НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Банка России от 05.05.1994 N 01-100 "О проведении аттестации работников Центрального банка Российской Федерации"

"О проведении аттестации работников Центрального банка Российской Федерации"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПРИКАЗ
от 5 мая 1994 г. N 01-100
О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях совершенствования деятельности центрального аппарата, национальных банков, территориальных управлений, предприятий и организаций при Центральном Банке, а также улучшения работы по подбору и расстановке персонала приказываю:
1. Утвердить Положение об аттестации работников Центрального банка Российской Федерации.
2. Провести аттестацию работников Центрального Банка до 1 ноября 1994 г.
3. Управлению персонала Административного департамента (Бугрову В.Ф.) разработать и довести до мест план мероприятий по подготовке и проведению аттестации в аппарате Центрального банка РФ и подчиненных учреждениях, предприятиях и организациях. Срок - до 20 мая 1994 г.
4. Руководителям подразделений центрального аппарата и территориальных учреждений ЦБ РФ обеспечить необходимые условия для проведения аттестации.
5. Контроль за выполнением данного приказа возложить на директора Административного департамента Иванова Н.А.
6. О результатах проведения аттестации доложить Совету Директоров Центрального банка РФ в декабре 1994 года.
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
В.В.ГЕРАЩЕНКО
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО
БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Аттестация работников Центрального банка Российской Федерации является одной из основных форм работы с персоналом и имеет целью установление соответствия работника занимаемой должности. Аттестация направлена на совершенствование деятельности центрального аппарата, национальных банков, территориальных главных управлений, предприятий и организаций при Центральном банке РФ, улучшение работы по подбору и расстановке персонала, мотивирование персонала к эффективной деятельности, выявление перспектив использования потенциала работников, способствует формированию качественного резерва руководящего состава.
1.2. Аттестации подлежат руководители и сотрудники центрального аппарата, национальных банков, территориальных главных управлений, предприятий и организаций при Центральном банке РФ, которые работают на должностях, подлежащих замещению дипломированными специалистами.
Все работники, подлежащие аттестации, должны быть не позднее, чем за месяц предупреждены об этом и ознакомлены с настоящим Положением.
Не подлежат аттестации сотрудники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, беременные женщины. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат аттестации не ранее, чем через год после выхода на работу.
1.3. Аттестация проводится по решению Совета директоров Центрального банка Российской Федерации.
1.4. Проведение аттестации возлагается на аттестационную комиссию в составе председателя, секретаря и членов комиссии. В случае необходимости допускается создание нескольких аттестационных комиссий.
1.5. Составы комиссий утверждаются руководителями соответствующих организаций и учреждений ЦБ РФ, состав Центральной аттестационной комиссии утверждается Председателем ЦБ РФ. Количественный состав комиссий устанавливается руководителями самостоятельно.
2. Порядок подготовки к аттестации
2.1. Для проведения аттестации руководителями учреждений и организаций издаются приказы, в которых должны быть определены конкретные сроки проведения аттестации, утверждены графики и состав аттестационных комиссий. Приказ и график проведения аттестации должны быть доведены до сведения руководителей и всех аттестуемых работников не позднее, чем за один месяц до начала аттестации.
Подготовка приказов, графиков проведения аттестации, предложений по составу аттестационных комиссий, контроль за своевременным представлением материалов в аттестационные комиссии, подведение итогов аттестации возлагается на соответствующие управления (отделы) по работе с персоналом.
2.2. На каждого работника, подлежащего аттестации, непосредственным руководителем при участии служб по работе с персоналом заполняется аттестационный лист (Приложение 1) и представление (для специалистов - Приложение 2, для руководителей - Приложение 3). К категории руководителей относятся руководители и заместители руководителей структурных подразделений до начальников отделов включительно.
2.3. Аттестуемый должен быть ознакомлен с представлением не позднее, чем за две недели до проведения аттестации.
Представление и аттестационный лист сдаются в аттестационную комиссию не позднее, чем за неделю до аттестации.
