НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Банка России от 21.05.1996 N 02-169 "О Концепции профессионального образования в банковских школах Банка России"

"О Концепции профессионального образования в банковских школах Банка России"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПРИКАЗ
от 21 мая 1996 г. N 02-169
О КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В БАНКОВСКИХ ШКОЛАХ БАНКА РОССИИ
В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 12 апреля 1996 г. (протокол N 17) утверждена Концепция профессионального образования в банковских школах Банка России.
В целях реализации Концепции приказываю:
1. Департаменту подготовки персонала (Шураеву Г.В.):
1.1. Разработать и осуществить комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих реализацию положений Концепции профессионального образования в банковских школах Банка России.
1.2. Организовать в банковских школах подготовку специалистов для учреждений Банка России по новым направлениям деятельности с 1 сентября 1996 года.
1.3. Подготовить в месячный срок и представить на рассмотрение руководству Банка России предложения об организации методического обеспечения процесса обучения в учебных заведениях Банка России, соответствующего требованиям Концепции профессионального образования в банковских школах Банка России.
1.4. Совместно с заинтересованными Главными управлениями (Национальными банками) Банка России внести предложения руководству Банка России по развитию материально-технической базы банковских школ Банка России до 3 июля 1996 года.
1.5. Департаменту подготовки персонала по согласованию с Юридическим департаментом разработать Типовое положение об учебном заведении (банковской школе) Банка России и представить его на подпись руководству Банка России до 1 июля с.г.
1.6. Завершить в 1996 году работу по сравнительному анализу содержания подготовки специалистов в банковских школах Банка России и в учебных заведениях, готовящих банковские кадры во Франции и ФРГ, оформив ее получением необходимого экспертного заключения от Банка Франции и Дойче Бундесбанка.
2. Руководителям самостоятельных структурных подразделений центрального аппарата Банка России оказывать Департаменту подготовки персонала необходимую помощь в определении содержания обучения при разработке учебных и учебно-тематических планов по соответствующим направлениям функциональной деятельности Банка России и проведении учебы преподавателей банковских школ.
3. Руководителям Главных управлений (Национальных банков) Банка России совместно с банковскими школами определить до 15 августа с.г. потребность в последипломном обучении и переподготовке персонала в банковских школах в 1996 - 1997 учебном году, а также в подготовке персонала по новым направлениям деятельности Банка России в 1997 - 1998 учебном году.
4. Директорам банковских школ Банка России:
4.1. Включать начиная с 1996 - 1997 учебного года в тарификацию преподавателей банковских школ их учебную нагрузку в группах переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений Банка России.
4.2. Представить Департаменту подготовки персонала до 15 сентября с.г. предложения о направлениях и контингенте подготовки, последипломного обучения и переподготовки персонала учреждений Банка России в 1996 - 1997 и в 1997 - 1998 учебных годах.
5. Департаменту бухгалтерского учета и отчетности (Гуденко Л.И.) совместно с Финансово-штатным управлением Административного департамента (Барановым Ю.В.) и Ревизионным департаментом (Лавровым А.Т.) в целях совершенствования контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банковских школ внести необходимые изменения и дополнения в "Положение о финансировании банковских учебных заведений и о доходах, получаемых ими от работ, услуг, выполняемых на договорной основе", введенное в действие с 01.01.95, определяющие порядок отчетности, контроля и ревизий финансово-хозяйственной деятельности учебных заведений.
6. Административному департаменту (Богданову В.Б., Бабариной Е.В.) предусмотреть выделение необходимых ассигнований для осуществления мер по созданию современной системы обучения персонала, исходя из требований Концепции профессионального образования в банковских школах Банка России.
7. Контроль за исполнением Приказа возложить на Департамент подготовки персонала (Г.В. Шураева).
