МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 марта 2003 г. N 95
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 12 ноября 2002 г. N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей" приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли.
Первый заместитель
Министра
И.МАТЕРОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 ноября 2002 г. N 814 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4596).
Нормы естественной убыли применяются для определения величины потерь при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, которые приравниваются к материальным расходам для целей налогообложения при исчислении и уплате налога на прибыль. На величину указанных потерь организации - плательщики налога на прибыль имеют право в соответствии со статьей 247 главы 25 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить величину прибыли для целей налогообложения.
Под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.
Норма естественной убыли, применяющаяся при хранении товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение.
Норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.
К естественной убыли не следует относить технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.
В нормы естественной убыли не следует включать потери товарно-материальных ценностей при ремонте и (или) профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях, а также все виды аварийных потерь.
По товарно-материальным ценностям, принятым в пункте назначения путем счета или по трафаретной массе, нормы естественной убыли применять не рекомендуется.
Нормы естественной убыли не следует распространять на товарно-материальные ценности, принимаемые и сдаваемые путем счета или по трафаретной массе, хранящиеся и (или) транспортируемые в герметичной таре (запаянные, с применением герметиков, уплотнений и др.), а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления.
При транзитной поставке нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей при хранении применять не следует.
Нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей целесообразно устанавливать для двух периодов года: осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября), а также в зависимости от типа и вместимости технологического оборудования для хранения и транспортировки.
Нормы естественной убыли с учетом технологических условий хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже чем один раз в пять лет. В процессе пересмотра в соответствии с целесообразностью допускается возможность как отмены ранее действовавших норм, так и введения новых. Пересмотр, разработка и утверждение норм естественной убыли, находящихся в совместном ведении нескольких федеральных органов исполнительной власти, следует осуществлять путем подготовки совместных нормативных правовых актов.
Нормы естественной убыли в части потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей следует подвергать инвентаризации и периодически пересматривать в соответствии с принципом подведомственности федеральным органам исполнительной власти.
В целях учета климатического фактора, влияющего на естественную убыль товарно-материальных ценностей при их транспортировке и (или) хранении в пределах установленных норм, субъекты Российской Федерации целесообразно подразделить на следующие три климатические группы:
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Климатические │ Субъекты Российской Федерации │
│ группы │ │
├──────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│1-я (соответствует│Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный│
│холодному макро-│округ, Ханты-Мансийский автономный округ,│
│климатическому │Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный│
│району) │округ, Эвенкийский автономный округ,│
│ │Красноярский край, Республика Саха (Якутия),│
│ │Чукотский автономный округ, Корякский│
│ │автономный округ, Магаданская область,│
│ │Хабаровский край, Амурская область, Томская│
│ │область │
├──────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│2-я (соответствует│Агинский Бурятский автономный округ,│
│холодному умерен-│Республика Алтай, Алтайский край,│
│ному макроклима-│Архангельская область, Республика│
│тическому району) │Башкортостан, Белгородская область, Брянская│
│ │область, Республика Бурятия, Владимирская│
│ │область, Волгоградская область, Вологодская│
│ │область, Воронежская область, Еврейская│
│ │автономная область, Ивановская область,│
│ │Иркутская область, Калининградская область,│
│ │Калужская область, Камчатская область,│
│ │Республика Карелия, Кемеровская область,│
│ │Кировская область, Коми-Пермяцкий автономный│
│ │округ, Костромская область, Курганская│
│ │область, Курская область, Ленинградская│
│ │область, Липецкая область, Республика Марий│
│ │Эл, Республика Мордовия, Москва, Московская│
│ │область, Мурманская область, Ненецкий│
│ │автономный округ, Нижегородская область,│
│ │Новгородская область, Новосибирская область,│
│ │Омская область, Оренбургская область,│
│ │Орловская область, Пензенская область,│
│ │Пермская область, Приморский край, Псковская│
│ │область, Рязанская область, Самарская│
│ │область, Санкт-Петербург, Саратовская│
│ │область, Сахалинская область, Свердловская│
│ │область, Смоленская область, Тамбовская│
│ │область, Республика Татарстан (Татарстан),│
│ │Тверская область, Тульская область,│
│ │Республика Тыва, Тюменская область,│
│ │Удмуртская Республика, Ульяновская область,│
│ │Усть-Ордынский Бурятский автономный округ,│
│ │Республика Хакасия, Челябинская область,│
│ │Читинская область, Чувашская Республика -│
│ │Чаваш республики, Ярославская область │
├──────────────────┼─────────────────────────────────────────────┤
│3-я (соответствует│Республика Адыгея (Адыгея), Астраханская│
│теплому умерен-│область, Республика Дагестан, Ингушская│
│ному макроклима-│Республика, Кабардино-Балкарская Республика,│
│тическому району) │Республика Калмыкия - Хальмг Тангч,│
│ │Карачаево-Черкесская Республика, Республика│
│ │Северная Осетия, Чеченская Республика,│
│ │Краснодарский край, Ставропольский край,│
│ │Ростовская область │
└──────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