НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Минэнерго России от 09.12.2015 N 939 "Об утверждении методических рекомендаций по структуре и механизмам функционирования нефтегазохимических кластеров"

"Об утверждении методических рекомендаций по структуре и механизмам функционирования нефтегазохимических кластеров"
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 декабря 2015 г. N 939
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТРУКТУРЕ
И МЕХАНИЗМАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. N АД-П9-3884 об обеспечении реализации Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года приказываю:
Утвердить Методические рекомендации по структуре и механизмам функционирования нефтегазохимических кластеров согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
А.В.НОВАК
Приложение
к приказу Минэнерго России
от 9 декабря 2015 г. N 939
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТРУКТУРЕ И МЕХАНИЗМАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью реализации кластерного развития газо- и нефтехимии согласно Плану развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденного приказом Минэнерго России от 1 марта 2012 г. N 79 (далее - План 2030) и разработанного во исполнение пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 13 сентября 2010 г. N ВП-П9-48пр и для применения мер стимулирования промышленности, установленных Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
1.2. Методические рекомендации адресованы предприятиям - производителям крупнотоннажной нефтегазохимической продукции, предприятиям-переработчикам, организациям, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и использующим общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Данные методические рекомендации содержат основные положения по формированию бизнес-модели нефтегазохимического кластера на базе высокой интеграции по производственной цепочке от углеводородного сырья до производства продукции с высокой добавленной стоимостью (изделий из полимеров и каучуков) в рамках единой площадки, носят рекомендательный характер и не содержат нормативных предписаний.
2. Основные понятия
2.1. Промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").
2.2. Нефтегазохимический кластер - территориально локализованная взаимосвязанная производственными, технологическими, сервисными, сбытовыми циклами совокупность предприятий - переработчиков углеводородного сырья, производителей крупнотоннажной нефтегазохимической продукции, предприятий - переработчиков нефтегазохимической продукции в изделия, востребованные различными отраслями промышленности и населением, а также организаций, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образовательных организаций, использующих общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и совокупности в целом, и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
2.3. "Якорный" инвестор - владелец/оператор газофракционирующих установок, пиролизов и иных мощностей по производству крупнотоннажной стандартизированной нефтегазохимической продукции.
2.4. Резидент - предприятие-переработчик, географически близкий к "якорному" инвестору или расположенный с ним на одной производственной площадке, включенный в технологическую цепочку переработки нефтегазохимической продукции, производимой "якорным" инвестором, с целью выпуска полуфабрикатов для промышленного рынка и/или конечных изделий для потребительского рынка.
2.5. "Якорные" производства - деятельность по использованию газофракционирующих установок, пиролизов, и иных мощностей по производству крупнотоннажной стандартизированной нефтегазохимической продукции.
3. Структура нефтегазохимического кластера
3.1. Участниками нефтегазохимического кластера являются предприятия - производители углеводородного сырья, нефтегазохимические предприятия - производители мономеров ("якорные" инвесторы), производители продукции органического синтеза, полимеров и каучуков (резиденты нефтегазохимического кластера), а также предприятия малого и среднего предпринимательства по переработке полимеров в изделия - трубы, пленки, упаковка и т.д. (резиденты кластера), а также образования кластерного типа: технопарки, технополисы, особые экономические зоны и т.д. (резиденты кластера), научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, высшие и средние учебные заведения, дистрибьюторы (Форма 1).
В рамках нефтегазохимического кластера создан комплекс, связанный отношениями функционально зависимых между собой и находящихся в территориальной близости субъектов деятельности в сфере нефтегазохимии.
3.2. Создание новых и развитие существующих промышленных кластеров на территории субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.
3.3. При формировании нефтегазохимического кластера заложены следующие принципы:
принцип независимости и кооперирования, при котором участники нефтегазохимического кластера сохраняют свободу и независимость в своей деятельности;
любое предприятие нефтегазохимического кластера может по собственной инициативе входить и выходить из его состава.
Форма 1
Перечень
предприятий и организаций - участниц нефтегазохимического
кластера за три года ("якорные" инвесторы, резиденты
кластера), характеризующий масштабы деятельности
кластера <*>
Наименование нефтегазохимического кластера
Предприятие/организация-участница
Продукция
Выпуск продукции
Контактные данные
Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail контактного лица
тыс. тонн
млн. руб.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
--------------------------------
<*> Форма заполняется "якорными" инвесторами и резидентами нефтегазохимического кластера и представляется: в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для отчетности при реализации Плана 2030.
4. Управляющие органы нефтегазохимического кластера
4.1. Для разработки правил взаимодействия резидентов нефтегазохимического кластера и создания коммерческих условий работы в нефтегазохимическом кластере (далее в разделе - кластер) создаются:
координационный совет кластера;
совет уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в кластер;
управляющая компания кластера;
управляющие органы кластера (могут быть созданы согласно договоренностям между участниками кластера, в соответствии с действующим законодательством).