Председатель Центрального
Банка России
С.К.ДУБИНИН
Утверждена
Советом директоров
Банка России
12 апреля 1996 г.,
протокол N 17
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАНКОВСКИХ ШКОЛАХ
БАНКА РОССИИ
Концепция профессионального образования в банковских школах Центрального банка Российской Федерации разработана в связи с коренными изменениями в банковской сфере в условиях становления рыночной экономики России и с учетом зарубежного опыта подготовки банковских кадров. Новые подходы к целям, содержанию и организации подготовки банковских кадров базируются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Основные принципы организации профессионального
банковского образования
Становление двухуровневой банковской системы и рост числа коммерческих банков вызвали дефицит работников, имеющих профессиональное образование, соответствующее задачам развития банковского дела в условиях рыночных отношений, и способных оказать положительное влияние на финансовое оздоровление экономики России.
Курс на развитие связей страны с мировым экономическим сообществом, появление новых, нетрадиционных для отечественных банков видов банковской деятельности, операций и услуг, внедрение в банковскую практику прогрессивных информационных технологий требуют новых подходов к организации и кардинального обновления содержания банковского образования в целом и подготовки специалистов для учреждений Банка России в частности.
Существует острая необходимость устранения накопившихся в этой сфере недостатков: недооценки решающей роли подготовки специалистов для эффективного функционирования банковской системы на уровне, адекватном задачам, решаемым на каждом этапе ее развития; нечеткого определения главной цели обучения; отсутствия преемственности между различными уровнями банковского образования; преобладания в нем пассивных методов обучения и технологического подхода над методологическим; слабого использования индивидуальных творческих возможностей обучаемых; недостаточного методического обеспечения учебного процесса и т.д.
Учебные структуры, имеющиеся в Банке России для последипломного обучения специалистов, удовлетворяют потребность учреждений Центрального банка Российской Федерации в повышении квалификации лишь на 35 - 40% и не в состоянии обеспечить подготовку специалистов среднего звена для работы по новым, специфичным только для Центрального банка направлениям банковской деятельности. Не решают этой задачи и другие учебные заведения России, занимающиеся повышением квалификации специалистов.
В этих условиях в настоящее время и на ближайшую перспективу основными принципами организации подготовки банковских кадров в системе учебных заведений Центрального банка Российской Федерации должны стать:
- непрерывность банковского образования, позволяющая создать одновременно условия для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и для обеспечения кредитной системы страны компетентными специалистами, способными адекватно реагировать и быстро адаптироваться к изменениям в экономической ситуации.
Реализация данного принципа обусловливает дифференциацию обучения специалистов среднего звена путем создания в банковских школах ступенчатой системы профориентации, разноуровневой подготовки, переподготовки, дополнительного образования и повышения квалификации. Непрерывность банковского образования может быть достигнута также путем различных форм объединения общеобразовательных школ, банковских школ Центрального банка Российской Федерации, высших учебных заведений с учреждениями банков в учебные комплексы;
- опережающий характер обучения, который обеспечивается не только постоянным приведением содержания образования в соответствие с намеченными институциональными преобразованиями в отечественной экономике и с прогрессивной зарубежной практикой банковского дела, но и путем реорганизации учебного процесса.
Обучение должно быть направлено, в первую очередь, на успешное ведение и постоянное развитие банковского дела. Эта цель обучения обеспечивается формированием личности субъекта профессиональной деятельности, способной работать в "команде", самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, ставить и выполнять нестандартные задачи, имеющей потребность в непрерывном повышении своего образовательного и профессионального уровня как главного условия успеха в решении стоящих производственных задач;
- ориентация обучения на подготовку банковских специалистов широкого профиля, обладающих наряду с этим глубокими знаниями по определенной профессии, усиливающая социальную защиту выпускников в условиях возрастающей незанятости населения и дающая им возможность меньше зависеть от конъюнктуры на рынке труда;
- открытость системы подготовки банковских специалистов, выражающаяся в способности коллективов банковских школ воспринимать все прогрессивное в мировой и отечественной банковской практике, возможности ставить и реализовывать новые образовательные цели и задачи, в ограниченном включении в образовательный процесс современных подходов к обучению;
- гибкость профессионального банковского образования, означающая способность учебных заведений быстро переориентироваться с учетом потребности Центрального банка Российской Федерации и динамики социального заказа на специалистов финансово-кредитной сферы путем поиска оптимальных для конкретных регионов и заказчиков организационных форм и методов обучения.