2.4. Для оценки деятельности руководителей, проходящих аттестацию в Центральной аттестационной комиссии, создаются экспертные группы, состав которых утверждается Председателем ЦБ РФ. Экспертные группы формируются Управлением персонала. В группу экспертов включаются представители различных подразделений, наиболее часто взаимодействующих по роду деятельности с аттестуемым.
Аналогичные экспертные группы могут быть созданы при аттестационных комиссиях национальных банков, территориальных главных управлений для оценки деятельности руководителей подчиненных организаций.
Каждый эксперт должен оценить аттестуемого по параметрам, представленным в бланке представления на руководителя (Приложение 3). Не позднее, чем за две недели до проведения аттестации эксперты представляют заполненные опросные листы в управления (отделы) персонала для их последующей обработки. Данные экспертной оценки обобщаются управлением (отделом) персонала и представляются в аттестационную комиссию не позднее, чем за неделю до аттестации.
3. Порядок проведения аттестации
3.1. Заседание аттестационной комиссии может быть проведено при условии присутствия не нем не менее, чем 2/3 ее состава.
3.2. Аттестация проводится в присутствии руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения, а котором работает аттестуемый.
При неявке аттестуемого на заседание комиссии без уважительных причин комиссия имеет право провести аттестацию в его отсутствие.
3.3. По результатам аттестации аттестационная комиссия может принять одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности при условии устранения недостатков в работе и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
- не соответствует занимаемой должности.
Кроме того, аттестационная комиссия имеет право вносить рекомендации о поощрении работника, понижении или повышении в должности, необходимости повышения его квалификации, улучшения результатов работы по конкретным направлениям и др.
3.4. Оценка деятельности комиссии и рекомендации принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Результат голосования определяется большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый признается соответствующим занимаемой должности.
При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.
3.5. Результат аттестации (оценка и рекомендации), а также итоги голосования заносятся в аттестационный лист (Приложение 1), который подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, после чего результат сообщается аттестуемому работнику. Работник удостоверяет своей подписью факт его ознакомления с решением аттестационной комиссии.
3.6. Аттестационный лист и представление составляются в одном экземпляре и по окончании аттестации приобщаются к личному делу работника.
4. Реализация решений аттестационной комиссии
4.1. Результаты аттестации работников представляются руководителю, имеющему право назначения на соответствующие должности, в недельный срок после ее проведения.
4.2. По истечении двух месяцев со дня аттестации работника применение санкций, связанных с несоответствием работника занимаемой должности, не допускается.
4.3. Трудовые споры, связанные с решениями, принятыми по итогам аттестации, рассматриваются в порядке, установленном законодательством.
Приложение 1
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________  Отчество _____________________________
Год               Место
рождения ________ работы _________________________________________
Занимаемая должность и
дата назначения на должность _____________________________________
__________________________________________________________________
Стаж работы в                           Общий трудовой
банковской системе ____________________ стаж  ____________________
Образование ______________________________________________________
            (когда и что окончил, специальность по образованию)
__________________________________________________________________
Ученая степень, ученое звание ____________________________________
Выводы предыдущей аттестации: ____________________________________
__________________________________________________________________
Сведения о повышении квалификации за период со времени  предыдущей
аттестации или за последние 5 лет:
────────────────┬───────────────────────┬─────────────────────────
Дата окончания  │   Наименование курсов │ N свидетельства
────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────────
________________│_______________________│_________________________
________________│_______________________│_________________________
________________│_______________________│_________________________
________________│_______________________│_________________________
________________│_______________________│_________________________
________________│_______________________│_________________________
________________│_______________________│_________________________
________________│_______________________│_________________________
________________│_______________________│_________________________

