НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (ред. от 17.09.2019) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52522)

"Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52522)
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 августа 2018 г. N 352
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ
ВОЗДУХ, КОРРЕКТИРОВКИ ЕЕ ДАННЫХ, ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
И ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ТАКИХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И КОРРЕКТИРОВКИ
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21, N 52, ст. 6450; 2011, N 30, ст. 4590, 4596, N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4059; 2014, N 30, ст. 4220; 2015, N 1, ст. 11, N 29, ст. 4359) и подпунктом 5.2.55 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2016, N 39, ст. 5658; N 49, ст. 6904; 2017, N 42, ст. 6163; 2018, N 26, ст. 3866, N 30, ст. 4735), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок).
2. Документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.
В случае, если для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствует утвержденная документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена не позднее двух лет со дня вступления в силу настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Г. Храмова.
4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Министр
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
Д.Н.КОБЫЛКИН
Утвержден
приказом Минприроды России
от 07.08.2018 N 352
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ
ВОЗДУХ, КОРРЕКТИРОВКИ ЕЕ ДАННЫХ, ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
И ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ТАКИХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И КОРРЕКТИРОВКИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов), корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.
2. Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ).
Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
3. При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты.
4. В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее - линейные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).
II. Содержание работ при проведении инвентаризации выбросов
5. При проведении инвентаризации выбросов:
обследуется территория объекта ОНВ, анализируется проектная документация объекта ОНВ, виды деятельности (технологии производства), данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;
определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее - источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества;
систематизируются сведения о пространственном размещении ИЗАВ на объекте ОНВ;
изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа (далее - газоочистные установки, ГОУ);
устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (точечный, линейный, площадной), наименование (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличие устья - вид и размеры устья источника);
определяются координаты стационарных ИЗАВ;
определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса);
документируются результаты инвентаризации выбросов.
6. Обследование состояния и условий эксплуатации ГОУ и систем вентиляции проводится с учетом требований правил и инструкций по их эксплуатации.
7. Определение характеристик ИЗАВ и показателей выбросов осуществляется:
при эксплуатации технологического оборудования с максимальной производительностью, допускаемой установленным регламентом работы;
при эксплуатации систем вентиляции и ГОУ в режиме их наибольшей допустимой нагрузки, определяемой инструкциями по их эксплуатации.
Характеристики ИЗАВ и показатели выбросов определяются для всех основных режимов работы технологического оборудования (установки) и стадий технологических процессов.
8. В ходе инвентаризации выбросов при определении качественных и количественных показателей выбросов должны быть выявлены, учтены и проанализированы изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неодновременной, неравномерной работой оборудования, изменениями режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества (далее - нестационарность выбросов).
9. При выявлении нестационарности выбросов анализируется изменение качественных и количественных показателей выбросов для разных стадий многостадийных технологических процессов и для разных режимов работы оборудования.
Для ИЗАВ, выбросы которых изменяются в течение года, сезона, месяца, недели, суток, производственной смены, выявляются факторы, влияющие на нестационарность выбросов в различные периоды времени: характеристики и расход сырья или топлива; загруженность, продолжительность и одновременность работы оборудования и устройств, являющихся частями технологического процесса.
Рекомендуемые образцы таблиц для документирования данных при нестационарности выбросов приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.
По каждому из рассматриваемых ИЗАВ раздельно описываются режимы и временные характеристики его работы, при необходимости - расход сырья, материалов или топлива. Режим работы ИЗАВ характеризуется режимами работы относящихся к нему источников выделения (ИВ). Данные о режимах работы ИЗАВ при нестационарности выбросов оформляются в форме таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в таблице N 1.1 приложения N 1 к настоящему Порядку.
Таблицы N 1.2 и N 1.3, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку, заполняются при необходимости более детального учета нестационарности выбросов во времени для объектов ОНВ с существенными изменениями работы ИВ и ИЗАВ. При этом данные о времени начала стадии и продолжительности стадии определяются на основании документации, регламентирующей порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, и графику работы производства; данные о концентрации загрязняющего вещества (мг/м3) и максимальных значений выбросов (г/с) на каждой стадии выбираются по результатам инвентаризации.
Расчеты величин выбросов, которые проводятся с учетом данных о нестационарности выбросов, сопровождаются обоснованиями и пояснениями о факторах, которыми обусловлена нестационарность выбросов.
10. Перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с пунктами 6, 7 и 9 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1>, и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти <2>. Для видов деятельности, относящихся к областям наилучших доступных технологий, в число характерных для данного технологического процесса загрязняющих веществ, в том числе включаются маркерные вещества.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4591; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971; N 52, ст. 6974; N 11, ст. 1164; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3887; N 27, ст. 4187; N 27, ст. 4286; N 27, ст. 4291; 2017, N 31, ст. 4829; 2018, N 1, ст. 47; N 1, ст. 87;
официальный сайт Бюро наилучших доступных технологий: http://burondt.ru/informacziya/dokumentyi.
<2> Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 21, ст. 3018).
III. Систематизация сведений об источниках выбросов
при проведении инвентаризации выбросов
11. Систематизация сведений о пространственном размещении выявленных ИЗАВ осуществляется путем определения координат ИЗАВ, присвоения ИЗАВ порядковых номеров и подготовки карты-схемы объекта ОНВ в целом или его части (далее - карта-схема).
12. Местоположение ИЗАВ определяется в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 1, ст. 51; N 18, ст. 2484; N 18, ст. 2495; N 23, ст. 3296; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4198, ст. 4237; ст. 4248, ст. 4284, ст. 4287, ст. 4294; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4767, ст. 4771, ст. 4796, ст. 4829; N 48, ст. 7052; 2018, N 1, ст. 70; ст. 90; ст. 91; N 10, ст. 1437; N 15, ст. 2031; N 28, ст. 4139);
приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" (зарегистрирован в Минюсте России 08.04.2016, регистрационный N 41712).
13. Местоположение ИЗАВ может определяться в заводской системе координат, в этом случае в пояснении к карте-схеме приводятся параметры ее привязки к системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В случае, если в городском или ином поселении ведутся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются также параметры привязки системы координат карты-схемы к системе координат, в которой проводятся такие сводные расчеты.
14. При присвоении ИЗАВ порядковых номеров используется единая, последовательная (сквозная) нумерация:
отдельных территорий объекта ОНВ - в рамках территории объекта ОНВ в целом;
цехов - в рамках отдельных территорий объекта ОНВ;
участков - в рамках территорий цехов;
ИЗАВ - в рамках участков, цехов, отдельных территорий объекта ОНВ или объекта ОНВ в целом (при наличии только одной территории);
источников выделения, режимов (стадий) работы источников выделения, режимов выбросов - в рамках соответствующего ИЗАВ.
Нумерация начинается с N 0001 в возрастающей последовательности.
Всем организованным источникам выбросов присваивают номера от 0001 до 5999, всем неорганизованным источникам - с 6001.
Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации выбросов.
При появлении нового ИЗАВ ему присваивают номер, ранее не использовавшийся при инвентаризации выбросов. При ликвидации (консервации) ИЗАВ его номер в дальнейшем не используется.
Для объектов ОНВ, на которых функционирует более 50 ИЗАВ, допускается рассматривать отдельно каждое структурное подразделение (например, промплощадку, цех, обособленную территорию объекта ОНВ) и проводить независимую нумерацию ИЗАВ для этих структурных подразделений. В этом случае номер ИЗАВ, указываемый на карте-схеме, составляется из номера структурного подразделения объекта ОНВ и номера ИЗАВ внутри структурного подразделения. Так, первому ИЗАВ в цехе N 1 присваивается номер 1.0001 для организованных источников и 1.6001 - для неорганизованных.
Нумерация ИЗАВ на объекте ОНВ может быть многоразрядной, разряды в номере ИЗАВ отделяются друг от друга точкой и обозначают уровень (подуровень) структурного подразделения. Например, номер первого ИЗАВ, относящегося к восьмому участку третьего цеха, расположенного на второй производственной площадке: 2.03.08.0001. При использовании многоразрядной нумерации схема такой нумерации с пояснениями приводится при документировании результатов инвентаризации выбросов.
На реконструируемых или вновь строящихся объектах ОНВ для ИЗАВ, которые функционируют только в период строительства или реконструкции и в дальнейшем будут ликвидированы, присваиваются номера, начиная с 5501 для организованных ИЗАВ, и, начиная с 6501 - для неорганизованных ИЗАВ.
15. На карте-схеме с соблюдением принятого масштаба отображаются:
все сооружения, здания, корпуса, установки на объекте ОНВ, границы его территории, ИЗАВ с указанием их номеров;
границы санитарно-защитной зоны, ближайшей жилой застройки, зон с особыми условиями использования земельных участков, в том числе размещения объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства <4>;
--------------------------------
<4> Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 11, ст. 1636; N 24, ст. 3525).
масштаб (например, 1:500 или 1:1000), направления сторон света и принятая система координат.
Для объектов ОНВ, на которых функционирует более 50 ИЗАВ, при необходимости также составляется ситуационный план, схематично отображающий положение объекта ОНВ.
IV. Определение показателей выбросов при проведении
инвентаризации выбросов
16. Определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.
17. Для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
18. К основным показателям, которые определяются при инвентаризации выбросов, относятся максимальные разовые значения выбросов в граммах в секунду и значения суммарных годовых (валовых) выбросов в тоннах в год.
19. На ИЗАВ, оснащенных ГОУ, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб, предусмотренных Правилами эксплуатации ГОУ <5> и проектной документацией изготовителя ГОУ. При этом в качестве ГОУ не рассматриваются установки и устройства очистки газа, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и (или) не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух.
--------------------------------
<5> Правила эксплуатации установок очистки газа, утвержденные приказом Минприроды России от 15.09.2017 N 498 (зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2018, регистрационный N 49549).
Эффективность работы ГОУ, отражающая степень очистки выбросов, рассчитывается в соответствии с Правилами эксплуатации ГОУ.
Фактическая эффективность (степень очистки) ГОУ определяется исходя из фактических показателей работы ГОУ по результатам измерений.
Фактический коэффициент обеспеченности очистки газа определяется как отношение времени в часах работы ГОУ за год (независимо от степени очистки) ко времени в часах работы технологического оборудования за год, выраженное в процентах.
20. При применении инструментальных методов получение данных о выбросах ЗВ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ.
Для целей инвентаризации выбросов также могут использоваться результаты автоматического контроля выбросов.
21. Инструментальные измерения показателей выбросов выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений <6> юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации <7>.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025; 2014, N 30, ст. 4255; 2015, N 29, ст. 4359).
<7> Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2014, N 26, ст. 3366; 2016, N 10, ст. 1323; 2018, N 31, ст. 4851).
В протоколах инструментальных измерений показателей выбросов указываются методики (методы) измерений и средства измерений, расчет показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений, а также сведения о выполнившей измерения организации, ее аттестате аккредитации с указанием срока действия и области аккредитации.
22. При применении инструментальных методов измерения результаты определения объемов отходящих газов и измерения массовой концентрации ЗВ в отходящих газах должны быть приведены к нормальным условиям (0 °C, 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), влажность равна 0) или условиям, установленным национальными стандартами или стандартами организаций, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" <8>.
--------------------------------
<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2016, N 15, ст. 2066, N 27, ст. 4229.
23. Результаты инструментальных измерений документируются в виде таблиц, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к настоящему Порядку, с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов количественного определения массовой концентрации ЗВ и параметров газовоздушной смеси.
24. Количество и нумерация граф в рекомендуемом образце таблицы N 2.1 приложения N 2 к настоящему Порядку, в которых указываются показатели отходящих газов, даны условно и при необходимости могут быть дополнены требующимися для расчета выбросов показателями, например, такими как плотность, тепловая мощность. Количество и нумерация строк в образце заполнения таблицы N 2.1 приложения N 2 к настоящему Порядку даны условно и зависят от количества выполненных измерений.
В таблице N 2.1 к настоящему Порядку, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку, при указании синонимов, технических, торговых и фирменных названий загрязняющих веществ приводятся наименования таких веществ, включенные в Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 N 165 <9>, а также включенные в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (раздел I "Для атмосферного воздуха"), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р <10>. Например, пятиокись ванадия (диванадий пентоксид (пыль), ванадия пяти оксид). Массовая концентрация ЗВ в выбросах (мг/м) при документировании результатов инструментальных измерений указывается в величинах, приведенных к нормальным условиям в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка.
--------------------------------
<9> Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018, регистрационный N 49557 с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.2018 N 37 .
<10> Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4524.
25. Использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях:
отсутствие аттестованных методик измерения <11> загрязняющего вещества;
--------------------------------
<11> Пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;
отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику).
26. Использование расчетных методов для определения показателей выбросов допускается также для неорганизованных и (или) линейных стационарных источников.
27. Расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования, применяются для инвентаризации выбросов:
от неорганизованных ИЗАВ;
от топливосжигающих установок мощностью не более 50 МВт;
при выполнении работ по нанесению металлопокрытий гальваническим способом, по механической обработке материалов, сварочных и окрасочных работ; взрывных работ, погрузочно-разгрузочных работ;
от инфраструктуры транспортных объектов, дизельных установок, бензоэлектростанций, бензопил и подобного оборудования;
от источников открытого хранения топлива, сырья, веществ, материалов, отходов, открытых поверхностей испарения;
карьеров добычи полезных ископаемых и открытых участков обработки полезных ископаемых,
от оборудования и технологических процессов, расположенных на открытом воздухе или в производственных помещениях, не оборудованных вентиляционными установками;
для получения данных о показателях выбросов проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов ОНВ.
28. Для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти <12> (далее - методики расчета выбросов).
--------------------------------
<12> Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 21, ст. 3018).
Методика расчета выбросов используется в полном соответствии с областью ее применения для указанных в ней технологических процессов, сооружений, устройств, оборудования, а также сырья, материалов, топлива.
Если перечень методик расчета выбросов, указанный в абзаце первом настоящего пункта, не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.
При проведении расчетов на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования, такие расчеты сопровождаются сведениями о месте проведения исследований, исследуемом технологическом оборудовании, режимах работы оборудования во время измерений, программой измерений с описанием методики (методов) измерений, описанием процедуры измерений или подсчета расходуемого сырья и произведенной продукции, а также перечнем используемых источников информации, из которых берутся показатели и исходные данные для расчетов (названия используемых справочников и (или) стандартов).
29. Расчеты выбросов осуществляются отдельно для каждого ИЗАВ и документируются с приложением исходных данных, источников их получения и описанием процедуры расчета с указанием применяемых методов расчета.
30. На всех организованных ИЗАВ аэродинамические параметры выбросов (температура, давление, влажность, скорость истечения и расход отходящего газа) определяются преимущественно инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, а в случае невозможности использования инструментальных методов определяются на основании документации изготовителя оборудования или проектной (конструкторской) документации и (или) результатов пусконаладочных работ.
31. Если в период действия утвержденной инвентаризации выбросов приняты новые инструментальные или расчетные методики определения выбросов, то они используются для расчета выбросов при проведении очередной корректировки данных инвентаризации выбросов.
V. Документирование и хранение данных, полученных
в результате инвентаризации выбросов
32. По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку.
33. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и видах деятельности, включающиеся в отчет о результатах инвентаризации выбросов, содержат:
полное и сокращенное наименование хозяйствующего субъекта в соответствии с учредительными документами, организационно-правовую форму, место государственной регистрации, место нахождения, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) - для индивидуального предпринимателя;
краткое описание видов деятельности на объекте ОНВ, в том числе перечень и краткую характеристику используемого сырья, топливно-энергетических ресурсов, материалов; проектные и фактические виды и объемы производимой продукции, выполнения работ и (или) оказания услуг, в том числе показатели основной деятельности, для которых рассчитаны валовые выбросы; описание основных технологических процессов (при наличии), оборудования и иных источников выбросов ЗВ, а также сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ и мероприятиях по охране атмосферного воздуха, реализованных в период действия ранее проведенной инвентаризации выбросов;
сведения о результатах предыдущей инвентаризации, в том числе сроки проведения, показатели суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому ИЗАВ и по объекту ОНВ в целом, а также количество ликвидированных (с указанием причин ликвидации) и введенных в эксплуатацию ИЗАВ, сведения об изменениях показателей выбросов с указанием причин;
краткую характеристику прилегающей к объекту ОНВ местности (например, селитебная, промышленная зона, сельхозугодья, болота) с указанием расстояния до ближайшей жилой застройки и зон с особыми условиями использования территорий, в том числе ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев и домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений;
размеры и границы санитарно-защитной зоны в случае, если ее установление предусмотрено законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
информацию о должностных лицах, ответственных за проведение инвентаризации выбросов.
34. В отчет о результатах инвентаризации выбросов включается описание проведенных работ по инвентаризации выбросов и особенности выполнения данных работ с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик измерений показателей выбросов ЗВ и расчетного определения показателей выбросов ЗВ.
35. К отчету о результатах инвентаризации выбросов прилагается карта-схема, составленная в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
36. Отчет о результатах инвентаризации выбросов должен содержать аналитические, инструментальные и расчетные данные, полученные по итогам инвентаризации выбросов в соответствии с главами II - IV настоящего Порядка, в том числе данные о характеристиках ИЗАВ, показателях качественного и количественного состава выбросов, разового (в г/с) и валового (в т/год) значений выбросов.
37. Результаты выявления ИВ и ИЗАВ, определения их характеристик, показателей качественного и количественного состава выбросов документируются в виде таблиц, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 3 к настоящему Порядку.
Рекомендуемый образец документирования данных об источниках выделения загрязняющих веществ приведен в таблице N 3.1 приложения N 3 к настоящему Порядку. В случае, если на объекте ОНВ нет структурных подразделений, аналогичных цеху, участку, графы 3 и 4 указанной таблицы не заполняются.
Источники выделения объединяются под одним номером в случаях, когда они сопоставимы по качественным и количественным показателям выделений ЗВ и (или) ЗВ от них отводятся к одному и тому же ГОУ или источнику выброса в атмосферный воздух. При наличии нескольких источников выделения, объединенных под одним номером, рассчитывается суммарное время работы всех источников. В этом случае время работы источника выделения за сутки и за год может быть соответственно больше 24 часов и 8760 часов.
В виде отдельного пояснения к таблице документирования данных об источниках выделения при необходимости приводятся характеристики ИВ и ИЗАВ (например, мощность, используемое сырье, материалы) и режимов их работы.
Рекомендуемый образец документирования данных об источниках выбросов загрязняющих веществ приведен в таблице N 3.2 приложения N 3 к настоящему Порядку. При этом в рекомендуемом образце указанной таблицы количество и нумерация граф, в которых указываются размеры и координаты источника выбросов, а также показатели выбросов, даны условно, зависят от особенностей поступления ЗВ в атмосферный воздух от конкретного ИЗАВ и при необходимости могут быть дополнены и (или) заменены требующимися для расчета выбросов параметрами или не заполняться.