Функции банковских школ
Учебные структуры Центрального банка Российской Федерации - банковские школы - единственные в России, по существу, государственные учебные заведения, являющиеся многофункциональными центрами банковского образования в стране. Они призваны обеспечивать не только реализацию образовательных программ среднего профессионального образования основного и повышенного уровней, но и программ дополнительного образования, повышения квалификации банковских специалистов среднего звена и переподготовку высвобождающихся работников из других сфер экономики на основе лицензии Центрального банка Российской Федерации, полученной в порядке, установленном федеральными органами управления образованием.
Банковские школы Центрального банка Российской Федерации, поддерживая единый эквивалент банковского образования в России, осуществляют реализацию образовательных программ по закрепленной Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию за Банком России специальности "Банковское дело".
Подготовка специалистов этого профиля в банковских школах является фактором кадрового обеспечения осуществляемой Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной политики и способствует усилению влияния Центрального банка Российской Федерации на цивилизованное развитие банковского дела в России.
Подготовка кадров в банковских школах может проводиться на следующих уровнях:
I - начальное профессиональное образование, обеспечивающее специализированную подготовку младших банковских служащих под конкретное рабочее место и удостоверенное дипломом государственного образца (срок обучения по дневной форме до 1 года на базе среднего (полного) общего образования);
II - среднее профессиональное образование по основной профессиональной образовательной программе с присвоением квалификации "Банковский служащий", дающей выпускнику возможность трудоустройства на должность специалиста в кредитном учреждении, и выдачей диплома государственного образца (срок обучения по дневной форме до 2 лет, по заочной - до 3 лет на базе среднего (полного) общего образования);
III - среднее профессиональное образование по профессиональной образовательной программе повышенного уровня с присвоением квалификации "Специалист банковского дела", обеспечивающее выпускнику право работать в любом учреждении кредитной системы (как в должности специалиста, так и в должности руководителя), а также продолжить обучение в вузе по сокращенной программе.
Данный уровень образования предполагает специализацию обучаемых по основным направлениям деятельности учреждений Центрального банка, коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых институтов и удостоверяется дипломом государственного образца с дополнительной записью о прохождении углубленной подготовки (срок обучения по дневной форме до 3 лет, по заочной - до 4 лет на базе среднего (полного) общего образования).
На этом уровне обучения обеспечивается также переподготовка работников кредитной системы, имеющих высшее профессиональное образование небанковского профиля, в сокращенные сроки без отрыва от работы по специальности "Банковское дело" с присвоением квалификации "Специалист банковского дела".
В настоящее время главным направлением в деятельности банковских школ должна стать реализация программ целенаправленного (дополнительного) профессионального образования по конкретным направлениям основной деятельности Центрального банка Российской Федерации. Обучение по этим программам строится, как правило, по дуальной системе на базе высшего экономического или среднего профессионального образования финансово-кредитного профиля по заявкам учреждений Центрального банка Российской Федерации. Оно может проводиться по специальностям "Учет в учреждениях Центрального банка Российской Федерации", "Внутренний аудит в Центральном банке Российской Федерации", "Надзор и инспектирование деятельности коммерческих банков", "Валютное регулирование и иностранные операции", "Операции с ценными бумагами", "Организация защиты банковской информации" и пр.
Срок обучения по программам дополнительного образования варьируется в зависимости от объема и содержания образовательной программы.
Важнейшей функцией банковских школ Центрального банка Российской Федерации является повышение квалификации работников Центрального, а также коммерческих банков. Они могут организовывать различные курсы финансово-кредитной тематики по целевым заказам учреждений и организаций других сфер экономики (предприятий малого и среднего бизнеса, органов налогообложения и пр.). Работа по повышению квалификации осуществляется как силами штатных преподавателей банковских школ, так и путем привлечения высококвалифицированных банковских специалистов, ведущих ученых, а также зарубежных партнеров из учебных заведений и банков стран с развитыми рыночными отношениями.
В банковские школы на обучение должна отбираться наиболее подготовленная молодежь, чему способствует ее ранняя профориентация. С этой целью при банковских школах для старшеклассников общеобразовательных школ целесообразно создавать "банковские классы", в которых организуется обучение школьников основам банковского дела. Выпускники общеобразовательных школ, прошедшие двухгодичное обучение в "банковских классах", получают свидетельство Центрального банка Российской Федерации о начальной профессиональной подготовке. Они могут работать в кредитных учреждениях на должностях младших банковских служащих либо на льготных условиях поступить в банковскую школу или высшее учебное заведение, с которым Центральным банком Российской Федерации установлены договорные отношения на подготовку по специальностям "Банковское дело", "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит".
Перспективным направлением в создании и развитии системы непрерывной подготовки кадров для учреждений Центрального банка Российской Федерации должно стать лицензирование отдельных банковских школ Центрального банка Российской Федерации на право реализации образовательных программ высшего профессионального образования. Это даст возможность наиболее подготовленным выпускникам банковских школ, ориентированным на работу в Центральном банке, продолжить образование в сокращенные сроки по специальностям "Банковское дело", "Финансы и кредит" со специализацией "Функционирование Центрального банка", подготовку по которой другие высшие учебные заведения страны не осуществляют.
Одной из новых функций банковских школ должно стать информационное обслуживание региональных учреждений Центрального банка Российской Федерации. Библиотеки банковских школ, укомплектованные учебной и специальной экономической литературой, периодическими изданиями Центрального банка Российской Федерации, а также нормативно-инструктивными материалами, могут функционировать, оставаясь в структуре учебных заведений как филиалы Справочно-информационного центра Центрального банка Российской Федерации под его методологическим руководством.
Модернизация содержания банковского образования
Организация обучения в банковских школах Центрального банка Российской Федерации на современном этапе должна строиться с учетом международного прогрессивного опыта, отечественной экономической науки и банковской практики в целях обеспечения эффективности и динамичного развития банковского дела в России, наиболее полного удовлетворения потребностей финансово-кредитной системы страны в компетентных специалистах, обладающих глубокими профессиональными знаниями.
Обязательными составляющими содержания обучения должны стать положения банковской науки и практики, признанные в стране и за рубежом, позволяющие обучаемым усвоить экономическую природу основополагающих банковских идей и организационные формы их реализации в условиях становления и развития рыночных отношений в России.
Расширение функций банковских школ требует использования различных, в том числе новых, форм обучения, дуальной системы организации учебного процесса, дальнейшего совершенствования учебно-программной и методической документации, регламентирующей образовательный процесс. Это предполагает разработку разнообразных учебных планов (очного, очно-заочного, заочного и других видов обучения), рассчитанных по срокам обучения на различные уровни образования и профессиональной подготовки, а также новых учебных программ, раскрывающих содержание обучения.
Структура содержания среднего профессионального образования по специальности "Банковское дело" должна быть представлена двумя частями: базовой (федеральный компонент Государственного образовательного стандарта) и вариативной (региональный компонент).
Государственный образовательный стандарт по каждому квалификационному уровню в части общеобразовательного, гуманитарного и социального циклов устанавливается федеральными органами управления образованием, а в части общепрофессионального и специального циклов - Центральным банком Российской Федерации.
Базовый компонент среднего профессионального банковского образования, определяемый Центральным банком Российской Федерации для основной профессиональной образовательной программы, должен включать дисциплины, формирующие у студентов знания основ функционирования и развития финансово-кредитной системы России и зарубежных стран с развитой экономикой; места и роли в ней Центрального и коммерческих банков; экономического содержания функций, выполняемых различными учреждениями Центрального банка; технологии совершения кредитных и депозитных операций, безналичных расчетов, операций с ценными бумагами, валютных и других традиционных и нетрадиционных для отечественных кредитно - финансовых институтов операций; методики и организации учетно-операционной работы в Центральном и коммерческих банках; международной практики бухгалтерского учета и отчетности; экономических нормативов и инструментов, регулирующих банковскую деятельность; методики финансово-экономических расчетов; экономического анализа деятельности банков и их клиентов; психологических основ управления и работы в "команде", банковского менеджмента и маркетинга; банковского надзора и аудита; обработки и передачи банковской информации на базе широкой информатизации банковского дела.
Неотъемлемой частью учебного процесса является практическое обучение студентов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банках, реализуемое, в частности, через дуальную систему обучения.