Дополнительные умения  и навыки (знание иностр.  языков,  владение
компьютером и т.д.) ______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Оценка деятельности работника по результатам голосования:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Рекомендации комиссии ____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Результаты голосования:        ЗА __________ ПРОТИВ ______________

Примечания: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

                            Подписи            Фамилии, И.О.
Председатель комиссии
Секретарь комиссии
Члены комиссии

Дата проведения аттестации _______________________________________
С решением аттестационной комиссии ознакомлен ____________________
                                               подпись
                                               аттестованного
Приложение 2
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
(на специалиста)
Фамилия ____________________ Должность ___________________________
Имя ________________________ _____________________________________
Отчество ___________________ Место работы ________________________
                             _____________________________________

    I. Содержание работы (функциональные обязанности специалиста):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
II. Оценка специалиста (оцените по 7-балльной шкале показатели результативности труда, профессиональные и личностные качества аттестуемого специалиста. Для крайних значений шкал (1 и 7 баллов) даны необходимые пояснения. Обведите кружком тот балл, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует уровню аттестуемого):
Оценка показателей результативности труда
1. Выполнение порученной работы (справляется ли работник с порученной работой за установленное время?)
На каждую работу                        На работу
затрачивается значительно               затрачивается гораздо
больше времени, чем это                 меньше времени, чем это
диктуется опытом или      1 2 3 4 5 6 7 диктуется опытом или
планом                                  планом
2. Качество работы (насколько тщательно, точно и добросовестно выполняется работа, отсутствуют ли ошибки, учитываются ли указания и точка зрения вышестоящих лиц?)
Результаты работы должны                  Результаты работы всегда
постоянно существенно                     высшего качества
переделываться            1 2 3 4 5 6 7
Оценка профессиональных качеств
3. Уровень профессиональной подготовки (насколько хорошо ориентируется работник в предмете своей деятельности, обладает ли достаточными профессиональными навыками для выполнения своих обязанностей?)
Знания предмета своей                   Отлично ориентируется в
деятельности слабые,                    предмете своей
профессиональные навыки   1 2 3 4 5 6 7 деятельности, обладает
развиты недостаточно                    высоким уровнем развития
                                        проф. навыков
4. Совместная работа (сотрудничает ли с другими работниками при решении задач, есть ли готовность поделиться знаниями и умениями с другими сотрудниками? Оказывает ли поддержку, консультируется ли с другими сотрудниками?)
Одиночка, не любит и не                 Проявляет четко выраженную
умеет работать в группе,                склонность к работе в
редко принимает и         1 2 3 4 5 6 7 группе. Всегда эффективно
предлагает помощь                       сотрудничает с другими
5. Способность к деловому общению (умеет ли работник четко высказывать свои мысли; выслушать и понять собеседника?)
Высказывания воспринимает               Хорошо воспринимается,
с трудом, не умеет                      убедителен, умеет
слушать собеседника,                    выслушать собеседника,
не стремится к            1 2 3 4 5 6 7 стремится достичь полного
взаимопониманию                         взаимопонимания
6. Письменные способы выражения (умеет ли подготовить письменное сообщение: написать отчет, подготовить инструкцию, вести деловую переписку и т.д.?)
Тексты должны постоянно                 Тексты всегда
переделываться, т.к. они                соответствуют поставленной
трудны для восприятия,                  цели, легко
не упорядочены, не        1 2 3 4 5 6 7 воспринимаются, полностью
соответствуют стандартам                соответствуют стандартам
Личностные характеристики
7. Самостоятельность (может ли специалист выполнять порученную работу без посторонней помощи?)
Без посторонней помощи                  Даже нестандартные и
не знает, что предпринять,              сложные задания успешно
при малейших трудностях   1 2 3 4 5 6 7 выполняет без посторонней
теряется                                помощи
8. Готовность к действию (какое отношение к работе показывает работник, берет ли он на себя выполнение ответственных и / или срочных заданий?)
Не проявляет готовности                 Постоянно готов к
к действию, постоянно                   действию, энергично
должен принуждаться к     1 2 3 4 5 6 7 приступает к реализации
работе                                  любых заданий
9. Умение доводить начатое дело до конца (способен ли работник довести начатое дело до конца без напоминаний и постоянного контроля со стороны руководства?)
Требует постоянного                     Получив задание, всегда
напоминания и жесткого                  доводит дело до конца без
контроля выполнения       1 2 3 4 5 6 7 напоминаний и контроля
работы
III. Опишите, как проявляются оцененные показатели в деятельности аттестуемого, каковы конкретные результаты его работы?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

    IV. Предложения по оценке и рекомендации _____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
******************************************************************

Представление составил ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
            (должность, подпись, фамилия, и.о.)

С представлением ознакомлен ______________________________________
                        (дата ознакомления и подпись аттестуемого)
Дата проведения аттестации "____"________________ 19___ г.
******************************************************************
Приложение 3
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
(на руководителя)
(При оценке руководителя экспертом пункты 1 и 4 не заполняются)
Фамилия ____________________ Должность ___________________________
Имя ________________________ _____________________________________
Отчество ___________________ Место работы ________________________
                             _____________________________________

    I. Содержание     работы      (функциональные      обязанности
руководителя):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
II. Оценка руководителя (оцените по 7-балльной шкале уровень профессиональной и управленческой подготовки аттестуемого, его личностные качества. Для крайних значений шкал (1 и 7 баллов) даны необходимые пояснения. Обведите кружком тот балл, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует уровню аттестуемого):
Оценка профессиональных качеств
1. Уровень профессиональной подготовки (обладает ли руководитель достаточными профессиональными знаниями и навыками в областях, специфичных для деятельности возглавляемого им подразделения?)
Уровень развития проф.                    Отлично ориентируется в
знаний и навыков не                       специфике деятельности
позволяет правильно                       подразделения, обладает
ориентироваться в         1 2 3 4 5 6 7   высоким уровнем развития
специфике работы                          проф. навыков
подразделения
2. Уровень знания нормативных актов, регламентирующих деятельность подразделения, отечественного и зарубежного опыта (обладает ли руководитель достаточными знаниями нормативных актов, использует ли в работе опыт аналогичных отечественных и зарубежных организаций?)
Нормативные акты знает                    Показывает отличное
плохо, в деятельности                     знание нормативных
отечественных и зарубежных                актов, использует в
организаций не            1 2 3 4 5 6 7   работе отечественный и
ориентируется                             зарубежный опыт
Оценка управленческой подготовки
3. Знание принятых в ЦБ РФ способов решения профессиональных проблем (хорошо ли ориентируется руководитель, в чьей компетенции находится решение возникающих в работе проблем, к кому и по каким вопросам следует обращаться, где можно получить необходимую информацию?)
Ориентируется плохо,                      Отлично знает, в чьей
постоянно нуждается в                     компетенции находится
поясняющей информации,                    решение проблем, хорошо
часто обращается "не      1 2 3 4 5 6 7   ориентируется в способах
по адресу"                                их решения
4. Умение работать с документами (хорошо ли знает руководитель правила составления и оформления деловых бумаг, правильно ли он ориентируется в том, какие документы следует готовить или анализировать самому, какие поручать подчиненным?)
Правила составления и                     Отлично знает правила
оформления деловых бумаг                  составления и оформления
знает плохо, работу с                     деловых бумаг, всегда
документами распределять  1 2 3 4 5 6 7   грамотно распределяет
не умеет                                  работу с бумагами
5. Умение работать с людьми (как осуществляется руководство подчиненными, как контролируется выполнение заданий, насколько руководитель разбирается в потенциальных возможностях работников?)
Не в состоянии доходчиво                  Четко и доходчиво
разъяснить задание,                       разъясняет задания,
контроль либо отсутствует,                своевременно информирует
либо слишком назойлив,                    и советует, отлично
в возможностях работников 1 2 3 4 5 6 7   ориентируется в
не разбирается                            возможностях работников
6. Способность к деловому общению (умеет ли руководитель четко высказывать свои мысли, выслушать и понять собеседника?)
Высказывания                              Хорошо воспринимается,
воспринимаются с                          убедителен, умеет
трудом, не умеет                          выслушать собеседника,
слушать собеседника,      1 2 3 4 5 6 7   стремится достичь
не стремится к                            полного взаимопонимания
взаимопониманию
7. Умение организовать эффективную деятельность подразделения (конкретно ли ставит руководитель цели работы, целесообразно ли распределяет задания, разумно ли планирует деятельность подразделения?)
При планировании работы                   Планирование работы
реальная ситуация не                      базируется на оценке
учитывается, цели не                      реальной ситуации,
разъясняются                              тщательно определяются
исполнителям, задания     1 2 3 4 5 6 7   цели, продумывается
распределяются                            распределение заданий
нецелесообразно
Личностные характеристики
8. Ответственность (насколько реалистичен руководитель в оценке собственных возможностей, всегда ли он выполняет взятые на себя обязательства?)
Склонен переоценивать                   Всегда реалистично
свои возможности, легко                 оценивает собственные
берет на себя любые                     возможности и ситуацию,
обязательства, но к их                  никогда "не бросает слов
выполнению относится      1 2 3 4 5 6 7 на ветер"
безответственно
9. Умение доводить начатое дело до конца (способен ли руководитель довести начатое дело до конца без напоминаний и постоянного контроля со стороны вышестоящего руководства?)
Требует постоянного                     Всегда доводит дело до
напоминания и жесткого                  конца, в напоминаниях и
контроля со стороны       1 2 3 4 5 6 7 контроле не нуждается
руководства
10. Умение ориентироваться в сложной ситуации (как ведет себя руководитель при возникновении непредвиденных, сложных ситуаций, способен ли он правильно сориентироваться и принять оптимальное решение?)
При возникновении сложных               Даже в самых сложных
ситуаций теряется,                      ситуациях способен
не способен                             самостоятельно
самостоятельно принять    1 2 3 4 5 6 7 сориентироваться и принять
решение                                 правильное решение
III. Опишите, как проявляются оцененные показатели в деятельности аттестуемого, каковы конкретные результаты его работы?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

    IV. Предложения по оценке и рекомендации _____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
******************************************************************

Представление составил ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
             (должность, подпись, фамилия, и.о.)

С представлением ознакомлен ______________________________________
                      (дата ознакомления и подпись аттестованного)
Дата проведения аттестации "____"_________________19___ г.
******************************************************************
ВЫПИСКА ИЗ КОММЕНТАРИЯ
К КОДЕКСУ ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ НА 25 СЕНТЯБРЯ 1992 ГОДА)
Статья 24. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом)
Администрация предприятия, учреждения, организации не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом).
§ 1. Запрещение требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, до 5 февраля 1988 г. трактовалось не только как незыблемость трудовой функции, но как неизменность всех тех условий трудового договора, которые были определены при его заключении. Считалось, например, что снижение рабочему квалификационного разряда не допускается без его согласия, поскольку разряд - существенное условие трудового договора. Аналогично решался вопрос о снижении должностных окладов служащим, поскольку их конкретный размер в пределах "вилки" был когда-то обусловлен соглашением сторон. Изменение любых иных существенных условий труда рассматривалось в качестве перевода на другую работу, требующую согласия работника. Столь жесткая регламентация влекла за собой не столько стабильность, сколько окостенелость трудовых отношений, не способствовала задачам развития производства.
Изменения, внесенные в законодательство о труде в 1988 г., были направлены на устранение указанных дефектов правового регулирования. С одной стороны, было предусмотрено, что ряд условий трудового договора может быть изменен администрацией в связи с совершенствованием производства и труда (см. ст. 25 КЗоТ и комментарий к ней). С другой стороны, изменчивость ряда условий трудового договора была поставлена в зависимость от качества выполнения работником его трудовых обязанностей. Выполняются эти обязанности квалифицированно и добросовестно - возможно продвижение по работе и в оплате труда. Таким образом, главным гарантом положения работника на производстве стало качество его труда, отношение к выполнению трудовых обязанностей.
§ 2. Одним из правовых оснований изменения условий трудового договора является аттестация работников. Основные ее цели - улучшение подбора и расстановки кадров; стимулирование работников к повышению квалификации, улучшению качества и эффективности работы; обеспечение более тесной связи заработной платы с результатами труда; воспитание кадров. Суть аттестации состоит в оценке деловых качеств работника и результатов его труда.
§ 3. Периодической аттестации подлежат: руководящие работники и специалисты государственных предприятий производственных отраслей народного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, торговли, научных учреждений и организаций, учителя общеобразовательных школ, преподаватели и руководящие работники средних специальных заведений, инженерно-педагогический персонал ПТУ, медицинские и фармацевтические работники, ответственные работники аппарата советских органов и некоторые другие категории работников. Правовые вопросы аттестации указанных работников регулируются комплексом различных нормативных актов.
§ 4. Аттестация руководящих работников и специалистов производственных отраслей народного хозяйства (промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи) производится в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 "О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (СП СССР, 1973, N 18, ст. 103) с изм. от 21 февраля 1986 г. (СП СССР, 1986, N 11, ст. 69). Порядок проведения их аттестации определен Положением, утв. ГКНТ СССР, Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС и Министерством юстиции СССР 5 октября 1973 г. с изм. и доп. от 22 сентября 1979 г. и 14 ноября 1986 г. (Бюлл. нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1980, N 8; 1987, N 2). В соответствии с указанными актами проводится также аттестация в других отраслях народного хозяйства, на которые в установленном порядке распространено действие Постановления Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531.
Аттестация руководящих, научных работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки, в том числе входящих в состав производственных, научно-производственных объединений и предприятий, а также научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации, утв. пост. ГКНТ СССР, Госстроя СССР и Госкомтруда СССР по согласованию с ВЦСПС и АН СССР от 17 февраля 1986 г. (Бюлл. нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1986, N 5).
Правила проведения аттестации, установленные указанными выше нормативными актами, в значительной степени совпадают, хотя имеются и некоторые отличия (например, в сроках проведения аттестации, основаниях освобождения от работы по результатам аттестации и др.)
§ 5. Аттестация должна проводиться периодически не реже одного раза в пять лет. Аттестация же руководящих работников и специалистов производственных отраслей народного хозяйства (промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи) - не реже одного раза в три года, а мастеров, начальников участков и цехов объединений, предприятий и организаций промышленности - не реже одного раза в два года.