4.2. В координационный совет кластера входят: "якорные" инвесторы, крупные резиденты кластера, уполномоченные органы исполнительной власти, представители малого и среднего предпринимательства, представители научных и образовательных организаций.
4.2.1. Координационный совет кластера разрабатывает правила взаимодействия участников кластера и коммерческие условия работы в кластере.
4.2.2. Коммерческие условия работы в кластере включают:
- стоимость ресурсов, а именно:
арендная плата за землю;
стоимость электроэнергии;
стоимость промышленной воды;
- развитие инфраструктуры, а именно:
решение логистических проблем;
обеспечение доступности всех резидентов кластера к инфраструктурным объектам;
- оптимизация нормативно-технической документации:
по промышленной безопасности;
по охране окружающей среды;
по стандартам и сертификации качества;
- развитие кадрового потенциала, а именно:
разработка и внедрение образовательных программ новых поколений;
привлечение квалифицированных зарубежных инженеров и научных сотрудников.
4.3. Совет уполномоченных ОИВ разрабатывает меры поддержки кластера:
налоговые преференции;
административная поддержка;
инвестиционные меры.
4.3.1. Применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации при условии создания специализированной организации (управляющей компании), осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития нефтегазохимического кластера, и соответствия кластера и управляющей организации кластера требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и дополнительным требованиям в случае их установления субъектами Российской Федерации.
4.4. Управляющая компания кластера является государственной компанией, осуществляющей координацию правительственных организаций. Управляющая компания действует как землевладелец, владелец инфраструктуры, способствуя развитию кластера. Управляющая компания на основе использования инструментов и механизмов государственной поддержки обеспечивает инвесторов производственной инфраструктурой в соответствии с планами развития участников кластеров, предусматривая в инвестиционных программах компаний с государственным участием механизмы частно-государственного партнерства, а именно:
строительство базовой инфраструктуры (дороги, терминалы, логистические центры);
создание капиталоемких объектов (газопроводы, хранилища, морские нефтебазы);
поддержка в научно-исследовательских работах;
регулирование трудового законодательства, законодательства в области окружающей среды и промышленной безопасности.
4.5. Участники кластера заключают соглашение с управляющей компанией о создании комплекса, связанного отношениями, функционально зависимых между собой и находящихся в территориальной близости субъектов деятельности в сфере промышленности.
Органы государственной власти не вмешиваются в операционное планирование и ценообразование между резидентами кластера.
Управляющая компания обеспечивает методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера.
5. Формирование эффективной модели
нефтегазохимического кластера
Формирование нефтегазохимических кластеров необходимо для проведения эффективной промышленной политики в области нефтегазохимии, успешной реализации Плана 2030, обоснованности государственной поддержки нефтегазохимической отрасли.
5.1. Разработка "дерева целей" стратегического развития нефтегазохимического кластера направлена на:
развитие внутреннего спроса на нефтегазохимическую продукцию;
рост выпуска продукции нефтегазохимической промышленности;
снижение зависимости от импорта;
стимулирование экспорта наиболее перспективных нефтегазохимических продуктов;
строительство необходимой инфраструктуры;
развитие новейших технологий на базе отечественных научных разработок;
трансфер прогрессивных зарубежных технологий;
подготовку и повышение квалификации кадров.
5.2. При разработке "дерева целей" утверждаются основные целевые показатели развития нефтегазохимического кластера (Форма 2).
Форма 2
Целевые показатели <*>
Целевой показатель
Текущее значение, г.
Целевое значение
(2030 г.)
1. Потребление основных видов нефтегазохимической продукции на душу населения в нефтегазохимической кластере
1.1. Крупнотоннажные пластмассы, кг/чел.
1.2. Синтетические каучуки, кг/чел.
2. Суммарное производство нефтегазохимической продукции в нефтегазохимическом кластере:
2.1. Пластмассы, тыс. т
2.2. Синтетические каучуки, тыс. т
2.3. Продукция органического синтеза, тыс. т
3. Доля пластмасс, перерабатываемых в нефтегазохимическом кластере на предприятиях малого и среднего бизнеса
4. Емкость рынка, тыс. т
4.1. Пластмассы, тыс. т
4.2. Синтетические каучуки, тыс. т
4.3. Продукция органического синтеза, тыс. т
5. Доля экспорта в производстве, %
6. Доля импорта на рынке, %
7. Производство этилена в нефтегазохимическом кластере, млн. т
7.1. Количество пиролизных мощностей и мощностей по дегидрированию, ед.
8. Производство УВС в нефтегазохимическом кластере, млн. т
9. Доля углеводородного сырья, перерабатываемого на нефтегазохимию, %
9.1. Доля сжиженных углеводородных газов, перерабатываемых на нефтегазохимию, %
9.2. Доля нафты, перерабатываемой на нефтегазохимию, %
9.3. Доля этана, перерабатываемого на нефтегазохимию, %
10. Доля продукции, выпускаемой на современных технологиях последних поколений, %
11. Количество патентов, полученных и реализованных в производстве, шт.
--------------------------------
<*> Форма 2 заполняется координационным советом кластера и советом уполномоченных ОИВ совместно.
Перечень показателей может быть расширен по желанию участников нефтегазохимического кластера.
5.3. Нефтегазохимический кластер способствует достижению целей и задач субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена инфраструктура промышленного кластера.
6. Реализация стратегических направлений развития кластера
Реализация стратегических ориентиров осуществляется на базе развития производства и производственной инфраструктуры, производится оценка возможностей "якорных" производств нефтегазохимического кластера и наиболее крупных резидентов кластера, разрабатывается динамика роста в долгосрочном периоде до 2030 года.
6.1. Стратегия развития нефтегазохимического кластера определяется объемом выпуска продукции и динамикой развития основных производств кластера до 2030 года (Форма 3), а также реализацией новых инвестиционных проектов (Форма 4). Формы заполняются ключевыми участниками нефтегазохимического кластера. Форма 4 "Новые инвестиционные проекты" сопровождается обоснованием технико-экономической результативности предлагаемых проектов (Форма 5).
Форма 3
Текущее состояние и прогноз выпуска продукции по годам <*>
Выпускаемая продукция
Объем производства, тыс. т
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
2025 г.
2026 г.
2027 г.
2028 г.
2029 г.
2030 г.
--------------------------------
<*> Форма 3 заполняется "якорными" инвесторами и ключевыми резидентами кластера.
Форма 3 представляется: в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.
Форма 4
Новые инвестиционные проекты (ввод
перерабатывающих мощностей) <*>
Наименование проекта (вновь созданный комплекс или проект модернизации)
Краткое описание с указанием мощностей, тыс. т/год
Фаза проекта (проработка инвестиций, обоснование инвестиций, ТЭО, подготовка площадки, установка оборудования, подготовка к вводу в эксплуатацию
Планируемый год ввода (если проект осуществляется очередями, то указать годы ввода каждой очереди)
Месторасположение: ФО, населенный пункт
Объемы сырья, необходимые для реализации проекта, тыс. т/год
Источник сырья
описание
мощность
--------------------------------
<*> Форма 4 заполняется "якорными" инвесторами и ведущими резидентами кластера.
Форма 4 представляется в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в нефтегазохимических кластерах (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.
Форма 5
Технико-экономическая результативность проектов <*>
Название проекта
Технология создаваемых производств
Капитальные затраты, тыс. руб.
Источники финансирования, тыс. руб.
Операционные затраты, тыс. руб.
Кол-во занятых чел.
На какие рынки ориентировано производство
всего
освоенные
остаток
собственные
заемные
государственные
Сырье и материалы
Энергетика
Зарплата с отчислениями
Ремонт
Прочие
Всего
Внутренний рынок, %
Экспорт, %
--------------------------------
<*> Форма 5 заполняется "якорными" инвесторами и ведущими резидентами кластера.
Форма 5 представляется в координационный совет нефтегазохимического кластера, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.
6.2. Проблемы, ограничивающие реализацию прогнозируемых возможностей и увеличивающие риски включают в себя:
низкий уровень развития внутреннего спроса;
возможность приобретения лицензий на технологии новых поколений;
ограниченность инвестиций;
слабо развитая инфраструктура;
нехватка высококвалифицированных кадров;
отсутствие нормативно-технической документации;
наличие техногенных и экологических рисков.
Проблемы являются специфичными для каждого нефтегазохимического кластера.
6.3. Выработка предложений по решению возникающих проблем, конкретные пути их преодоления, роль государства в решении проблем, ограничивающих развитие нефтегазохимического кластера.
7. Характеристика рыночных позиций ключевых предприятий
и организаций нефтегазохимического кластера
Степень присутствия "якорных" предприятий и крупных резидентов на внутреннем и мировом рынках.
В Форме 6 представляется степень освоения рынков продукции, выпускаемой в нефтегазохимическом кластере.
Форма 6
Степень освоения рынков продукции, выпускаемой
в нефтегазохимическом кластере <*>
Выпускаемая продукция
Доля продукции, потребляемой в нефтегазохимическом кластере, %
Доля продукции на внутреннем рынке, %
Доля импорта продукции,%
Доля экспорта, %
Доля продукции на мировом рынке, %
--------------------------------
<*> Форма 6 заполняется координационным советом кластера.
Форма 6 представляется в органы исполнительной власти регионов, входящих в нефтегазохимический кластер (совет уполномоченных), в Минэнерго России для осуществления мониторинга реализации Плана 2030.
7.1. Влияние нефтегазохимических кластеров на уровень концентрации товарного рынка
Уровень концентрации рынка характеризуется:
1. Коэффициентом рыночной концентрации (CRn);
2. Коэффициентом рыночной концентрации Герфиндаля-Хиршмана (HHI).
1.