Для формирования у студентов необходимых навыков делового общения с зарубежными партнерами и оформления зарубежной банковской корреспонденции в течение всего периода обучения осуществляется изучение иностранных языков, принятых в практике международного общения банкиров.
Базовый компонент среднего профессионального образования по программе повышенного уровня должен предполагать усиленную общеэкономическую, правовую и управленческую подготовку студентов. Кроме того, для этого уровня может быть предусмотрено изучение образовательных дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов, соответствующих государственным стандартам содержания и качества высшего образования.
Вариативная часть содержания образования (не менее 20% учебного времени), перечень соответствующих дисциплин, обязательных для изучения студентами, подготавливаемыми для работы в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, устанавливается Банком России централизованно для всех банковских школ.
Для студентов, которые после окончания банковских школ будут работать в коммерческих кредитных учреждениях, эта часть содержания образования формируется непосредственно учебным заведением с учетом потребностей региона, требований заказчика к профессиональным качествам специалистов, возможностей учебного заведения, пожеланий и выбора студентов.
В отличие от основных профессиональных образовательных программ по специальности "Банковское дело", которые предполагают углубленную специализацию подготовки только для учреждений Центрального банка Российской Федерации, в первую очередь расчетно-кассовых центров, а также коммерческих банков, образовательные программы повышенного уровня позволяют, кроме этого, специализироваться на какой-либо конкретной сфере банковского дела по определенной профессии (экономист по кредитованию, бухгалтер - аудитор, специалист по валютным операциям или по работе с ценными бумагами и пр.), а также изучать смежные области знаний с получением смежной профессии (специалист банковского дела - юрист, специалист банковского дела - налоговый инспектор, специалист банковского дела - программист и пр.).
Структура содержания обучения по программам дополнительного образования строится с учетом требований к профессиональной компетентности специалистов среднего звена подразделений Центрального банка Российской Федерации, для которых осуществляется подготовка кадров, а также перспектив развития этих подразделений и опыта функционирования зарубежных центральных банков.
Обновление содержания образовательных программ должно носить непрерывный характер. Это предполагает передачу права отбора соответствующего учебного материала непосредственно банковским школам, исходя из прогнозов развития банковского дела и интересов заказчиков специалистов. Реализация указанного принципа осуществляется путем специального резервирования учебного времени (до 15%) в учебно-программной документации.
Совершенствование организации учебного процесса
Повышение уровня подготовки банковских кадров до его адекватности экономическим задачам, решаемым в настоящее время, во многом зависит от эффективной организации учебного процесса и, в первую очередь, от его направленности на привитие навыков профессиональной деятельности в "команде", способствующей успешному функционированию и развитию кредитных учреждений в условиях рынка. В наибольшей степени этому будет служить использование занятий в малых группах, видов, форм и методов обучения, моделирующих профессиональную деятельность как непосредственно в учебном заведении, так и при обучении на рабочих местах в банках - заказчиках или учебных банках; целенаправленное привлечение к педагогической деятельности в банковских школах соответствующих специалистов учреждений Центрального банка Российской Федерации.
Для формирования у обучаемых таких навыков, чувства "команды" как условия успешного ведения дела, современного экономического мышления, творческих подходов в решении возникающих производственных вопросов и постоянной потребности в самообразовании необходимо значительно расширить формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателей, перенести акцент в работе преподавателей с информационных и контролирующих функций на консультационные и координирующие. Индивидуализация учебного процесса должна обеспечиваться, прежде всего, путем использования интерактивных форм обучения, а также других современных педагогических технологий отечественной и зарубежной практики подготовки банковских специалистов.
Изменение содержания банковского образования обусловливает новые требования к методическому обеспечению учебного процесса. Необходимо создание детально разработанного учебно-методического комплекса по специальности "Банковское дело" с дифференциацией по уровням и формам обучения. Комплекс должен состоять из комплектов методического обеспечения образовательного процесса для обучаемых и для преподавателей, нового поколения учебников, учебных пособий и сборников задач. Работа обучаемых с комплектами методических материалов на занятиях и во внеурочное время рассматривается как обязательная составная часть учебного процесса, во многом определяющая методику проведения занятий.
