НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267 "Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата" (вместе с "Методическими рекомендациями по оценке климатических рисков", "Методическими рекомендациями по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности", "Методическими рекомендациями по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата")

"Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата" (вместе с "Методическими рекомендациями по оценке климатических рисков", "Методическими рекомендациями по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности", "Методическими рекомендациями по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата")
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 мая 2021 г. N 267
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА
В целях реализации пунктов 6, 8 и 9 приложения к национальному плану мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 115):
1. Утвердить прилагаемые:
а) Методические рекомендации по оценке климатических рисков;
б) Методические рекомендации по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности;
в) Методические рекомендации по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата;
г) Показатели достижения целей адаптации к изменениям климата.
2. Департаменту конкуренции, энергоэффективности и экологии (П.М. Бобылев) организовать мониторинг правоприменительной практики использования настоящего приказа.
Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 13.05.2021 N 267
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по оценке климатических рисков (далее - Рекомендации) подготовлены в рамках реализации пункта 8 приложения к национальному плану мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 115) (далее - Национальный план).
1.2. Рекомендации предназначены для неограниченного круга лиц при оценке климатических рисков для территорий (включая природные объекты) и населения, хозяйственной и иной деятельности (в том числе для инфраструктуры), а также для отраслей экономики, включая предполагаемые затраты на ликвидацию последствий изменений климата или предотвращение их воздействия (использования выгод от них).
1.3. Рекомендации содержат единый подход к организации и проведению оценки климатических рисков и основываются на следующих принципах:
стадийность и последовательность процесса оценки климатических рисков, подразумевающие регулярную актуализацию используемых методических подходов и их дополнение новыми;
дифференцированный подход, учитывающий природно-климатическую, социально-экономическую и технологическую специфику климатических рисков различных секторов (сфер) экономики и регионов;
комплексность оценки климатических рисков, предполагающей учет превентивной (упреждающей) и посткризисной адаптации, а также адаптации к прямым (реальным и ожидаемым) и косвенным последствиям изменений климата для населения, окружающей среды, инфраструктуры и экономики;
гармонизация и интеграция оценки климатических рисков на территориальном и отраслевом уровнях;
мониторинг и прогнозирование уровня климатических рисков в региональном и отраслевом разрезах.
2. Термины и определения
2.1. Климатическая система - система, в состав которой включаются взаимодействующие между собой атмосфера, гидросфера, криосфера, литосфера и биосфера.
2.2. Климатический фактор (фактор климата) - параметр климатической системы, меняющийся под воздействием внутренней динамики климатической системы и (или) в силу воздействий на эту систему внешних факторов (колебания солнечной радиации, изменение химического состава атмосферы, изменение радиационных свойств поверхности и т.д.).
2.3. Уязвимость - склонность или предрасположенность к неблагоприятному воздействию, включая чувствительность или восприимчивость к ущербу и ограниченную способность адаптироваться.
2.4. Объект воздействия - компонент антропогенной или природной системы, функционирование которого зависит от фактора (факторов) климата.
2.5. Климатический (климатообусловленный) риск - совместная характеристика вероятности опасных проявлений климатического фактора и его воздействия (в виде вреда или ущерба) на объект этого воздействия, которая выражается в величине ущерба (в натуральном и (или) стоимостном выражении), характерного для повторяемости заданных значений опасного климатического фактора.
2.6. Подверженность - степень влияния на объект воздействия опасного для этого объекта климатического фактора.
2.7. Пороговое (критическое) значение - значение интенсивности и (или) продолжительности воздействия климатических факторов и их сочетание, превышение которого приведет к потере работоспособности либо ликвидации объекта воздействия, которое определяется с учетом специфики осуществляемой деятельности и надежности используемых сооружений и оборудования.
2.8. Субъект адаптации - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или организация, которые принимают меры по адаптации к изменениям климата в отношении объектов воздействия, находящихся в их ведении (собственности).
3. Общие подходы оценки климатических рисков
3.1. Оценка климатических рисков предполагает выявление опасных климатических факторов для объекта воздействия, его подверженности этим факторам и уязвимости к ним. Данная оценка включает ретроспективную оценку риска (на основе данных за истекший временной период, превышающий 10 лет) <1> и его прогноз (на основе наблюдаемых и прогнозируемых тенденций изменения климата на срок функционирования объекта воздействия). Для выявления и оценки погодно-климатических рисков рекомендуется использовать методы, опубликованные в докладах Росгидромета.
--------------------------------
<1> Временной период для климатических данных, рекомендованный Всемирной метеорологической организацией, составляет 30 лет.
Для выявления подверженности объекта воздействиям климатических факторов рекомендуется устанавливать территории, где может происходить контакт объекта воздействия с опасным уровнем климатических факторов, и давать оценку возможной продолжительности этого контакта.
В определение уязвимости рекомендуется включать установление чувствительности (работоспособности) объекта воздействия при наличии климатического фактора различной интенсивности и продолжительности, и анализ способности объекта воздействия реагировать (адаптироваться) в отношении этого фактора.
