мировых практик при развитии объектов инфраструктуры; - мониторинг исполнения принятых инвесторами и субъектами Российской Федерации обязательств по привлечению внебюджетного финансирования в инфраструктурные проекты и увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; - координация и мониторинг исполнения настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") | март 2018 г. | Минэкономразвития России, Минфин России, Минтранс России, Минстрой России, Минэнерго России, ФАС России, заинтересованные органы государственной власти и организации, при участии АО "УК РФПИ", Внешэкономбанка |
4. | Формирование порядка создания "инфраструктурной карты" и открытого единого реестра проектов по строительству и реконструкции инфраструктуры в основных отраслях | акт Правительства Российской Федерации | Утвержден порядок создания "инфраструктурной карты" - консолидированного долгосрочного плана инфраструктурного развития Российской Федерации, а также сводного открытого реестра реализованных, реализуемых и планируемых проектов ГЧП, МЧП и концессий и открытого единого реестра проектов по строительству и реконструкции инфраструктуры | май 2018 г. | Минэкономразвития России, Минфин России, Минтранс России, Минстрой России, Минэнерго России при участии АО "УК РФПИ", Внешэкономбанка |
5. | Формирование перечня "пилотных" проектов ГЧП (МЧП) и концессий в рамках реализации мероприятий дорожной карты по развитию инструментария государственно-частного партнерства | распоряжение Правительства Российской Федерации | Утвержден перечень "пилотных" проектов ГЧП (МЧП) и концессий, в отношении которых подтверждена социально-экономическая эффективность, для целей предоставления государственной поддержки | апрель 2018 г. | Минэкономразвития России, Минфин России при участии АО "УК РФПИ", Внешэкономбанка |
6. | Актуализация методических рекомендаций Минэкономразвития России по реализации проектов ГЧП (МЧП) и концессий: создание готовых форм, моделей и алгоритмов действий инвестора и публичной стороны (концедента), матрицы рисков, типовых проектов в различных отраслях | приказ Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России или решение Правительственной комиссии | Рост качества и количества проектов ГЧП (МЧП) и концессий за счет упрощения подготовки комплексного обоснования инвестиционных проектов, унификации и повышения прозрачности обосновывающих материалов. Обеспечение прикладного характера и наглядности рекомендаций | май 2018 г. | Минэкономразвития России, Минтранс России, Минстрой России, Минфин России при участии АО "УК РФПИ" |
7. | 7.1. Утверждение концепции методики оценки социально-экономических эффектов от реализации проектов ГЧП (МЧП) и концессий (с учетом отраслевой специфики), для оценки проектов с участием бюджетных средств при формировании государственных программ и адресных инвестиционных программ как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях | приказ Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России | Разработаны методика и процедура оценки и учета социально-экономических эффектов от реализации проектов ГЧП (МЧП) и концессий, как прямых (включая бюджетные), так и косвенных (национальная безопасность, экология и прочие). Сформированы объективные критерии отбора проектов, претендующих на получение государственной поддержки в виде субсидий, платы концедента, налоговых льгот, государственных гарантий, обеспечения минимального гарантированного дохода и пр. Повышение прозрачности и предсказуемости решений о предоставлении государственной поддержки проектам ГЧП (МЧП) и концессиям. Оптимизация государственной поддержки и ее направление в наиболее эффективные проекты | март 2018 г. | Минэкономразвития России, Минтранс России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти при участии АО "УК РФПИ", Внешэкономбанка |
7.2. Утверждение Методики, указанной в пункте 7.1 "дорожной карты" | распоряжение Правительства Российской Федерации | Методика утверждена Правительством Российской Федерации | май 2018 г. | Минэкономразвития России, Минтранс России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти при участии АО "УК РФПИ", Внешэкономбанка | |
II. Законодательство в сфере государственно-частного партнерства | |||||
8. | Совершенствование механизмов ГЧП для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов путем внесения изменений в федеральные законы от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в иные законодательные акты Российской Федерации | проект федерального закона | Внесены изменения в законодательство, предусматривающие: - передачу Минэкономразвития России полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ГЧП и концессий за исключением вопросов в сфере бюджетного законодательства; - механизм софинансирования проектов ГЧП (МЧП) и концессий выгодоприобретателями (пользователями) инфраструктурного объекта с возможностью их объединения в рамках одного соглашения; - установление долгосрочных обязательств по платному пользованию инфраструктурой в соответствии с установленным тарифом; - механизмы участия в соглашении на стороне публичного партнера (концедента) одновременно нескольких публично-правовых образований, в том числе разных уровней власти, предусматривающие распределение полномочий, прав и обязанностей этих образований при реализации проекта ГЧП (концессионного соглашения); - возможность проведения публичной стороной (концедентом) процедуры параллельного конкурентного финансирования (ПКФ) в целях выявления лучших условий привлечения долгового финансирования; - полномочия федеральных органов исполнительной власти рассматривать частные концессионные инициативы во вверенных им отраслях; - возможность заключения соглашений о ГЧП (МЧП) и концессионных соглашений в отношении объектов незавершенного строительства; - обновление форм примерных концессионных соглашений; - совершенствование конкурсных процедур отбора частных партнеров и концессионеров в целях минимизации рисков оспаривания результатов торгов; - предусмотреть преференции для инициатора проекта ГЧП (лица, выступившего с частной концессионной инициативой) в конкурсе на право заключения соглашения о ГЧП (МЧП), концессионного соглашения | май 2018 г. | Минэкономразвития России, Минфин России, Минтранс России, Минстрой России, ФАС России, заинтересованные органы государственной власти и организации |