Увеличение информационной емкости учебного материала и неизбежная при этом интенсификация учебного процесса вызывают необходимость широкого внедрения прогрессивных технологий обучения, базирующихся как на использовании учебно-методических комплексов, так и на применении аудио-, видео-, других технических средств и, в первую очередь, персональных компьютеров. Компьютеризация учебного процесса должна быть прикладной и потребует создания специальных программно-технических комплексов обучения с использованием автоматизированных обучающих и экспертных систем и, прежде всего, учебных АРМ банковских специалистов, а также систем тестового контроля знаний.
Завершающей формой обучения по специальности "Банковское дело" должны стать комплексный государственный экзамен или защита выпускной (дипломной) работы, требующие у выпускников системных знаний.
Контингент подготовки и порядок трудоустройства
специалистов
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в банковских школах Центрального банка Российской Федерации осуществляется на основе специальной программы, формируемой Центральным банком Российской Федерации, исходя из прогнозов развития банковского дела в стране и реальной потребности его учреждений в специалистах.
Обучение в группах, где ведется подготовка специалистов для Центрального банка Российской Федерации, финансируется в централизованном порядке. Предложения по объему и структуре подготовки кадров для учреждений Центрального банка Российской Федерации разрабатываются территориальными управлениями по регионам совместно с учебными заведениями. Сводные данные о контингенте подготовки специалистов по региону на основе заявок учреждений Центрального банка Российской Федерации представляются банковскими школами в Департамент подготовки персонала Центрального банка Российской Федерации для обобщения, анализа и формирования текущих и перспективных программ подготовки специалистов. С лицами, выразившими желание обучиться по специальности "Банковское дело" и работать в Центральном банке Российской Федерации, учреждения Центрального банка Российской Федерации заключают соответствующий договор, предусматривающий, в частности, обязательство выпускника отработать в учреждении банка не менее трех лет или при нарушении этого условия (по неуважительным причинам) возместить Центральному банку Российской Федерации затраты, связанные с его подготовкой.
Численность и структура контингента студентов, подготавливаемых для работы в коммерческих банковских и других экономических учреждениях, формируется на основе их заказа и после соответствующей корректировки в виде годового плана утверждается Департаментом подготовки персонала. Подготовка специалистов для указанных структур осуществляется на договорной основе с учетом покрытия ими соответствующих затрат.
Выпускники, подготовленные в рамках программы Центрального банка Российской Федерации, должны, как правило, направляться на работу в те учреждения Центрального банка Российской Федерации, которые на стадии формирования программы подготовки специалистов заявили о своей потребности в них. Выпускники, подготовленные для коммерческих банков и других учреждений финансово-кредитной системы, направляются в организации - заказчики, оплатившие их обучение.
Банковские школы могут организовывать службы содействия трудоустройству молодых специалистов, проводящие под руководством администрации учебного заведения работу по выявлению и привлечению к заключению целевых контрактов на получение специалистов заинтересованными организациями.
Управление банковскими школами
Компетенция учебных заведений устанавливается Департаментом подготовки персонала Центрального банка Российской Федерации с учетом принципиальных положений настоящей Концепции, а также Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации. Она конкретно определяется разработанным на их основе Положением о Банковской школе Центрального банка Российской Федерации и соответствующими нормативными актами Банка России.
Управление банковскими школами осуществляет Департамент подготовки персонала. В основу управления положен принцип разделения функций и полномочий между Департаментом подготовки персонала и непосредственно учебными заведениями. При этом функции и полномочия, а также принцип их разграничения между управляющей и управляемой структурой всегда должны обеспечивать достижение основной цели их функционирования: подготовка банковских специалистов, адекватная задачам, решаемым Центральным банком Российской Федерации и коммерческими банками на данном этапе развития экономики страны.
Департамент подготовки персонала Центрального банка Российской Федерации реализует функцию управления путем:
- формирования перспективных и оперативных программ подготовки специалистов в банковских школах для учреждений Центрального банка Российской Федерации, коммерческих и других экономических структур;
- лицензирования и организации государственной аккредитации банковских школ, регулирования и контроля за их деятельностью в целях проведения государственной политики в области образования и профессиональной подготовки персонала, приоритеты которой определяются Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
- разработки и утверждения федерального компонента Государственного образовательного стандарта по специальности "Банковское дело", определяющего обязательный минимум содержания образовательных программ различных уровней, объем учебной нагрузки обучаемых и квалификационные требования к каждому уровню подготовки;
- утверждения типовых учебных планов, требований к содержанию учебно-методических комплексов, другой учебно-методической документации по образовательным программам среднего профессионального образования по специальности "Банковское дело" и программам дополнительного образования, а также документов, регламентирующих организацию учебного процесса;
- организации издания учебной литературы по специальности "Банковское дело" с привлечением ученых, а также специалистов Центрального банка Российской Федерации;
- определения приоритетов и организации централизованного повышения квалификации преподавателей Банковских школ в стране и за рубежом;
- разработки нормативных документов, регулирующих деятельность подведомственных учебных заведений и их функции на каждом этапе развития банковской системы страны, осуществления информационного обслуживания банковских школ.
При фактическом отсутствии в настоящее время в России необходимой инфраструктуры для методического обеспечения подготовки специалистов по специальности "Банковское дело" на уровнях начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования по направлениям деятельности Центрального банка Российской Федерации, переподготовки работников банков, не имеющих специального образования, а также повышения квалификации специалистов Центрального банка Российской Федерации в банковских школах, его целесообразно осуществлять через Учебно-методический центр Центрального банка Российской Федерации. Указанная организация, являясь методической структурой, реализующей дидактические принципы подготовки персонала, определяемые Департаментом подготовки персонала, разрабатывает соответствующие учебные планы и программы, учебные и методические пособия для студентов и преподавателей, методические комплексы и рекомендации по организации учебного процесса в банковских школах.
Необходима организация целенаправленной переподготовки преподавателей банковских школ Центрального банка Российской Федерации по новым направлениям банковской деятельности; использование в качестве обязательных форм повышения квалификации преподавателей банковских школ их стажировок в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банках.
Поддержанию конкурентоспособности учебных заведений Центрального банка Российской Федерации на рынке образовательных услуг будет способствовать дальнейшая модернизация их материально-технической базы. Создание и оснащение необходимым современным банковским оборудованием и средствами оргтехники специальных кабинетов "Учебный банк" повысит эффективность практического обучения. Переоборудование учебных площадей в соответствии с современными требованиями позволит не только улучшить условия для подготовки специалистов, но и использовать эти помещения для проведения международных учебных мероприятий по повышению квалификации преподавателей и банковских специалистов.
Оперативность и повышение качества информационного обслуживания учебных заведений требуют незамедлительного создания единой информационной сети, объединяющей Департамент подготовки персонала Центрального банка Российской Федерации, Учебно - методический центр, Центр подготовки персонала (п. Клязьма) и банковские школы.
Изменение статуса банковских школ требует внесения корректив в отношения банковских школ с Общероссийской ассоциацией педагогических коллективов банковских техникумов и колледжей (АУЗБАНК). Их выход из этой Ассоциации, одними из учредителей которой они являются, обусловленный изменившимся статусом, не должен нанести ущерб общему уровню банковского образования в России. Ассоциация и банковские школы, действуя как самостоятельные субъекты, должны поддерживать тесные контакты в области определения содержания подготовки по специальности "Банковское дело", ее методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации педагогов, входящих в Ассоциацию иных учебных заведений, строя свое взаимодействие на принципах рыночных отношений.
Возложенные федеральными государственными органами управления образованием на Центральный банк Российской Федерации функции базового ведомства по разработке содержания среднего профессионального образования повышенного уровня в России по специальности "Банковское дело" и обеспечению единого эквивалента банковского образования открывают новые возможности для сотрудничества Банка России с Центральными банками стран СНГ в области подготовки банковских кадров.
Представленная Концепция - основополагающий документ, определяющий направления и принципы организации подготовки банковских специалистов в банковских школах, и в первую очередь для Центрального банка Российской Федерации, в настоящее время и на ближайшую перспективу. Вместе с тем, Концепция профессионального образования в банковских школах Центрального банка Российской Федерации является открытой и предусматривает внесение необходимых корректив, направленных на обеспечение подготовки банковского персонала, адекватной решаемым банковской системой России задачам на каждом конкретном этапе своего развития.