Сроки и график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия, организации, учреждения по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом до начала календарного года, в котором будет проводиться очередная аттестация, и доводятся до сведения всех аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации. Нарушение срока предупреждения об аттестации влечет недействительность ее результатов при подаче соответствующего заявления работником.
§ 6. В очередную аттестацию не включаются: лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты в течение 3-х лет после окончания учебного заведения, а также беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.
Список должностей, по которым должна проводиться периодическая аттестация, утверждается на предприятии на основании отраслевого и типового перечней. Типовой перечень должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих аттестации в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531, утв. ГКНТ СССР и Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС 22 октября 1979 г. (Бюлл. нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1980, N 8).
§ 7. Для проведения аттестации руководитель предприятия назначает аттестационную комиссию (в том числе председателя и секретаря) из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов.
§ 8. Работодатель обязан тщательно готовить документы, необходимые для проведения аттестации работника. Основным аттестационным документом является отзыв (характеристика) на работника, в котором должна отражаться его производственная деятельность, квалификация, деловые и личные качества, т.е. все то, что имеет важное значение для правильной оценки работника и наиболее эффективного его использования. Аттестуемому работнику должна быть предоставлена возможность заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомиться с поступившим на него отзывом (характеристикой).
§ 9. Аттестация работника проводится, как правило, в его присутствии. При неявке работника на заседание комиссии без уважительных причин аттестация может проводиться в его отсутствии. В проведении аттестации и голосовании должно участвовать не менее 2/3 членов утвержденного состава аттестационной комиссии.
§ 10. По результатам аттестации выносится решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности. Аттестационная комиссия может признать работника соответствующим занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год.
§ 11. На основании результатов аттестации руководитель предприятия, учреждения, организации вправе понизить или повысить работника в классном звании и квалификационной категории, повысить или понизить должностной оклад, установить, изменить или отменить надбавку к окладу, повысить работника в должности или освободить от должности. При этом снижение должностного оклада, понижение квалификационной категории или классного звания может производиться только с учетом мнения аттестационной комиссии.
§ 12. Признание работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе может повлечь за собой три варианта решения. Руководитель предприятия вправе: а) на свою ответственность оставить работника в прежней должности; б) перевести его на другую работу; в) уволить.
Перевод работника по результатам аттестации на другую работу в случае признания его несоответствующим занимаемой должности допускается только с согласия работника и с соблюдением требований трудового законодательства (см. комментарий к ст. 25 КЗоТ). Другую работу целесообразно предлагать согласно рекомендациям аттестационной комиссии. Если руководитель с учетом рекомендаций комиссии принял решение уволить работника, то он не освобождается от обязанностей его трудоустройства на данном предприятии, в организации. И только при несогласии работника с понижением в должности либо с предлагаемой работой, или при невозможности перевода работника с его согласия на другую работу, руководитель предприятия вправе освободить его от работы. При этом перевод на другую работу или увольнение должно быть произведено в 2-х месячный срок после проведения аттестации. На практике время болезни работника, пребывание его в отпуске в этот срок засчитывается. По истечении указанного срока освобождение работника или понижение его в должности по результатам аттестации не допускается.
§ 13. Основания увольнения работников, не прошедших аттестацию, различны. При увольнении по результатам аттестации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи и некоторых других отраслей народного хозяйства в трудовую книжку должна вноситься запись: "Уволен по несоответствию (указывается, какой конкретно работе или должности), п. 2 ст. 33 КЗоТ РФ". В соответствии с п. 12 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и других специалистов научно-исследовательских учреждений, проектных, конструкторских, технологических, изыскательских и других организаций науки от 17 февраля 1986 г. расторжение трудового договора с указанными работниками оформляется в трудовой книжке со ссылкой на "результаты аттестации".
§ 14. Для некоторых категорий работников установлены специальные правила аттестации. Они введены, например, для учителей общеобразовательных школ; инженерно-педагогических работников ПТУ; преподавателей и руководящих работников средних специальных учебных заведений.