МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 октября 2014 г. N 1361
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
54.02.03 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ
И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2010 г. N 730 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 072709 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 августа 2010 г., регистрационный N 18059).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 27 октября 2014 г. N 1361
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
54.02.03 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ
И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации базовой подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1> |
среднее общее образование | Художник-технолог | 2 года 10 месяцев |
основное общее образование | 3 года 10 месяцев <2> |
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ | Наименование квалификации углубленной подготовки | Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <3> |
среднее общее образование | Художник-технолог | 3 года 10 месяцев |
основное общее образование | 4 года 10 месяцев <4> |
--------------------------------
<3> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<4> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.4. Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
3.5. При приеме на обучение по ППССЗ, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <5>.
--------------------------------
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает творческие задания, позволяющие определить уровень подготовленности поступающих в области рисунка, живописи.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: художественно-графическое оформление текстильных материалов и швейных изделий.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
текстильные изделия, выпускаемые на фабриках или текстильных предприятиях, а также выполненные вручную в условиях художественных мастерских;
технологические процессы художественного оформления текстильных изделий на предприятиях и в организациях текстильной и легкой промышленности;
нормативная техническая документация;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Художник-технолог (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.
4.3.2. Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления.
4.3.3. Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров.
4.4.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
4.3.2. Художник-технолог (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.
4.3.2. Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления.
4.3.3. Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров.
4.3.4. Авторская разработка художественных изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Художник-технолог (базовой подготовки) должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
5.2. Художник-технолог (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.
ПК 1.1. Планировать работу коллектива исполнителей.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, промышленной безопасности и охраны труда, противопожарной защиты на производственном участке.
ПК 1.3. Обучать персонал правилам безопасного выполнения работ.
5.2.2. Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления.
ПК 2.1. Использовать отечественный и зарубежный опыт в области художественного оформления изделий текстильной и легкой промышленности.
ПК 2.2. Разрабатывать эскизы оформления промышленных и эксклюзивных образцов товаров.
ПК 2.3. Разрабатывать кроки новых рисунков в соответствии с модой и художественными направлениями в оформлении тканей, новые приемы колорирования, новые гаммы цветов, создаваемых красителями различных марок.
ПК 2.4. Применять законы построения текстильных композиций в разработке проектов оформления тканей и других изделий текстильной промышленности.
ПК 2.5. Применять средства компьютерной графики в работе над эскизами текстильных изделий.
5.2.3. Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров.
ПК 3.1. Выбирать колористические решения при разработке художественных проектов.
ПК 3.2. Выбирать способ гравирования, ширины валов, последовательности кладки валов (при многовальных рисунках), способы изготовления шаблонов.
ПК 3.3. Выбирать прогрессивные способы крашения и печатания, применяемые красители.
ПК 3.4. Выполнять технологические операции, связанные с реализацией художественного проекта.
ПК 3.5. Анализировать причины возникновения браков выпускаемой продукции и разработка мероприятий по их предупреждению и устранению.
ПК 3.6. Участвовать в разработке прогрессивных ресурсосберегающих технологических процессов.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Художник-технолог (углубленной подготовки) должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
5.4. Художник-технолог (углубленной подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.4.1. Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения.
ПК 1.1. Планировать работу коллектива исполнителей.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, промышленной безопасности и охраны труда, противопожарной защиты на производственном участке.
ПК 1.3. Обучать персонал правилам безопасного выполнения работ.
ПК 1.4. Контролировать выполнение производственных заданий на предмет соответствия требованиям стандартизации и сертификации.
5.4.2. Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления.
ПК 2.1. Использовать отечественный и зарубежный опыт в области художественного оформления изделий текстильной и легкой промышленности.
ПК 2.2. Разрабатывать эскизы оформления промышленных и эксклюзивных образцов товаров.
ПК 2.3. Разрабатывать кроки новых рисунков в соответствии с модой и художественными направлениями в оформлении тканей; разрабатывать новые приемы колорирования, новые гаммы цветов, создаваемых красителями различных марок.
ПК 2.4. Применять законы построения текстильных композиций в разработке проектов оформления тканей и других изделий текстильной промышленности.
ПК 2.5. Применять средства компьютерной графики в работе над эскизами текстильных изделий.
ПК 2.6. Применять материалы с учетом их формообразующих, художественных и образно-эстетических свойств.
5.4.3. Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров.
ПК 3.1. Выбирать колористические решения при разработке художественных проектов.
ПК 3.2. Выбирать способ гравирования, ширины валов, последовательности кладки валов (при многовальных рисунках), способы изготовления шаблонов.
ПК 3.3. Выбирать прогрессивные способы крашения и печатания, применяемые красители.
ПК 3.4. Выполнять технологические операции, связанные с реализацией художественного проекта.
ПК 3.5. Анализировать причины возникновения браков выпускаемой продукции и разработка мероприятий по их предупреждению и устранению.
ПК 3.6. Контролировать выполнение производственных заданий в соответствии с технологической картой.
ПК 3.7. Участвовать в разработке прогрессивных ресурсосберегающих технологических процессов.
5.4.4. Авторская разработка художественных изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
ПК 4.1. Выбирать методы и способы решения художественных и производственных задач.
ПК 4.2. Выполнять эскизы, кроки, проекты оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
ПК 4.3. Выполнять произведения живописи и станковой графики.
ПК 4.4. Осуществлять авторский контроль выполнения реализации проекта.
ПК 4.5. Организовывать коммерческую деятельность, владеть методами расчета экономической эффективности производства товаров.
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Обязательная часть математического и общего естественнонаучного учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "ЕН.01. Математика", "ЕН.02. Информатика", "ЕН.03. Экологические основы природопользования".
Обязательная часть общепрофессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "ОП.01. Материаловедение", "ОП.02. Цветоведение", "ОП.03. Перспектива, шрифтовая и художественная графика", "ОП.04. История изобразительного и прикладного искусства", "ОП.05. Основы пластической анатомии", "ОП.06. Экономика организации", "ОП.07. Безопасность жизнедеятельности".
Обязательная часть общепрофессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "ОП.01. Материаловедение", "ОП.02. Цветоведение", "ОП.03. Перспектива, шрифтовая и художественная графика", "ОП.03. Перспектива, шрифтовая и художественная графика", "ОП.04. История изобразительного и прикладного искусства", "ОП.05. Основы пластической анатомии", "ОП.06. Экономика организации", "ОП.07. Безопасность жизнедеятельности".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения", "МДК.01.01. Основы организации труда в производственном подразделении", "ПМ.02 Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления", "МДК.02.01. Оформление изделий текстильной и легкой промышленности", "ПМ.03 Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров", "МДК.03.01. Технология колорирования текстильных изделий", "ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Планирование и организация работы коллектива производственного подразделения", "МДК.01.01. Основы организации труда в производственном подразделении", "ПМ.02 Разработка изделий текстильной и легкой промышленности с применением современных способов художественного оформления", "МДК.02.01. Оформление изделий текстильной и легкой промышленности", "ПМ.03 Техническое исполнение оформления изделий с учетом технологических параметров", "МДК.03.01. Технология колорирования текстильных изделий", "ПМ.04 Авторская разработка художественных изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства", "МДК.04.01. Основы организации авторских разработок", "ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих".
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
| Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий |
Учебные циклы | 3402 | 2268 |
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический | 564 | 376 |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный | 216 | 144 |
П.00 | Профессиональный учебный цикл в том числе: | 2622 | 1748 |
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 726 | 484 |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1896 | 1264 |
и разделы | | |
| вариативная часть | 1458 | 972 |
| итого по обязательной части ППССЗ | 4860 | 3240 |
УП.00 ПП.00 | учебная и производственная практики | 17 нед. | 612 |
ПДП.00 | производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | 144 |
ПА.00 | промежуточная аттестация | 5 нед. | 180 |
ГИА.00 | государственная итоговая аттестация | 8 нед. | 288 |
Общий объем образовательной программы: | | |
| на базе среднего общего образования | 124 нед. | 4464 |
| на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования | 165 нед. | 5940 |
Таблица 4
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки
| Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий |
Учебные циклы | 4536 | 3024 |
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический | 930 | 620 |
ЕН.00 | Математический и общий естественнонаучный | 216 | 144 |
П.00 | Профессиональный учебный цикл в том числе: | 3390 | 2260 |
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 756 | 504 |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 2634 | 1756 |
и разделы | | |
| вариативная часть | 1944 | 1296 |
| итого по обязательной части ППССЗ | 6480 | 4320 |
УП.00 ПП.00 | учебная и производственная практики | 27 нед. | 972 |
ПДП.00 | производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | 144 |
ПА.00 | промежуточная аттестация | 7 нед. | 252 |
ГИА.00 | государственная итоговая аттестация | 8 нед. | 288 |
Общий объем образовательной программы: | | |
| на базе среднего общего образования | 166 нед. | 5976 |
| на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования | 207 нед. | 7452 |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько), согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <6>.
--------------------------------
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.6. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.7. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для групп (подгрупп) девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенную на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС СПО и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом получаемой специальности <6(1)>.
--------------------------------
<6(1)> Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации
от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953),
от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020),
от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749),
от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828), от 12 августа 2022 г. N 732 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034) и
от 27 декабря 2023 г. N 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2024 г., регистрационный N 77121).
7.10. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона
от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329, ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247).
7.12. При приеме на обучение по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы не более 15 человек.
Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом:
групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей;
мелкогрупповые занятия - 10 - 15 человек для занятий по общепрофессиональным дисциплинам, иностранному языку, междисциплинарным курсам.
7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 95 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.
Преподаватели профессионального учебного цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) программы подготовки специалистов среднего звена. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.16. Требование к финансовым условиям реализации ППССЗ:
финансовое обеспечение реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <8> и Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
--------------------------------
<8>
Бюджетный кодекс Российской Федерации.
7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
математики;
информатики;
материаловедения;
цветоведения;
перспективы, шрифтовой и художественной графики;
истории изобразительного и прикладного искусства;
основы пластической анатомии;
методический.
Лаборатории:
экологии и безопасности жизнедеятельности;
испытания материалов;
органической химии.
Мастерские:
отделки хлопчатобумажных тканей и колорирования рисунка.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
абзацы двадцать второй - двадцать третий утратили силу. - Приказ Минпросвещения России
от 13.07.2021 N 450.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет,
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.18. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <9>.
--------------------------------
<9> Часть 6 статьи 59 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
8.6. Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена и (или) защиты дипломного проекта (работы).
Приложение
к ФГОС СПО по специальности 54.02.03
Художественное оформление изделий
текстильной и легкой промышленности
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) | Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 | 2 |
12565 | Исполнитель художественно-оформительских работ |
19521 | Художник росписи по тканям |