Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации базовой подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1> |
среднее общее образование | Техник-картограф | 2 года 10 месяцев |
основное общее образование | 3 года 10 месяцев <2> |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации углубленной подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <1> |
среднее общее образование | Специалист по картографии | 3 года 10 месяцев |
основное общее образование | 4 года 10 месяцев <2> |
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ | 3186 | 2124 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 648 | 432 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1, 4, 8, 10, 11 - 13 | ||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1, 4, 8, 10, 11, 12, 13 | ||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; | 168 | ОГСЭ.03. Иностранный язык | ОК 1, 2, 3, 4, 8, 10, 11 | ||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | 336 | 168 | ОГСЭ.04. Физическая культура | ОК 1, 2, 3, 4, 8 | |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный учебный цикл | 212 | 142 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления; | ЕН.01. Математика | ОК 2, 4, 5 ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4 | |||
уметь: выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций; знать: базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; | ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 2, 4, 5 ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4 | |||
уметь: анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; знать: виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | ЕН.03. Экологические основы природопользования | ОК 2, 4, 5 ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4 | |||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 2326 | 1550 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 888 | 592 | ||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: ориентироваться в структуре комплексной картографической организации и экономике развития отрасли; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели картографической продукции; знать: основные принципы развития экономики, особенности экономических отношений, организацию как хозяйствующий субъект в рыночной экономике; материально-технические, трудовые, финансовые ресурсы отрасли: механизмы ценообразования на картографическую продукцию; формы оплаты труда в современных условиях; | ОП.01. Организация и экономика картографического производства | ОК 1 - 13 ПК 1.1, 1.2, 2.2 | |||
уметь: ориентироваться в выборе стратегии развития организаций отрасли; планировать деятельность с учетом этого развития; знать: основы организации работы коллектива исполнителей картографического производства и принципы делового общения в коллективе; | ОП.02. Менеджмент | ОК 1 - 4, 6 - 8 | |||
уметь: соблюдать правила техники безопасности и охраны труда в картографо-геодезическом производстве; проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; применять нормативные и организационные основы охраны труда на рабочем месте; знать: правила техники безопасности и охраны труда в картографо-геодезическом производстве; особенности обеспечения безопасных условий труда в картографо-геодезическом производстве; нормативные и организационные основы охраны труда картографической организации; | ОП.03. Техника безопасности в картографо-геодезическом производстве | ОК 1 - 13 ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4 | |||
уметь: применять Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" при решении правовых задач в картографии; квалифицированно применять положения действующего законодательства при осуществлении своих прав и обязанностей в картографо-геодезической деятельности; знать: систему и структуру права Российской Федерации, основные принципы права, основные положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации в части авторских прав, федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", инструкции в области геодезии и картографии, нормы и правила, права и обязанности работников картографо-геодезического производства; | ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 13 | |||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; | 68 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 13 ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4 | ||
знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | |||||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1438 | 958 | ||
ПМ.01 | Подготовка геодезической и математической основ для создания топографических и общегеографических карт В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: исследования геодезической основы и исходных топографических и аэротопографических материалов при создании карт; дешифрирования аэро- и космоснимков в камеральных условиях; составлять кадастровое и землеустроительное дело; выбирать математическую основу для географических карт; уметь: вычислять математическую основу карт, распознавать картографические проекции для общегеографических и тематических карт; выполнять топографические съемки на местности, составлять и вычерчивать планы местности; выполнять обновление топографических карт фотограмметрическими методами, в том числе методами цифровой фотограмметрии; выполнять дешифрирование аэро- и космических снимков; систематизировать свод документов, полученных в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, в правовой последовательности; знать: общую теорию картографических проекций; теорию искажений; классификацию картографических проекций; выбор проекций при создании общегеографических карт; современные чертежные инструменты и принадлежности, правила построения условных знаков, основные картографические шрифты, используемые при создании карт; чистовое графическое воспроизведение элементов карт, их оформление чертежными инструментами, правила размещения надписей; геодезическую основу топографических карт и основные способы топографических съемок местности; основные электронные геодезические приборы, их устройство, поверки и приемы работы с ними; методы фотограмметрической обработки результатов дистанционного зондирования Земли; особенности дешифрирования аэро- и космических снимков; цифровые фотограмметрические станции для обработки воздушных, космических, наземных снимков при создании топографических карт, планов, фотокарт; методы обновления карт; методику проведения государственного кадастрового учета земельных участков, кадастровой стоимости, размеров земельных участков и объектов недвижимости; информационное обеспечение земельного кадастра | МДК.01.01. Методы проведения полевых геодезических работ при создании карт | ОК 2, 4 - 9, 13 ПК 1.1, 1.2 | ||
МДК.01.02. Основы математической картографии | |||||
ПМ.02 | Определение взаимосвязей между природными и социально-экономическими явлениями, представленными в тематических атласах, для подготовки географической основы карт В результата изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения анализа взаимосвязей между явлениями по картам; географической оценки картографируемой территории по элементам содержания; вычерчивания формы рельефа суши и морского дна, построения профиля, опознания типов морских берегов и речных систем; уметь: использовать физико-географические и социально-экономические знания в картографии; анализировать карты и атласы во взаимосвязях между природными и социально-экономическими явлениями; выявлять взаимосвязи между компонентами географической оболочки; опознавать различные формы рельефа суши и морского дна, ландшафты; применять знания физико-географических теорий для анализа картографируемой теории; знать: индивидуальные физико-географические особенности крупных регионов мира и России; географическое положение и границы России; физико-географическое районирование России; особенности, проблемы и тенденции развития социальной и экономической географии мира и России; состав, структуру, основные этапы развития географической оболочки; основные сведения о литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере. | МДК.02.01. Географическая характеристика картографируемой территории | ОК 2, 8, 13 ПК 2.1, 2.2 | ||
ПМ.03 | Создание карт и атласов различного назначения, содержания, территориального охвата, масштабов компьютерными способами В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: создания топографических, общегеографических мелкомасштабных и тематических карт с помощью картографической генерализации - основного закона всех картографических изображений; редакционно-подготовительных работ по созданию карт и атласов разных масштабов, содержания и назначения; создания карт средствами компьютерной графики; цифрования топографических, мелкомасштабных общегеографических и тематических карт; программной обработки геопространственных данных при формировании баз и банков цифровой картографической информации; построения условных знаков на картах и вычерчивания картографического изображения; уметь: использовать карты специального назначения для решения народнохозяйственных задач; редактировать и составлять тематические и комплексные атласы; разрабатывать макеты компоновок атласов различного назначения; редактировать и составлять топографические карты и планы, общегеографические мелкомасштабные карты, тематические карты природного, социально-экономического и экологического содержания; пользоваться основными понятиями картографии, определять виды, типы картографических произведений, их математическую основу, способы картографического изображения; строить картографические условные знаки средствами векторной и растровой графики и выбирать шрифты для карт; работать с цветовой палитрой; обрабатывать группы графических данных; преобразовывать аналоговые изображения в цифровую растровую форму; составлять (цифровать) топографические, мелкомасштабные общегеографические и тематические карты, использовать программное обеспечение в подготовке карт к изданию (цветоделение); формировать, преобразовывать и использовать картографические базы данных территории; использовать государственные информационные системы при решении прикладных задач; пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, готовить их к работе; выполнять чертежные работы при создании карт в соответствии с условными знаками и шрифтами; знать: общие проблемы и методы картографии, способы картографического изображения явлений на картах; особенности