МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 24 декабря 2018 г. N 768
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО СТАТИСТИКЕ
ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ РОССТАТА
ОТ 24 ИЮНЯ 2016 Г. N 301, В ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕМАМИ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ
Во исполнение позиции 1.22.10 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Организационные положения по реализации официальной статистической методологии по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли, утвержденной приказом Росстата
от 24 июня 2016 г. N 301, в части организации статистического наблюдения за объемами продажи товаров на розничных рынках.
2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 10 июня 2011 г. N 272 "Об утверждении Порядка подготовки и проведения ежеквартального статистического наблюдения за объемами продажи товаров на рынках".
Руководитель
А.Е.СУРИНОВ
Приложение
Утверждены
приказом Росстата
от 24.12.2018 N 768
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО СТАТИСТИКЕ
ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ РОССТАТА
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕМАМИ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Организационные положения по реализации официальной статистической методологии по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли, утвержденной приказом Росстата
от 24 июня 2016 г. N 301, в части организации статистического наблюдения за объемами продажи товаров на розничных рынках (далее - Положения) подготовлены в целях установления единых подходов к реализации подготовки обследования, сбора первичных статистических данных, контроля и автоматизированной обработки полученной информации.
2. Положения распространяются только на Росстат и его территориальные органы и не затрагивают прав и интересов граждан и юридических лиц.
3. Федеральное статистическое наблюдение за объемами продажи товаров на рынках организовано Федеральной службой государственной статистики в целях формирования официальной статистической информации об объеме оборота розничной торговли в соответствии с позицией 1.22.10 "Оборот розничной торговли" Федерального плана статистических работ (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р).
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
2.1 Уровни управления и организация работ
2.1.1 Организация обследования осуществляется на:
федеральном уровне (Управление статистики торговли и услуг Росстата);
территориальном уровне (территориальные органы Росстата);
полевом уровне (районные/межрайонные отделы территориальных органов Росстата).
2.2 Функции управления и организации работ, выполняемые
на федеральном уровне
2.2.1 На федеральном уровне выполняются следующие функции:
1) организация работы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам программы обследования;
2) актуализация настоящих Положений;
3) определение сроков проведения и обработки данных обследования на федеральном и территориальном уровне в Производственном плане Росстата;
4) подготовка предложений по распределению объемов лимитов бюджетных обязательств на территориальном уровне;
5) тиражирование статистического инструментария и доведение его до территориального уровня;
6) организация проведения контрольных мероприятий на федеральном и территориальном уровне;
7) подготовка (доработка) экономического описания электронной обработки данных;
8) разработка программного обеспечения электронной обработки данных;
9) организация формирования официальной статистической информации, ее опубликование и хранение в электронном виде.
2.3 Функции управления и организации работ, выполняемые
на территориальном уровне
2.3.1 На территориальном уровне выполняются следующие организационные функции:
1) разработка и утверждение календарного плана по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации (Приложение N 1);
2) проведение информационно-разъяснительной работы с владельцами (руководителями управляющих компаний) розничных рынков;
3) подбор кандидатур и привлечение их на договорной основе для выполнения работ, связанных с проведением выборочного обследования торговых мест на розничных рынках, в соответствии с законодательством Российской Федерации, оформление гражданско-правовых договоров;
4) подготовка рекомендательного письма с обращением к владельцу (руководителю) рынка с просьбой об оказании содействия при проведении наблюдения (образец приводится в Приложении N 5), комплектование инструментария наблюдения и обеспечение ими привлекаемых лиц;
5) размещение на сайте территориального органа Росстата информации о контрактах, заключенных с физическими лицами на выполнение работ по подготовке и проведению наблюдения;
6) подготовка итогового отчета о заключении контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором первичных статистических данных по утвержденному макету и передача данных на федеральный уровень;
7) проведение обучения привлекаемых лиц полевого уровня, обеспечение взаимодействия с ними на регулярной основе;
8) обеспечение мер по контролю за качеством и достоверностью итогов обследования на этапах сбора и обработки информации;
9) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам организации обследования, в том числе по безопасности его проведения;
10) приемка результатов и выплата вознаграждения привлекаемым лицам в соответствии с условиями гражданско-правовых договоров на выполнение работ по подготовке и проведению обследования;
11) обеспечение ввода, обработки и передачи результатов обследования на федеральный уровень на основе единого программного обеспечения в сроки, предусмотренные Производственным планом Росстата;
12) хранение первичных данных на бумажном носителе и агрегированной информации в электронном виде;
13) обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа, с соблюдением требований Федерального закона
от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
2.4 Организация работ, выполняемых на полевом уровне
2.4.1 На полевом уровне районными/межрайонными отделами территориальных органов Росстата выполняются следующие функции:
1) подготовка и проведение наблюдения в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации;
2) проведение обучения привлекаемых лиц;
3) сдача-приемка заполненных форм наблюдения на территориальный уровень в установленном порядке, контроль заполнения форм наблюдения;
4) подведение итогов наблюдения, формируемых на полевом уровне.
Выполнение работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных наблюдения на полевом уровне осуществляется экспедиционным способом и проводится специально подготовленными лицами-интервьюерами (п. 42 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), в функции которых входит:
формирование участка наблюдения и графика посещений отобранных торговых мест на розничных рынках для проведения опросов;
выполнение работ, связанных со сбором первичных статистических данных, организация контроля полученной информации на полноту и достоверность;
сдача заполненных бланков формы федерального статистического наблюдения N Б-1 (по соответствующему типу рынка) в территориальные органы Росстата (районные/межрайонные отделы территориальных органов Росстата);
подготовка отчета о выполненной работе.
2.5 Этапы подготовки и проведения обследования
Для организации и проведения обследования торговых мест на розничных рынках устанавливаются следующие основные этапы:
подготовительный этап;
проведение статистического обследования, осуществление контрольных мероприятий и сдача-приемка итогов обследования;
обработка полученной информации, хранения материалов.
2.5.1 Подготовительный этап
Подготовительный этап включает выполнение следующих организационных работ.
2.5.1.1 Актуализация официальной статистической методологии, пересмотр форм федерального статистического наблюдения.
2.5.1.2 Определение сроков проведения обследования, подготовки экономического описания электронной обработки данных, разработки программного обеспечения.
2.5.1.3 Разработка (доработка) экономического описания электронной обработки данных с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики на соответствующий период.
2.5.1.4 Разработка программного обеспечения по формированию выборочной совокупности, автоматизированной обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации.
2.5.1.5 Определение потребности в кадровом и финансовом обеспечении на территориальном уровне производится в зависимости от объема выборочной совокупности торговых мест на розничных рынках по каждому субъекту Российской Федерации.
Определение потребности в кадровом и финансовом обеспечении на территориальном уровне производится в зависимости от объема выборочной совокупности торговых мест на розничных рынках по каждому субъекту Российской Федерации.
Распределение лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения на полевом уровне, производится в зависимости от объема выборочной совокупности торговых мест на розничных рынках по каждому субъекту Российской Федерации.
2.5.1.6 Разработка территориальным органом Росстата календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов обследования в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, и сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми Производственным планом Росстата.
2.5.1.7 Подбор лиц, привлекаемых на договорной основе к проведению обследования, оформление договорных отношений с привлекаемыми лицами для выполнения работ на полевом уровнях.
Примерный перечень работ, выполняемый лицами, привлекаемыми на договорной основе на полевом уровне, определен в Приложении N 2 к настоящим Положениям.
Рекомендуемые сроки работ и нормы нагрузки привлекаемых лиц при подготовке, проведении наблюдения на полевом уровне приведены в Приложении N 3, примерный расчет вознаграждения интервьюеров - в Приложении N 4.
Привлечение указанных лиц осуществляется в соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.5.1.8 Разработка, тиражирование и доведение до территориального и полевого уровней инструментария наблюдения.
Инструментарий федерального статистического наблюдения представлен следующими формами федерального статистического наблюдения:
N Б-1с "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на универсальном розничном рынке";
N Б-1п "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (продовольственный рынок)";
N Б-1в "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (вещевой рынок)";
N Б-1 сельхоз "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (сельскохозяйственный рынок)";
N Б-1 строй "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на специализированном розничном рынке (рынок строительных материалов)".
Разработка инструментария обследования на федеральном уровне завершается не позднее, чем за 3 месяца до начала обследования.
Инструментарий обследования поступает в территориальные органы Росстата в централизованном порядке. На этапе подготовительных работ инструментарий проверяется на соответствие необходимому количеству по числу обследуемых торговых мест на рынках и количеству обследований в год.
2.5.1.9 Организация обучения привлекаемых лиц.
При заключении гражданско-правового договора интервьюера знакомят с условиями договора (характер и время работы, условия оплаты труда, перечень выполняемых работ).
Обучение и инструктаж интервьюеров проводят специалисты территориальных органов Росстата или районных/межрайонных отделов территориальных органов Росстата. Обучение может быть проведено как семинар или как индивидуальный инструктаж с включением следующих вопросов:
разъяснение целей и задач обследования;
разбор программы обследования и процедуры сбора данных (с учетом необходимости сохранения конфиденциальности полученной информации);
проведение пробного (обучающего) опроса с последующим анализом техники заполнения бланка формы и разбором всех возникающих трудностей.
Обучение проводится в течение 2 рабочих дней и завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала, степени готовности обучающегося к работе.
2.5.2 Организация проведения статистического
наблюдения, осуществление контрольных мероприятий
и сдача-приемка материалов
2.5.2.1 Организация формирования выборочной совокупности для проведения статистического наблюдения.
На первом этапе на территориальном уровне специалистами территориальных органов Росстата формируется перечень рынков, подлежащих обследованию. Формирование выборочной совокупности осуществляется на основе данных административного источника - реестра рынков. По каждому рынку по коду ОКПО из АС ГС ОФСН выгружаются: код территории по ОКАТО, код муниципального района (городского округа) по ОКТМО.
При этом учитывается:
представительство (при наличии) всех типов рынков;
представительство рынков, находящихся в городской и сельской местности.
При отсутствии какого-либо типа рынка он должен заменяться на ярмарку соответствующей специализации.
На втором этапе из полученных пообъектных данных по форме федерального статистического наблюдения N 3-рынок (далее - форма N 3-рынок) отбираются (по коду ОКПО) бланки по рынкам, включенным в выборочную совокупность. На основе данных 2 раздела указанной формы проверяется представительство товаров (товарных групп), за которыми ведется наблюдение. Если их представительство не обеспечивается в полном объеме, то по возможности рынок необходимо заменить на рынок или ярмарку, аналогичные по типу и местонахождению (в городской или сельской местности).
На третьем этапе на отобранных рынках производится систематизация торговых зон, определяется схема размещения на рынке и число торговых мест, на которых осуществляется торговля однородными товарами.
С этой целью осуществляется предварительный выход на отобранные рынки специалистов территориального органа Росстата для распределения числа торговых мест в соответствии с укрупненной торговой номенклатурой, приведенной на бланке формы N 3-рынок, по группировкам формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков).
При затруднении отнесения торгового места к определенной товарной группе необходимо выяснить у продавца (при невозможности контакта определить визуально) объемы продажи какого товара преобладают. Если преобладает, например, продажа сыров, то данное торговое место относится к товарной группе "сыры жирные".
Если на одном торговом месте производится продажа нескольких товаров одновременно и объемы продажи примерно одинаковые (что в основном характерно для рынков, расположенных в сельской местности), то в этом случае учитывается не количество торговых мест, а количество продавцов одинаковым товаром.
Из наблюдения исключаются торговые места, отведенные на рынках юридическим лицам, наблюдение за которыми осуществляется в режиме сплошного обследования организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по формам федерального статистического наблюдения N N П-1 и П-5(м) или выборочного обследования субъектов малого предпринимательства по формам федерального статистического наблюдения N N ПМ, ПМ-торг, МП(микро). Кроме того, фиксации не подлежат объемы, реализуемые участниками рыночной торговли индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам не для конечного потребления, а для дальнейшей перепродажи.
Данные о числе торговых мест по товарным группам формы N Б-1 заносятся в специальную таблицу (импортируемую таблицу Ирт-01 из Экономического описания электронной обработки данных), которая заполняется по каждому из типов обследуемых рынков. Указанные данные при необходимости (например, создание новых торговых мест или ликвидация ранее действующих торговых мест при реконструкции рынка) уточняются ежеквартально после получения данных по форме N 3-рынок.
На четвертом этапе устанавливаются подлежащие обследованию торговые места в соответствии с заданным объемом выборки в каждой товарной группе путем случайного систематического отбора. Количество отобранных для обследования торговых мест (объем выборки) должно составлять не менее 5% торговых мест от общего числа торговых мест на рынках в субъекте Российской Федерации. Число отобранных товаров может быть одинаковым или разным в зависимости от их представительности на данном рынке. Если на рынке торговые места по продаже каких-либо изделий в разрезе группировок формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) представлены ограниченным числом торговых мест (до 5), то в обязательном порядке обследуется 1 торговое место.
Производится закрепление торговых мест за интервьюерами с учетом дневной нагрузки на 1 интервьюера.
2.5.2.2 Организация формирования участков наблюдения
Формирование участка наблюдения производится интервьюером на основании списка отобранных торговых мест, поступающего от территориального органа Росстата.
2.5.2.3 Организация проведения сбора данных по обследуемым торговым местам
Планирование посещений торговых мест на рынках осуществляется интервьюером, при этом учитывается следующее.
Наблюдение предполагает опросы одних и тех же отобранных торговых мест дважды: в течение одного буднего и одного выходного дня. Однако под одним будним днем могут подразумеваться все будние дни, выпадающие на период наблюдения, а под выходным - соответственно все выходные дни.
В тех случаях, когда в будний день товар был в продаже, а в выходной (в течение всех 8-ми выходных дней) - продажа на отобранном торговом месте не осуществлялась, допускается регистрация объемов продажи указанного товара на торговом месте, не попавшем в выборку.
Регистрация размеров продажи товаров и цен на рынках проводится по товарным группам, перечисленным в форме N Б-1 (по соответствующему типу рынков) и представленным в продаже в период наблюдения. Например, для наблюдения на вещевом рынке отобрано 6 торговых мест по продаже швейных изделий, при этом в период наблюдения на всех отобранных торговых местах продавались только пиджаки, брюки, блузки и юбки. В этом случае из строк с кодами товаров 242 - 252 формы N Б-1 должны быть заполнены только строки с кодами этих товаров (246, 247, 249 и 250). Если же на рынке имеются торговые места по продаже швейных изделий, где товары-представители представлены более широко, желательно, чтобы в выборку попали именно эти торговые места, что обеспечит максимально полное заполнение сведений по всем строкам формы N Б-1в.
При наблюдении за сезонными товарами (например, овощами, фруктами, меховыми изделиями) в период между сезонами процент выборки продавцов этими товарами, подлежащих обследованию, может быть уменьшен до 1%. Если в этот период указанные товары отсутствовали в продаже на обследуемых рынках, то в бланке формы N Б-1 соответствующие строки не заполняются.
Опрос по программе, установленной формой N Б-1 (по соответствующему типу рынков) осуществляется до 20 числа отчетного месяца.
При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:
если опрашиваемые уклоняются от прямых ответов на вопросы, можно в косвенной форме спросить о примерном объеме продажи за день (час, неделю). Например: "Много ли желающих купить Ваш товар?" или "Удается ли Вам продать весь товар в течение дня (часа, недели)?". Если контакта с продавцом найти не удается, то можно понаблюдать со стороны, какое количество товара продается в течение определенного времени, а затем произвести необходимые расчеты в соответствии с пунктом 2.5.2.4 Положения;
между вопросами постараться не давать опрашиваемому слишком сильно уходить в сторону, чтобы не потерять его интерес и внимание до окончания интервью; не забывать говорить ясно и отчетливо в течение всего опроса, чтобы респондент правильно услышал вопрос;
по завершении интервью необходимо поблагодарить респондента, выразить ему признательность за сотрудничество и еще раз подчеркнуть, что полученные от него сведения не будут использованы ни в каких иных целях, кроме получения сводной информации.
2.5.2.4 Правила заполнения форм N N Б-1в, Б-1п, Б-1с, Б-1 сельхоз, Б-1 строй.
Разделы 1, 2, 3 формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) заполняются работником территориального органа Росстата, курирующим обследование, разделы 4 и 5 заполняются самим интервьюером.
Так как по одному и тому же рынку заполняются два бланка формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков): один - в будний день, один - в выходной день, то разделы 1, 2, 3, строки 07 и 08 раздела 4 заполняются только один раз при посещении обследуемых рынков в будний день, а строки 06 и 09 раздела 4 - один раз при посещении рынка в выходной день.
В разделе 1 по строке 01 проставляется знак "x", если рынок находится на территории областного (республиканского, краевого) центра, города областного (республиканского, краевого) подчинения. Если рынок находится на территории поселка городского типа, сельского населенного пункта, то знак "x" проставляется по строке 02.
В разделе 2 по строке 03 проставляется код типа (специализации) рынка:
для специализированного продовольственного рынка - 4;
для вещевого рынка - 5;
для универсального рынка - 6;
для специализированного сельскохозяйственного рынка - 7;
для специализированного рынка по продаже строительных материалов - 10.
Единицей времени наблюдения за объемом продажи может быть 1 час, 1 день или 1 неделя торговли. Код выбранного режима наблюдения указывается в разделе 4 по строкам 12, 13 или 14 и распространяется на все торговые места, за которыми ведется наблюдение.
В разделе 5 нумерация продавцов должна быть не по товарным группам (например, "папиросы и сигареты" - продавец N 1, N 2, N 3; "табак курительный" - продавец N 1, N 2, N 3), а сквозной. Например, если в бланке формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) в строке 05 раздела 3 проставлено 100 торговых мест, то нумерация продавцов должна начинаться с 1 и заканчиваться 100.
В зависимости от способа получения информации от продавца выбирается один из вариантов заполнения раздела 5:
Вариант N 1. Если удалось получить информацию об объеме однодневной (часовой, недельной) продажи товара - заполняется только графа 6 (для строительного рынка - графа 4) (графы 4 и 5 - не заполняются), причем возможно заполнение укрупненной товарной группы (например, "изделия колбасные и копчености") без расшифровки ассортимента. Вместе с тем строки с номерами товаров 02 - 09, 56 и 62 должны заполняться в обязательном порядке;
Вариант N 2. Если объем продажи товара оценивается условно - по данным о цене и количестве проданного товара - заполняются графы 4 и 5 по ассортименту товаров, включенных в каждую укрупненную товарную группу (например, по укрупненной товарной группе "изделия колбасные и копчености" заполняются позиции: колбасы вареные, колбасы полукопченые). В ситуации, когда не все перечисленные товары были в продаже в день обследования, строки с их наименованиями остаются не заполненными. Если же в ассортименте имеются товары, не перечисленные в бланке формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков), но их стоимость является значимой в данной товарной группе, их следует дописать в пустые строки (при их наличии). В том случае, когда один и тот же товар у одного продавца продается по разным ценам (например, говядина 1-ой категории по 140 рублей за килограмм, а говядина 2-ой категории по 100 рублей), следует выбрать цену самого раскупаемого вида, либо среднюю цену (в нашем примере - 120 рублей).
2.5.2.5 Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях обеспечения выполнения работ по проведению статистического наблюдения за объемами продаж товаров на розничных рынках, территориальные органы Росстата должны взаимодействовать с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
проведение информационно-разъяснительной работы с владельцами (руководителями управляющих компаний) розничных рынков;
обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.
Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения.
2.5.2.6 Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне
Для обеспечения полноты и правильности получаемой от продавцов информации проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения форм федерального статистического наблюдения.
Контроль работы интервьюеров осуществляется специалистами территориальных органов Росстата (районных/межрайонных отделов территориальных органов Росстата).
В ходе контрольных проверок производится:
проверка факта посещения интервьюером торгового места, представленного в выборке;
наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно по 1 - 2 торговых места, в которых проводится опрос);
проведение контрольных опросов (выборочно в 3 - 5 торговых местах), по которым формы уже заполнены.
В целях контроля за ходом практической работы интервьюеров предусматривается ведение ими записей о датах и результатах каждого посещения торговых мест на обследуемых рынках.
Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.
2.5.2.7 Сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне.
По завершении сбора данных по программе формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) производится отправка заполненных форм на территориальный (районный) уровень в установленные сроки.
Сдача результатов работ производится интервьюерами с посещением территориального органа Росстата или в районные отделы территориальных органов Росстата.
При приемке бланков формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) на территориальном уровне производится проверка полноты и правильности их заполнения на основе арифметического и логического контроля.
2.5.2.8 Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе наблюдения.
Гарантии защиты содержащихся в форме N Б-1 (по соответствующему типу рынков) сведений определены в статье 9 Федерального закона
от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Первичные статистические данные, содержащиеся в форме N Б-1 (по соответствующему типу рынков), признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения наблюдения, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку первичных данных.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона
от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания.
При обработке материалов наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
2.5.3 Организация обработки полученных первичных
статистических данных, подведение итогов, их официальное
опубликование, хранение материалов наблюдения
Этап обработки полученной информации, подведения итогов, хранения материалов включает выполнение следующих работ:
обработка полученной информации и подведение итогов наблюдения на основе утвержденной технологии;
защита персональных данных и конфиденциальной информации;
формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения.
Обработка выборочных данных и распространение их на генеральную совокупность осуществляется на территориальном уровне.
Обработка полученной информации производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках подготовки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных и получению итогов наблюдения.
Функции обработки итогов наблюдения осуществляются в 2 этапа и распределены на территориальном и федеральном уровнях.
1 этап. На территориальном (районном/межрайонном) уровне с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения специалистами территориального органа Росстата осуществляется:
1) ввод первичных данных с бумажных носителей;
2) формальный и логический контроль первичных данных;
3) редактирование данных наблюдения;
4) проведение повторного формального и логического контроля первичных данных;
5) формирование распространенных данных, их арифметический и логический контроль;
6) передача распространенных данных на федеральный уровень в сроки, предусмотренные Производственным планом Росстата;
7) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц на региональном уровне.
2 этап. На федеральном уровне производится:
1) ведение нормативно-справочной информации;
2) проведение арифметического и логического контроля распространенных данных;
3) расчет агрегированных показателей;
4) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц федерального уровня.
Полученные итоги обследования торговых мест на розничных рынках используются территориальными органами Росстата для дальнейшего выполнения работ, предусмотренных Производственным планом Росстата.
Срок хранения на территориальном уровне заполненных бланков формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) на бумажных носителях - 3 года. Место хранения бланков формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) до их уничтожения определяется руководством территориального органа Росстата с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение бланков формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) производится в установленном порядке.
III. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Организация финансирования выборочного наблюдения торговых объектов индивидуальных предпринимателей осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели по основному мероприятию 9.1 подпрограммы 9 "Официальная статистика" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316. Территориальным органам государственной статистики, принимающим участие в подготовке, проведении и обработке полученной информации, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.
Приложение N 1
к Организационным положениям
по реализации официальной статистической
методологии по определению обобщающих
показателей по статистике внутренней
торговли, утвержденной приказом Росстата
организации статистического наблюдения
за объемами продажи товаров на розничных
рынках, утвержденным
приказом Росстата от 24.12.2018 N 768
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА
ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕДЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИТОГОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕМАМИ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
N п/п | Наименования работ | Сроки выполнения |
1. Подготовительный этап |
1 | Сформировать выборку для проведения обследования (1 раз в год) | до 1 марта |
2 | Доведение до районных (межрайонных) органов статистики статистического инструментария для проведения обследования торговых мест на розничных рынках, попавших в выборку в муниципальном разрезе | до 5 числа последнего месяца отчетного квартала |
3 | Заключение контрактов с физическими лицами (интервьюерами) на выполнение работ, связанных со сбором первичных статистических данных по форме N Б-1 | до 8 числа последнего месяца отчетного квартала |
4 | Провести обучение интервьюеров | с 8 по 10 число последнего месяца отчетного квартала |
5 | Размещение на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о заключенных контрактах с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором первичных статистических данных обследования | в соответствии с приказом Росстата от 03.08.2015 N 352 |
2. Проведение наблюдения |
1 | Организация проведения привлеченными лицами опроса респондентов | с 10 по 20 число последнего месяца отчетного квартала |
2 | Прием заполненных бланков и их проверка на правильность и полноту заполнения | до 20 числа последнего месяца отчетного квартала |
3 | Ввод данных в программный комплекс | на 2 день после отчетного квартала |
4 | Представление на федеральный уровень информации о контрактах, заключенных с лицами, привлекаемыми на договорной основе к выполнению работ по сбору первичных статистических данных, и ссылке на ее размещение на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | на 30 рабочий день после отчетного периода |
5 | Передача распространенных итогов на федеральный уровень | на 4 день после отчетного квартала |
Приложение N 2
к Организационным положениям
по реализации официальной статистической
методологии по определению обобщающих
показателей по статистике внутренней
торговли, утвержденной приказом Росстата
организации статистического наблюдения
за объемами продажи товаров на розничных
рынках, утвержденным
приказом Росстата от 24.12.2018 N 768
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В ДОГОВОРЫ С ФИЗИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ (ИНТЕРВЬЮЕРАМИ) И СВЯЗАННЫХ СО СБОРОМ ПЕРВИЧНЫХ
СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНОГО
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕМАМИ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ НА РЫНКАХ
1. Предварительный обход отобранных опросных участков.
2. проведение опроса респондентов по программе "Блокнота регистрации размеров продажи и цен на товары на рынках" (форма N Б-1 (по соответствующему типу рынков)) (в соответствии с указаниями по его заполнению).
3. Контроль достоверности представляемых сведений (возможного занижения оборота), уточнение зарегистрированных ответов.
4. Сдача заполненных на бумажном носителе форм федерального статистического наблюдения с посещением территориальных органов Росстата или районных отделов территориальных органов Росстата.
5. Выявление основных проблем, возникающих в процессе проведения опросов, и изложение их в отчете о выполненной работе.
6. Соблюдение обязательств о неразглашении конфиденциальной информации, полученной в ходе наблюдения за объемами продажи товаров на рынках.
Приложение N 3
к Организационным положениям
по реализации официальной статистической
методологии по определению обобщающих
показателей по статистике внутренней
торговли, утвержденной приказом Росстата
организации статистического наблюдения
за объемами продажи товаров на розничных
рынках, утвержденным
приказом Росстата от 24.12.2018 N 768
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СРОКИ
РАБОТ И НОРМЫ НАГРУЗКИ ПРИВЛЕКАЕМЫХ ЛИЦ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
РАБОТ, СВЯЗАННЫХ СО СБОРОМ ПЕРВИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕМАМИ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ
Наименование категории привлекаемых лиц | Период привлечения | Рекомендуемый срок привлечения, дней | Рекомендуемая норма нагрузки на одного интервьюера в день |
1 | 2 | 3 | 4 |
Интервьюер | С 8 до 20 числа последнего месяца отчетного квартала | 12 дней | 25 респондентов |
Приложение N 4
к Организационным положениям
по реализации официальной статистической
методологии по определению обобщающих
показателей по статистике внутренней
торговли, утвержденной приказом Росстата
организации статистического наблюдения
за объемами продажи товаров на розничных
рынках и ярмарках,
утвержденным приказом Росстата
от 24 декабря 2018 г. N 768
ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮЕРОВ
Расчет вознаграждения интервьюеров производится в соответствии с объемом выполненных работ.
Объем выполненных работ для интервьюеров определяется количеством обследованных торговых мест.
Вознаграждение интервьюеров рассчитывается следующим образом:
Вобщ = (Вмес / 30 x СП) / НН x ОР,
где:
Вобщ - сумма вознаграждения за выполненный объем работ, руб.;
Вмес - сумма вознаграждения за месяц, руб.;
30 - число дней в месяце (постоянная величина для всех месяцев);
СП - срок привлечения, дней;
НН - норма нагрузки на период работы;
ОР - объем выполненных работ.
Приложение N 5
к Организационным положениям
по реализации официальной статистической
методологии по определению обобщающих
показателей по статистике внутренней
торговли, утвержденной приказом Росстата
организации статистического наблюдения
за объемами продажи товаров на розничных
рынках, утвержденным
приказом Росстата от 24.12.2018 N 768
Образец
Руководителю ___________ рынка
______________________________
(города, района)
______________________________
(ФИО)
Уважаемый _______________________!
Территориальные органы Росстата ежеквартально проводят статистическое
наблюдение за объемами продажи товаров на рынках. Наблюдение проводится в
целях повышения качества статистической информации о данном секторе
розничной торговли, который в настоящее время формирует примерно восьмую
часть всего торгового оборота Российской Федерации и __% оборота
_______________ (наименование субъекта РФ).
Сбор данных в ходе наблюдения осуществляется при опросе продавцов на
торговых местах, выбранных методом случайного отбора. Опрос проводится
специально уполномоченными работниками (интервьюерами), или работниками
территориального органа Росстата при обходе торговых мест на рынке. Ответы
заносятся в бланк формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) со слов
опрашиваемых продавцов, без предъявления ими каких-либо документов,
подтверждающих правильность ответов.
Для наиболее полного охвата наблюдением попавших в выборку торговых
мест на рынке, получения ответов продавцов и обеспечения необходимого
качества статистических данных об объемах продажи товаров просим Вас
оказать содействие органам государственной статистики при проведении
наблюдения.
Данные об объемах продажи товаров на Вашем рынке будут использоваться
исключительно для получения сводных итогов по субъекту Российской
Федерации. Конфиденциальность полученной информации гарантируется органами
государственной статистики.
Руководитель территориального
органа Росстата по ________________________ ______________
(наименование субъекта
Российской Федерации)