9. | Разграничение государственных закупок и ГЧП (МЧП), концессий | проект федерального закона | Уточнены критерии возможности реализации проекта через механизмы ГЧП (МЧП) и концессии | май 2018 г. | Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России |
III. Бюджетное и налоговое законодательство | |||||
10. | Проработка вопроса необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части учета для целей налогообложения имущества и (или) имущественных прав при реализации проекта ГЧП (МЧП) | доклад в Правительство Российской Федерации | Определен порядок налогообложения отношений и операций, связанных с реализацией проектов ГЧП (МЧП) в части: - непризнания в качестве реализации передачи имущества и (или) имущественных прав, являющихся объектами ГЧП (МЧП); - непризнания в качестве доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, доходов в виде имущества и (или) имущественных прав, являющихся объектами ГЧП (МЧП); - возможности отнесения платы частного партнера к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией | май 2018 г. | Минфин России, Минэкономразвития России при участии АО "УК РФПИ" |
11. | Изменение процедуры ликвидации организаций, реализующих проекты ГЧП (МЧП) и концессии путем внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон об акционерных обществах и иные нормативные правовые акты Российской Федерации | проект федерального закона | Исключено требование о ликвидации компании специального назначения, созданной для целей реализации проекта ГЧП (МЧП) или концессии, в случае если по окончании второго отчетного года или каждого последующего отчетного года стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального уставного капитала | апрель 2018 г. | Минэкономразвития России, Минфин России при участии АО "УК РФПИ" |
12. | Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 в целях формирования источников финансового обеспечения проектов развития инфраструктуры путем совершенствования механизма финансирования таких проектов за счет дополнительных налоговых и таможенных поступлений от реализации инвестиционных проектов на базе создаваемой инфраструктуры | постановление Правительства Российской Федерации | Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий", предусматривающие возможность возмещения затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры управляющим компаниям частных индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, частным управляющим компаниям территорий опережающего социально-экономического развития и инвесторам, реализующим капиталоемкие инвестиционные проекты | июнь 2018 г. | Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, заинтересованные органы государственной власти и организации при участии АО "УК РФПИ", Внешэкономбанка |
13. | Утверждение Концепции модернизации бюджетного процесса с внедрением процедуры финансового аудита, предусматривающей финансовую экспертизу различных вариантов реализации мероприятий, в том числе по развитию инфраструктуры в целях повышения обоснованности выбора модели их финансирования | распоряжение Правительства Российской Федерации | Утверждена Концепция модернизации бюджетного процесса с внедрением процедуры финансового аудита, предусматривающая финансовую экспертизу различных вариантов реализации мероприятий, в том числе по развитию инфраструктуры, с использованием лучших практик обоснования и структурирования инициатив в виде проектов; утвержден план реализации Концепции | март 2018 г. | Минфин России, Минэкономразвития России, при участии Внешэкономбанка и АО "УК РФПИ" |
IV. Прочее | |||||
14. | Устранение препятствий по использованию специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ) и облигаций с залоговым обеспечением при финансировании концессионных проектов, а также проектов, реализуемых в рамках ГЧП (МЧП) | доклад в Правительство Российской Федерации | Устранены препятствия для гибкого структурирования залога прав (требований) по облигациям при финансировании концессионных, ГЧП и МЧП-проектов | май 2018 г. | Минэкономразвития России, Минфин России, Банк России при участии АО "УК РФПИ", Внешэкономбанка |
15. | Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих и предпринимателей, занятых в сфере развития инфраструктуры, в том числе утверждение соответствующего профессионального стандарта | ведомственный акт | Повышена осведомленность о механизмах ГЧП (МЧП) и концессиях и, как следствие, их популярность | апрель 2018 г. | Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти при участии АО "УК РФПИ" |
16. | Создание комплекса мер по обеспечению конкуренции, стимулированию применения современных технологий и снижению издержек при проектировании и строительстве | решение Правительственной комиссии или распоряжение Правительства Российской Федерации | Снижены издержки на подготовку территории, проектирование и строительство инфраструктурных объектов | июнь 2018 г. | Минэкономразвития России, Минстрой России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |