МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 759
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
261701.04 ПЕЧАТНИК ПЛОСКОЙ ПЕЧАТИ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 261701.04 Печатник плоской печати.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. N 346 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261701.04 Печатник плоской печати" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2010 г., регистрационный N 17440).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 759
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
261701.04 ПЕЧАТНИК ПЛОСКОЙ ПЕЧАТИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 261701.04 Печатник плоской печати для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 261701.04 Печатник плоской печати имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 261701.04 Печатник плоской печати в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1> | Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2> |
среднее общее образование | Печатник плоской печати | 10 мес. |
основное общее образование | 2 года 10 мес. <3> |
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по печатанию продукции на листовых и рулонных печатных машинах и контролю параметров печатного процесса.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
печатное оборудование;
полиграфические материалы;
параметры печатного процесса;
нормативно-техническая документация;
технические средства измерения.
4.3. Обучающийся по профессии 261701.04 Печатник плоской печати готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Настройка печатного оборудования.
4.3.2. Печатание продукции на листовых и рулонных печатных машинах.
4.3.3. Контроль параметров печатного процесса.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом
от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Настройка печатного оборудования.
ПК 1.1. Производить настройку бумагоподающей системы.
ПК 1.2. Производить настройку бумагопроводящей системы.
ПК 1.3. Производить настройку приемно-выводного устройства.
ПК 1.4. Производить настройку красочного аппарата.
ПК 1.5. Производить настройку увлажняющего аппарата.
ПК 1.6. Производить настройку печатного аппарата.
ПК 1.7. Производить настройку и регулировку контрольно-блокирующих устройств.
5.2.2. Печатание продукции на листовых и рулонных печатных машинах.
ПК 2.1. Печатать контрольные (припалочные) оттиски.
ПК 2.2. Осуществлять печатание продукции на листовых и рулонных печатных машинах.
ПК 2.3. Выполнять операции по техническому обслуживанию печатного оборудования.
5.2.3. Контроль параметров печатного процесса.
ПК 3.1. Определять параметры печатного процесса.
ПК 3.2. Выявлять брак полиграфической продукции.
ПК 3.3. Использовать технологическую документацию.
ПК 3.4. Принимать участие в работе по улучшению качества печатной продукции.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
| Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | | |
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 284 | 196 | | |
| В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: пользоваться полиграфической терминологией; классифицировать продукцию полиграфического производства, определять технологию ее изготовления; ориентироваться в общих вопросах экономики и организации полиграфического производства; защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства; соблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены труда; знать: основные технологии и виды работ в полиграфическом производстве; основной ассортимент изделий полиграфического производства; особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития полиграфического производства; организационно-правовые формы организаций; основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; правила техники безопасности, личной санитарии и гигиены труда; экологические последствия производственной деятельности | | | ОП.01. Основы полиграфического производства | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.7 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.4 |
| уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; знать: виды нормативно-технической документации; правила чтения документации различных видов; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД); правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; технику и принципы нанесения размеров; классы точности и их обозначение на чертежах | | | ОП.02. Основы инженерной графики | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.7 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.4 |
| уметь: читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических схем; собирать электрические схемы; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ; знать: электротехническую терминологию; основные законы электротехники; типы электрических схем; правила графического изображения элементов электрических схем; методы расчета электрических цепей; основные элементы электрических сетей; принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты; схемы электроснабжения; основные правила эксплуатации электрооборудования; способы экономии электроэнергии; основные электротехнические материалы; правила сращивания, спайки и изоляции проводов | | | ОП.03. Основы электротехники и электрооборудования | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.7 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.4 |
| уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности (программные пакеты обработки текстовой информации; обработки графической информации и верстки); основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности | | | ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.7 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.4 |
| уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | | 32 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.7 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.4 |
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 500 | 340 | | |
ПМ.00 | Профессиональные модули | 500 | 340 | | |
ПМ.01 | Настройка печатного оборудования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: настройки бумагоподающей системы; настройки бумагопроводящей системы; настройки приемно-выводного устройства; настройки красочного аппарата; настройки увлажняющего аппарата; настройки печатного аппарата; настройки контрольно-блокирующих устройств уметь: на листовых машинах: выполнять операции по настройке и регулировке механизмов самонаклада; выполнять операции по регулировке передних и боковых упоров; выполнять операции по регулировке клапанов печатных и передающих цилиндров; на рулонных машинах: выполнять операции по установке рулонов в рулонную зарядку; выполнять операции по регулировке механизмов автосклейки; выполнять операции по осевой приводке бумажного полотна; выполнять операции по регулировке регистровых валиков; выполнять операции по регулировке бумаговедущих цилиндров; выполнять операции по регулировке приемных устройств; выполнять операции по регулировке фальцевального аппарата; выполнять операции по настройке фальцевального аппарата на разный вид продукции; выполнять операции по подаче краски в раскатную систему; выполнять операции по приладке красочных валиков; выполнять операции по настройке работы раскатных цилиндров; выполнять операции по определению параметров печатных красок; выполнять операции по приладке увлажняющих валиков; выполнять операции по регулировке величины подачи увлажняющего раствора; выполнять операции по контролю параметров увлажняющего раствора; выполнять операции по установке печатной формы; выполнять операции по установке офсетного полотна; выполнять операции по настройке натиска; выполнять операции по настройке контрольно-блокирующих устройств; выполнять операции по регулировке контрольно-блокирующих устройств; выполнять операции по устранению неисправностей работы контрольно-блокирующих устройств; знать: условные графические обозначения, применяемые в кинематических схемах печатных машин и отдельных их узлов; виды и принципы работы механизмов машин, а также правила их обозначения в конструкторских документах; виды самонакладов; назначение, устройство и принцип работы самонакладов; способы настройки самонаклада на требуемый формат; виды рулонных зарядок; назначение, устройство и принцип работы рулонных зарядок; виды крепления рулонов; устройство и принцип работы систем натяжения бумажного полотна; назначение, устройство и принцип работы механизмов автосклейки; способы настройки клапанов печатных и передающих цилиндров; назначение регистровых валиков; виды, характеристики и назначение приводок запечатываемого материала; назначение, устройство и принцип работы бумаговедущих цилиндров; назначение, виды и характеристики приемных устройств; режимы работы приемных устройств; назначение, виды и характеристики фальцевальных аппаратов; устройство и принцип работы фальцевальных аппаратов; виды фальцовки печатной продукции; способы настройки приемно-выводных устройств; назначение и виды красочных аппаратов; устройство, принцип работы и технологические характеристики красочных аппаратов; способы настройки красочного аппарата; виды и свойства печатных красок; методы контроля параметров печатных красок; назначение и виды увлажняющих аппаратов; устройство, принцип работы и технологические характеристики увлажняющих аппаратов; способы настройки увлажняющего аппарата; особенности выполнения общей и местной регулировки; технологические параметры увлажняющих растворов; причины и способы устранения эмульгирования печатной краски; назначение, построение печатных аппаратов листовых и рулонных машин; принцип работы печатного аппарата; способы крепления печатной формы; виды и свойства формных основ; способы крепления офсетного полотна; виды и свойства офсетных полотен; назначение и принцип работы механизмов натиска; способы настройки печатного аппарата; виды привода натиска; назначение, виды и характеристики офсетных полотен; назначение, виды и характеристики контрольно-блокирующих устройств; способы устранения неисправностей работы контрольно-блокирующих устройств | | | МДК.01.01. Подготовка печатных машин к работе | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.7 |
ПМ.02 | Печатание продукции на листовых и рулонных печатных машинах В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: печатания контрольных (приладочных) оттисков; печатания продукции на листовых и рулонных машинах; выполнения операций по техническому обслуживанию печатных машин; уметь: выполнять операции по подготовке бумаги и краски к печати; выполнять операции по осевой, радиальной и диагональной приводке; выполнять операции по изменению режимов печатания; выполнять операции по проведению периодического контроля и корректировке параметров увлажняющего раствора; выполнять операции по проведению периодического перемешивания краски в красочном ящике; выполнять операции по устранению неполадок при печатании; выполнять операции по возобновлению работы при остановках печатного оборудования; выполнять операции по уборке рабочего места; выполнять операции по уходу за офсетным полотном и печатной формой; выполнять операции по смывке краски и увлажняющего раствора с узлов печатного оборудования; выполнять операции по ручной и автоматической смазке узлов печатного оборудования; знать: шкалы оперативного контроля офсетной печати; виды многокрасочной печати; явление муара при многокрасочном печатании; влияние технологических факторов печатного процесса на тоно- и цветовоспроизведение; операции по изменению режимов печатания; назначение осевой, радиальной и диагональной приводки; методику проведения приладки печатного оборудования; физико-механические явления в полосе печатного контакта; определяющие величины регулирования печатного процесса; роль давления в печатном процессе; количественные требования к величине давления печатания; порядок наложения красок; способы закрепления красок на оттиске; современные методы ускорения закрепления краски на оттиске; порядок включения печатной машины; методику проведения контроля расходных материалов в процессе печатания; порядок работ, выполняемых по окончании печатания тиража; порядок работ, выполняемых вначале и по окончании рабочей смены; виды смазочных материалов; устройство системы смазки печатной машины; правила ухода за резиновым полотном и печатной формой | | | МДК.02.01. Технологии печати полиграфической продукции | ОК 1 - 8 ПК 2.1 - 2.3 |
МДК.02.02. Техническое обслуживание печатных машин |
ПМ.03 | Контроль параметров печатного процесса В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: определения параметров печатного процесса; выявления брака полиграфической продукции; использования нормативно-технической и технологической документации; участия в работе по улучшению качества печатной продукции; уметь: выполнять операции по контролю и подготовке полиграфических материалов; выполнять операции по контролю баланса "краска - увлажняющий раствор"; выполнять операции по контролю зональной оптической плотности плашек первичных цветов; выполнять операции по контролю перехода краски на краску; выполнять операции по контролю степени деформации красочных элементов; выполнять операции по контролю воспроизведения высоких светов и глубоких теней; выполнять операции по контролю градационной характеристики; выполнять операции по контролю точности совмещения красок; выполнять операции по контролю цветового баланса "по серому"; выполнять операции по контролю свойств и параметров полиграфических материалов и готовой продукции; выполнять операции по выявлению причин снижения качества продукции; соблюдать режимы работы печатного оборудования; соблюдать последовательность технологического процесса печатной обработки полиграфической продукции; оформлять акты соответствия полиграфических материалов и готовой продукции; оформлять акты списания бракованных полиграфических материалов и готовой продукции; участвовать в совершенствовании технологии печатных процессов; знать: технические требования к полиграфическим материалам и готовой продукции; правила подготовки материалов к работе; способы измерения цвета; основы цветоделения; ошибки воспроизведения цвета; средства и методику проведения оценки качества оттисков; технологические параметры качества оттисков; допустимые отклонения от заданных параметров в зависимости от вида издания; свойства и параметры полиграфических материалов и готовой продукции; технические средства измерения показателей качества продукции; виды брака полиграфических материалов и готовой продукции; назначение и виды нормативно-технической и технологической документации; разновидности отчетной документации; правила оформления отчетной документации | | | МДК.03.01. Документация печатного процесса | ОК 1 - 8 ПК 3.1 - 3.4 |
МДК.03.02. Обеспечение параметров технологического процесса |
ФК.00 | Физическая культура В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни | 80 | 40 | | ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 8 |
| Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | | |
| Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | | |
УП.00 | Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 19 нед./39 нед. | 684/1404 | | ОК 1 - 8 ПК 1.1 - 1.7 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.4 |
ПП.00 | Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
ПА.00 | Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. | | | |
|
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. | | | |
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 19 нед./39 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | 1 нед./2 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед./65 нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) 57 нед.
промежуточная аттестация 3 нед.
каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона
от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
инженерной графики;
электротехники и электрооборудования;
технологии и оборудования полиграфического производства;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
оценки качества полиграфических материалов и процессов.
Мастерские:
допечатных процессов;
печатных процессов;
послепечатных процессов.
Полигоны:
учебно-производственный, созданный на базе ведущих предприятий полиграфической отрасли.
Бизнес-инкубаторы <1>:
--------------------------------
<1> При наличии полигона, указанного выше, наличие бизнес-инкубатора необязательно.
учебная типография, оснащенная современным оборудованием допечатного, печатного и послепечатного производства.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
абзацы двадцатый - двадцать первый утратили силу. - Приказ Минпросвещения России
от 13.07.2021 N 450.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.