редактирования и составления топографических карт и планов масштабов 1:10000 - 1:100000 и 1:200 - 1:5000, обзорно-топографических карт масштабов 1:200000 - 1000000; их назначение, требования к ним, математическую основу, генерализацию элементов содержания; особенности редактирования и составления мелкомасштабных общегеографических карт; их назначение, требования к ним, математическую основу, генерализацию элементов содержания; основные общегеографические карты и серии карт; определение тематических карт, их классификацию, особенности проектирования, редактирования, составления и оформления; авторские работы в тематическом картографировании; способы изображения явлений на тематических картах; карты природы, их классификацию, особенности картографирования природных явлений; методику редактирования и составления карт природы; основные виды карт природы и технологию их составления; социально-экономические карты, их классификацию, особенности картографирования социально-экономических явлений; методику проектирования, редактирования и составления социально-экономических карт; основные виды социально-экономических карт и технологию их составления; специальные карты, их классификацию, методику редактирования и составления навигационных (морских, полетных, дорожных), кадастровых, планетных, фотокарт и космофотокарт, анаглифических, землеустроительных, инженерно-строительных и др.; технологию и методы проектирования, редактирования, составления и оформления тематических и комплексных атласов; важнейшие атласы; определение картографии и ее задачи, картографию в системе наук; классификацию карт и их свойства; основные этапы создания карты; актуальные и перспективные направления развития картографической науки; виды компьютерной графики и программные средства; приемы создания изображений в векторных и растровых редакторах; основные понятия, определения и формы представления цифровой картографической информации; технологии создания цифровых топографических, общегеографических мелкомасштабных и тематических карт; подготовку карт к изданию на основе настольных издательских систем; редакционный просмотр принтерных проб, электронные карты и атласы; определение, структуру и составные части государственных информационных систем; технологию формирования баз и банков цифровой картографической информации; методы геоинформационного картографирования; автоматизированную генерализацию. | МДК.03.01. Редакционно-подготовительные и составительские работы при создании карт разного назначения | ОК 4, 5, 8 - 13 ПК 3.1 - 3.5 | ||
МДК.03.02. Технология создания карт и атласов компьютерными способами | |||||
ПМ.04 | Участие в организации и проведении опытно-экспериментальных картографических работ с элементами дизайна В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: участия в оформлении картографических произведений с помощью художественных приемов; участия в создании мультимедийных и объемных картографических изображений; участия в проведении цветоделения издательских оригиналов; уметь: разбираться в новых технологиях создания карт, применять оптимальные технологии, используя аэрокосмические, статистические, литературные и другие источники; разрабатывать дизайн картографических произведений; подготовить карту к изданию, используя методы и принципы цветоделения и цветокорректирования, растрирования и передачи на фотонаборный автомат для вывода фотопленок; корректировать цветопробу; владеть навыками печати тиража карты; знать: новые компьютерные технологии создания карт и их виды; цифровую обработку аэрофото- и космофотоснимков, анимационные модели, трехмерные модели, мультимедийные карты, Интернет-карты, GPS навигаторы, карты и атласы в компьютерных сетях; Интернет-государственные информационные системы; значение цветового оформления карт; способы и технические приемы оформления карт; основные обязанности и задачи дизайнера в области картографии; методику художественного конструирования картографических произведений; технологии подготовки карт к изданию; методы цветоделения и цветокорректирования; технические требования, предъявляемые к картографической продукции; современные технологии издания карт на основе плоской (офсетной) печати; современные методы создания печатных произведений. | МДК.04.01. Оформительские и экспериментальные работы при создании карт и атласов | ОК 8, 9, 13 ПК 4.1 - 4.4 | ||
ПМ.05 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 1350 | 900 | |||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ | 4536 | 3024 | |||
УП.00 | Учебная практика | 25 нед. | 900 | ОК 1 - 9, 13 ПК 1.1 - 1.2, 2.1 - 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 6 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 4 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 2 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Обучение по учебным циклам | 84 нед. |
Учебная практика | 25 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 6 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 4 нед. |
Каникулы | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ | 4584 | 3056 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл | 942 | 628 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1, 4, 8, 10 - 13 | ||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1, 4, 8, 10 - 13 | ||
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 4, 8, 10 - 14 | ||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; | 242 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1 - 4, 8, 10, 11 | ||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | 484 | 242 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 1 - 4, 8, 14 | |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный учебный цикл | 298 | 198 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления. | ЕН.01. Математика | ОК 2, 4, 5 ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3, 4.4 | |||
уметь: выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций; знать: базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; | ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 2, 4, 5 ПК 1.2, 2.2, 3.4, 3.5, 4.3 | |||
уметь: анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; знать: виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | ЕН.03. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 4, 6 - 8, 12 ПК 1.1, 2.1, 2.2 | |||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 3350 | 2234 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1280 | 854 | ||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: ориентироваться в структуре комплексной картографической организации и экономике развития отрасли; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели картографической продукции; знать: основные принципы развития экономики, особенности экономических отношений, организацию как хозяйствующий субъект в рыночной экономике; материально-технические, трудовые, финансовые ресурсы отрасли; механизмы ценообразования на картографическую продукцию; формы оплаты труда в современных условиях; | ОП.01. Организация и экономика картографического производства | ОК 1 - 13 ПК 1.1, 1.2, 2.2, 4.1 - 4.4 | |||
уметь: ориентироваться в выборе стратегии развития организаций отрасли; планировать свою деятельность с учетом этого развития; знать: основы организации работы коллектива исполнителей картографического производства и принципы делового общения в коллективе; | ОП.02. Менеджмент | ОК 1 - 4, 6 - 8 ПК 4.1 - 4.4 | |||
уметь: соблюдать правила техники безопасности и охраны труда в картографо-геодезическом производстве; проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; применять нормативные и организационные основы охраны труда на рабочем месте; знать: правила техники безопасности и охраны труда в картографо-геодезическом производстве; особенности обеспечения безопасных условий труда в картографо-геодезическом производстве; нормативные и организационные основы охраны труда в картографической организации; | ОП.03. Техника безопасности в картографо-геодезическом производстве | ОК 1 - 13 ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4 | |||
уметь: применять Федеральный закон 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" при решении правовых задач в картографии; квалифицированно применять положения действующего законодательства при осуществлении своих прав и обязанностей в картографо-геодезической деятельности; знать: систему и структуру права Российской Федерации, основные принципы права, основные положения Конституции Российской Федерации; федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", инструкции в области геодезии и картографии, нормы и правила, права и обязанности работников картографо-геодезического производства; | ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 13 ПК 4.1 - 4.4 | |||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью: владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 68 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 13 ПК 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 2070 | 1380 | ||
ПМ.01 | Подготовка геодезической и математической основ для создания топографических и общегеографических карт В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: исследования геодезической основы и исходных топографических и аэротопографических материалов при создании карт; дешифрирования аэро- и космоснимков в камеральных условиях; составлять кадастровое и землеустроительное дело; выбирать математическую основу для географических карт; уметь: вычислять математическую основу карт, распознавать картографические проекции для общегеографических и тематических карт; выполнять топографические съемки на местности, составлять и вычерчивать планы местности; выполнять обновление топографических карт фотограмметрическими методами, в том числе методами цифровой фотограмметрии; выполнять дешифрирование аэро- и космических снимков; систематизировать свод документов, полученных в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, в правовой последовательности; знать: общую теорию картографических проекций; теорию искажений; классификацию картографических проекций; выбор проекций при создании общегеографических карт; современные чертежные инструменты и принадлежности, правила построения условных знаков, основные картографические шрифты, используемые при создании карт; чистовое графическое воспроизведение элементов карт, их оформление чертежными инструментами, правила размещения надписей; геодезическую основу топографических карт и основные способы топографических съемок местности; основные электронные геодезические приборы, их устройство, поверки и приемы работы с ними; методы фотограмметрической обработки результатов дистанционного зондирования Земли; особенности дешифрирования аэро- и космических снимков; цифровые фотограмметрические станции для обработки воздушных, космических, наземных снимков при создании топографических карт, планов, фотокарт; методы обновления карт; методику проведения государственного кадастрового учета земельных участков, кадастровой стоимости, размеров земельных участков и объектов недвижимости; информационное обеспечение земельного кадастра. | МДК.01.01. Методы проведения полевых геодезических работ при создании карт | ОК 2, 4 - 9, 13 ПК 1.1, 1.2 | ||
МДК.01.02. Основы математической картографии | |||||
ПМ.02 | Определение взаимосвязей между природными и социально-экономическими явлениями, представленными в тематических атласах, для подготовки географической основы карт В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения анализа взаимосвязей между явлениями по картам; самостоятельно давать географическую оценку картографируемой территории по элементам содержания; вычерчивания формы рельефа суши и морского дна, постройки профиля, опознавания типа морских берегов и речных систем; уметь: использовать физико-географические и социально-экономические знания в картографии; анализировать карты и атласы во взаимосвязях между природными и социально-экономическими явлениями; выявлять взаимосвязи между компонентами географической оболочки; опознавать различные формы рельефа суши и морского дна, ландшафты; применять знания физико-географических теорий для анализа картографируемой теории; знать: индивидуальные физико-географические особенности крупных регионов мира и России; географическое положение и границы России; физико-географическое районирование России; особенности, проблемы и тенденции развития социальной и экономической географии мира и России; состав, структуру, основные этапы развития географической оболочки; основные сведения о литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере. | МДК.02.01. Географическая характеристика картографируемой территории | ОК 2, 8, 13 ПК 2.1, 2.2 | ||
ПМ.03 | Создание карт и атласов различного назначения, содержания, территориального охвата, масштабов компьютерными способами В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: создания топографических, общегеографических мелкомасштабных и тематических карт с помощью картографической генерализации - основного закона всех картографических изображений; в редакционно-подготовительных работах по созданию карт и атласов разных масштабов, содержания и назначения; создания карт средствами компьютерной графики; цифрования топографических, мелкомасштабных общегеографических и тематических карт; программной обработки геопространственных данных при формировании баз и банков цифровой картографической информации; построения условных знаков на картах и вычерчивания картографического изображения; уметь: использовать карты специального назначения для решения народнохозяйственных задач; редактировать и составлять тематические и комплексные атласы; разрабатывать макеты компоновок атласов различного назначения; редактировать и составлять топографические карты и планы, общегеографические мелкомасштабные карты, тематические карты природного, социально-экономического и экологического содержания; пользоваться основными понятиями картографической науки, определять виды, типы картографических произведений, их математическую основу, способы картографического изображения; строить картографические условные знаки средствами векторной и растровой графики и выбирать шрифты для карт; работать с цветовой палитрой; обрабатывать группы графических данных; преобразовывать аналоговые изображения в цифровую растровую форму; составлять (цифровать) топографические, мелкомасштабные общегеографические и тематические карты, использовать программное обеспечение в подготовке карт к изданию (цветоделение); формировать, преобразовывать и использовать картографические базы данных заданной территории; использовать государственные информационные системы при решении прикладных задач; пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, готовить их к работе; выполнять чертежные работы при создании карт в соответствии с условными знаками и шрифтами; знать: общие проблемы и методы картографии, способы картографического изображения явлений на картах; особенности редактирования и составления топографических карт и планов масштабов 1:10000 - 1:100000 и 1:200 - 1:5000, обзорно-топографических карт масштабов 1:200000 - 1000000; их назначение, требования к ним, математическую основу, генерализацию элементов содержания; особенности редактирования и составления мелкомасштабных общегеографических карт; их назначение, требования к ним, математическую основу, генерализацию элементов содержания; основные общегеографические карты и серии карт; определение тематических карт, их классификацию, особенности проектирования, редактирования, составления и оформления; авторские работы в тематическом картографировании; способы изображения явлений на тематических картах; карты природы, их классификацию, особенности картографирования природных явлений; методику редактирования и составления карт природы; основные виды карт природы и технологию их составления; социально-экономические карты, их классификацию, особенности картографирования социально-экономических явлений; методику проектирования, редактирования и составления социально-экономических карт; основные виды социально-экономических карт и технологию их составления; специальные карты, их классификацию, методику редактирования и составления навигационных (морских, полетных, дорожных), кадастровых, планетных, фотокарт и космофотокарт, анаглифических, землеустроительных, инженерно-строительных и др.; технологию и методы проектирования, редактирования, составления и оформления тематических и комплексных атласов; важнейшие атласы; определение картографии и ее задачи, картографию в системе наук; классификацию карт и их свойства; основные этапы создания карты; актуальные и перспективные направления развития картографической науки; виды компьютерной графики и программные средства; приемы создания изображений в векторных и растровых редакторах; основные понятия, определения и формы представления цифровой картографической информации; технологии создания цифровых топографических, общегеографических мелкомасштабных и тематических карт; подготовку карт к изданию на основе настольных издательских систем; редакционный просмотр принтерных проб; электронные карты и атласы; определение, структуру и составные части государственной информационной системы; технологию формирования баз и банков цифровой картографической информации; методы геоинформационного картографирования; автоматизированную генерализацию. | МДК.03.01. Редакционно-подготовительные и составительские работы при создании карт разного назначения | ОК 4, 5, 8 - 13 ПК 3.1 - 3.5 | ||
МДК.03.02. Технология создания карт и атласов компьютерными способами | |||||
ПМ.04 | Организация и проведение исследовательских и экспериментальных картографических работ В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: в организации и проведении картографических исследований; руководства разработкой авторских макетов и эскизов географических карт и атласов с элементами художественного оформления; экспериментальных мультимедийных картографических произведений и объемных цифровых моделей местности; руководства разработкой экспериментальных географических карт различного тематического содержания; уметь: руководить авторским коллективом исследователей и разработчиков карт; применять элементы художественного оформления, оптимальные технологии, используя аэрокосмические, статистические литературные и др. источники; разрабатывать дизайн картографических произведений; проводить экспертизу и редактировать авторские макеты и эскизы географических карт и атласов; подготовить макеты и эскизы географических карт и атласов к изданию, используя методы и принципы цветоделения и цветокорректирования, растрирования и передачи на фотонаборный автомат для вывода фотопленок; корректировать цветопробу; владеть навыками печати тиража карты; знать: основы менеджмента и организации работ исследователей и разработчиков карт; новые компьютерные технологии создания карт и их виды; приемы и способы цифровой обработки аэрофото- и космофотоснимков, создания анимационных моделей, трехмерных моделей и мультимедийных карт; назначение цветового оформления карт; способы и технические приемы оформления карт; основные обязанности и задачи дизайнера в области картографии; методику художественного конструирования картографических произведений; технологии создания и подготовки географических карт и атласов к изданию; методы цветоделения и цветокорректирования; технические требования, предъявляемые к картографической продукции; современные технологии издания карт на основе плоской (офсетной) печати; современные методы и технику создания печатных произведений. | МДК.04.01. Основы организации картографических исследований | ОК 1 - 13 ПК 4.1 - 4.4 | ||
МДК.04.02. Технология создания и художественного оформления географических карт и атласов | |||||
ПМ.05 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) | 1944 | 1296 | |||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ | 6534 | 4356 | |||
УП.00 | Учебная практика | 27 нед. | 972 | ОК 1 - 9, 13 ПК 1.1 - 1.2, 2.1 - 2.2, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.4 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 6 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 4 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 2 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Обучение по учебным циклам | 121 нед. |
Учебная практика | 27 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 6 нед. |
Промежуточная аттестация | 7 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 4 нед. |
Каникулы | 34 нед. |
Итого | 199 нед. |
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 39 нед. |
промежуточная аттестация | 2 нед. |
Каникулы | 11 нед. |
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) | Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 | 2 |
16200 | Оператор электронного набора и верстки |