Примеры климатических факторов и их связи с климатическими рисками и уязвимостью приведены в приложении N 1 к Рекомендациям.
3.2. При оценке чувствительности (работоспособности) объекта воздействия рекомендуется применять пороговые (критические) значения характеристик климатического воздействия (интенсивности и продолжительности), превышение которых с высокой степенью вероятности (более 90%) <1> приведет к потере работоспособности (прекращению нормального функционирования) либо ликвидации объекта воздействия.
--------------------------------
<1> Могут быть использованы и критерии вероятности, например, практически вероятно (вероятность 99 - 100%), крайне вероятно (95 - 100%), весьма вероятно (90 - 100%), вероятно (66 - 100%), скорее вероятно, чем нет (50 - 100%), почти так же вероятно, как и нет (33 - 66%), невероятно (0 - 33%), весьма невероятно (0 - 10%), полностью исключено (0 - 1%).
Для определения пороговых (критических) значений рекомендуется использовать как возможные значения интенсивности климатических факторов или их сочетаний, так и продолжительность их воздействия.
Примеры таблиц для определения пороговых значений чувствительности (работоспособности) объекта воздействия при наличии фактора (факторов) климата различной интенсивности и продолжительности приведены в приложении N 2 к Рекомендациям.
4. Оценка климатических рисков территорий
4.1. Климатические риски территорий рекомендуется оценивать по следующим источникам риска:
а) атмосфера: очень сильный ветер (в том числе ураган, шквал, смерч), засуха, заморозки, аномальная жара (холод), крупный град, аномальные атмосферные осадки, грозы, чрезвычайно высокая пожарная опасность и другие;
б) гидросфера: наводнение (вследствие половодья, паводка, затора, зажора, сильного ливня), русловые деформации, повышение уровня Мирового океана и другие;
в) криосфера и литосфера: лавины, оползни, сели (включая гляциальные), абразия, переработка берегов (рек, водохранилищ, озер), эрозия плоскостная и овражная, водоснежные потоки, деградация многолетней мерзлоты, термоабразия, термоэрозия овражная, термокарст, пучение, солифлюкция, наледеобразование, карст, суффозия, просадочность лессовых пород, подтопление территории и другие.
4.2. Каждый источник риска рекомендуется характеризовать показателями интенсивности, распространенности и продолжительности воздействия, которые позволяют идентифицировать уровень его опасности по следующим категориям: чрезвычайно опасный (катастрофический), весьма опасный, опасный и умеренно опасный.
Рекомендуемые градации источников климатических рисков по интенсивности, распространенности, продолжительности и уровню опасности приведены в приложении N 3 к Рекомендациям.
4.3. При оценке климатических рисков территорий рекомендуется учитывать возможный ущерб, который включает экономический ущерб и неэкономические потери.
Возможный экономический ущерб (полный экономический ущерб) от воздействия климатических рисков рекомендуется оценивать в денежном и ином количественном выражении и включать <1>:
--------------------------------
<1> Расчет экономического ущерба ведется в соответствии с Единой межведомственной методикой оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций, утвержденной МЧС России 1 декабря 2004 года.
а) прямой экономический ущерб (ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства, объектам социальной инфраструктуры, объектам здравоохранения, объектам торговли и снабжения, объектам образования и культуры, объектам транспортной инфраструктуры и т.д.);
б) косвенный экономический ущерб (ущерб, связанный со снижением выпуска продукции и прекращением оказания услуг, досрочным выбытием фонда и мощностей, остановкой производства и иной деятельности).
В неэкономические потери рекомендуется включать ущерб здоровью, жизни и благосостоянию населения, воздействие на экосистемные услуги и биоразнообразие. Данная категория ущерба не всегда поддается количественной оценке и рассматривается самостоятельно.
При наличии достаточных данных возможный ущерб может быть смоделирован на основе цепочки взаимосвязанных событий (например, в результате сильных и продолжительных осадков происходит прорыв ледникового озера и сход селевого потока, который, в свою очередь, становится причиной сильного паводка и изменения русла водотока).
4.4. Для ретроспективной оценки климатических рисков территорий (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципалитет) рекомендуется провести обобщение и сопоставление имеющейся информации о проявлениях на этой территории опасных природных процессов и их интенсивности с учетом приложения N 3 к Рекомендациям. Целесообразно указывать также затраты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанные с ликвидацией последствий различных проявлений климатических рисков, а также имеющиеся сведения о зафиксированном и возможном ущербе (при наличии).
Для прогноза дальнейшей динамики характерных климатических рисков и включения в число рисков новых угроз в результате прогнозируемых изменений климата рекомендуется использовать результаты научных исследований, в том числе публикации Климатического центра Росгидрометра, имеющие региональную детализацию (официальный сайт - https://cc.voeikovmgo.ru).
Прогноз климатических рисков с использованием российских и зарубежных гидродинамических моделей, и их ансамблей рекомендуется осуществлять с привлечением специалистов, имеющих компетенции и опыт работы в области климатического моделирования.
Результаты проведенной оценки рекомендуется формализовать в виде таблицы (рекомендуемая форма для представления результатов оценки климатических рисков территорий приведена в приложении N 4 к Рекомендациям). При отсутствии информации о фактических проявлениях опасных природных процессов рекомендуется использовать экспертные оценки либо обозначать отсутствие данных.
Оценка ущерба и затраты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на ликвидацию последствий климатического риска, приведенные в разделе 3.1 приложения N 4 к Рекомендациям, рекомендуется оценивать по следующим категориям:
а) зафиксированный экономический ущерб (полный экономический ущерб) за отчетный год, в том числе:
- прямой экономический ущерб (млн рублей, количество объектов), в том числе:
ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства (млн рублей, количество объектов), включая (при наличии):
ущерб жилому фонду (млн рублей, тыс. кв. м);
ущерб фонду нежилых помещений (млн рублей, кв. м);
ущерб объектам водоснабжения (млн рублей, км);
ущерб объектам теплоснабжения (млн рублей, км);
ущерб объектам газоснабжения (млн рублей, км);
ущерб объектам электроснабжения (млн рублей, км);
ущерб объектам канализации (млн рублей, км);
ущерб прочим объектам (млн рублей);
- ущерб объектам социальной инфраструктуры (млн рублей, количество объектов), включая (при наличии):
ущерб объектам здравоохранения (млн рублей, количество объектов);
ущерб объектам торговли и снабжения (млн рублей, количество объектов);
ущерб объектам образования и культуры (млн рублей, количество объектов);
ущерб прочим объектам (млн рублей количество объектов);
- ущерб объектам транспортной инфраструктуры (млн рублей, количество объектов);
- ущерб другим объектам (млн рублей, количество объектов);
- косвенный экономический ущерб (млн рублей, количество объектов);
б) зафиксированные неэкономические потери за отчетный год, в том числе:
- количество пострадавших и погибших в результате воздействия климатических рисков (человек);
- количество населения, потерявшего жилище, средства к существованию (человек);
- ущерб для природных экосистем и биоразнообразия, в том числе:
изменение состава и структуры экосистем, в том числе деградация лесов, опустынивание и т.п. (площадь в кв. км);
изменение состояния популяций растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также имеющих социально-экономическое значение (видовой состав и численность);
в) затраты по категориям источника средств (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, за счет организаций), связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций за отчетный год (млн рублей).
5. Оценка климатических рисков хозяйственной
и иной деятельности
5.1. Оценка климатических рисков хозяйственной и иной деятельности (корпоративных климатических рисков) рекомендуется осуществлять на основе сопоставления пороговых значений для этой деятельности со значениями климатических параметров, характерными для территории осуществления деятельности.
5.2. Рекомендуемые градации источников климатических рисков по интенсивности, распространенности, продолжительности и уровню опасности (приведенные в приложении N 3 к Рекомендациям) могут использоваться в качестве основы для определения пороговых значений различных категорий хозяйственной и иной деятельности.
Дополнительно могут использоваться критические значения гидрометеорологических показателей для наиболее уязвимых к воздействию климатических факторов видов производственной деятельности, приведенные в различных ведомственных актах <1>. Примеры критических значений гидрометеорологических показателей для наиболее уязвимых к воздействию климатических факторов видов производственной деятельности приведены в приложении N 5 к Рекомендациям.
--------------------------------
<1> См. Кобышева Н.В., Акентьева Е.М., Галюк Л.П. Климатические риски и адаптация к изменениям и изменчивости климата в технической сфере - Санкт-Петербург: "Издательство Кириллица", 2015. - 214 с.
Актуализацию критических значений рекомендуется осуществлять по результатам прикладных научных исследований.
Прогноз дальнейшей динамики характерных климатических рисков и включение в их число новых угроз в результате прогнозируемых изменений климата базируются на публикациях в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях, индексируемых в реферативных базах данных научного цитирования ("Scopus", "Web of Science", "РИНЦ" и др.) и докладах Климатического центра Росгидромета (официальный сайт - https://cc.voeikovmgo.ru).
5.3. В оценку возможного экономического ущерба от воздействия климатических факторов на хозяйственную и иную деятельность рекомендуется включать следующие категории:
а) стоимость оборудования и (или) инфраструктуры, уязвимых к воздействию климатических факторов, включая невосполнимое выбытие ресурсов, необходимых для производственной деятельности, в результате воздействия климатических факторов;
б) суммарные затраты, связанные с заменой оборудования и инфраструктуры (без учета их стоимости), работоспособность которых может быть одновременно утрачена в результате воздействия климатических факторов;
в) неполученный доход и дополнительные траты во время приостановления производственной деятельности (исходя из времени, необходимого для замены вышедших из строя оборудования и инфраструктуры);
в) страховое возмещение по договору имущественного и иного страхования при наступлении климатических рисков (при страховании этих рисков);
г) размер имеющихся резервов и резервов (финансовые, материальные или другие), необходимых для восстановления штатной ситуации.
5.4. Для анализа защищенности, осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, могут быть использованы следующий показатели:
а) возможный ущерб в результате превышения пороговых значений;
б) показатель экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности.
5.4.1. Возможный ущерб в результате превышения пороговых значений рекомендуется определять по формуле: