МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 20 февраля 2012 г. N 72
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ
СРЕДСТВАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ, ЛОМОМ
И ОТХОДАМИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 сентября 2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" <*>, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" <**> и в целях упорядочения работы с изделиями и материалами, содержащими драгоценные металлы, приказываю:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4077.
<**> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 октября 2001 г., регистрационный N 2986.
Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы с материально-техническими средствами, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов в системе МЧС России.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение
к приказу МЧС России
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ
СРЕДСТВАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ, ЛОМОМ
И ОТХОДАМИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ
I. Общие положения
1.1. Инструкция по организации работы с материально-техническими средствами, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов в системе МЧС России (далее - Инструкция) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 сентября 2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" <*> и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" и устанавливает порядок сбора, хранения, учета, инвентаризации, подготовки (ведения) отчетности и сдачи на переработку драгоценных металлов, входящих в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), включая используемые в научной, производственной и других видах деятельности (далее - материально-технические средства, содержащие драгоценные металлы), а также содержащихся в полученных в результате демонтажа (в том числе из списанных материально-технических средств) деталей, узлов и элементов, содержащих драгоценные металлы, отдельных изделий, не подлежащих дальнейшей разборке и предназначенных для отправки на перерабатывающие предприятия, драгоценные металлы в составе отработанных солей, кислот, растворов, кино-фото-рентгеноматериалов (далее - лом и отходы драгоценных металлов), в том числе основных и оборотных средств, относящихся к особо ценному движимому имуществу и имуществу, приобретенному за счет средств от приносящей доход деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4077.
1.2. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры), спасательные воинские формирования МЧС России центрального подчинения (далее - СВФ МЧС России), образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России (далее - организации МЧС России), обязаны:
вести учет драгоценных металлов и проводить их инвентаризацию в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящей Инструкции;
представлять сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения в порядке и сроки, установленные настоящей Инструкцией;
осуществлять хранение драгоценных металлов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
осуществлять сбор лома и отходов драгоценных металлов, их накопление с целью последующей реализации, осуществлять их учет, использовать и реализовывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
беспрепятственно допускать к проверке при предъявлении предписаний и служебных удостоверений представителей органов государственного контроля (надзора), предоставлять необходимую им документацию;
ежегодно, совместно с годовой формой федерального государственного статистического наблюдения N 4-ДМ, представлять список ответственных должностных лиц за организацию работы с материально-техническими средствами, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящей Инструкции.
II. Полномочия структурных подразделений
центрального аппарата МЧС России, региональных центров,
главных управлений МЧС России по субъектам Российской
Федерации, СВФ МЧС России, организаций МЧС России
по организации работы с драгоценными металлами
2.1. Организация работы в системе МЧС России с материально-техническими средствами, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов возлагается на Департамент тыла и вооружения МЧС России, который осуществляет:
организационно-методическое руководство работой по сбору, учету, хранению и сдаче драгоценных металлов, содержащихся в материально-технических средствах, в региональных центрах, СВФ МЧС России и организациях МЧС России;
общее руководство организацией подбора аффинажных организаций или организаций, осуществляющих деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа (при необходимости), в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - перерабатывающие специализированные организации);
совместно с Финансово-экономическим департаментом МЧС России организационно-методическое руководство формирования и представления отчетности.
2.2. Региональные центры осуществляют организацию работы с материально-техническими средствами, содержащими драгоценные металлы, сбор, хранение, учет и сдачу лома и отходов драгоценных металлов в подчиненных главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации), СВФ МЧС России, организациях МЧС России, за исключением имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и не относящегося к особо ценному движимому имуществу, и обеспечивают:
разработку документов, регламентирующих работу с драгоценными металлами в подчиненных ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организациях МЧС России, применительно к условиям и особенностям региона и эксплуатации вооружения и техники, их ремонта, списания и разборки;
контроль за выполнением требований документов, регламентирующих работу с драгоценными металлами в подчиненных ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организациях МЧС России;
учет драгоценных металлов и представление отчетов по работе с драгоценными металлами по формам федерального государственного статистического наблюдения N 2-ДМ (полугодовая, годовая), приложению к N 2-ДМ (полугодовая, годовая) и N 4-ДМ (годовая), в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящей Инструкции;
проверку правильности получения, расходования, учета и хранения материально-технических средств, содержащих драгоценные металлы, сбора и сдачи лома и отходов драгоценных металлов при проведении инвентаризаций и ревизий финансово-хозяйственной деятельности подчиненных ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организаций МЧС России;
допуск в установленном порядке в подчиненные ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России должностных лиц органов государственного контроля (надзора) для осуществления ими государственного контроля за получением, расходованием, учетом и хранением материально-технических средств, содержащих драгоценные металлы, и сдачей лома и отходов драгоценных металлов в перерабатывающие специализированные организации;
представление в Департамент тыла и вооружения МЧС России донесений по результатам проведенных проверок и принятых мерах по устранению выявленных недостатков;
обобщение результатов проверок и инспектирования подчиненных ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организаций МЧС России по вопросам организации работы с драгоценными металлами и проведение необходимых мероприятий по устранению и предупреждению выявленных недостатков;
подбор перерабатывающих специализированных организаций (при необходимости) в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуществляют передачу полномочий по подбору указанных организаций подчиненному или подчиненным подразделениям, в которых имеются наилучшие условия для проведения мероприятий, указанных в пункте 1.2 настоящей Инструкции.
2.3. Начальники ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организаций МЧС России обязаны:
принимать меры по обеспечению условий хранения и правильного использования материально-технических средств, содержащих драгоценные металлы, включая лом и отходы драгоценных металлов;
организовывать работу по сбору и сдаче списанных узлов, блоков, оборудования и деталей, содержащих драгоценные металлы, в перерабатывающие специализированные организации;
организовывать учет драгоценных металлов и обеспечивать представление отчетов по работе с драгоценными металлами по формам федерального государственного статистического наблюдения N 2-ДМ, приложению к N 2-ДМ и N 4-ДМ, в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящей Инструкции.
2.4. Приказом начальника ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России (далее - приказ) назначаются:
ответственное должностное лицо за организацию работы с драгоценными металлами не ниже заместителя начальника (ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России);
ответственные должностные лица за учет, эксплуатацию и хранение материально-технических средств, содержащих драгоценные металлы;
ответственные должностные лица за сбор, учет, хранение и утилизацию лома и отходов драгоценных металлов;
Утверждается:
состав комиссии по проведению инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материально-технических средствах;
состав комиссии по приему лома и отходов драгоценных металлов;
состав комиссии по подготовке к сдаче лома и отходов драгоценных металлов в перерабатывающие специализированные организации;
Порядок работы указанных комиссий определяется начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России.
В приказе определяются обязанности указанных должностных лиц, место и порядок хранения материально-технических средств, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов, порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации, сличения ее результатов с данными учета и отражения их в учете и отчетности, а также представления на утверждение протокола заседания инвентаризационной комиссии.
2.4.1. При приеме (сдаче) должности, а также при убытии в отпуск материально ответственных должностных лиц передача материально-технических средств, содержащих драгоценные металлы, в том числе лом и отходы драгоценных металлов, производится на основании приказа с оформлением акта приема.
III. Учет, хранение и инвентаризация драгоценных
металлов, содержащихся в материально-технических средствах,
ломе и отходах драгоценных металлов, а также сбор и сдача
лома и отходов драгоценных металлов на переработку
3.1. Региональные центры, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России, эксплуатирующие материально-технические средства, содержащие драгоценные металлы, обязаны организовывать работу по хранению, учету и инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материально-технических средствах, ломе и отходах драгоценных металлов, а также сбор и сдачу лома и отходов драгоценных металлов на переработку в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении".
3.2. Учет организовывается как количественный по типам изделий и материалов, так и по содержащимся в них драгоценных металлов по паспортным или иным техническим данным. Учету подлежат также изделия, содержащие драгоценные металлы, которые поставляются в комплекте с оборудованием.
3.3. На каждое материально-техническое средство, содержащее драгоценные металлы, находящееся в оперативном управлении или хозяйственном ведении федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении МЧС России, оформляется инвентарная карточка, форма которой утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению" <*> (далее - Приказ Минфина России). В инвентарной карточке в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" обязательно отражаются данные о содержании драгоценных металлов. Инвентарная карточка заполняется подразделением регионального центра, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России, ведущим бюджетный учет, на основании данных о содержании драгоценных металлов, указанных в Акте приема-передачи здания (сооружения) (ф. 0306030), Акте приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акте о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), утвержденных Приказом Минфина России.
--------------------------------
<*> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19658.
3.4. Данные о количестве драгоценных металлов, содержащихся в объектах учета, вносятся в Акт приема-передачи здания (сооружения) (ф. 0306030), Акт приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) на основании сведений о их содержании, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и тому подобное) - по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов. Решение комиссии оформляется соответствующим документом (протоколом).
В случаях, когда в составе оборудования, приборов, вычислительной техники, музейных ценностей имеются драгоценные металлы, указывается перечень деталей, в составе которых имеются драгоценные металлы, наименование деталей и масса металла, указанные в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках и тому подобное).
3.5. Федеральные государственные бюджетные учреждения, находящиеся в ведении МЧС России, в соответствии в законодательством Российской Федерации могут самостоятельно распоряжаться имуществом, не отнесенным к особо ценному, содержащим драгоценные металлы.
3.6. При реализации изделий (оборудование, приборы, инструменты и тому подобное), не относящихся к особо ценному имуществу федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России, содержащих драгоценные металлы, отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование, массу находящихся в этих изделиях драгоценных металлов и драгоценных камней.
IV. Отчетность по драгоценным металлам,
содержащимся в материально-технических средствах, ломе
и отходах драгоценных металлов
4.1. Региональные центры, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России представляют следующие отчетные формы федерального государственного статистического наблюдения (далее - отчетные формы):
форму N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них" - полугодовая и годовая форма представляется при наличии в региональном центре, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России драгоценных металлов и изделий из них;
приложение к форме N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа" - полугодовая и годовая форма представляется при наличии в региональном центре, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России лома и отходов драгоценных металлов;
форму N 4-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий" - годовая форма представляется региональным центром, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, СВФ МЧС России, организацией МЧС России МЧС России.
Оборудование (изделие) пятой категории должно учитываться в форме N 4-ДМ. После демонтажа, на основании актов списания, комиссией по проведению инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материально-технических средствах, составляется акт демонтажа и передачи на склад аккумуляторов, а также изъятых из оборудования (изделия) узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, оборудование 5 категории списывается с баланса регионального центра, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, СВФ МЧС России, организации МЧС России МЧС России и одновременно ставится на учет как лом и отходы драгоценных металлов, содержавшиеся в данном оборудовании.
4.2. Форма N 2-ДМ и приложение к форме N 2-ДМ представляются:
в региональный центр к 10 февраля (за предыдущий год) и к 5 июля (за I полугодие текущего года) - ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организациями МЧС России;
в федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГБУ ВНИИПО МЧС России) к 15 февраля (за предыдущий год) и к 20 июля (за I полугодие текущего года) - региональными центрами;
в ФГБУ ВНИИПО МЧС России к 10 февраля (за предыдущий год) и к 5 июля (за I полугодие текущего года) - СВФ МЧС России и организациями МЧС России центрального подчинения.
4.3. Форма N 4-ДМ представляется:
в региональный центр к 10 февраля (за предыдущий год) - ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, СВФ МЧС России, организациями МЧС России;
в ФГБУ ВНИИПО МЧС России к 15 февраля (за предыдущий год) - региональными центрами;
в ФГБУ ВНИИПО МЧС России к 10 февраля (за предыдущий год) - СВФ МЧС России и организациями МЧС России центрального подчинения.
4.4. ФГБУ ВНИИПО МЧС России обобщает представленные региональными центрами, СВФ МЧС России и организациями МЧС России сведения, содержащиеся в отчетных формах, и направляет первый экземпляр отчетных форм в адреса и сроки, предусмотренные в нормативно-правовых актах Федеральной службы государственной статистики, второй экземпляр - в Департамент тыла и вооружения МЧС России.
V. Порядок использования денежных средств, полученных
от реализации лома и отходов драгоценных металлов
Денежные средства от сдачи лома и отходов драгоценных металлов зачисляются:
федеральными государственными казенными учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, - в федеральный бюджет в установленном порядке;
федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении МЧС России, - на соответствующий лицевой счет федерального государственного бюджетного учреждения и используется в соответствии с законодательством Российской Федерации.