НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Письмо Росреестра от 26.10.2015 N 14-исх/15370-ГЕ/15 "О рассмотрении обращения"

"О рассмотрении обращения"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 26 октября 2015 г. N 14-исх/15370-ГЕ/15
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращения, сообщает следующее.
1. По результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером, а также дополнительно представленных документов органом кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) приняты решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее - Решение 1 и 2) и отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее - Решение 3) по следующим причинам:
образование земельного участка осуществляется путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося в собственности физического лица, что противоречит требованиям земельного законодательства Российской Федерации. (На момент принятия Решения 1 в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о праве собственности физического лица на земельный участок с кадастровым номером <...>. При этом на основании решения об исправлении технической ошибки сведения о праве физического лица на земельный участок с кадастровым номером <...> были исключены из государственного кадастра недвижимости, и в настоящее время сведения о правах на указанный земельный участок отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.);
копия решения суда представлена не в полном объеме. (В состав межевого плана не было включено какое-либо решение суда, в связи с чем данное нарушение указано в Решении 1 необоснованно.);
в нарушение пункта 23 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), отсутствует проект межевания земельного участка (Данное нарушение указано в Решении 2 необоснованно, так как на образуемый и исходный земельные участки не распространяется действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".);
в нарушение пунктов 22, 26 Требований в состав межевого плана не включен проект межевания территории либо проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан (Решения 2, 3).
Пунктом 22 Требований установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана в том числе используются документация по планировке территории (проекты межевания территорий), утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 6.1 статьи 38 Закона о кадастре в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.
Пунктом 26 Требований также установлено, что если при подготовке межевого плана использованы вышеуказанные документы, копии таковых включаются в состав приложения межевого плана. При этом вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав приложения межевого плана могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и т.д., содержащих в том числе сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 и пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015):
исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.
Согласно статье 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) (в редакции, действующей с 01.03.2015) раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или дачному объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) до 01.01.2020 в случае, если в соответствии с Законом N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ до 01.03.2015) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории.
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации проект межевания территории, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, должен быть утвержден в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом согласно пункту 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином (представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости).
Учитывая вышеизложенное, при подготовке межевого плана в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому объединению граждан, необходимо использовать в том числе проект межевания территории или, учитывая положения статьи 34 Закона N 171-ФЗ, проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, а при отсутствии названных документов, на наш взгляд, до 31.12.2020 с учетом условий пункта 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ может быть использована указанная в пункте 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и пункте 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Также отмечаем, что после принятия Решения 1 по настоящее время органом кадастрового учета, не принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета предусмотренное пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре (в связи с истечением срока приостановления).
При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяется наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления.
Если в результате проверки документов, представленных заявителем дополнительно для устранения причин приостановления, сведения в таких документах не устраняют причины приостановления проведения кадастрового учета (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены), а также содержат новые основания для приостановления (отказа) осуществления кадастрового учета, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии приостановления.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
В этой связи полагаем, что в течение срока, установленного частью 9 статьи 26 Закона о кадастре, документы, направленные на устранение причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета, могут представляться неограниченное количество раз; однако при принятии решения по результатам рассмотрения дополнительных документов необходимо учитывать дату принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (т.е. окончательное решение об осуществлении либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета должно быть принято с учетом срока, установленного частью 9 статьи 26 Закона о кадастре).
Учитывая вышеизложенное, ФГБУ "ФКП Росреестра" поручено принять меры по недопущению подобных нарушений действующего законодательства впредь.
2. По результатам рассмотрения заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (далее - Заявления 1, 2) и представленных с ними межевых планов, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, а также дополнительно представленных документов органом кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре приняты решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее - Решение 4 и 5), решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости по Заявлению 1 (далее - Решение 6) и решение об отказе в снятии приостановления по Заявлению 2 (далее - Решение 7).
Причиной принятия органом кадастрового учета Решений 4, 5, 7 послужило отсутствие в составе межевых планов документов, предусмотренных пунктом 22 Требований (проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории).
Согласно информации, указанной в разделе "Исходные данные" межевых планов, таковые были подготовлены в том числе на основании распоряжений администрации муниципального района, схем расположения земельного участка на кадастровом плане.
Вместе с тем, как сообщило ФГБУ "ФКП Росреестра", в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <...>, с категорией земель - "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования - "под коллективное садоводство". Сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> были внесены в государственный земельный кадастр в феврале 2005 г. в соответствии с перечнем земельных участков в границах кадастрового квартала <...>, утвержденным руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству <...> района, при этом сведения о координатах характерных точек его границ в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В этой связи в Решении 6 органом кадастрового учета заявителю было рекомендовано подготовить межевой план по образованию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером <...> с сохранением его в измененных границах.
Дополнительно отмечаем, что позиция по аналогичным вопросам была направлена в Минэкономразвития России письмом Росреестра от 15.04.2015 N 14-исх/05290-ГЕ/15.
Повторно просим проинформировать о позиции Минэкономразвития России (направить копию ответа заявителю).
Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
Судебная практика
Верховный суд
Все документы
Арбитражный суды
Все документы
Суды общей юрисдикции (СОЮ)
Все документы
Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы