МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 декабря 2011 г. N 2610
О ПОРЯДКЕ
ПРОВЕДЕНИЯ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
(ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ) МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации.
2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления организовывать ежегодно до 1 января и до 1 июля направление в Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации информации о результатах рассмотрения поступивших в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604), от независимых экспертов, получивших в установленном порядке соответствующую аккредитацию, заключений по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) (далее - информация).
3. Директору Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации ежегодно до 20 января и до 20 июля обобщать полученную информацию и обеспечивать ее направление в установленном порядке в Министерство юстиции Российской Федерации.
4. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 299 "О Порядке проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 июня 2010 г., регистрационный N 17559).
Министр обороны
Российской Федерации
А.СЕРДЮКОВ
Приложение
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
(ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ) МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом
от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730; Российская газета, 2013, N 238) (далее - Закон) и постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - постановление).
2. В Министерстве обороны Российской Федерации <*> проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации - нормативными правовыми актами; проекты нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации - проектами нормативных правовых актов.
3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
4. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции <*>.
--------------------------------
<*> Часть 2 статьи 1 Закона.
5. При подготовке проектов нормативных правовых актов и проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) должностные лица органов военного управления обязаны руководствоваться следующим:
а) коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются <*>:
--------------------------------
<*> Пункт 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением (далее - Методика).
широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов (органов военного управления (их должностных лиц));
определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами (органами военного управления (их должностными лицами)) действий в отношении граждан и организаций;
выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов (органов военного управления (их должностных лиц));
чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами (органами военного управления (их должностными лицами)) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;
б) коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются <*>:
--------------------------------
<*> Пункт 4 Методики.
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
злоупотребление правом заявителя государственными органами (органами военного управления (их должностными лицами)) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
6. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы. При этом к рассмотрению принимаются только проекты нормативных правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными органами военного управления.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится при мониторинге их применения и по указанию Министра обороны Российской Федерации.
Задачами мониторинга являются:
своевременное выявление в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов;
устранение выявленных коррупциогенных факторов.
При мониторинге осуществляется:
а) сбор информации о практике применения нормативных правовых актов;
б) непрерывное наблюдение за применением нормативных правовых актов;
в) анализ и оценка получаемой информации о практике применения нормативных правовых актов и результатов наблюдения за их применением.
При обнаружении в ходе мониторинга в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов орган военного управления - разработчик нормативного правового акта подготавливает проект нормативного правового акта о внесении изменений в указанный нормативный правовой акт или его отмене и после согласования с заинтересованными органами военного управления представляет в Правовой департамент Министерства обороны для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с настоящим Порядком.
7. Срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) - не более 10 дней со дня поступления в Правовой департамент Министерства обороны.
8. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом Правовым департаментом Министерства обороны при проведении антикоррупционной экспертизы (далее - заключение).
9. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом военного управления - разработчиком нормативного правового акта или должностным лицом <*>.
--------------------------------
<*> Часть 5 статьи 4 Закона.
10. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, за исключением проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера, органы военного управления - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в Правовой департамент Министерства обороны, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт regulation.gov.ru) с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Проекты указанных нормативных правовых актов размещаются на сайте regulation.gov.ru не менее чем на 7 дней.
Органы военного управления - разработчики проектов нормативных правовых актов при направлении их на рассмотрение в Правовой департамент Министерства обороны в сопроводительном письме указывают ID проектов нормативных правовых актов, размещенных на сайте regulation.gov.ru.
11. При размещении проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на сайте regulation.gov.ru органы военного управления - разработчики проектов нормативных правовых актов указывают адрес электронной почты Правового департамента Министерства обороны (Pd_1otdel@mil.ru) для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Поступившие заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов регистрируются в Правовом департаменте Министерства обороны.
При поступлении заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Правовой департамент Министерства обороны возвращает проект нормативного правового акта органу военного управления - разработчику нормативного правового акта вместе с копией поступившего заключения для подготовки и отправки мотивированного ответа гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу (далее - ответ).
12. При внесении в текст проекта нормативного правового акта существенных изменений он подлежит повторному размещению на сайте regulation.gov.ru.
13. Заключение, составленное по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению в 30-дневный срок со дня его получения Министерством обороны. По результатам рассмотрения заключения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, органом военного управления - разработчиком нормативного правового акта направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов <*>, и одновременно сообщается об этом в Правовой департамент Министерства обороны с представлением копии указанного ответа.
--------------------------------
<*> Часть 3 статьи 5 Закона.