-----------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 января 1993 г. N 14
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО
ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКАХ
ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКОГО (ФЕДЕРАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1992 г. N 659-р и поручения Правительства Российской Федерации от 23 июля 1992 г. N ВМ-П42-27054 приказываю:
Утвердить Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации согласно Приложению.
Министр
В.И.ДАНИЛОВ - ДАНИЛЬЯН
Приложение
к Приказу Минприроды России
от 25 января 1993 г. N 14
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКАХ
ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКОГО (ФЕДЕРАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Государственными природными заказниками общереспубликанского (федерального) значения (далее - государственные природные заказники) объявляются природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов (объектов).
2. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены природные комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников и национальных природных парков.
3. Государственные природные заказники находятся в ведении и управлении специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации.
II. Цели объявления природных комплексов заказниками
4. Целями объявления природных комплексов государственными природными заказниками являются:
сохранение природных комплексов в естественном состоянии;
сохранение; воспроизводство природных ресурсов (объектов);
поддержание экологического баланса.
III. Профиль государственных природных заказников
5. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:
ландшафтными или комплексными, предназначенными для сохранения и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;
биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов, для сохранения и восстановления численности видов живых организмов, ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, а также редких и исчезающих биологических видов и их генофонда;
палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;
гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими и т.п.), предназначенными для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а также прилегающих к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;
геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта и т.п.).
IV. Порядок образования государственных
природных заказников
6. Государственные природные заказники в соответствии с законодательством Российской Федерации образуются Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованному с органами исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.
7. Изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.
8. Объявление природных комплексов государственными природными заказниками производится, как правило, без изъятия занимаемого ими земельного участка у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Отвод земельных участков для заявленной цели допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.
V. Режим государственных природных заказников
9. На территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе:
распашка земель;
рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геолого - разведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
сплав леса;
взрывные работы;
проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
10. Конкретные задачи, профиль и особенности каждого государственного природного заказника определяются Положением о нем, утвержденным специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, в ведении и управлении которого находится конкретный заказник, по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономных образований.
11. Установленный для каждого государственного природного заказника режим обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящих в границы государственного природного заказника.
12. Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
13. Государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
14. Расходы по обеспечению режима, а также по проектированию и созданию государственных природных заказников производятся за счет федерального бюджета, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.
VI. Охрана государственных природных заказников
15. Охрана государственных природных заказников может осуществляться силами специальной службы охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники, а также должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей природной среды, осуществляющих государственный экологический контроль.
16. К охране государственных природных заказников могут привлекаться специализированные инспекции, службы и иные формирования предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, осуществляющие ведомственный и общественный экологический контроль и надзор за соблюдением установленного порядка природопользования.
VII. Контроль за соблюдением режима государственных
природных заказников
17. Контроль за соблюдением установленного режима государственных природных заказников осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.