Высота источника выбросов указывается с точностью до одной десятой метра. Если источники выбросов расположены ниже 2 м над поверхностью земли, такая высота принимается равной 2 м. В случаях, когда источники выделения расположены ниже уровня земной поверхности (например, в карьерах, угольных разрезах), источник выбросов рассматривается как площадной неорганизованный с высотой, равной 2 м. Если источники выделения расположены ниже уровня земной поверхности, но данный объект (например, шахта) оборудован системой вентиляции с выбросом над земной поверхностью, то такой источник выбросов рассматривается как организованный с высотой, равной фактической высоте выброса над земной поверхностью (из трубы, вентшахты или аналогичного сооружения).
Значения диаметра точечного ИЗАВ с круглым устьем, значения длины и ширины ИЗАВ с прямоугольным устьем указываются с точностью до одной сотой метра.
Значения координат ИЗАВ указываются с точностью до метра. Для точечных ИЗАВ с круглым устьем не требуются данные о длине и ширине устья, для одиночных точечных ИЗАВ приводится одна пара координат и не требуется указывать ширину как для площадного источника. Для линейных источников выбросов приводятся координаты концов источника; для площадных источников, как правило, - координаты середин сторон прямоугольника, ограничивающего источник.
Ширина площадного источника выбросов указывается с точностью до метра. В случае, если поверхность площадного ИЗАВ не горизонтальна (например, оконные и дверные проемы), следует указывать длину горизонтальной стороны прямоугольника, ограничивающего ИЗАВ.
Значения скорости выхода, расхода и температуры газовоздушной смеси приводятся осредненными за период времени, соответствующий периоду, для которого определяется осредненная концентрация согласно расчетам рассеивания выбросов. Значение вертикальной составляющей осредненной скорости выхода газовоздушной смеси приводится при необходимости указанных данных для расчетов рассеивания выбросов.
Для неорганизованных ИЗАВ данные о размерах устья, а также данные о скорости выхода, расходе и температуре газовоздушной смеси не требуются.
Для описания области поступления ЗВ в атмосферный воздух, имеющей произвольную форму, в том числе от линейных, площадных, трехмерных, объемных ИЗАВ, дополнительно указываются параметры (координаты, размеры), которые необходимы для расчета рассеивания выбросов, рекомендуемый образец документирования указанных данных приведен в таблице N 3.3 приложения N 3 к настоящему Порядку.
Рекомендуемый образец для дополнительного документирования данных об ИЗАВ, ось устья которых отклоняется от вертикали, приведен в таблице N 3.4 приложения N 3 к настоящему Порядку.
Рекомендуемый образец для дополнительного документирования данных об ИЗАВ установок факельного горения приведен в таблице N 3.5 приложения N 3 к настоящему Порядку.
Результаты обследования установок очистки газа (ГОУ) и условий их эксплуатации вносятся в таблицу, рекомендуемый образец которой приведен в таблице N 3.6 приложения N 3 к настоящему Порядку. При этом в указанную таблицу не вносятся данные об установках и устройствах очистки газа, являющихся неотъемлемой частью технологического оборудования и (или) не осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух.
Рекомендуемый образец документирования данных о суммарных выбросах ЗВ в целом по объекту ОНВ, их очистке и утилизации приведен в таблице N 3.7 приложения N 3 к настоящему Порядку.
Данные о выбросах оксидов азота, в том числе о суммарных выбросах диоксида азота и оксида азота указываются с учетом трансформации оксидов азота в атмосферном воздухе.
38. В качестве максимальных разовых (в г/с) значений выбросов ЗВ для стационарного режима работы ИЗАВ используются средние значения выбросов за двадцатиминутный интервал времени. Допускается использовать средние значения за 20 - 30-минутный интервал времени в случае, если такой интервал предусмотрен используемыми в установленном порядке средствами измерений и (или) методиками измерений.
Разовое значение мощности выброса ЗВ, Мзв (г/с), для организованного ИЗАВ для каждой пробы рассчитывают по формуле (1):